Гендерные особенности употребления междометий в речи героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

О характере человека можно судить по его речи. Одним из языковых средств выразительности являются междометия, которые выражают сиюминутное настроение, чувства и эмоции. Междометия помогают раскрытию внутреннего мира человека, его эмоциональной сферы.
Объект исследования: художественный мир романа «Война и мир»,

Содержание работы

Введение 2
Теоретическая часть:
2.1. О междометиях 3
2.2. Гендерные исследования в лингвистике 6
3. Практическая часть
3.1. Об употреблении междометий в речи героев романа «Война и мир» 8
4. Заключение 18
5.Использованная литература 19
6. Приложения 20

Файлы: 1 файл

гендерные особенности употребления междометий.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Петя - меньшой сын Ростовых. Его судьба сложилась трагически. Он, поддавшись патриотическому порыву, уходит на войну. Он был весь охвачен желанием воевать, его вдохновлял пример Николая, старшего брата.

Петю мы впервые видим на именинах Наташи. Тогда он толстый маленький  мальчик восьми лет. В 4 томе романа мы видим его на войне. В своей речи он употребляет такие междометия: «здравствуйте» - 1 раз, «ура» - 3, «ах» - 9, «пожалуйста» - 1, «батюшки» - 1, «ну» - 9, «право»  - 1 раз. Так, наиболее употребляемы эмоциональные междометия: «ах», «ура», «батюшки», «право». Поэтому можно сделать вывод, что Петя эмоционален.

Ему всего 16 лет, когда он погибает и весь он пребывает в каком-то восторженном состоянии. Петя и не мог представить, что его могут ранить или убить.    

Он любит всех и хочет всем сделать что-то приятное: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Разговор Пети с офицерами отряда Денисова за ужином показывает нам милого, доброго ребенка. «Батюшки! Я и забыл совсем…», «Ах, вам ножик?», «Ah, c’est vous!», «Ах, как отлично! Как хорошо!», «Ах, это прелесть, что такое!», восклицает Петя (том 4, часть 3, стр.152). В этих случаях употребление междометий «ах» выражает различные чувства: и удивление, и радость, и восторг. Он жалеет мальчика-француза, попавшего к ним в плен и старается помогать ему.

Перед первым своим сражением Пете то ли во сне, то ли наяву, слышится музыка. Он все время повторяет: «Валяй моя  музыка! Ну!...», «Ну, тише, тише, замирайте  теперь. Ну, теперь полнее, веселее. Ну, голоса приставайте!» (том 4, часть 3, стр.162). Мы видим, что он часто использует междометие «ну», обладающее побудительным действием. Междометие «ну» передает нам ожидание предстоящего сражения, его нетерпение. Пете не терпится побывать в сражении.

Петя воплотил в себе лучшие черты семьи Ростовых: доброту, чуткость, внимание к другим, открытость, любовь к жизни и людям.

В речи Веры мы не нашли примеров употребления междометий. Из Ростовых только она не употребляет междометий. Наверное, это свидетельствует о том, что Вера скупа на эмоции, в своей семье она как бы чужая.

Противоположной Ростовым является семья  Болконских. Она так же любима Толстым. В семье Болконских царит атмосфера  напряженной внутренней жизни, несколько  суровой и аскетичной.

Николай Андреевич Болконский, глава семьи, был генерал-аншефом, он человек военный, придерживается старых порядков и укладов. Наверное, поэтому в его речи очень много раз встречается междометие «ну» - 21 раз. Междометие «постой» встречается 1 раз, «ступай» - 3, «гм» - 5, «спасибо» - 5, «прощай» - 2, «кх» -2, «здравствуй» - 2, «а» - 6, «к черту» - 1, «хахаха» - 2, «вон» - 3, «ах» - 2, «ах нет» - 1, «Бог мой» - 1 раз.

В его речи много императивных междометий: «ну», «постой», «ступай», «К черту», «вон». Также старый князь употребляет этикетные междометия, такие как «Спасибо», «прощай», «здравствуй», «прошу извинить», «прости». Мы видим, что князь сух, холоден и даже черств. Он сдержан в проявлении своих чувств. Долгая военная служба и высокое положение сделали его властным и жестким. Его речь коротка и суха, он говорит отрывочными предложениями. Например, князь говорит своей дочери: «Постой, письмо тебе», «Ну, сударыня», «Ну, как же не дура!» (том 1, часть 1, стр.121).  Эти междометия передают властность героя. «Бонапарте у них стал полководец великий! Гм!» отвечает он сыну. Междометие «гм» передает неверие, сомнение князя.

Но он, как дворянин, все же придерживается норм этикета. «Здорово!» говорит он Андрею во время их встречи. Он очень любит своих детей – и княжну Марью, и князя Андрея. Так, он изменяется перед смертью, показывает свои настоящие чувства. Князь говорит княжне: «Спасибо тебе…дочь, дружок…за все, за все…прости…спасибо…прости…спасибо».

Больше всего он не выносит праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души, любя ее. Он очень горд и умен. Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим.

Князь Андрей Болконский похож на своего отца. Он так же властен. В его речи есть 20 случаев употребления междометия «ну», «вот как» - 2, «слава Богу» - 4, «спасибо» - 2, «пожалуйста» - 2, «благодарю» - 1, «до свидания» -1, «о» - 3, «Боже мой» - 4, «ура» - 1, «Господи» - 1, «ах» - 4, «а»  - 2, «прощай» - 3, «избави Бог» - 1 раз.

Мы видим, что князь Андрей более всего использует этикетные междометия: «прощай», «слава Богу», «пожалуйста», «благодарю», «до свидания». Он человек высокой культуры, но, тем не менее, холоден, скрывает свои настоящие чувства, сдержан.

Хотя князь молод, но он уже разочарован  в жизни. Андрей горд, сух и холоден со всеми, кто неприятен ему, но необычайно добр, искренен, прост с людьми ему приятными, лишенными лжи и фальши. Самые лучшие его друзья – княжна Мари и Пьер Безухов.

В романе полностью описана  «диалектика души» Андрея Болконского. В начале он честолюбив, мечтает о своем Тулоне, но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви.

Князь Андрей уезжает на войну. «Adieu, Marie» только говорит он сестре (том 1, часть 1, стр.151).  Он просит у отца, если у него родится сын и если он погибнет,  воспитать его у себя: «…чтоб он вырос у вас… пожалуйста» (том 1, часть 1, стр.151). В 4 томе романа перед смертью князя Андрея, Мари вместе с Николенькой приезжают к нему. «Здравствуй, Мари, как это ты добралась?» только и говорит он. Холодное и лаконичное междометие «здравствуй» передает нам сухость князя.

Он не верит тому, что Наташа рядом с ним и говорит: «О, как тяжел этот неперестающий бред!» (том 3, часть 3, стр.430). Князь находится при смерти. Ему уже все равно, что происходит. И даже появление Наташи не радует его, а воспринимается как нечто обыденное, не заслуживающее внимания: «А, это она вошла» (том 4, часть 3, стр.69). Андрею не нравится отношение его отца к Марье. Он говорит ей: «Слава Богу, что могу ехать, очень жалею, что ты не можешь», «Ах, Боже мой! Боже мой! И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей» (том 3, часть 1, стр.43). Междометие «слава Богу» передает облегчение, а междометия «ах» и «Боже мой» - злобу. Увидев Анатоля Курагина, князь Андрей восклицает: «Боже мой! Что это? Зачем он здесь?». Он показывает междометием «Боже мой» свое удивление. Князь близок со своими друзьями, он открывает им самое сокровенное. «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить» - говорит он Пьеру. Здесь междометие «ах» показывает свое отчаяние. «Вот как!.. И ты в большом свете!» (том 1, часть 1, стр.22) говорит князь Пьеру. Междометие «вот как» передает нам удивление героя. «Да! Много рассказов про это дело» (том 1, часть3, стр.326) показывает свое неверие рассказу Николая Ростова князь Андрей. С помощью междометия «да» автор передает нам сомнение князя, он не верит рассказу Ростова. «Но, Боже мой! Что же мне делать…» (том 1, часть 3, стр.356) восклицает он. Междометие «Боже мой» передает нам отчаяния героя, он не знает, что ждет его в будущем. «Слава Богу! А батюшка?» говорит князь Марье, приехав из армии, где его считали погибшим. Междометие «слава Богу»  передает нам облегчение героя.

Кроме того, в его речи много  примеров употребления побудительных междометий: «Ну, душа моя» (том 2, часть 3, стр.243), «Ну, ты как? Все толстеешь» (том 2, часть 5, стр.405), «Ну, я прошу тебя, дай ему» (том 2, часть 2, стр.105), «Ну, ты хочешь спорить…» (том 2, часть 2, стр.124), «Ну, что мой милый» (том 1, часть 3, стр.335).

Мари Болконская живет вместе с  отцом. Хотя отец неласков с нею, она все же любит и уважает его. В своей речи она употребляет междометие «ах» - 15 раз, «Боже мой» - 4, «слава Богу» - 1, «ради Бога» - 1, «ну» - 2, «прощайте» - 3, «ах да» - 1, «извините»  -1 раз.

В речи княжны много эмоциональных  междометий. Среди них междометия «ах», «Боже мой», «ах да», «слава Богу», «ради Бога». Княжна Мари кроткая, добрая, совсем не властная, как ее брат и отец. Она готова помочь всякому, мечтательна, умна. У нее нет большего счастья, чем доставлять радость другим людям. Марья Николаевна любит семью, родительский дом. Она очень любит своего брата и отца, и испытывает к нему чувство благоговения. Княжна Мари тонко чувствует человека, настроения окружающих. Ее девиз: " Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй". Княжна видит во всех людях любовь, доброту и открытость души. Одной из ее отличительных черт является набожность. Она видит во всем повеление Бога и принимает все со смирением. Так, она использует междометие «ну» только 2 раза.

