Фитозоонимы в специальных энциклопедических словарях: модели семантической деривации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

При написании данной дипломной работы мы опирались на статью “Модели семантической деривации в русской терминологии” на материале биологических терминов, на статью «Языковые тенденции в выборе мотивирующих признаков в процессе номинации экзотических растений (на материале фитонимов русского и английского языков)», «К вопросу о функциях номенклатурных номинаций (на материале международных наименований цветковых растений)», на энциклопедию «Природа Беларуси» и «Жизнь животных». Также мы обращались к работе В.А. Меркуловой “Очерки по русской народной номенклатуре растений”. Множество работ, посвящённых изучению названий растений, принадлежит исследователю Т.А. Бобровой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ОДНОСЛОВНЫЕ ФИТОНИМЫ……………………………………………...5

1.1 Фитонимы, образованные суффиксальным способом……………………..5

1.2 Фитонимы, образованные способом сложения и сложения с дополнительной суффиксацией………………………………………………...12

2 ФИТОНИМЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ И ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЕМ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПЕРЕНОСА………….15

2.1 Фитонимы, образованные по модели «прилагательное + существительное»………………………………………………………………..15

2.2 Фитонимы, образованные путём метафорического переноса………....….17

3 ОДНОСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ НАСЕКОМЫХ …………………...23

3.1 Наименования насекомых, образованные суффиксальным способом…..23

3.2 Наименования насекомых, образованные способом сложения и сложения с дополнительной суффиксацией………………………………………………29

4 НАИМЕНОВНИЯ НАСЕКОМЫХ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ И ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЕМ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПЕРЕНОСА…………………………………………………………....................32

4.1 Наименования насекомых, образованные по модели «прилагательное + существительное»………………………………………………………………..32

4.2 Наименования насекомых, образованные путём метафорического переноса…………………………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………...41

Файлы: 1 файл

Моя дипломная работа усатова1.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

Медляки – жуки-чернотелки; медленный [2, с.335] – совершающийся с небольшой скоростью, неторопливо протекающий (имеют особенность очень медленно передвигаться);

 

Майки – семейство жуков; майка [2, с.326] – летняя трикотажная, обычно нижняя, рубашка без рукавов и воротника (данный вид жуков встречается только в мае);

 

Кавалеры – дневные бабочки; кавалер [2, с.254] – мужчина, танцующий в паре с дамой, а также занимающий ее в обществе, на прогулке, ухаживающий за ней (изящество этой бабочки и эффектная окраска никого не оставят равнодушным).

 

4) характерный звук:

 

Пискунья – семейство насекомых отряда двукрылых; пискун [2, с.509] – тот, кто постоянно пищит.

 

      Таким образом, проанализированный материал позволяет сделать вывод, что метафоры в субъязыке биологической науки реализуют универсальные метафорические модели – те, по которым образуются метафоры языковые и художественные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В ходе данной дипломной работы было выяснено, что фитозоонимы образованы следующими способами:

 

- суффиксация

- сложение

- сложение с дополнительной суффиксацией

- образованные путем метафорического  переноса

- образованные по модели прилагательное + существительное.

 

1. Самой многочисленной является фитозоонимы, образованные суффиксальным способом.

Среди фитонимов, образованных суффиксальным  способом, мы определили, что наиболее продуктивными в образовании  являются такие суффиксы, как -ник- (ваточник), -ик- (боровик). Менее продуктивными являются суффиксы -ниц- (чесночница), -як- (синяк), -ок- (вьюнок), -ец-(чистец).

Среди наименований насекомых, образованных суффиксальным способом, мы выявили, что наиболее продуктивными в образовании названий насекомых являются суффиксы -ниц- (болотницы), -ник- (булавники), -к- (мохнатки). Менее продуктивными являются такие суффиксы, как -ец- (мокрецы), -овк- (зерновки), -евк- (огневки),-щик-(пилильщики), -ушк- (зеленушки).

2. Менее многочисленной является группа фитозоонимов, образованных способом сложения с дополнительной суффиксацией.

Среди фитонимов, образованных способом  сложения с  дополнительной суффиксацией, участвуют следующие суффиксы: -ник- (двулепестник), -к-(многоножка), нулевой суффикс (телорез).

      При сложении с суффиксацией у наименований насекомых участвуют следующие суффиксы: нулевой суффикс (бокоходы), -к- (белокрылки), -ниц-(длиннохоботницы), -н- (открыточелюстные).

      При образовании фитонимов и зоонимов путём сложения с дополнительной суффиксацией происходит усечение производящей основы (водосбор, кровососки).

3. Группа фитозоонимов, образованных способом сложения, самая незначительная (солнцецвет,пчеложук).

4. Продуктивна группа фитозоонимов, образованных по модели имя прилагательное + имя существительное. Причём имена прилагательные имеют разные значения.

      У фитонимов мы выделили следующие группы прилагательных:

  1. в зависимости от цвета, обозначенного именем прилагательным (тополь черный);
  2. в зависимости от места произрастания (капуста полевая);
  3. в зависимости от присущих свойств (тополь дрожащий).

      У наименований насекомых мы выделили следующие группы прилагательных:

1. в зависимости от цвета, обозначенного именем прилагательным (клоп зеленый);

2. в зависимости от места обитания, обозначенного именем прилагательным (клещ собачий);

3. в зависимости от присущих свойств, обозначенных именем прилагательные (трубковые пауки).

Большая часть фитозоонимов представлена двусоставными субстантивными словосочетаниями, построенными по схеме:

а) «качественное прилагательное + существительное» (блестянка голубая);

б) «относительное прилагательное + существительное» (мясные мухи);

в) «притяжательное прилагательное + существительное» (блоха собачья).

 

5. Фитозоонимы, образовавшиеся в результате метафорического переноса, мы разделили на группы в зависимости от того, какой частью речи является метафоризируемый компонент. Группы следующие:

1.  метафоризируемый компонент  – существительное (совки);

2. метафоризируемый компонент  – прилагательное (привиденьевые);

3. оба компонента подвергаются  метафорическому переосмыслению (мертвая голова).

 

      Семантические сдвиги при появлении того или иного наименования происходят при наличии сходства между объектами по следующим признакам (у наименований насекомых):

 

1. характерные особенности внешности,  формы (крыска);

2. цвет или особенности окраски (шашечница);

3. характерные особенности жизнедеятельности,  поведения (пчелиный волк);

4. характерный звук (пискунья).

 

     Семантические сдвиги при появлении того или иного наименования происходят при наличии сходства между объектами по следующим признакам (у фитонимов):

  1. характерные особенности внешности, формы (денежка);
  2. цвет или особенности окраски (зеленка);
  3. характерные особенности жизнедеятельности (птичий клей);
  4. характерный звук (хлопушка);
  5. характерные особенности в условиях произрастания (навозник).

 

 

 

 

 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1  Меркулова, В. А. Очерки  по русской народной номенклатуре растений / В. А. Меркулова. – М.: Наука, 1967. - 258 с.

2 Меркулова, В. А. Несколько диалектных названий растений / В. А. Меркулова // Этимология. - М.: Наука. – 1967. - С. 153-160.

3  Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1988.

4  Природа Беларуси. –  Мн.: Белорусская советская энциклопедия им. Петруся Бровки, 1986.

5 Жизнь животных. – М. : «Просвещение», 1984.

6 Боброва, Т.А. Из истории кодификации русских фитонимов / Т.А. Бобровa // Терминология и культура речи. – М., 1981. - С. 207 - 231.

7 Боброва, Т.А. Колокольчики, колокольчики и колокольчики / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1977. – №4. - С. 113.

8 Боброва, Т.А. Медуница и повилика / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1971. – №5. - С. 101 - 102.

9 Боброва, Т.А. «Шиповник» и другие / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1974. – №3. - С. 98 - 100.

10 Боброва, Т.А. О природе названия и принципах номинации / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1974. - №4. - С. 73-79.

11 Боброва, Т.А. О некоторых названиях деревьев / Т.А. Боброва // Русский язык в школе. – 1988. – №4. – С. 93-99.

12 Боброва, Т.А. Фитонимы на  -ик(а), -иц(а) : дисс…. канд. филол. наук: 330559. – М, 1976. – 266 с.

13 Дубровина, С.Ю. Русская ботаническая терминология в этнолингвистическом освещении (на материале названий растений, образованных от названий животных и птиц): дисс…. канд. филол. наук: 100201. – Саратов, 1991. – 385 с.

14 Дубровина, С.Ю. Заячья капуста, ушки и лапки / С.Ю. Дубровина // Русская речь. – 1990. – №6. – С. 113-119.

15 Дубровина, С.Ю. Кукушкины слёзки / С.Ю. Дубровина // Русская речь. – 1990. – №4. – С. 135-141.

16 Колосова, В.Б. Зверобой / В.Б. Колосова // Вестник молодых учёных. – 2001. – №4. – С. 17-20.

17 Кузнецова, Е.В. Международные наименования цветковых растений в аспекте номенклатурной номинации: дисс…. канд. филол. наук: 280110. – Саратов, 2004. – 258 с.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Объем данной дипломной работы составляет 42 страницы, 17 использованных источников.

Ключевые слова: фитонимы, зоонимы, фитозоонимы, суффикс, метафора, способ образования.

Объект исследования: фитонимы, зоонимы.

Предмет исследования: ботаническая номенклатура.

Цель научной работы – описать способы образования наименований  растений и насекомых в русском языке.

Для достижения выдвинутой цели были обозначены следующие задачи:

1)  отбор фактического материала  по энциклопедии «Природа Беларуси»  и «Жизнь животных»;

2)  классификация   собранного   материала   в   зависимости   от   способа образования и  семантики;

3)  описание    наименований    насекомых  и растений  со    словообразовательной и семантической точек зрения.

Методы исследования: описательно-аналитический  и сопоставительный.

Результаты проведенного исследования таковы:

 

Результаты данного исследования могут быть использованы при написании  курсовых и дипломных работ на данную тему.


Информация о работе Фитозоонимы в специальных энциклопедических словарях: модели семантической деривации