Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление готических черт в ранней прозе Н.В.Гоголя на примере повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи:
- дать определение готике как жанру, представить его особенности;
- проследить процесс восприятия русской литературой первой трети XIX века готических черт;
- рассмотреть раннее творчество Н.В.Гоголя как пример использования готических канонов в романтических произведениях;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Готика в литературе как предромантическое явление
1.1. Готика в русской литературе 1800-1830-х годов
1.2 Связь ранней прозы Н.В. Гоголя с романтической традицией
Глава 2.Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя
2.1. Фантастика и мистика в прозе Н.В.Гоголя
2.2. Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_Сукочева4апеределала.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы выявили, что это время характеризуется преемственностью, ориентировкой на шедевры западноевропейской литературы. Что касается конкретно готической литературы, то В.Э. Вацуро в своей книге «Готический роман в России» отмечает огромнейшую популярность законодателя готической литературы Роберта Уолпола. Его  не только читали, но и имели с ним непосредственно дружеские отношения: княгиня Дашкова,  статский советник Иван Иванович Шувалов, граф Разумовский, князь Голицын и многие другие значимые личности российской истории. В 1811 году в московском доме Б.В. Галицына часто собирались литераторы того времени: А.Ф. Мерзляков, С.Н.Глинка, Жуковский, М.Н.Макаров. Вне сомнений, что хозяин дома знакомил их с творчеством Уолпола и заинтересовал готической литературой.

Готический роман медленно проникал в круг чтения русского читателя, постепенно завоевывая свой авторитет. Его читали как в оригинале, так и в переводах, которые выходили на несколько месяцев позже. Первым, после которого началась тенденция активного  использования западной готической традиции, стал  Н.М. Карамзин (1766-1826). Выходит типичная готическая повесть «Остров Борнгольм» (1793). В традициях готического романа здесь есть замок, в котором останавливается русский путешественник, заночевав на острове. Рядом – пещера, а в ней – женщина. С другой стороны, Карамзин обошелся без объяснений и финальной гибели кого-либо из героев: он в начале повести изобразил гревзендского незнакомца, который поет песню о возлюбленной Лиле, оставленной на Борнгольме. Потом он описал женщину, заключенную в пещеру на о. Борнгольм, и оставил читателя догадываться обо всем остальном. Подразумевается, что девушка и молодой человек совершили грех инцеста, отец изгнал сына и запер в пещере дочь. Отец выполняет роль демонического злодея, который обычен для структуры образов «готического романа» [3,C32]. Говоря о развитии готической традиции в русской литературе, нельзя не упомянуть В.Н. Жуковского (1783-1852) и его романтические баллады. В них часто встречается атрибутика готического романа: старинные замки, аббатства и кладбища как место действия; демонические злодеи, совершающие ужасающие грехи; таинственные и мистические события.  При этом, правда, Жуковский никогда не позволял себе реминисценций из готических произведений и не упоминал их в своих письмах и заметках. Под влиянием Шиллера в русской литературе «второго ряда» в начале века появляется «шиллеризм», целая ветвь литературы, связанная с традициями «бури и натиска» и в то же время укладывающаяся в рамки готики. Ее представители: Василий Нарежный  «Мертвый замок» (1801, остался неизданным), Николай Гнедич «Дон Коррадо де Геррера, или Дух мщения и варварства испанцев» (1803) и другие [3,C34].

В 1820-е гг. на русскую готику начинает влиять традиция исторической повести. Наиболее существенный вклад в это взаимопроникновение внесли повести декабриста Александра Бестужева-Марлинского (1797-1837). «Ливонские» повести Марлинского сочетают традицию Вальтера Скотта и готического романа: «Замок Венден»(1821), «Замок Нейгаузен»(1823), «Ревельский турнир»(1824), «Кровь за кровь»(«Замок Эйзен») 1825. Примерно в это же время распространяются пародии на готический роман – признак перемещения жанра в массовую литературу. После поражения восстания 1825 г. в России «готика» начинает восприниматься как элемент реальности – ужасы действительности (казни, судилища, тюремное заключение, ссылка, каторга) отражаются в литературе и находят в ней адекватный отклик. Примером тому служит произведение Николая Бестужева «Шлиссельбургская станция» (1831). В 1830-е гг. готика переходит из исторической в сферу нравоописательного и бытового романа. В чистом виде после опускания в массовую сферу, после пародирования, он существовать уже не может.

Так или иначе, но готика в русской литературе этого периода имела дилетантский характер, что нисколько не уменьшает значимость ее для дальнейшего развития русской литературы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Связь ранней прозы Н.В.Гоголя с романтической традицией.

«Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».