Княжна произносит такие междометия: «ah! сhere amie» (том 1, часть 1, стр.131), «Ах, он так добр! » - говорит она об отце (том 1, часть 1, стр.142). Здесь мы видим ее благоговение перед отцом. В разговоре с Николаем она, как бы проснувшись, говорит: «Ах, виновата. Вы уже едете граф; ну, прощайте!» (том 4, эпилог, часть 1, стр.274). Междометие «ах» возвращает ее к разговору, она извиняется перед Николаем. Княжна Марья пока еще не знает, жив или мертв ее брат. Она надеется на лучшее и в ответ Николаю говорит: «О, это было бы так ужа…» (том 4, часть 1, стр.31). Междометие «о» показывает взволнованное состояние Марии, она обеспокоена тем, что брат ее так долго не пишет. «Ах, я так желаю любить ее!» (том 2, часть 5, стр.340) говорит Марья о Наташе. «Ну хорошо, хорошо, после расскажешь» (том 2, часть 2, стр.134). Междометие «ну» как бы передает нам то, что она просит повременить с рассказом, подождать. «Извините меня, прощайте» (том 4, эпилог, часть 1, стр.275) говорит она Николаю. «Ах, ежели бы кто-нибудь знал…» (том 3, часть 2, стр.167). С помощью междометия «ах» автор передает нам горечь Марьи. «Все то же, подожди, ради Бога» (том 2, часть 2, стр.104) – говорит она Андрею. Междометие «ради Бога» усиливает ее просьбу.

Таким образом, в речи героев романа можно найти разные междометия. Мы рассмотрели речь нескольких героев, с нашей точки зрения, важных в системе персонажей романа.

Мы видим, что в речи женских  и мужских персонажей романа встречаются  одни и те же междометия. Различия можно найти только в их частотности употребления.

Исследуя язык романа «Война и мир», мы выяснили, что женщины в своей речи чаще употребляют эмоциональные междометия, такие как «ах, «Боже мой», «ради Бога», «о», «право», «полно». Наиболее употребляемым является междометие «ах»: «Ах, он так добр!» - говорит Марья Болконская об отце (том 1, часть 1, стр.142); «Ах, да…Я сейчас, сейчас лягу» - отвечает Наташа графине (том 3, часть 3, стр.423). «Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!» (том 2, часть 3, стр.172), «Ах, как хорошо, отлично!» (том 2, часть 1, стр. 10), «Ах, виновата. Вы уже едете граф; ну, прощайте!». Из этих примеров мы видим, что, произнося одни и те же междометия, мы выражаем разные чувства и настроения – это и радость, и восхищение, рассеянность и удивление, жалость и боль и др.

В речи мужских персонажей романа часто используются побудительные, этикетные междометия. Среди них наиболее употребляемым является междометие «ну»: 
«Скоро ли? Ну!» - слова Николая (том 2, часть 1, стр.5),  «…Ну, все равно, правда, я виноват!», «Ну, что вам еще?», «Валяй моя музыка! Ну!...», «Ну, тише, тише, замирайте теперь. Ну, теперь полнее, веселее. Ну, голоса приставайте!», «Ну, как же не дура!» (том 1, часть 1, стр.121). В речи князя Н.А.Болконского и Николай Ростова можно встретить такие междометия, как «эй ты», «вон», «к черту», «ступай», «постой». Например, Николай говорит: «Эй ты! Еще бутылку!» (том 2, часть 2, стр.167), «Постой, письмо тебе» - сообщает своей дочери князь Н.А.Болконский (том 1, часть 1, стр.120).

То, что в речи женских персонажей романа преобладают эмоциональные междометия, говорит о том, что женщины более эмоциональны, не скрывают своих чувств. Поэтому их речь гораздо выразительней.

В речи героев-мужчин романа чаще всего встречаются императивные и этикетные междометия. Это свидетельствует о том, что чаще всего мужчины сдержанны, скупы на эмоции. Они вежливы, сухи и чаще всего, властны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

Междометия играют важную роль в  поэтике романа «Война и мир». Наряду с другими выразительными средствами они помогают раскрытию внутреннего мира персонажей романа. Толстому важно проследить за «диалектикой души» своих героев.

Толстому близки герои, которые  умеют выражать свои чувства, эмоциональная  сфера которых более развита. В речи персонажей романа можно найти 39 разных междометий. В их речи чаще всего встречаются эмоциональные междометия. Наиболее употребительными являются междометия «ну» и «ах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Использованная литература:

  1. Виноградова М.В., Лингвистическая составляющая гендерных исследований. Научные записки МЭБИК за 2007 год. Сборник научных статей.– Курск: Изд-во Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2007. – с.37-40
  2. Кириллина А., Томская М. Лингвистические гендерные исследования.
  3. Пермякова Оксана Владимировна «Явление гендерной стилизации в современной женской литературе (на материале французского и русского языков)»,Пермь, 2007 г.
  4. Пушкарь Галина Александровна «Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой)», Ставрополь, 2007 г.
  5. Словарь гендерных терминов, статья О. А. Ворониной
  6. Толстой Л.Н. «Война и мир». Собрание сочинений в 4 т. Т.1 – 398 с, т.2 – 414 с, т.3 – 445 с, т.4 – 399 с. – М.: Дрофа, 2006 г. (Библиотека отечественной классической художественный литературы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Гендерные особенности употребления междометий в речи героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»