Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
При написании данной дипломной работы мы опирались на статью “Модели семантической деривации в русской терминологии” на материале биологических терминов, на статью «Языковые тенденции в выборе мотивирующих признаков в процессе номинации экзотических растений (на материале фитонимов русского и английского языков)», «К вопросу о функциях номенклатурных номинаций (на материале международных наименований цветковых растений)», на энциклопедию «Природа Беларуси» и «Жизнь животных». Также мы обращались к работе В.А. Меркуловой “Очерки по русской народной номенклатуре растений”. Множество работ, посвящённых изучению названий растений, принадлежит исследователю Т.А. Бобровой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОДНОСЛОВНЫЕ ФИТОНИМЫ……………………………………………...5
1.1 Фитонимы, образованные суффиксальным способом……………………..5
1.2 Фитонимы, образованные способом сложения и сложения с дополнительной суффиксацией………………………………………………...12
2 ФИТОНИМЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ И ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЕМ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПЕРЕНОСА………….15
2.1 Фитонимы, образованные по модели «прилагательное + существительное»………………………………………………………………..15
2.2 Фитонимы, образованные путём метафорического переноса………....….17
3 ОДНОСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ НАСЕКОМЫХ …………………...23
3.1 Наименования насекомых, образованные суффиксальным способом…..23
3.2 Наименования насекомых, образованные способом сложения и сложения с дополнительной суффиксацией………………………………………………29
4 НАИМЕНОВНИЯ НАСЕКОМЫХ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ И ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЕМ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПЕРЕНОСА…………………………………………………………....................32
4.1 Наименования насекомых, образованные по модели «прилагательное + существительное»………………………………………………………………..32
4.2 Наименования насекомых, образованные путём метафорического переноса…………………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………...41
Медляки – жуки-чернотелки; медленный [2, с.335] – совершающийся с небольшой скоростью, неторопливо протекающий (имеют особенность очень медленно передвигаться);
Майки – семейство жуков; майка [2, с.326] – летняя трикотажная, обычно нижняя, рубашка без рукавов и воротника (данный вид жуков встречается только в мае);
Кавалеры – дневные бабочки; кавалер [2, с.254] – мужчина, танцующий в паре с дамой, а также занимающий ее в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней (изящество этой бабочки и эффектная окраска никого не оставят равнодушным).
4) характерный звук:
Пискунья – семейство насекомых отряда двукрылых; пискун [2, с.509] – тот, кто постоянно пищит.
Таким образом, проанализированный материал позволяет сделать вывод, что метафоры в субъязыке биологической науки реализуют универсальные метафорические модели – те, по которым образуются метафоры языковые и художественные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной дипломной работы было выяснено, что фитозоонимы образованы следующими способами:
- суффиксация
- сложение
- сложение с дополнительной суффиксацией
- образованные путем
- образованные по модели прилагательное + существительное.
1. Самой многочисленной является фитозоонимы, образованные суффиксальным способом.
Среди фитонимов, образованных суффиксальным способом, мы определили, что наиболее продуктивными в образовании являются такие суффиксы, как -ник- (ваточник), -ик- (боровик). Менее продуктивными являются суффиксы -ниц- (чесночница), -як- (синяк), -ок- (вьюнок), -ец-(чистец).
Среди наименований насекомых, образованных суффиксальным способом, мы выявили, что наиболее продуктивными в образовании названий насекомых являются суффиксы -ниц- (болотницы), -ник- (булавники), -к- (мохнатки). Менее продуктивными являются такие суффиксы, как -ец- (мокрецы), -овк- (зерновки), -евк- (огневки),-щик-(пилильщики), -ушк- (зеленушки).
2. Менее многочисленной является группа фитозоонимов, образованных способом сложения с дополнительной суффиксацией.
Среди фитонимов, образованных способом сложения с дополнительной суффиксацией, участвуют следующие суффиксы: -ник- (двулепестник), -к-(многоножка), нулевой суффикс (телорез).
При сложении с суффиксацией у наименований насекомых участвуют следующие суффиксы: нулевой суффикс (бокоходы), -к- (белокрылки), -ниц-(длиннохоботницы), -н- (открыточелюстные).
При образовании фитонимов и зоонимов путём сложения с дополнительной суффиксацией происходит усечение производящей основы (водосбор, кровососки).
3. Группа фитозоонимов, образованных способом сложения, самая незначительная (солнцецвет,пчеложук).
4. Продуктивна группа фитозоонимов, образованных по модели имя прилагательное + имя существительное. Причём имена прилагательные имеют разные значения.
У фитонимов мы выделили следующие группы прилагательных:
У наименований насекомых мы выделили следующие группы прилагательных:
1. в зависимости от цвета, обозначенного именем прилагательным (клоп зеленый);
2. в зависимости от места обитания, обозначенного именем прилагательным (клещ собачий);
3. в зависимости от присущих свойств, обозначенных именем прилагательные (трубковые пауки).
Большая часть фитозоонимов представлена двусоставными субстантивными словосочетаниями, построенными по схеме:
а) «качественное прилагательное + существительное» (блестянка голубая);
б) «относительное прилагательное + существительное» (мясные мухи);
в) «притяжательное прилагательное + существительное» (блоха собачья).
5. Фитозоонимы, образовавшиеся в результате метафорического переноса, мы разделили на группы в зависимости от того, какой частью речи является метафоризируемый компонент. Группы следующие:
1. метафоризируемый компонент – существительное (совки);
2. метафоризируемый компонент – прилагательное (привиденьевые);
3. оба компонента подвергаются метафорическому переосмыслению (мертвая голова).
Семантические сдвиги при появлении того или иного наименования происходят при наличии сходства между объектами по следующим признакам (у наименований насекомых):
1. характерные особенности
2. цвет или особенности окраски (шашечница);
3. характерные особенности
4. характерный звук (пискунья).
Семантические сдвиги при появлении того или иного наименования происходят при наличии сходства между объектами по следующим признакам (у фитонимов):
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Меркулова, В. А. Очерки по русской народной номенклатуре растений / В. А. Меркулова. – М.: Наука, 1967. - 258 с.
2 Меркулова, В. А. Несколько диалектных названий растений / В. А. Меркулова // Этимология. - М.: Наука. – 1967. - С. 153-160.
3 Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1988.
4 Природа Беларуси. – Мн.: Белорусская советская энциклопедия им. Петруся Бровки, 1986.
5 Жизнь животных. – М. : «Просвещение», 1984.
6 Боброва, Т.А. Из истории кодификации русских фитонимов / Т.А. Бобровa // Терминология и культура речи. – М., 1981. - С. 207 - 231.
7 Боброва, Т.А. Колокольчики, колокольчики и колокольчики / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1977. – №4. - С. 113.
8 Боброва, Т.А. Медуница и повилика / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1971. – №5. - С. 101 - 102.
9 Боброва, Т.А. «Шиповник» и другие / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1974. – №3. - С. 98 - 100.
10 Боброва, Т.А. О природе названия и принципах номинации / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1974. - №4. - С. 73-79.
11 Боброва, Т.А. О некоторых названиях деревьев / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1988. – №4. – С. 93-99.
12 Боброва, Т.А. Фитонимы на -ик(а), -иц(а) : дисс…. канд. филол. наук: 330559. – М, 1976. – 266 с.
13 Дубровина, С.Ю. Русская ботаническая терминология в этнолингвистическом освещении (на материале названий растений, образованных от названий животных и птиц): дисс…. канд. филол. наук: 100201. – Саратов, 1991. – 385 с.
14 Дубровина, С.Ю. Заячья капуста, ушки и лапки / С.Ю. Дубровина // Русская речь. – 1990. – №6. – С. 113-119.
15 Дубровина, С.Ю. Кукушкины слёзки / С.Ю. Дубровина // Русская речь. – 1990. – №4. – С. 135-141.
16 Колосова, В.Б. Зверобой / В.Б. Колосова // Вестник молодых учёных. – 2001. – №4. – С. 17-20.
17 Кузнецова, Е.В. Международные наименования цветковых растений в аспекте номенклатурной номинации: дисс…. канд. филол. наук: 280110. – Саратов, 2004. – 258 с.
РЕФЕРАТ
Объем данной дипломной работы составляет 42 страницы, 17 использованных источников.
Ключевые слова: фитонимы, зоонимы, фитозоонимы, суффикс, метафора, способ образования.
Объект исследования: фитонимы, зоонимы.
Предмет исследования: ботаническая номенклатура.
Цель научной работы – описать способы образования наименований растений и насекомых в русском языке.
Для достижения выдвинутой цели были обозначены следующие задачи:
1) отбор фактического материала
по энциклопедии «Природа
2) классификация собранного материала в зависимости от способа образования и семантики;
3) описание наименований насекомых и растений со словообразовательной и семантической точек зрения.
Методы исследования: описательно-аналитический и сопоставительный.
Результаты проведенного исследования таковы:
Результаты данного