И. С. Аксаков

Вместе с Пушкиным Н.В.Гоголь явился основоположником критического реализма в русской литературе. Имя Н.В.Гоголя было знаменем революционной России — России В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. В.Г.Белинский назвал Н.В.Гоголя «одним из великих вождей» страны «на пути сознания, развития, прогресса». Н.Г.Чернышевский считал Н.В.Гоголя «отцом русской прозы», главою школы, давшей русской литературе «решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое» [4].Но, помимо этого, великий художник слова проявил себя в раннем творчестве и как романтик.

Н.В. Гоголь появился со своими работами в эпоху развития романтизма. Теория романтизма включала в обязанность переплетение реального с демоническим и чудесным. Сверхъестественное должно было служить не только украшающим дополнением, но и символом единства мира, выражающимся в соединении прошлого и настоящего. Материалом романтических произведений были народные предания и сказки [16,С9]. Все эти аспекты так или иначе отразились в романтических произведениях писателя.

Н.В. Гоголь начал пробовать свои литературные силы очень рано, еще в годы ученья в Нежине. Помимо сатирического обозрения "Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан", им была написана трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", баллада "Две рыбки" и много стихотворений. Обо всех этих опытах юного поэта сохранились лишь воспоминания современников. Только два произведения Гоголя-поэта дошли до нас. Это стихотворение "Италия", полное романтической восторженности перед страною красоты, по которой "стонет и тоскует" душа поэта, и романтическая поэма из немецкой жизни "Ганц Кюхельгартен". Первое без подписи автора опубликовано в журнале "Сын отечества" за 1829 год; второе - издано отдельной книжкой в том же 1829 году под псевдонимом - В. Алов. В "Ганце Кюхельгартене" сказались некоторые задушевные мысли будущего великого писателя - желание славы, основанной на высоком подвиге для блага людей, и желание заслужить "благословение потомков". "Проблески жизни" в поэме - это отзвуки реальных событий, о которых беседует пастор со своим зятем, музыкантом Вильгельмом. Но в наибольшей степени уважение к действительной жизни проявилось в том, что герой поэмы, Ганц Кюхельгартен, влюбленный в древнегреческий мир и презирающий "сынов существенности жалкой", постепенно отрезвляется от необузданных мечтаний и стремлений беспочвенной романтики и начинает ценить простые человеческие радости. Столкновение романтической мечты с реальностью приводит Ганца к тому, что в его воображении рушатся воздушные замки, и все земное приобретает иной вид.

Не без влияния пушкинских "Цыган" юный писатель поставил под сомнение ценность вселенской разочарованности романтика и его бесплодных стремлений в область ни на чем не основанных грез, непримиримых решительно со всем, что есть на земле [9,C.212,214]. Поэтому "Ганц Кюхельгартен" постигла большая неудача. Критика встретила ее очень сурово. Но неудача не сломила начинающего писателя.

Несомненно, к раннему романтическому периоду относится и цикл повестей об Украине, замысел которого возник у него в 1829 году. Об этом свидетельствуют письма, которые Н.В.Гоголь отсылал своим родным с просьбой сообщить об обычаях малороссиян. Присылаемые ему сведения заносились Н.В.Гоголем в тетрадь записей «Книга всякой всячины» и затем использовались в его повестях. Работа над «Вечерами» продолжалась в течение нескольких лет. Сначала появилась первая книга повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасичником Рудым Паньком», а затем вышла вторая часть [12]. Великое мастерство проявил писатель и в описании самобытной украинской природы с ее привольными степями, густыми лесами, свободолюбивыми реками. В обрисовке своих героев, вольных и свободолюбивых парубков и девушек, Н.В.Гоголь активно использует народные поверья, поэтическую фантастику, фольклор [12]. Очень сложным является вопрос о соотношении романтизма и реализма в творчестве Н.В.Гоголя. При очевидном преобладании романтических тенденций, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» образует исключение своим последовательным реализмом. В новеллах «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка» бытовые зарисовки и народно-разговорный язык тяготеют к реалистической манере письма, а «Страшная месть» написана в единой романтическом ключе.

Н.В.Гоголь открыл русскому читателю Украину народную, безымянную, с ее повседневным национальным бытом, с ее слезами и смехом, отнюдь не претендующими на историческое значение. "Вечера на хуторе близ Диканьки" - одно из самых поэтических проявлений романтизма в русской классической литературе. Но романтика этого произведения особая и необычайная по своим истокам и смыслу. Романтический мир "Вечеров" создан не из прихотливой субъективной мечты писателя, оскорбленного грубостью реальной жизни, и не из идеализированных образов греко-римской античности. Основа созданного Н.В.Гоголем поэтического мира - реальная жизнь народа, воспринятая влюбленным сердцем писателя сквозь призму сказок, легенд и поверий.

Повинуясь принципам романтического искусства, автор "Вечеров" кладет в основу своих повествований сказочные сюжеты, отодвигает рассказ в дальнее прошлое или, по крайней мере во времена Екатерины и Потемкина, смешивает фантастическое с реальным, выдает за достоверное совершенно невероятное, а очевидный в своей достоверности бытовой факт вдруг озаряется фантастическим сиянием. Стоит только вспомнить, как ест вареники Пузатый Пацюк ("Ночь перед Рождеством") или как пьянствуют с горя, ухаживают за ведьмами, мерзнут на морозе гоголевские черти.

В отличие от собратьев-романтиков, особенно немецкого, реакционного типа, Н.В.Гоголь не принимает всерьез "нечистую силу", до предела снижает образы чертей, ведьм, привидений и тонко разъясняет некоторые вполне реальные источники людских страхов и предрассудко[Источник 1,C261]. Нередко "нечистая сила" появляется в гоголевском рассказе как плод фантазии, расстроенной невероятным потреблением "варенухи" и страшными россказнями, либо возникает в тревожном сне, а бывает и так, что молодежь, играя на предрассудках старшего поколения, добивается своих определенных практических целей при помощи ловко придуманных козней "нечистой силы" ("Сорочинская ярмарка", "Майская ночь, или утопленница"). Замечательно, что простые люди в массе своей крайне недоверчивы ко всяческим приключениям с участием бесовщины. В "Сорочинской ярмарке" Солопий Черевик, давший себя напугать россказнями о красной свитке, осмеян чуть ли не всем народом, собравшимся на ярмарку. Впрочем, сам издатель "Вечеров", пасичник Рудый Панько, первый же иронизирует над тем, что и как рассказывают его постоянные посетители, и все фантастические дива относит к временам седой старины [Источник 1,C. 261].

Таким образом, можно заключить, что Николай Васильевич Гоголь – первоклассный мастер не только реалистического письма, но и романтического. Ранняя проза художника слова пропитана своеобразной гоголевской романтикой, которая заключается в смешении украинского фольклора, легкого юмора, принижения чертовщины и красочности изображения. Несомненно, ранняя проза Н.В.Гоголя – образец влияния романтической традиции. 

 

 

  

 

 

 

 

Глава 2. Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя.

Без сомнения, Н.В.Гоголь – самый известный представитель русской готической литературы. Это великий мистификатор, у которого в каждом произведении можно найти что-то необъяснимое. Если говорить о писателе как о представителе готической литературы, то это, конечно, будет относиться не ко всему его литературному наследию, а именно к раннему романтическому творчеству.

Самыми явными чертами готических традиций обладает сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»(1831-1832), одну из повестей которых мы взяли для выявления конкретных готических особенностей. Одна из главных тем «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - вторжение в человеческую жизнь демонических сил. Они могут выступать в комическом или устрашающем виде и принадлежат к разным культурным традициям, в том числе и к традициям готического романа. С потусторонним миром чертей, ведьм, колдунов активно взаимодействует патриархальный мир. Нечистая сила может способствовать скорейшему заключению браков («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»), но если это определяется неправедным обретением богатства («Вечер накануне Ивана Купала») - гибель невинной жертвы и самого героя неизбежны. Связать силы зла помогает крестное знамение («Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»), оградить от них - монастырские (или построенные «святым схимником») стены и обет молчания («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть») [13, С.16]. Как мы видим, так или иначе повести сборника отличаются своим неявным, но все же заметным тяготением к традициям готического романа. «Нечистая сила», как правило, в повестях представляет собой злодея, также как и готический роман требует его присутствия в сюжете. Многие произведения окутаны атмосферой страха и ужаса, а также тайны, что тоже роднит сборник с готической литературой. Есть и ещё одна наиболее актуальная тема всего сборника – это одоление черта. Описание чертовщины у Н.В.Гоголя построены на откровенной схожести с человеком. Дедемонизация и опрощение злой силы вместе с тенденцией ее одоления привели к созданию особой разновидности мифологического существа – глупого черта [8,С.24]. Это особое отношение к демоническому миру ставит писателя в оппозицию с авторами зарубежных готических романов, где бесовщина,как правило, не несет в себе оттенка комичности.

Если проследить за расстановкой повестей в сборнике, то можно также выявить некоторые особенности. Его чёрт в «Сорочинской ярмарке» стал первым готическим персонажем его творений. Затем следует полностью в готическом духе произведение, по нашему мнению, - «Вечер накануне Ивана Купала». Далее – «Пропавшая грамота», которая по своим качествам ничуть не уступает  в навивании страха и ужаса другим рассказам. А вот в «Майской ночи…» мистики уже меньше. Зато там много юмора и есть вольнолюбивые мотивы. Затем идёт «Ночь перед Рождеством», которое хоть и имеет в себе элементы мистического, смотрится в этом смысле на фоне того же «Вечера накануне Ивана Купала» несколько бедней.

Информация о работе Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя