Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление готических черт в ранней прозе Н.В.Гоголя на примере повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи:
- дать определение готике как жанру, представить его особенности;
- проследить процесс восприятия русской литературой первой трети XIX века готических черт;
- рассмотреть раннее творчество Н.В.Гоголя как пример использования готических канонов в романтических произведениях;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Готика в литературе как предромантическое явление
1.1. Готика в русской литературе 1800-1830-х годов
1.2 Связь ранней прозы Н.В. Гоголя с романтической традицией
Глава 2.Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя
2.1. Фантастика и мистика в прозе Н.В.Гоголя
2.2. Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_Сукочева4апеределала.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

 

Факультет русской филологии и национальной культуры

Кафедра литературы

Сукочева Юлия Николаевна

Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала»

Н.В. Гоголя

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Научный руководитель:

 доктор филологических наук,

профессор Т.В. Федосеева 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Рязань, 2014

Содержание

Введение

Глава 1.Готика в литературе как предромантическое явление

1.1. Готика в русской литературе 1800-1830-х годов

1.2 Связь ранней прозы Н.В. Гоголя с романтической традицией

Глава 2.Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя

2.1. Фантастика и мистика в прозе Н.В.Гоголя

2.2. Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа посвящена исследованию готических традиций в повести Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». В настоящее время тема недостаточно изучена, этим и определяется актуальность ее исследования. Традиционно готика как стиль выявлялся в зарубежных произведениях авторов, в основном в английской литературе середины XVIII века. Этим фактором и обусловлена скудность научных исследований в отечественной литературе готических черт в русских романтических произведениях, которые, так или иначе, проявлялись в трудах многих писателей и поэтов. Поэтому особый интерес вызывает сборник Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», так как это прекрасный пример восприятия русской литературой предромантических особенностей западной литературы, в частности готики.

Степень изученности темы. Вопрос о восприятии русской литературой готики как стиля предромантической эпохи впервые поставил В.Э. Вацуро, выпустив фундаментальную монографию под названием «Готический роман в России». Подробно рассмотрены российские судьбы «Замка Отранто» X. Уолпола, «Удольфских таинств» А. Радклиф, «Монаха» М. Льюиса и других произведений этой ветви европейской романистики. В поле внимания ученого - первые русские переводы, многочисленные переделки и подражания, а также оригинальное преломление «готической поэтики» в творческом опыте Карамзина, Жуковского, Пушкина, Бестужева-Марлинского, других прозаиков и поэтов. Надо отметить, что многие литературоведы, решая собственные задачи, тем или иным образом также затрагивали тему восприятия готических черт разными художниками. Это, безусловно, Л.А. Софронова, которая, рассматривая мифопоэтику Н.В. Гоголя, раннее творчество которого определяется романтическим методом, объяснила и классифицировала мифологический аспект художественного мира писателя.

Актуальность исследования: последние годы появляются работы, в которых исследователи разного уровня пытаются зафиксировать степень влияния на отечественную литературу готических черт, систематизируя полученные результаты. Однако комплексного изучения заявленной темы еще не проводилось. Поэтому назрела необходимость исследования этой проблемы на примере романтического произведения одного из классиков русской литературы. Раннее творчество Николая Васильевича позволит нам проследить особенности восприятия в России английского готического романа, который является жанровым образованием предромантической прозы.

Новизна исследования состоит в том, что был рассмотрен нетрадиционный взгляд на ранний сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», а именно на повесть «Вечер накануне Ивана Купала», так как ранее исследователи относили его к романтическому произведению с мифологическими малоросскими чертами, не учитывая готическое влияние на автора и его творчество. А также в работе осуществляется попытка представить на практике конкретное влияние готики как стиля из романтических повестей сборника.

