Достоевский и город: Петербург фантастический и трагический в произведениях Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

1. Определение художественных особенностей изображения Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Определение художественных особенностей изображения Парижа в романе В.Гюго «Отверженные»

3. Сопоставление данных образов городов, определение черт сходства и различия.

^ Объектом исследования являются образ города как действующего героя романов Ф.М. Достоевского и В. Гюго.

Субъектом исследования являются художественные особенности творчества писателей.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………

Глава I Теоретические аспекты и концепции понятия город

Пространство в осмыслении литературоведов…………………………………….
Урбанистическая литература: истоки и традиции…………………………………
История основания и строительства Петербурга: мифы и легенды………………

Глава II Город в системе творчества Достоевского

2.1 Петербург - свидетель внешних и внутренних событий жизни Достоевского ………………………………………………………………….........................................
2.2 Город в системе художественных ценностей Достоевского……………………..
2.3 Концепции пространственной организации произведений Достоевского……..
2.4 Литературный Петербург


2.3 Мотив северной столицы в произведениях Достоевского………………………
2.3.1 Преступление и наказание ………………………………………………………
2.3.2 Идиот………………………………………………………………………………
2.3.3. Униженные и оскорбленные……………………………………………………
2.3.4 Белые ночи……………………………………………………………………….



2.4 Монументальный город: архитектура, дома, панорама …………………………..
2.5 Душа города…………………………………………………………………………
2.6 Влияние города на психику. Физиология города………………………………….


Заключение ………………………………………………………………………………


Библиография ……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Почти все мотивы, связанные с образом маленького человека (и шире – мечтателя), уже  намечены и у Пушкина в поэме «Медный всадник». Итак, наш герой – это бедный чиновник, размышляющий о несправедливости жизни, – ведь он, дворянин, не занимает подобающего ему положения (ср. Поприщина, который гордится своим дворянством и мечтает возвыситься, кстати, оба героя размышляют лёжа, т.е. при полном бездействии). Другие мысли Евгения – о невесте и женитьбе, здесь ближе всего образ Васи Шумкова, рисующего Аркадию картины семейного счастья Фраза «размечтался, как поэт» вызывает аналогии с началом «Бедных людей», когда Девушкин тоже «помечтал довольно приятно» и едва ли не стихами. Далее, в сцене наводнения мы видим Евгения, застывшею рядом с Медным Всадником, – сопоставление маленького человека и Государя присуще и Гоголю, и Достоевскому. Невеста Евгения Параша погибает – можно провести параллель, видимо, с неизлечимо больной Варенькой Доброселовой. Крушение любви переживают герои всех произведений, которые мы рассматриваем, и уже было отмечено, что той силой, которая разлучает любящих или героя с предметом его любви, является не чья-то злая воля, а иррациональность Петербурга, иррациональность государства, подминающая под себя человека.

Безумие Евгения  подобно безумию Васи Шумкова  и Поприщина, а ею скитания по Петербургу напоминают нам странствия Мечтателя. Образ Медною Всадника символизирует государственную стихию, уничтожающую всякого, кто встанет на пути. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» – вопрошает Пушкин, не задавая вслух еще один вопрос: кто следующим погибнет под копытами этого коня? Бунт Евгения против этой силы обречен так же, как желание Акакия Акакиевича добиться справедливости – чтобы отомстить, ему надо прежде умереть, как желание Поприщина возвыситься, приводящее его к сумасшествию. Медный Всадник, преследующий своего оскорбителя, оказывается одним из многих оживших неодушевленных предметов, которые мы видим в произведениях Гоголя и Достоевского. Наконец, гибель Евгения аналогична краху всех других маленьких людей. Завершая краткое рассмотрение образа бедного чиновника у Пушкина, Гоголя, Достоевского, нельзя не подчеркнуть еще раз, что причина несчастий маленького человека и близких ему – не просто социальная несправедливость, а стихийность, надчеловечность государства, от которой не может защитить даже генерал-благодетель, что эти беды усугубляются фантастичностью, иррациональностью Петербурга – города-символа, жизнь в котором неизбежно делает из маленького человека – мечтателя, чье существование протекает в мире грез, на границе реального и вымышленного, – поэтому в произведениях, описывающих жизнь маленького человека, мы и видим, говоря словами Достоевского, «реализм… доходящий до фантастического».

Петербург, город  великолепия и ужасной нищеты, город Разума, доходящего до полной иррациональности, неизбежно порождает  мечтателей, и рано или поздно мечта сталкивается с действительностью и гибнет сама и губит человека – его неустойчивая душа, его «слабое сердце» не выдерживает настоящей любви или он задавлен бедностью, но скорее – и то, и другое вместе. Единственной попыткой выхода является бунт – но и тот оборачивается против бунтаря, губя его не руками правосудия, а невозможностью сопротивляться стихии. Эта же тема будет потом поднята Достоевским в романе «Преступление и наказание», где задавленный нищетой Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, однако стихией, против которой он безуспешно пытается бороться, оказывается не государство, а, напротив, – человечность. Раскольников – своего рода «маленький человек наоборот», если мечты маленького человека безобидны и трогательны, а когда они рушатся, он гибнет, то мечта Раскольникова страшна и разрушительна, и она точно так же терпит крах при столкновении с действительностью (совершив убийство, Раскольников оказывается не в силах это перенести), но ее крушение ведет к возрождению человека.

 

Практическая  значимость результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных программ и пособий при чтении курсов религиоведения, религиозной антропологии и культурологии, истории философии, истории межконфессиональных взаимодействий и диалога культур. Они могут послужить и при подготовке программ научных встреч, семинаров и конференций по проблемам взаимообмена достижений современной христианской мысли, межцерковного и межкультурного диалога.

 

Структура и объем Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем работы (включая библиографию) составляет 205 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 213 наименований, в т. ч. 40 — на иностранных языках.

Тезисы, выносимые на защиту

 

 
 
.

 

Глава I 

 

1.1 Пространство  в осмыслении литературоведов

    Мы теперь меньше говорим о времени («историческом», «судьбоносном»), но с большим интересом относимся к различным пространствам, их соотношению. Философы, публицисты, литераторы, рассматривая Россию как историко-географический феномен, пытаются понять ее специфику.

Еще Ф. Тютчев в стихотворении  «Русская география» писал: „Москва, и град Петров, и Константинов град – Вот царства русского заветные столицы… Но где предел ему? и где его границы – На север, на восток, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат… Семь внутренних морей и семь великих рек… От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Гаота до Дуная… Вот царство русское… и не пройдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек”.

Мандельштам, размышляя  о России пиал: «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер… Это – факт географический».

Гр. Марченко также видит  характерную особенность России, отличающую ее от многих других стран, в «географичности», «пространственной протяженности, межтерриториальной контрастности, обилии природных ресурсов», богатом выборе разнообразных условий для жизни населения. Обобщая высказывания ученых и писателей, Гр. Марченко выделяет особые, сформировавшиеся в такой географической среде черты характера и поведения жителей России:

1.Специфическую ответную  реакцию на неблагоприятное изменение  условий жизни (казачество).

2.Расточительность (при  избытке природных ресурсов) и  в то же время щедрость души.

3.Чувство внутренней  свободы духа, граничащее с анархизмом (причина бунтов).

4. Многовековое психологическое  противостояние властей и основной  массы населения и др.

Классификация эта далеко не бесспорна, хотя автор стремится  дать объективный анализ региональным процессам, рассматривая регионализм как образ мышления и действий.

Культурному пространству посвящены работы многих литературоведов  и искусствоведов: Ю.М. Лотман, 3. Г. Минц, Б.Ф. Егоров, С.Г. Исаков и др.

Разъяснение, что такое  культурное пространство, дал Д.С. Лихачев  в статье «Культура как целостная среда»: «Под пространством я понимаю в данном случае не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды, имеющее не только протяженность, но и глубину». Ученый считает, что «пространство культуры» представляет собой «нерасторжимое целое» и при утрате какой-либо одной ее части непременно наступает общее падение культуры.

Об интересе к проблеме «географичности» России свидетельствует  появление книг «Заметки о русском» Д.С. Лихачева; «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн» (антология); «Русские столицы Москва и Петербург» (Под ред. Д.Н. Замятина); География городов» Е.Н. Перцика и т.д., и переиздание работ таких краеведов, как Н.Н. Анциферов – «Душа Петербурга», «Непостижимый город» и др.

