Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:45, реферат
1. Определение художественных особенностей изображения Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Определение художественных особенностей изображения Парижа в романе В.Гюго «Отверженные»
3. Сопоставление данных образов городов, определение черт сходства и различия.
^ Объектом исследования являются образ города как действующего героя романов Ф.М. Достоевского и В. Гюго.
Субъектом исследования являются художественные особенности творчества писателей.
Введение …………………………………………………………………………………
Глава I Теоретические аспекты и концепции понятия город
Пространство в осмыслении литературоведов…………………………………….
Урбанистическая литература: истоки и традиции…………………………………
История основания и строительства Петербурга: мифы и легенды………………
Глава II Город в системе творчества Достоевского
2.1 Петербург - свидетель внешних и внутренних событий жизни Достоевского ………………………………………………………………….........................................
2.2 Город в системе художественных ценностей Достоевского……………………..
2.3 Концепции пространственной организации произведений Достоевского……..
2.4 Литературный Петербург
2.3 Мотив северной столицы в произведениях Достоевского………………………
2.3.1 Преступление и наказание ………………………………………………………
2.3.2 Идиот………………………………………………………………………………
2.3.3. Униженные и оскорбленные……………………………………………………
2.3.4 Белые ночи……………………………………………………………………….
2.4 Монументальный город: архитектура, дома, панорама …………………………..
2.5 Душа города…………………………………………………………………………
2.6 Влияние города на психику. Физиология города………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………………………
К северу от причала, в центре площади в 1710 году поставили церковь во имя святой Троицы, главную церковь юного города. Она была уничтожена в 1934 г.
Западная сторона острова была отдана людям темным и ненадежным. К северу размещалась каторжная тюрьма. Южнее, прямо против Кронверка, раскинулся огромный табор – царство жуликов и нищих.
На левом берегу Невы, прямо против крепости, раскинулся нарядный Летний сад царя.Летний дворец – первый «постоянный», уже не деревянный, а кирпичный дворец Петра в Петербурге.
Специальные эмиссары в течение нескольких лет закупали в Италии античные статуи и работы скульпторов 17-начала 18 столетий. Только в апреле 1718 года из Ливорно отправили в Петербург сорок мраморных фигур, столько же бюстов и девятнадцать барельефов. В начале 1719 года на берега Невы уехала еще одна, примерно такая же партия. Среди них римские скульптуры. Гуляя по саду вместе со своими гостями, Петр нередко экзаменовал их по знанию античной мифологии. Тем самым Петр Первый превратил Летний сад в некое подобие придворной Академии.
Невиданной диковинкой для русского люда стали фонтаны с иноземными статуями. Такой вид принял Петров Летний сад к 20-м гг. 18 в.
Таким образом, к 1711 году в Петербурге существовало около 800 деревянных домов и проживало примерно 8000 человек, а острова Заячий и Городовой оказались наиболее застроенными.
На правом берегу Невы, напротив Адмиралтейства, лежал пустынный Васильевский остров.
Именно на этом острове Петр Первый распорядился построить второй для себя дворец – Зимний. Начать сооружение Петр поручил архитектору Маттарнови в 1715 г. По замыслу архитектора, этот дворец должен был стать самым большим в городе. Золотисто-белому зданию предстояло вытянуться вдоль Невы на 70 м. К сожалению, Маттарнови не успел довести строительство дворца до конца. Он умер почти одновременно с Леблоном в 1719 г. Завершить все работы царь поручил своему любимцу, трудолюбивому Трезини.
В 1709 г. Санкт-Петербург стал столицей огромного государства. Петр Первый повелел, чтобы все государственные учреждения и послы иностранных государств переехали на берега Невы.
В тот же 1712 год царь отдал повеления, во многом определившие будущий облик Петербурга. Первое из них предписывало заменить деревянную церковь в крепости каменной с обязательной большой колокольней, которую украсить часами с боем. Петропавловский собор закончили лишь в 1733 году. Первое, что сразу бросается в глаза это знаменитые ворота. Тяжелые, массивные, они напоминали триумфальную арку. Ворота должны были стать вечным памятником русским победам в Северной войне Ворота назвали Петровскими потому, что над ними высилась фигура апостола Петра с ключами в руках. Под фигурой - барельефное изображение Симона –волхва, падающего с высоты на твердый камень. Аллегория, понятная всем: Симон – шведы, а скала, на которую он падает, - Петербург. По бокам ворот, в нишах – статуя воинственной Афины Паллады и мудрой покровительницы города Афины. За триумфальными воротами крепости взгляд упирается в восточную стену собора.
Год 1720 особенный
в истории строительства
В тот же 1720 год рядом с небольшим деревянным храмом завершили кладку стен каменного Исакиевского собора. Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богоматери, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа, селила бы в душах людей веру в прочное будущее, пробуждало воспоминания о славном прошлом. Срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия. Таковым стала Александро-Невская лавра.Посвящение обители русскому князю Александру Невскому не было случайным. В 1240 году Александр разгромил на берегах Невы войско шведского Ярла Биргера. За эту победу получил он прозвище Невский. А через два года на льду Чудского озера нанес тяжкое поражение рыцарям Ливонского ордена. Перенесение мощей князя-воина из древнего города Владимира на берега Невы как бы подчеркивало преемственность между древнерусским государством и молодым Петербургом.
В 1721 году в Санкт-Петербурге появились 595 диковинных для России уличных фонарей, которые должны были вечерами зажигать, а утром тушить 64 солдата-инвалида, объединенные в специальную команду.
В 1725 году Петр умер. Умер человеком, в чьем уме родилась грандиозная идея: создать за кратчайший строк на болотистом берегу моря величественный город, достойный могущественного государства. И он создал его, отдав силы и жизнь.
Наряду с официальной историей города всегда существовала и другая. Собрано более пяти с половиной тысяч легенд, преданий, анекдотов, аббревиатур, крылатых выражений, неофициальных названий, связанных с историей, архитектурой, бытом, нравами Санкт-Петербурга. Источниками для этого собрания становились труды историков, документы, письма, воспоминания, журнальные и газетные заметки, путеводители, справочники, издания народных песен, анекдотов, пословиц и поговорок, и, конечно, живая речь горожан.
Питер - просторечное название Санкт Петербурга - возникло в начале 18 в. как сокращение от первоначального имени города - Санкт-Питер-Бурх, широко использовалось в разговорной речи, нашло отражение в фольклоре (частушках, народных исторических песнях, поговорках, пословицах).
Санкт-Петербург был основан 16 мая 1703 года на Заячьем острове в присутствии Петра I. Если верить фольклору, Петр I сам вырыл ров, в него опустили каменный ящик с золотым ковчегом, в котором находились мощи святого апостола Андрея Первозванного. Надпись на крышке ковчега гласила: «По воплощении Иисусу Христове 1703 мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским» В тот же день Петр I заложил Петропавловскую крепость. 24 мая (в течение трех дней) было сооружено первое здание Петербурга - Домик Петра I. Сохранилось предание, что царь однажды сказал: «От малой хижины возрастет город».
В сентябре 1704 года Петербург впервые был назван столицей в письме Петра I к А.Д. Меньшикову, хотя официального указа о переносе столицы из Москвы в Петербург никогда не было.
Вскоре из Москвы в Петербург была перенесена икона Казанской Богоматери в «благословение великому городу». На левом берегу Невы Петр I приказал построить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Согласно легенде строительство началось на том самом месте, где Александр Невский в 1240 году разбил шведов. Тем самым, город приобрел небесного покровителя – святого Александра Невского. На Заячьем острове по проекту архитектора Доменико Тризини заложили каменный Петропавловский собор. К этому же периоду относится и строительство здания Двенадцати коллегий. В новой столице проводится первая Петровская ассамблея, сыгравшая заметную роль в разрушении старых московских традиций и введении в быт европейских традиций и нравов.
«Петербург всегда считался городом придуманным. Это была фантазия одиночки-Петра: задумал построить на Финском болоте город и всем назло построил. Легенды и исторические факты прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга. Фольклор не претендует на истину, зато он объясняет многое из того, что стесняется или не хочет объяснять история. [1]
Легенды, мифы, предания, созданные многими поколениями жителей славного города Питера позволяют осмыслить богатейший пласт петербургского фольклора, отражающего историю города на Неве, его строительство, архитектуру и культуру, быт и нравы. Если разложить в хронологической последовательности найденные на сегодняшний день легенды о Петербурге, то получится «История Петербурга в легендах и преданиях». Но не все легенды созданы очевидцами событий. И последующие поколения рождали легенды даже о петровском времени. Как эта: «Однажды во время осмотра Васильевского острова Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» - Петр приказал на этом месте построить здание Кунсткамеры».
Наряду с официальной историей города бытует и другая: история Санкт- Петербурга в преданиях, записанных на исходе золотого века русской культуры и передаваемых «из поколения в поколение в ряду священнейших преданий». Легенды и исторические факты прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга. Разумеется, фольклор не претендует на истину, зато он объясняет многое из того, что стесняется или не хочет объяснять история.
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем. Представление о Петербурге, его по выражению Анциферова "миф" складывался и под влиянием этих идей и под воздействием всего комплекса популярных и модных в разные эпохи умонастроений.
От Петра до Николая I архитектура Петербурга воплощала идеи величия Российской империи, разрыва с старомосковской "дикостью", прогресса, порядка, закона. Литература XYIII- первой трети XIX века от Прокоповича до Батюшкова воспринимала этот комлекс идей прямо и в общем разделяла их. Город построенный с чистого листа, олицетворение будущности России воспринимался в духе идей прогресса и Просвещения. Петр оптимистически попирал змею и оправданно поднимал Россию на дыбы. Со времен пушкинского "Медного всадника" и вплоть до начала XX века отношение к императорской России и к ее державному основателю резко меняется. И западники и славянофилы считают Петербург воплощением строя основанного на произволе над человеческой личностью. Для славянофилов важна еще и культурная чуждость России постпетровской культуры и архитектуры этих, словами Достоевского, "языческих храмов в чухонских болотах". В результате классический Петербург воспринимается как бездушное скопище казарм и дворцов - нечто глубоко формальное, неоригинальное, второсортное. Это ощущение города пропагандируется "властителями дум" от Гоголя и Лермонтова до Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Оно продолжается в XX веке у символистов - прежде всего у Блока, но и у Анненского ("потопить ли нас шведы забыли").
В советское время изучение классического Петербурга становится на некоторое время одной из немногих легально возможных в Ленинграде форм ностальгии по старому Петербургу. "Летний сад", "Царское село", "Мойка, 12" становятся понятиями-символами. От Анциферова и Яцевича до Грабаря, Аркина и Гримма книги местных краеведов и историков архитектуры несут зашифрованное послание об имперском прошлом. С другой стороны официальная поздне - сталинская Россия черпает в классицистическом Петербурге некую модель для заимствования этикета, архитектурных форм, геополитических идей. С 1950-х годов интерес к классическому Петербургу вытесняется двумя другими мифами о Петербурге серебрянного века и о Петербурге Достоевского. Внимание к классике в середине 1990-х связано с конъюнктурой международного антикварного рынка, где всегда котировался "имперский" стиль.
Переоценке города середины XIX века способствовали "Петербург Достоевского" Н.П.Анциферова и "Северная элегия" Анны Ахматовой .
Для Ахматовой, Мандельштама, Анциферова, Голлербаха и для Г.Иванова, Одоевцевой, Оцупа "блистательный Сант-Петербург" становится своеобразным градом Китежем, воплощением потерянной России.
Цельного мифа о Ленинграде у большевиков не было. Ранняя версия (до середины 1920-х) годов исходила из идеи Петрограда как четвертого Рима, города в котором началась мировая революция. Ленин становился в ряд с Константином и Петром. Москва в будущем должна была оставаться столицей РСФСР, Петербург столицей всемирного СССР, местоположением Коминтерна, председатель которого, Григорий Зиновьев именно здесь имел свою ставку. Кировский и раннеждановский миф - Ленинград, колыбель трех революций, город особый, но все же явно второй в СССР. Рудименты петроградского и петербургского мифа считались политически опасными. В послевоенное время появляется "блокадный миф", дополняющий кировско-ждановский (Киров после гибели становится местночтимым коммунистическим святым). И Киров и в особенности блокада становятся частью народного ленинградского мифа. Возможно репрессии 1947-49 года против выходцев из Смольного с одной стороны, и писателей с другой, связаны с потенциальными опасностями, которые ощущала в этом мифе высшее руководство страны. В постсоветское время постепенно создается миф романовско- ходыревский, имеющий две инкорнации - коммунистическую и внепартийно-ностальгичесукую. В первой - Ленинград, город где без задержек платили пенсии, дети ездили в пионерские лагеря, не было бандитов и нищих, комсомол отличался боевитостью, строилось муниципальное жилье. Во втором варианте - советский Ленинград город особой духовной культуры, город Мравинского, Товстоногова, Акимова, истинной культуры, самый рафинированный город СССР (отсюда идея "культурной столицы"). Ну и наконец ленинградский неофициальный миф. Ленинград - город Бродского, Довлатова, "Сайгона", Гребенщикова, Науменко, Цоя, "Митьков", "системы" - столица неофициальной России.
Список использованной литературы
1. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы пригородов Санкт-Петербурга СПб., "Норинт" 2002.
2. Синдаловский Н.А. Мифология Петербурга.
3. Синдаловский Н.А. Петербургский фольклор. СПб., 1994.
4. Синдаловский Н.А. Хроника Санкт-Петербурга: Годы.События.Легенды. -СПб.:Норинт,2003.-320с.
5. Лурье Л.Я. "Питерщики" в Петербурге // Город и горожане в России XX века: Материалы рос.-фр. семинара. СПб., 2001. С. 86-91. М. Г. Хугаева.