Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:45, реферат
1. Определение художественных особенностей изображения Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Определение художественных особенностей изображения Парижа в романе В.Гюго «Отверженные»
3. Сопоставление данных образов городов, определение черт сходства и различия.
^ Объектом исследования являются образ города как действующего героя романов Ф.М. Достоевского и В. Гюго.
Субъектом исследования являются художественные особенности творчества писателей.
Введение …………………………………………………………………………………
Глава I Теоретические аспекты и концепции понятия город
Пространство в осмыслении литературоведов…………………………………….
Урбанистическая литература: истоки и традиции…………………………………
История основания и строительства Петербурга: мифы и легенды………………
Глава II Город в системе творчества Достоевского
2.1 Петербург - свидетель внешних и внутренних событий жизни Достоевского ………………………………………………………………….........................................
2.2 Город в системе художественных ценностей Достоевского……………………..
2.3 Концепции пространственной организации произведений Достоевского……..
2.4 Литературный Петербург
2.3 Мотив северной столицы в произведениях Достоевского………………………
2.3.1 Преступление и наказание ………………………………………………………
2.3.2 Идиот………………………………………………………………………………
2.3.3. Униженные и оскорбленные……………………………………………………
2.3.4 Белые ночи……………………………………………………………………….
2.4 Монументальный город: архитектура, дома, панорама …………………………..
2.5 Душа города…………………………………………………………………………
2.6 Влияние города на психику. Физиология города………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………………
Министерство просвещения Республики Молдова Комратский государственный университет Факультет национальной культуры Кафедра болгарской филологии |
Достоевский и город: Петербург фантастический и трагический в произведениях Достоевского
выполнила: студентка __ курса ____ группы
______________________________
______________________________
подпись
___________ ________________________
подпись
Комрат 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I Теоретические аспекты и концепции понятия город
Глава II Город в системе творчества Достоевского
2.1 Петербург - свидетель внешних
и внутренних событий жизни Достоевского
………………………………………………………………….....
2.2 Город в системе художественных ценностей Достоевского……………………..
2.3 Концепции пространственной организации произведений Достоевского……..
2.4 Литературный Петербург
2.3 Мотив северной столицы в произведениях Достоевского………………………
2.3.1 Преступление и наказание ………………………………………………………
2.3.2 Идиот…………………………………………………………………
2.3.3. Униженные и оскорбленные………………………………………………
2.3.4 Белые ночи……………………………………………………………………
2.4 Монументальный город: архитектура, дома, панорама …………………………..
2.5 Душа города………………………………………………………………
2.6 Влияние города на психику. Физиология города………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………………
Приложение ………………………………………………………………………………
Введение
Город, как место пребывания человека,
всегда интересовал литературу. С одной
стороны, город формировал свой тип человека,
с другой – являлся самостоятельным телом,
живущим и имеющим равные права со своими
обитателями.
Урбанистическая литература порождена
эпохой подъема буржуазии.
В XIX веке поэзия урбанизма привлекла внимание
таких писателей, как Эжен Сю, Виктор Гюго,
Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенса, Ф.М.
Достоевский и ряда других писателей.
Урбанистическая тематика их романов
перерастает в мифологию большого города.
Это отражает громадные изменения в жизни
человечества XIX века, а именно, исход сельского
населения из деревни в город. Таким образом,
в XIX веке численность больших городов
стала превышать миллион. Город становится
формой жизни человечества, стягивающий
в себя весь цвет любой нации. Город становится
сценой, на которой разворачивается жизнь
литературных героев. Но город во многих
романах — не только подмостки, на фоне
которых развертываются страдания, страсти,
любовь и ненависть литературных героев,
город во многом становится сам литературным
героем, приобретает особые черты характера,
становится равноправным участником действия
романов.
Различные исследователи-литературоведы
в своих работах анализировали особенности
изображения города в романах Ф.М. Достоевского
и В. Гюго. В частности, это монографии
и отдельные книги С. В. Белова1, Н.П.Анциферова2,
монография «Творчество Ф.М. Достоевского:
искусство синтеза» под редакцией Г.Х.
Щенникова и Р.Г. Назирова3, исследования
В.С. Бирона4, работы по творчеству
В. Гюго С. Брахман5, Е.М. Евниной6
, И.В. Мешковой7, Н. Н Муравьевой8
и других.
Но исследований, посвященных сопоставлению
художественных особенностей изображения
города в романах данных писателей, нами
не было найдено. Это и определило выбор
темы исследования и ее актуальность. Целью нашей работы является исследование
особенностей изображения Петербурга
в романе Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание» и Парижа в романе В.Гюго
«Отверженные». Задачами исследования являлись:
1. Определение художественных особенностей
изображения Петербурга в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».
2. Определение художественных особенностей
изображения Парижа в романе В.Гюго «Отверженные»
3. Сопоставление данных образов городов,
определение черт сходства и различия.
^ Объектом исследования являются образ города как действующего
героя романов Ф.М. Достоевского и В. Гюго.
Субъектом исследования являются
художественные особенности творчества
писателей.
Введение
Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М.В. Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге еще А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.В. Гоголя, А.А. Блока, А. Белого, Ф.М. Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.
Имперский Петербург… Величественная столица, «Северная Венеция», возникшая как чудо на безлюдных берегах Невы, – на месте болот встали дворцы, убогость этих мест сменилась великолепием столь быстро, что трудно поверить в реальность такого превращения. Город, возникший как призрак, – и город призраков: это не только волшебные белые ночи, когда все реальное становится чудесным, но это и медленное превращение живых людей в призраки – ведь нездоровый климат точит их силы. И удивительно ли, что в этом городе-призраке оказываются возможны самые фантастические события: нос майора Ковалева превращается в господина и разгуливает независимо от своего владельца; портрет ростовщика губит художника Чарткова, две собачки вступают в переписку, безвинно погибший чиновник становится мстительным привидением, Медный Всадник скачет по улицам, чтобы покарать оскорбившего его. Эти странные и страшные вещи могут произойти только в Петербурге – туманном и холодном городе, где любовь – мечта, где счастье – призрак, где нет настоящей радости жизни: так, Мечтатель из «Белых ночей», неожиданно выйдя за город, «точно… очутился в Италии – так сильно поразила природа… полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах».
Федор Михайлович хорошо знал Петербург. Он многие годы прожил в нем, сменив двадцать квартир в период с 1842 по 1881 год. Отсутствовал писатель в Петербурге с конца 1849 по весну 1860 года. Он находился в ссылке после ареста по делу Петрашевского.
Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания и ощущения писателя. Известно, что в 1838 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище. После Москвы Петербург показался Достоевскому подчеркнуто угрюмым и холодным. Он предстал своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека. Только здесь – в обстановке скуки, пошлости, преобладающих над искренностью правил приличия и деловитости – могли появиться пушкинские Германы, гоголевские Пискарев, Чертков, Башмачкин. Из этой среды выведены Достоевским герои «Бедных людей», «Белых ночей», «Преступления и наказания».
Во всех романах Федора Михайловича Достоевского, действие которых происходит в Петербурге, ощущается присутствие города. Дома и подворотни, лестницы и переулки изображены с такой поразительной убедительностью, что кажутся срисованными с натуры. Мелькают названия улиц и проспектов, иногда, правда, в сокращенном, зашифрованном виде. Петербург – не просто фон, на котором разворачивается сюжет, а сверхгерой, который словно вмешивается в судьбы персонажей.
Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах – пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным «царством» нищеты, бесправия, болезней. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, появляется желание поскорее убежать подальше, набрать в легкие свежего воздуха, избавившись от «испарений» злости, ненависти и подлости.
Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.
Актуальность данной работы определяется необходимостью комплексного изучения репрезентативных аспектов поэтики художественного пространства и модели бытия в целом, выработки универсальной методики анализа пространственного мирообраза произведений писателя.
Целью данной работы является рассмотрение места образа Петербурга в поэтики художественного пространства повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотреть факты биографии писателя, связанные с Петербургом.
2. Показать особенности изображения Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского.
3. Представить историю создания повести «Белые ночи».
4. Проанализировать образ Петербурга в повести «Белые ночи».
Методологической основой исследования поэтики художественного пространства Достоевского являются работы М.М. Бахтина, Б.А. Успенского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Г.К. Щенникова и других учёных.
Предметом исследования стал роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель работы заключается в исследовании
образа Санкт-Петербурга и его роли в развитии
общей идеи.
Ведущая гипотеза автора представляет
собой обоснование важнейшей роли этого
образа в раскрытии цели написания романа
и сопряжения его с мировоззрением и духовным
миром Ф.М.Достоевского.
Работа условно делится на вступление,
основную часть и заключение, соответств5енно
озаглавленные и содержащие в себе вступление
– основные предположения и обоснования
выбора темы, основная часть – раскрытие
заявленной темы и доказательство изложенной
во вступлении гипотезы, заключение –главные
выводы, сделанные в основной части. План
представлен в работе.
Основным результатом исследования стал
вывод о важной роли темы Петербурга для
общего нравственного содержания романа.
Образ города, представленного через описания
жилищ героев, основных и второстепенных
персонажей-петербуржцев, является как
бы противником добра в его вечной борьбе
со злом и олицетворяет сатанинское начало,
противопоставленное идеалам христианской
морали, сражение между которыми представлено
в романе. Петербург в романе такой же
герой, как и, к примеру, Соня Мармеладова,
они оба борются за душу Главного героя,
Родиона Раскольникова.
В реферате использованы работы Саруханян
«Достоевский в Петербурге», Н.Долинина
«Предисловие к Достоевскому», Качурин,Мурин
.др. «Петербург в русской
Введение.
Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.
Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
· используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского;
· определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
· установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.
Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные «Канавы»; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…
Увидеть два различных города мне помогли работы следующих авторов: монографии Анциферова Н. П. «Душа Петербурга», «Быль и миф Петербурга».
Актуальность темы.
Лиценционная работа
посвящена проблеме изображения
города в понимании ее Ф. М. Достоевским. Выбор темы выпускной квалификационной
работы мотивирован тем, что данная литературоведческая
проблема представляет большой интерес
с точки зрения обобщения художественного
восприятия и отражения взаимоотношений
человека с городской цивилизацией.
Петербург - большая тема русской классической
литературы. К тому моменту, как Достоевский
напишет роман "Преступление и наказание",
сложилась уже определённая традиция,
на которую можно было опираться, но которой
порой приходилось и противостоять. Изображение
этого города - символа новой русской истории
- почти никогда не превращалось в простой
повествовательный фон, но обычно образовывало
своего рода проблемный узел. С Петербургом
связывалось много кардинальных, острейших
вопросов, занимавших русскую мысль ещё
с 1830-х годов: исторические пути движения
страны, диалектика "европейского"
и "коренного" начал в настоящем и
будущем России, противоречивое соотношение
прав личности и "утеснительной"
силы государства. Тема Петербурга обычно
вплотную подводила писателя к самым актуальным
сторонам современности. Столица империи,
где все жизненные сдвиги обозначались
и раньше, и резче, именно Петербург открывал
внимательному взору признаки глубинных,
ещё не объяснённых процессов, скрыто
назревавших в действительности.
Тема Петербурга получила своё развитие
в русской литературе, начиная с од Ломоносова
и заканчивая творчеством поэтов Серебряного
века - А.Блока, А.Ахматовой, А.Белого.
В творчестве А.С.Пушкина изображён Петербург,
созданный руками гениальных архитекторов,
Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой
площади, Петербург дворцовых переворотов
и пышных балов, Петербург - символ величия
и расцвета послепетровской России. Поэт
восхищается гармонией и красотой этого
города:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный
[15, 2, С.173]
Кроме прекрасного Петербурга А.С.Пушкин
описывает и "город бедный" демократических
окраин, фантастический, непостижимый,
"роковой" град:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно - бледный,
Скука, холод и гранит.
[15, 1, С. 431]
Н.В.Гоголя не вдохновляло величие Петербурга.
Его Петербург - призрачный город, город
необычайных превращений, которые совершаются
на фоне тяжёлого быта, город неуловимый,
манящий затаенной загадкой. Гоголь ведёт
читателя мимо поэтической красоты и величия
петербургского пейзажа. Если же красота
и мелькнёт на мгновение, она окажется
лишь злым, насмешливым обманом.
Наиболее обстоятельно эта проблема отражена
в романах Ф.М.Достоевского. Его Петербург
- это прежде всего город, связанный с трагическими
судьбами его героев. Достоевский "рисует
жизнь капиталистического Петербурга,
капиталистического города, с его ожесточённой
борьбой за существование, разительными
социальными контрастами, разореньем
и гибелью большинства и преуспеньем хищнического
меньшинства" [26, С.31]. Несчастье обитать
в Петербурге ломает судьбы героев, приводит
их к предельному отчаянию.
Эстетический опыт Достоевского использован
впоследствии в романе А.Белого "Петербург".
Цель нашей работы заключается в том, чтобы
путём текстуального анализа, изучения
литературно-критических материалов,
литературоведческих исследований раскрыть
изучаемую проблему.
В соответствии с обозначенной целью определены
следующие задачи исследования:
1. отобрать текстовый материал, иллюстрирующий
отдельные аспекты исследования, в романах
Ф.М.Достоевского "Бедные люди", "Униженные
и оскорблённые", "Преступление и
наказание", "Идиот", "Подросток";
2. изучить литературоведческие и литературно-критические
работы, в которых исследуется проблема
Петербурга в романах Ф.М.Достоевского;
3. сформулировать собственные выводы
и обобщить наблюдения над материалом
как художественных текстов, так и литературно-критических
рассуждений.