      Русская литература кажется единой, централизованной. Еще в 20-е годы нашего столетия, отмечая, что «русская литература – это литература столичная, петербургская и московская, никакая иная», Н.К. Пиксанов утверждал значимость и областных культурных гнезд. Судя по именам, областные «литературные гнезда» России довольно значительны. Уроженцы Воронежской области– И. Бунин, А. Кольцов, И. Никитин, Н. Станкевич, В. Слепцов, А. Эртель, А. Афанасьев, А. Платонов, С. Маршак, Г. Бакланов, А. Жигулин и др.; Орловской – И. Тургенев, А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Лесков, С. Булгаков, Б. Зайцев и др.; Оренбургской – Н. Карамзин, К. Аксаков, М. Михайлов, М. Авдеев, С. Гусев-Оренбургский, Л. Сейфуллина, В. Правдухин, Ю. Бондарев, В. Маканин и др.; Архангельской – М. Ломоносов, А. Чапыгин, Ф. Абрамов, Н. Рубцов и др.; Костромской – А. Плещеев, П. Катенин, А. Писемский, В.В. Розанов, Д. Фурманов, О. Куваев и т.д.

Если же заняться «литературной  географией» и посмотреть на Россию с точки зрения пространства, то можно увидеть, что по территории Архангельская область равна Франции или Испании, Великобритания – Новосибирской области или Алтайскому краю; Дания, Бельгия, Голландия, каждая в отдельности, занимают такую же площадь, как Воронежская, или Смоленская, или Самарская, или Нижегородская, или Пензенская, или Рязанская, или Костромская и т.д.; на площади, равной площади Иркутской области, разместятся Испания и Великобритания, на территории Оренбургской области – Дания, Бельгия, Швейцария, Албания. Между тем мы достаточно знаем об английской, датской, бельгийской и др. литературах и очень слабо представляем культуру областей России. Правда, наши писатели привили нам любовь не только к основным культурным центрам России – Москве и Петербургу, но и к таким, как:

Михайловское Псковской области (пушкинские места), Болдино Нижегородской области (пушкинские места), Царское Село Ленинградской обл. (пушкинские, ахматовские места и др.),

Тарханы Пензенской обл. (лермонтовские места), Ясная Поляна Тульской обл. (толстовские места), Абрамцево Московской обл. (аксаковские места и др.), Аксакове Оренбургской обл. (аксаковские места), Спасское-Лутовиново Орловской обл. (тургеневские места)

Щелыково Костромской  обл. (места А.Н. Островского), Грешнево и Карабиха Ярославской обл. (некрасовские места), Мураново Московской обл. (места Тютчева, Баратынского и др.), Мелихово Московской обл. (чеховские места), Шахматове Московской обл. (блоковские места), Константинове Рязанской обл. (есенинские места) и т.д.

   Особая тема – это Петербург и Москва в творчестве писателей, причем есть свои нюансы в изображении столиц уроженцами их и авторами, ставшими их жителями.

Эстетическую и нравственную значимость таких мест для писателя объяснил Л.Н. Толстой: «Без своей Ясной  Поляны я трудно могу представить  Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

По словам А. Твардовского, «Русские писатели… принесли с собой  в литературу свои донские, степные  и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особливый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами великого единого языка».

Литературные места  приобретают особую власть и над  читателями. Об этом писал ценивший краеведение К.Г. Паустовский: «Я не знаю, в чем очарование мест, связанных  с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяются гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет»

В нашей стране существуют определенные территории, которые в силу разных причин занимают особое место в русской литературе. Так, Кавказ воспет многими русскими поэтами. Еще В.Г. Белинский отмечал: «Грандиозный облик Кавказа… в первый раз был воспроизведен русской поэзиею…, в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом. С тех пор с легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и сильных мечтаний!».

А. Ахматова написала «Кавказское»:

«Здесь Пушкина изгнанье началось и 

     Лермонтова кончилось изгнанье».

С. Есенин напоминает о  том же в стихотворении «На  Кавказе»:

«Издревле русский наш Парнас

 Тянуло к незнакомым  странам,

 И больше всех  лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом».

Здесь Пушкин в чувственном  огне слагал душой своей опальной:

 «Не пой, красавица,  при мне 

   Ты песен Грузии печальной».

И Лермонтов,

«тоску леча, нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича 

Давал сестру заместо  злата.

За грусть и желчь  в своем лице

Кипенья желтых рек достоин,

Он, как поэт и офицер,

Был пулей друга успокоен».

И Грибоедов «здесь зарыт,

 Как наша дань  персидской хмари

 В подножии большой  горы

 Он спит под плач  зурны и тари».

Не менее важна для  русской литературы Сибирь, куда ссылали лучших сынов России. Странствия и путешествия по своей или чужой воле занимали в жизни и творчестве русских писателей значительное место. Любопытны маршруты путешествий, выбранные самими писателями. Поездки бывали как на близкие расстояния – «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «От Оренбурга до Уфы» Г.И. Успенского, так и на дальние – «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова, «От Оренбурга до Ташкента» Н.Н. Каразина. Известны охотничьи путешествия И.С. Тургенева («Записки охотника»), С.Т. Аксакова («Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы»), В.П. Правдухина («По излучинам Урала», «Годы, тропы, ружье»). Десять раз ездил в заволжские степи Л.Н. Толстой; по «пугачевским» местам совершили поездки А.С. Пушкин и В.Г. Короленко, что дало богатейший материал для их творчества. Большой след в литературной деятельности М. Горького, А.И. Куприна, В.А. Гиляровского оставили их странствия по Руси.

Многие русские писатели XIX века и начала XX века – Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.А. Блок, И.А. Бунин, М. Горький, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева и др. – посещали европейские страны и города, считая своим долгом познакомиться с культурой Европы, сопоставить свою страну с другими.

И. Бунина, занимавшегося  проблемой соотношения «европейского» и «азиатского» начала в русской  душе, привлекла Азия. Для романтика Н. Гумилева оказалась важна Африка. С. Есенин побывал в Туркестане.

И даже если писатели не так много ездили, то русская природа, российские просторы накладывали особый отпечаток на их творчество – на темы, идеи, образы, жанры, сюжет и  т.д. Через образы природы проявляется национальная специфика литературы. Давая определение народности, А.С. Пушкин «климат» поставил на первое место: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии».

Прием панорамы, позволявший  схватить многие русские земли, явно виден у Г.Р. Державина: «С Курильских островов до Буга, От Белых до Каспийских вод Народы, света с полукруга, Составившие россов род…»

Локальные стихи занимают значительное место в русской поэзии и встречаются у следующих авторов:

Г. Державин – кавказский пейзаж ввел одним из первых, Н. Карамзин – воспел одним из первых Волгу, К. Батюшков – показал природу мрачного Севера, А. Пушкин – воспел Кавказ, южные места, воссоздал природу Захарова, Михайловского, Болдина, Е. Баратынский – первый певец природы Скандинавии, М. Лермонтов – тоже певец Кавказа, Н. Некрасов – основоположник городского пейзажа, прежде всего петербургского, А.К. Толстой – автор «Крымских очерков», о Крыме писали М. Волошин, В. Брюсов, Н. Заболоцкий и др. Кавказ привлекал, кроме названных, Я. Полонского, В. Брюсова, В. Маяковского и др.С. Есенин – певец рязанских мест, П. Васильев – Западной Сибири и Прииртышья, И. Сельвинский – Дальнего Востока, Н. Заболоцкий – Урала, Сибири, Подмосковья,

А. Прокофьев – Ладоги, Д. Самойлов – Подмосковья, Б. Окуджава – Москвы, Арбата, Н. Рубцов – архангельских и вологодских мест.

     Исследователи подметили зависимость изображения пространства в произведениях русских писателей от нравственно-эстетических задач, решаемых писателем. По наблюдениям А. Галкина, «когда герои приближаются к идеалу, они оказываются в пространстве, которое предельно открыто, распахнуто в мир, нравственно: Раскольников кается на площади в преступлении… Алеше Карамазову открывается небесный купол на фоне глав собора. Фактически же герой Достоевского существует только в кризисном пространстве, откуда один шаг либо в вечность, где пребывает божественный идеал, либо в безвременье, ведущее к преступлению и греху. Вот почему так часто мелькают на страницах произведений писателя выражения: «лететь с горы», «падать с крыши», «лететь в пропасть».