Цель курсовой работы – выявление готических черт в ранней прозе Н.В.Гоголя на примере повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задачи:

- дать определение готике как жанру, представить его особенности;

- проследить процесс восприятия русской литературой первой трети XIX века готических черт;

-  рассмотреть раннее творчество Н.В.Гоголя как пример использования готических канонов в романтических произведениях;

- доказать принадлежность повести «Вечер накануне Ивана Купала» к романтическому произведению с готическими традициями;

Объект исследования: раннее творчество Н.В. Гоголя в контексте готических традиций;

Предмет исследования: повесть «Вечер накануне Ивана Купала» как готическое произведение;

Методы исследования:

- изучение статей и публикаций;

- сравнительный метод;

- метод классификации;

- метод обобщения;

Теоретическая значимость. В работе проанализировано влияние готических традиций на раннее творчество Н.В.Гоголя. Этот объект рассмотрения, несомненно, представляет наследие писателя более полным и разнообразным, что может стимулировать дальнейший интерес к произведениям Н.В.Гоголя, а также предоставляет возможность рассмотрения его творчества с другой стороны, со стороны преемственности и переработки готического романа на русской литературной почве.

Практическая значимость: заключается в том, что выводы, полученные в результате исследования, дают альтернативную трактовку раннего творчества писателя и способствуют увеличению интереса к произведениям Николая Васильевича Гоголя в школьной среде и на любительском уровне.

Теоретическая и методическая база: в ходе исследования мы опирались на труд В.Э. Вацуро, Л.А. Сафроновой, на статьи В.Гиппиус, П.Громовой, а также на статьи в энциклопедии и словарях.

Материал исследования: сборник Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Структура: работа состоит из введения, двух глав с подглавами и заключения, списка используемой литературы.

 

 

Глава 1. Готика в литературе как предромантическое явление.

«…ничто не воздействует так сильно на человека, как готическая литература…даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный  от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признает ее власть и силу…»

Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг»

 

Прежде чем обосновать, что готика в литературе это одно из проявлений предромантизма, стоит дать определение этому явлению, рассмотреть готику как стиль, а также представить черты готической традиции.

Итак, готическая литература – литература, возникшая во второй половине XVIII века на волне романтизма. Готическая проза – группа жанров (роман,новелла,повесть,рассказ), которые характеризуются атмосферой ужаса и тайны,связанной с изображением особых мест действия (замок,заброшенный дом,монастырь,кладбище и т.п.), а также контактов персонажей с миром сверхъестественного (напр., появление призраков, видения, галлюцинации,кошмары и т.д.). Первоначальным и ведущим жанром готической прозы является,безусловно,роман [14]. Готический роман – произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «черный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики. Именно в романе готическое влияние было наиболее ощутимым. Готика появилась и развивалась в англоязычной литературе на фоне интереса предромантиков к рыцарской культуре. С 1765-вплоть до 1850 года готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе [15]. Точкой отсчета готического направления в литературе традиционно считается 1764 год – выход романа Хорэса Уолпола «Замок Отранто», привнесший «фантазию и свободу воображения в реалистический роман» [6]. После этого произведения последовали другие романы разных писателей: «Старый английский барон» (1778) К.Рив и «Убежище» (1785) С.Ли. Эти писательницы во многом подготовили поэтику произведений самого яркого готического автора – А.Радклиф, чье творчество приходится на 90-е XVIII века. Развивалась и другая ветвь готического романа, которая сочетала в себе освоение «Замка Отранто» и разбойничьего романа, популярных во второй половине XVIII века. Это, к примеру, «Монах» М.Г. Льюиса (1796), «Ватек» У.Бекфорда. Существует и общепринятая классификация готических романов,исходящая из различной техники повествования: синтементальные (А.Радклиф) и «френетические» (М.Г.Льюис). Имеется и другая классификация готических произведений, основанная на различном соотношении реального и фантастического: 1)романы, в которых фантастическое получает рациональное объяснение; 2)фантастика является неустранимым и узаконенным аспектом художественного мира; 3) не дается однозначной оценки реальности событий [14].

Надо отметить, что утверждение многими учеными готики как самостоятельное явление относительно предромантизма в литературе является спорным. Часть исследователей придерживаются определения «готическая» по отношению к литературе данного периода и считают ее самостоятельным явлением. Опорным моментом в таком выводе служит тот факт, что наряду с нею в эпоху предромантизма развивались и другие литературные направления, к примеру,сентиментализм. Большая часть ученых (И.В. Вершинин, М.Б. Ладыгин и др.) готические произведения считают предромантическим явлением. Основанием служит то, что развитие многих литературных тенденций эпохи происходило в рамках романтического течения. Предромантизмом принято считать период истории литературы, который предшествовал романтизму, предвосхищая ряд его особенностей и вместе с тем сохраняя некоторые особенности просветительства. Борясь против классицизма, предромантики обратились к народному творчеству как к наиболее непосредственному выражению чувства [11] .

В готической литературе, как и в литературе романтизма, присутствуют одни и те же мотивы. Это, в первую очередь, мотив выступления против буржуазной действительности, мотив неудовлетворенности обыденной жизнью, а также мотив агностицизма и фатума. Мы склоняемся именно к этой трактовке готической литературы и представляем ее как нечто, непосредственно входящее в само понятие предромантизма. Чтобы показать особую близкую связь предромантизма и готики, есть необходимость представить это в виде схемы:

 

Стоит также более подробно рассмотреть так называемый готический роман, так как его отличительные особенности являются всеобщими для готической традиции в литературе. Готический роман -  целостная и хорошо структурированная система, порожденная предромантической эстетикой и философией. Можно выделить несколько особенностей готического романа[6]:

1) Сюжет стоится вокруг тайны  – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна, подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Как правило, раскрытие тайны откладывается до самого финала. Часто бывают еще второстепенные и побочные тайны, которые тоже раскрываются в финале.

2) Повествование окутано атмосферой  страха и ужаса и разворачивается  в виде непрерывной серии угроз  покою, безопасности и чести героя  или героини.

3) Мрачная и зловещая сцена  действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют место действия замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и т.д. Обстановка включает в себя дремучие леса, безлюдные пустоши, заколдованные места, могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя. При этом все основные события свершаются под покровом ночи

4) В ранних готических романах  центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна  и в финале вознаграждается супружеским счастьем и богатством. Герой мужчина же, не так популярен, но и он имеет свои отличительные черты. Это, как правило, либо идеализированный образ юноши, некоего борца за свободу, не боящийся ничего вокруг, либо мужчина-злодей, отравляющий жизнь героям романа, тиран и деспот.    

5) Сама природа требует присутствия  злодея. По мере развития готического  жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором добродетелей) из  центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.     

Опираясь в дальнейшем на эти черты готического романа как распространенного жанра готической литературы, мы будем на основе этого материала выявлять готическую традицию в русской литературе, а именно в ранней прозе Н.В. Гоголя, что, вне сомнений, даст нам полное право назвать его произведения романтическими с чертами готической литературы.       

Таким образом, мы считаем готику в литературе порождением предромантизма, но, несмотря на это, готическая литература во многом имеет свои отличительные черты, что ни в коей мере не делает беднее это явление. Но, в то же время, не дает права считать готическую литературу неким новым образованием, абсолютно несвязанным с предромантизмом.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Готика в русской  литературе 1800-1830-х годов.  

История готической литературы не мыслится без общей истории, поэтому необходимо осветить общественно-политическую ситуацию, в которой находилась Россия в этот период.  Начало XIX и вплоть до трети этого столетия – время, которое было очень богато событиями. Они оказали несомненное воздействие на развитие литературы. В частности, это выразилось в том, что с 1815–1816 гг. в связи с организацией первых декабристских обществ возникает гражданское, или социальное, течение русского романтизма, а после 1825 г. русский романтизм вступает в новую фазу своей эволюции. После достигнутого расцвета в творчестве Баратынского, молодого Гоголя, Лермонтова и Тютчева он переживает глубокий кризис [7].Русские писатели конца XVIII в. придали литературе национальное содержание. Но национальные формы в их произведениях еще не сложились, потому художественная литература не обрела достоинства искусства, художества. Словесно-художественные формы были большей частью заимствованы, а литературный язык недостаточно обработан.

Информация о работе Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя