Гендерные особенности употребления междометий в речи героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

О характере человека можно судить по его речи. Одним из языковых средств выразительности являются междометия, которые выражают сиюминутное настроение, чувства и эмоции. Междометия помогают раскрытию внутреннего мира человека, его эмоциональной сферы.
Объект исследования: художественный мир романа «Война и мир»,

Содержание работы

Введение 2
Теоретическая часть:
2.1. О междометиях 3
2.2. Гендерные исследования в лингвистике 6
3. Практическая часть
3.1. Об употреблении междометий в речи героев романа «Война и мир» 8
4. Заключение 18
5.Использованная литература 19
6. Приложения 20

Файлы: 1 файл

гендерные особенности употребления междометий.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Надо отметить также женскую  литературу. В последнее время  она занимает важное место в гендерных  исследованиях. Пушкарь Г.А. в своей  диссертации «Типология и поэтика  женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой)» отзывается о женской литературе так: «Она вызывает повышенный интерес  и специалистов, и читателей и является одной из актуальных и дискуссионных проблем современного литературоведения, и издательской практики. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать произведения художественной литературы, воплощающей женский взгляд на мир (гендерная картина мира)».

А.Кирилина, М.Томская в своей  работе «Лингвистические гендерные исследования» приходят к таким выводам: «Типическая черта построения текста, свойственная женщинам, — включение в ход разговора тематики, которую порождает обстановка речи, действия, которые производят говорящие. Мужчины переключаются тяжелее, проявляя некоторую «психологическую глухоту» — увлекаясь обсуждаемой темой, не реагируют на реплики, с ней не связанные. В мужской речи отмечаются также терминологичность, стремление к точности номинаций, большая, по сравнению с женской, тенденция к использованию экспрессивных, особенно стилистически сниженных средств, намеренное огрубление речи. К типичным чертам женской речи авторы относят гиперболизованную экспрессивность (жутко обидно; колоссальная труппа; масса ассистентов) и более частое использование междометий типа ой! У женщин заметна тенденция к положительной оценке. Мужчины более выраженно используют отрицательную оценку, включают стилистически сниженную, бранную лексику». Мы видим, что выводы Пермяковой и Кирилиной во многом совпадают.

Но вместе с тем А.Кирилина и  М.Томская отмечают в своей работе, что «Различия в моделях мужского/женского речевого поведения проявляются нерегулярно и гендер не является определяющим фактором коммуникации. В то же время в определенных ситуациях речевого общения влияние гендера проявляется в предпочтении одних приемов речевого поведения и блокировании других». То есть категоричные и резкие различия в речи мужчин и женщин не наблюдаются.

3. Практическая часть

3.1.Об употреблении междометий в речи героев романа «Война и мир»

 Предметом исследования мы  выбрали речь представителей двух семей – Ростовых и Болконских, потому что эти семьи находятся в центре внимания писателя и с ними мы встречаемся чаще, чем с другими.

Речь героев Толстого индивидуализирована, богата выразительными средствами. Междометия в речи героев «Войны и мира» играют немаловажную роль для раскрытия их духовного мира, их отношения к миру, людям, себе.

Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства - патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини  Ростовой были всегда широко открыты для всех.

Граф Илья Андреевич, глава семейства, мягкий и незлобный человек. Он очень  любит свою семью, привык жить на широкую ногу. Например, в речи графа Ильи Андреевича мы встречаем самые разные междометия: Междометие «ну» встречается 18 раз, «то-то» - 1, «ах» - 6, «эй» - 1, «слава Богу» - 2, «батюшки ты мой» - 1, «а» - 3, «уу» - 1, «О» - 1, «Господи благослови» - 1, «ну вот» - 1, «Бог знает что» - 1, «Боже мой» - 2, «вот так» - 1, «с Богом» - 1, «право» - 1, «гм» - 1 раз. Мы видим, что больше всего он использует междометие «ну», которое относится к императивным междометиям. Но, тем не менее, в его речи много эмоциональных междометий, таких как «ах», «слава Богу», «о», «Батюшки ты мой», «Боже мой», «с Богом», «Господи благослови», «Бог знает что».

Употребление таких междометий показывает, что Илья Андреевич очень эмоциональный, добродушный человек. Примером того, что граф эмоционален, может послужить такой эпизод, произошедший на обеде в Английском клубе в честь князя Багратиона, где он расплакался, когда гости выпили «за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреевича».

Граф часто употребляет междометия. Например, он говорит Бергу: «Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту» (том 3, часть 3, стр.349). Междометие «ах» в данном случае показывает гнев героя, ему не нравится то, что Берг в такое трудное время (захват французами Москвы) просит у него денег. «Ах, отцы мои!» восклицает Илья Андреевич, когда, затевая обед в честь Багратиона, вспоминает о том, что надо еще купить цветы (том 2, часть 1, стр.15). Междометие «ах» передает чувство озабоченности, граф с помощью этого междометия показывает то, что у него очень много дел и забот. «Ах, народ этот!» восклицает граф во время подготовки к выезду из Москвы (том 3, часть 3, стр.354) . Этим междометием он передает осуждение. Мы видим, что во всех трех случаях значение междометия «ах» различно.

Кроме того, в речи графа можно  найти такие примеры употребления междометий: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтобы все было хорошо» (том 1, часть 1, стр.50), «А, вот она!» (том 1, часть 1, стр.54), «Ну, ну, хорошо!» (том 1, часть 1, стр.57) и т.п.

Графиня на страницах романа встречается реже, чем граф Илья Андреевич. Междометий в ее речи мало, чем в речи графа. Она употребляет такие междометия, как «скажите» - 1, «ах» - 6, «ну» - 11, «Господи» - 1, «ради Бога» - 1, «полно» - 1, «о» - 1, «ха-ха-ха-ха» -1. Больше всего она произносит междометие «ну», что показывает ее властность, ведь она выросла в роскоши, и поэтому требует выполнения всех своих капризов. В ее речи много эмоциональных междометий. Среди них – «ах», «господи», «ради Бога», «ха-ха-ха-ха», «о». Сама графиня тоже очень эмоциональная, чувствительная. Для графини дороже всего семья, она очень любит своих детей и уважает их.

Рассмотрим эпизод, где она получает известие о том, что Петя умер. «Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену». Графиня чуть не сходит с ума. Автор описывает ее речь так: «Подите прочь все, неправда! Убили!... ха-ха-ха-ха!... неправда!» (том 4, часть 4, стр.193). Употребление междометия «ха-ха-ха-ха» показывает шоковое состояние, она не верит тому, что ее сын умер. Здесь видна вся сила материнского горя – непримиримого с тем, что ее ребенок умер.

В разговоре с Анной Михайловной графиня говорит: «Ah! сhere, и в моей жизни tout n’est pas rose» (том 1, часть 1, стр.64). Междометие «ах» передает нам огорчение, горечь графини. «Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете!» отвечает графиня Илье Андреевичу (том 1, часть 1, стр.78). Этим междометием она показывает свое сожаление оттого, что вынуждена просить денег, она как бы извиняется перед графом.

Николай Ростов является истинным сыном  своего отца, он свято почитает и любит его. Однако в нем нет той мягкости. Его воспитывали одинаково с Наташей, но забывали, что мальчикам необходимо несколько иное воспитание, чем девочкам. Война изменила его. Увидев всю мерзость ее, всю жестокость, он где-то и сердцем зачерствел.

В речи Николая Ростова можно  найти много междометий. Так, «ну» встречается 26 раз, «ах» - 9, «пожалуйста» - 1, «постой» - 1, «Боже мой» - 8,  «ей-богу» - 2, «ради Бога» - 4, «ах ты» - 1, «ах вы» - 1, «эй» - 1, «ура» - 2, «слава Богу» - 2, «о» - 2, «а» - 4, «Ааах» - 1, «эх» - 2, «э» - 1, «эй ты» - 1, «здравствуйте» - 1, «улюлюлю» - 4, «матушка» - 1, «право» - 1, «ах нет» - 1, «спасибо» - 1 раз. Чаще всего он употребляет междометие «ну», которое обладает побудительным действием. Это показывает то, что Николай, как человек военный, привык командовать, он властолюбив. В его речи немалое место играют императивные междометия. Междометие «ах» он употребляет гораздо меньше по сравнению с междометием «ну», только 9 раз. Но мы видим, что в его речи много междометий с эмоциональными функциями. Например, это «Боже мой», «ах», «ах ты», «ах нет», «ах вы», «ура», «слава Богу», «о», «а», «эх», «э», «Ааах». Речь Николая, как и большинства членов его семьи, отличается эмоциональностью. Он не привык сдерживать свои чувства, открыт, правдолюбив.

Ростов едет домой, получив свой первый отпуск. Там его тепло встречают все его домашние. Подъезжая к дому, он говорит: «Скоро ли? Ну!» (том 2, часть 1, стр.5). Междометие «ну» показывает нетерпение Николая, он как бы подгоняет этим междометием момент встречи с родными. «Боже мой! Как хорошо!» восклицает Ростов, услышав пение Наташи (том 1, часть 1, стр.67). С помощью междометия «Боже мой» автор передает нам огромную радость, восторг Николая. Также он использует междометие «ради Бога»: «Капитан, ради Бога, я контужен в руку. Ради Бога, я не могу идти. Ради Бога!» (том 1, часть 2, стр.262). Николай ранен в руку и просится на подводы. Междометие «ради Бога» в данном случае передает мольбу героя о помощи, милосердии. Но вместе с тем облик героя несколько принижается.

Он в разговоре с Борисом говорит: «Ах вы, полотеры проклятые!» (том 1, часть3, стр.321). То есть междометие «ах» в данном случае показывает презрительное отношение к тем, которые еще не участвовали в сражении. Проиграв Долохову в карты крупную сумму денег, он чуть ли не кричит: «Ааах!». Это междометие используется для выражения расстройства, огорчения героя.

Рассмотрим примеры употребления побудительных междометий в речи Николая. Он  говорит Лаврушке, передавшему ему письмо от Сони: «Ну, хорошо, спасибо, ступай!» (том 4, часть 1, стр.33). Здесь он употребляет императивные междометия «ну» и «ступай» и этикетное междометие «спасибо». «Ну, не буду, ну прости, Соня!» - просит он прощения у Сони (том 1, часть 1, стр.60). Междометием «ну» Николай как бы просит Соню успокоиться. Николай рассказывает всем о том, что поручик из их полка совершает кражу. Но это роняет честь всего полка. «…Ну, все равно, правда, я виноват!», «Ну, что вам еще?», «Ей-богу, не упрямство!» говорит он в свое оправдание (том 1, часть 2, стр.184). Междометие «ей-богу» передает нам попытку героя убедить сотоварищей.

В речи Николая можно найти и  примеры употребления этикетных  междометий: «Здравствуй, дядюшка!» (том 2, часть 4, стр.271). Эти слова обращены к дальнему родственнику Ростовых. К нему они приехали охотиться. «Прощайте, княжна» говорит он Марье Болконской (том 4, эпилог, часть 1, стр.274).

Наташа – главная героиня  романа. С первых страниц ясно, что  она – любимица Толстого. Живая и веселая, сообразительная и шаловливая, она предстает перед нами в первый раз в день ее рождения.

Больше всего она употребляет  в своей речи междометия «ну» и «ах» - 26 и 31 раз соответственно. Междометие «ах» она произносит чаще всех междометий. Кроме того, в ее словах можно найти такие междометия, как «ей-богу» - 5 раз, «пожалуйста» - 2, «а» - 5, «вот так» - 1, «Боже мой» - 11, «ради Бога» - 3, «постой» - 4, «полно» - 1, «право» - 1, «прощай» - 2, «ох» - 1 раз. Мы замечаем, что в ее речи много эмоциональных междометий: «ей-богу», «ах», «а», «Боже мой», «ради Бога», «ох». Исходя из этого можно сказать, что ее главными чертами являются эмоциональность, пылкость, романтичность. Наташа живет чувствами. Она вся воплощенная молодость, полна энергии, ей не сидится на одном месте. Наверное, поэтому в ее речи так много примеров употребления междометия «ну».

Наташа тонко чувствует природу, красоту окружающего мира. Например, эпизод ночи в Отрадном, когда приезжает  князь Андрей. Наташа, восхищенная  красотой ночи, говорит: «Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…», «Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!», «Ну, как можно спать! Ах, какая прелесть!», «Ах, Боже мой! Боже мой! что ж это такое!». Здесь мы видим всю  Наташу – восторженную, романтичную. Ей даже досадно оттого, что Соня ее не понимает. Междометие «ах» передает ее восхищение окружающей красотой, восторженное состояние, овладевшее ею. По сравнению с ней Соня более сдержанна, неэмоциональна. Это видно из ее речи: «Да когда же ты спать будешь?», «Ах, какая прелесть. Ну, теперь спать, и конец» (том 2, часть 3, стр.172).   Наташа, в разговоре с братом, только что приехавшим домой, говорит: «Ах, как хорошо, отлично!» (том 2, часть 1, стр. 10). Междометие «ах» показывает радость Наташи. Во время Отечественной войны французы сжигают Москву. Ростовы, как и все другие дворяне, уезжают из Москвы. С ними в одной подводе оказывается князь Андрей. Наташа узнает об этом и вся переменяется. «Ах, да, Москва» говорит она, узнав о пожаре Москвы. «Ах, да…Я сейчас, сейчас лягу» отвечает она графине (том 3, часть 3, стр.423). В обоих случаях употребление междометия «ах» говорит о том, что Наташу ничего не волнует сейчас, все ее мысли только о Болконском. Междометие передает ее безразличие ко всему, что происходит. Наташа считает, что влюблена в Анатоля Курагина и, когда Соня читает его письма к ней, говорит: «Ах, Соня, ах, коли бы ты могла знать, как я счастлива!» (том 2, часть 5, стр.379). Междометие «ах» может передавать также чувство сожаления: «Ах, как жаль, что я не видала, как ты здоровался с детьми» (том 4, эпилог, часть 1, стр.317).

«Смотрите, ей-богу, Безухов!», «Ей-богу, Безухов, в кафтане, с каким-то старым мальчиком! Ей-богу!» говорит Наташа своей матери и Соне (том 3, часть 3, стр.355). Междометием «ей-богу» она убеждает их в своей правоте. Наташа просит детей поторопиться: «Ну, давайте скорее» (том 1, часть 1, стр.89). Междометие «ну» показывает нетерпение Наташи, она спешит. Например, она еще употребляет междометие «ну» в таких случаях: «Ну, прощай Мари» (том 4, часть 4, стр.244), «Ну, как дети рады будут и maman» (том 4, эпилог, часть 1, стр.299). Или – «Ну, пойдем» (том 4, эпилог, часть 1, стр.299), «Ну, прощай» (том 4, эпилог, часть 1, стр.319)

«Боже мой! Как я боюсь за него и за себя, и за все мне страшно…»  так думает Наташа, вспоминая о  князе Андрее (том 2, часть 4, стр.318). Междометие «Боже мой» показывает ее тревогу, страх. Или, например междометие «Боже мой» может выражать отчаяние: «Ах Боже, Боже мой! Зачем его нет тут!» (том 2, часть 5, стр.365), «Боже мой, Боже мой, все одно и то же! Ах, куда бы мне деваться?» (том 2, часть 4, стр.301), «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры…» (том 2, часть 4, стр.303). Кроме того, междометие «Боже мой» может выражать восторг, восхищение.

«Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг», «Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня» упрашивает Наташа Соню никому не говорить о ее отношениях с Анатолем Курагиным и предстоящем побеге (том 2, часть 5, стр. 380-381). Междометие «ради Бога» усиливает ее просьбу.

Остановимся на примере Сони. Это  один из второстепенных героев романа, и эпизодов, связанных с этим образом, немного. В ее речи междометий мало. Вот они: «ей-богу» - 2 раза, «слава Богу» - 2, «ах» - 8, «полно» - 2, «ну» - 1, «ради Бога» - 1 раз. И по характеру она сдержанна. Но в то же время больше всего она употребляет междометие «ах». Мы видим, что в речи Сони преобладают эмоциональные междометия, такие как «ах», «ей-богу», «слава Богу», «ради Бога».

Соня - бедная родственница Ростовых, ее можно назвать приживалкой. Она не властная, не привыкла командовать, поэтому в ее речи можно найти только один пример употребления императивного междометия («ну»).

Одним из самых главных черт Сони является ее способность жертвовать. Например, она любит Николая, и Николай дал ей слово жениться на ней. Но кто она? Бедная приживалка, брак с ней не выгоден семье Ростовых, поэтому графиня нередко срывает свое зло на ней. Соня в благодарность графу и графине за то, что они приютили и воспитали ее, возвращает данное Николаем слово.

В речи Сони мало междометий. Она спрашивает у Наташи: «Право? Ей-богу?» (том 1, часть 1, стр.91). Эти междометия помогают Соне увериться в правоте Наташи. Ростовы выезжают из Москвы. Соня укладывает вещи: «Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим» говорит она Наташе, которая хочет уложить вещи по-своему (том 3, часть 3, стр.342). Соня, увидев пожар Москвы, восклицает: «Ах, какой ужас!» (том 3, часть 3, стр.421). Междометие «ах» в данном случае передает ее страх.

Информация о работе Гендерные особенности употребления междометий в речи героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»