В.Н. Топоров отмечает, что пространственные передвижения героя Достоевского обычно связаны  с переменами в его нравственном состоянии: «моменты просветления, надежды, освобождения наступают по выходе из дома».

Проблема города и  его соотношение с деревней тоже краеведческая тема, важная для России. Один из бунинских героев «Деревни»  говорит: «Да она (Россия) вся –  деревня… Глянь кругом-то: город это, по-твоему? Стадо каждый вечер – по улицам прет – от пыли соседа не видать… А ты – «город»!».

Российские города –  особые. В середине 20-х годов Н. и Т. Анциферовы выпустили трехтомную хрестоматию, где показали город  как место встречи разных культур. По наблюдениям Д.С. Лихачева, «одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки… Он проплывает мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов». К образу провинциального города с разными художественными целями обращались многие русские писатели: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Г. Успенский, М. Горький, С.И. Гусев-Оренбургский, И А. Бунин, А.И. Куприн и т.д. М.М. Бахтин видел в «провинциальном городке» пример пересечения пространственного и временного ряда.

Огромный пласт русской  литературы связан с русскими столицами. Кроме широко известных произведений русских писателей, о столицах имеется целый ряд статей разных авторов (писателей, критиков, философов, публицистов): «Петербургские записки» Н.В. Гоголя, «Москва и Петербург» А.И. Герцена, «Петербург и Москва» В.Г. Белинского, «Прогулки по Москве» К. Батюшкова, «Три столицы» Г.П. Федотова, «Учитель и ученик. О словах, городах и народах»

В. Хлебникова и др. О  Петербурге писали А. Бенуа («Живописный  Петербург»), П.Н. Столпянский, И.М. Гревс, Е.П. Иванов, Н.П. Анциферов. Исследователь  «Петербургского текста русской  литературы» В. Н Топоров обозначает наиболее значительные имена в свете Петербургского текста: «…Пушкин и Гоголь как основатели традиции; Достоевский как ее гениальный оформитель, сведший воедино в своем варианте Петербургского текста как такового; Андрей Белый и Блок как ведущие фигуры того ренессанса петербургской темы, когда она стала уже осознаваться русским интеллигентным обществом; Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петербурге, завершители Петербургского текста; Вагинов как закрыватель темы Петербурга, «гробовых дел мастер». При обзоре авторов, чей вклад в создание Петербургского текста наиболее весом, бросаются в глаза две особенности: исключительная роль писателей – уроженцев Москвы (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Григорьев, Ремизов, Андрей Белый и др.) и – шире – непетербуржцев по рождению (Гоголь, Гончаров, чей вклад в Петербургский текст пока не оценен по достоинству, Бутков, Вс. Крестовский, Г.П. Федотов и др. …».

Отмечая, что Петербургский  текст менее всего был голосом  петербургских писателей о своем городе, В.Н. Топоров подчеркивает: «Устами Петербургского текста говорила Россия и прежде всего Москва. Потрясение от их встречи с Петербургом ярко отражено в Петербургском тексте».

Ученый считает создание Петербургского текста одним из самых  весомых «ноосферических» вкладов в русскую и мировую культуру. «По всему пространству этого текста бродят тени Германна и Пиковой дамы, Медного Всадника и бедного Евгения, Акакия Акакиевича и капитана Копейкина, Макара Девушкина и Голядкина. Прохарчина и Раскольникова… и многих других».

И читателю, даже никогда  не бывавшему в Петербурге, благодаря  Петербургскому тексту знакомы многие места города: большой дом в  районе Столярного переулка, Кокушкин мост и канавы, Сенная площадь и  т.д.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в литературоведении наших дней наметились новые тенденции, позволяющие создать в методике преподавания литературы более современную концепцию использования географического феномена в преподавании литературы, учитывающую в анализе литературных произведений пространственные отношения.


 

 

 

1.2  Урбанистическая литература: истоки, традиции.

Урбанистическая литература порождена эпохой романтизма. Уже «Персидские письма» Монтескье  содержат притворно-наивную критику  Парижа; затем Мерсье написал свою урбанистическую экциклопедию «Картины Парижа», а Ретиф де ла Бретон — огромный цикл скучнейших романов из жизни темных притонов. Романтизм поначалу с презрением отвергал эту тему ради духовной эмиграции за моря. Вальтер Скотт прославил времена, когда Города еще не существовало. Однако урбанизм взял реванш в творчестве французской «неистовой школы», и тогда искатели экзотики возвратились с берегов Ганга и Миссисипи в Лондон и Париж. Злачные места великих метрополий не менее экзотичны, чем джунгли и прерии: у Бальзака, прошедшего через ту же школу, бандиты заменили ирокезов, банкиры — магараджей, лоретки — баядерок, а дисконтёры — тигров. Романтизм открыл экзотику Города. На смену следопыту пришел Великий Сыщик, и Эдгар По создал детективную новеллу.При все своих различиях, Гофман, По, Эжен Сю, Томас Де Квинси, Бальзак и Диккенс в своем творчестве наглядно демонстрируют рождение урбанистической литературы из готико-романтической традиции. Все эти писатели были по-разному, в неравной степени дороги Достоевскому. Он был глубоко связан с этой линией западноевропейской литературы.

Бальзак и Диккенс — ближайшие предшественники Достоевского в этой области. Бальзак сумел придать мифу Города убедительность и документальность: его Париж — это город-маяк провинциальных честолюбцев, слетающихся к нему, словно бабочки на огонь. Здесь они гибнут или перерождаются, покоряясь свирепым законам цивилизации. Диккенс по-своему романтизировал пошлую прозу городского быта. Действие его романов, полное ошеломляющих зигзагов, соответствует опыту городских улиц. Пронизывающий туман над свинцовой Темзой — это и холод человеческих отношений. Эти два романиста, столь непохожие друг на друга, создали представление о городе эпохи капитализма — городе, который является одновременно цивилизатором и растлителем.

Пуританская традиция представляла Город как Содом, как  «ярмарку тщеславия» (Бэниан). Эта традиция, преломленная философствованием Жан-Жака Руссо, мощно влияла на романтиков. Дело не только в «греховности» города, дело в том, что капиталистическая цивилизация убивает целостность жизни. Кризис религии и кризис гуманизма наступают почти одновременно и по сходным причинам, о которых впервые отчетливо сказали Маркс и Энгельс. Религия становится товаром, как и красота. Люди викторианской эры нигде не чувствуют себя столь отрезанными от «трансценденции», как в своих продымленных городах, и голодная Гуманность тщетно протягивает руку у порталов банкирских дворцов, торжественных, как соборы.

Большой город растет прежде всего  вверх — от подвалов до все более высоких этажей и крыш. Писателей увлекает глубина и высота, возникает вертикальный пейзаж, действие движется не по традиционной горизонтали, воплощением которой была большая дорога пикареска, а по вертикали, по лестницам, уставленным кадками с померанцевыми деревьями и ливрейными лакеями, либо изредка сверху вниз, когда герцог Герольдштейнский спускается в трущобы Парижа. Вертикальный пейзаж полон напряжения. Если в горизонтальном пейзаже была опасность заблудиться, то в вертикальном — упасть. Пусть даже с небольшой высоты: Германн у Пушкина падает всего лишь со ступенек катафалка, но это предвещает другое его падение— метафорическое, с высот минутного успеха в бездну безумия.Общее место урбанистической литературы — контрасты дворцов и подвалов, роскоши и нищеты. Гоголь блестяще развил иную оппозицию — внешнего блеска и внутреннего разложения; в его Петербурге «все дышит обманом», это дьявольский мираж. Гоголь трактует Город как призрак, но в то же время боится этого призрака. Гоголевский контраст гиперболизированной пошлости и фантастики прямо повлиял на молодого Достоевского.

Назиров Р. Г. Петербургская легенда и литературная традиция. — В кн.: Традиции и новаторство. Уфа, 1975, вып. III.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 256.

1.3 История  основания и строительства  Петербурга: мифы и предания

   С первых  лет существования Древней Руси  местность, где лежит теперь  Петербург, входила в состав  обширной Новгородской области.  Летописец Нестор говорит, что  по Неве ходили новгородцы в Варяжское море, а там и до Рима. В 1300 году, в самый Троицын день, на берега Невы приплыл с войском и с итальянским архитектором, присланным от самого Папы, шведский маршал Торкель и основал там крепость Ландскрона (Венец края).

Такое опасное  соседство шведов сильно встревожило новгородцев, и не прошло года, как на призыв последних прибыл из Суздаля великий князь и уничтожил шведское поселение. Более двухсот лет после того новгородцы владели этою местностью. В обыскных, платежных и оброчных книгах XVI и XVII столетий находим, что вся местность, лежащая по обеим сторонам Невы, вплоть до Финского залива, составляла погост Спасский и Городенский и была присуд, или округ, ведомства города Орешка (Шлиссельбурга).

Все же острова, составляемые протоками Невы при её устьях, у новгородцев носили название Фомени, от испорченного финского слова tamminem — «дубовый». Вероятно, в старину в здешних лесах дуб составлял редкость; на петербургских же островах он встречался во множестве, о чем свидетельствуют ещё до сего времени растущие на Елагином и Каменном островах пятисотлетние огромные дубы.

 

 

 

16 мая 1703 года  – эта дата всеобще принята  как день основания города, начало  работ по сооружению крепости  на Заячьем острове. 

29 июня, в Петров  день, частично построенная, она освящается и получает имя Санкт-Петербург (некоторое время наравне с ним бытует неофициальное – Петрополь). В дальнейшем имя крепости перейдет городу, а крепость станет называться Петропавловской.

Выбор имени  будущей столицы Российской Империи  определился не только стремлением монарха почтить своего небесного покровителя, но и склонностью Петра Первого к аллегориям. Имя имело и символическое значение: город в устье Невы, по мысли царя, был призван стать ключом к Балтийскому морю; как известно апостол Петр является обладателем ключей к раю.

Однако крепость – еще не город. Крепость – вынужденная  необходимость. Город начинается с  домов для жилья. Первый такой  дом царь повелел поставить для  себя 5 июня. Царю предложили перенести  для него какой-нибудь хороший дом из Ниеншанца. Он гневно отказался. Не хотел ничего чужого. Повелел срубить сосны, стоящие на берегу, и строить дом из них. Через два дня одноэтажная изба с двумя комнатами была готова. Ее выкрасили в красный цвет, а стены расписали под кирпич, а крышу – под черепицу. На гребне установили вырезанные их липы две небольшие мортиры с языками пламени. Петр свою резиденцию прозвал «Красные хоромы».

В этом «дворце» царь прожил чуть больше четырех лет, но, даже покинув его, продолжал следить  за сохранностью. Домик был памятником в честь победы, памятником исполнившейся мечте. Уже через двадцать лет, желая уберечь «хоромицы» от непогоды, Петр приказал окружить их галереей с крышей. Многие десятилетия спустя галерею превратили в большой футляр, внутри которого и сегодня хранится историческая реликвия.

Летом 1704 г. рядом  с домом царя начал подниматься  деревянные дворцы А. Меньшикова, министров, генералов. На первых порах не было никаких предписаний, регулировавших застройку. Каждый новый петербуржец  строил, как хотел.

«Улицы не мощеные, разве кое-где переброшены через  них доски. Переходить по ним нужно  осторожно: они трясутся при каждом шаге, уходят в топкую почву, выжимая  их нее лужи грязной воды. Оступишься – увязнешь по щиколотку».

В 1705 г. на левом  берегу Невы, наискосок от Петропавловской крепости начали сооружение огромной верфи – Адмиралтейство.

Третьего мая 1706 года, после торжественного молебна  перед строем полков, после пушечной пальбы царь Петр самолично заложил  первый камень в основание цитадели. Под этот камень поставили золотой ковчежец с частицей мощей святого апостола Андрея – покровителя России. Строить крепость поручили Доминико Трезини.

Информация о работе Достоевский и город: Петербург фантастический и трагический в произведениях Достоевского