Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление готических черт в ранней прозе Н.В.Гоголя на примере повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи:
- дать определение готике как жанру, представить его особенности;
- проследить процесс восприятия русской литературой первой трети XIX века готических черт;
- рассмотреть раннее творчество Н.В.Гоголя как пример использования готических канонов в романтических произведениях;

Содержание работы

Введение
Глава 1.Готика в литературе как предромантическое явление
1.1. Готика в русской литературе 1800-1830-х годов
1.2 Связь ранней прозы Н.В. Гоголя с романтической традицией
Глава 2.Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя
2.1. Фантастика и мистика в прозе Н.В.Гоголя
2.2. Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_Сукочева4апеределала.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Но вот дальше следует «Страшная месть», где уже можно отчетливо проследить влияние готической традиции. Следующее произведение автор намеренно по каким-то причинам делает далеким от мистики, где от готики лишь странный сон главного героя. За повестью «Иван Фёдорович  Шпонька и его тётушка» следует  рассказ с уже говорящим названием – «Заколдованное место». Здесь мы встречаем опять нечисть, могилу и остальную атрибутику многих готических произведений. Этой повестью заканчивается не только сборник, но и дальнейшее обращение писателя к готической литературе [2].

Итак, нам удалось выявить, что раннее творчество Н.В.Гоголя,  в том числе и сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», - романтическое переосмысление с готическими чертами малоросских преданий и фольклора.

 

 

2.1. Фантастика и мистика  в прозе Н.В. Гоголя.

Восприятие Н.В.Гоголем литературного мистицизма соотносилось с тем мистическим чувством, которое первоначально формировалось биографически. Особая религиозность матери, смерть брата Ивана и отца произвели впечатление, которое порождается от соприкосновения с таинственностью потустороннего мира. Ранние религиозно-мистические переживания Н.В.Гоголя, связанные с представлениями о сущности мира, концентрируются вокруг излюбленных романтических тем природы и любви, которые можно рассмотреть как комплекс мистических и мифологических мотивов.  Мистическое мировоззрение писателя прослеживается уже с первого прозаического цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» [5,С.8]. Развитие мистического чувства в конце XVIII – первой трети XIX века особенно сильно связано с внецерковной религиозностью, именно поэтому в сборнике мы встречаем не только черта, но и ведьму, русалок и других народно-языческих сущностей. Все произведения Гоголя, в которых проявляется фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие – к современности или к прошлому [8,С.72]. В произведениях о «прошлом», в которые входят почти все повести сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место», -  фантастика имеет общие черты. Высшие силы открыто вмешиваются в сюжет. Во всех случаях – это образы, в которых персонифицировано ирреальное злое начало: черт или люди, вступившие с ним в преступный сговор. Фантастические события сообщаются или автором-повествователем или персонажем, выступающим основным повествователем. В этих повестях также отсутствует фантастическая предыстория. Иначе строятся произведения второго типа: «Сорочинская ярморка» и «Майская ночь или Утопленница». В этих повестях уточняется, что действие происходит в начале XIX века, то есть практически современность писателя [8,С.74].

Если прослеживать фантастику и мистику в прозе Н.В.Гоголя, то нам так или иначе придется вновь опираться на раннее романтическое творчество писателя, а именно на сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастическое в "Вечерах" соседствует и пересекается с фольклорно-сказочным. Свои повести Гоголь буквально собирает из фольклорных блоков. Этой теме посвящены десятки, если не сотни, исследований. В "Пропавшей грамоте", к примеру, использована легенда о запроданной душе, за которой отправляются в ад. (Гоголь, сознательно путая фантастическое и комическое, подменяет в повести "душу" - "шапкой".) В основе "Вечера накануне Ивана Купала" - предания об Иване Купала, а "Сорочинской ярмарки" - легенда о черте, выгнанном из пекла, и о поиске чертом своего имущества. В каждой повести "Вечеров" взаимодействуют сразу несколько фольклорных сюжетов. Концентрация сказочного материала в них громадна. Гоголь сжимает целые сказки до размеров эпизода. В "Сорочинской ярмарке" сварливая Хивря, услышав стук в дверь, прячет кокетливого поповича на доски под потолком. Этот фрагмент - усеченный сюжет народной сказки "Поп" [13,C.57]. Фольклорная фантастика представлена в гоголевской прозе не только на сюжетном уровне. Вода, огонь, лес играют в "Вечерах" ту же роль, что и в фольклоре. А.Н.Афанасьев в статье "Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни" отмечает, что в разных регионах подозреваемых в ведовстве пытали по-разному: жгли каленым железом, вешали на деревьях. "На Украине, - пишет А.Н.Афанасьев, - до позднейшего времени узнавали ведьм по их способности держаться на воде. Когда случалось, что дождь долго не орошал полей, то поселяне приписывали его задержание злым чарам, собирались миром, схватывали заподозренных баб и водили купать на реку или в пруд. Они скручивали их веревками, привязывали им на шею тяжелые камни и затем бросали несчастных узниц в глубокие омуты: неповинные в чародействе тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощью веревок и отпускали на свободу; тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали насмерть и топили силою" [14,С.59]. В "Майской ночи" Н.В.Гоголь, оставаясь верным украинскому обычаю, превращает ведьму в утопленницу, которая живет в пруду. В "Вечере накануне Ивана Купала" девушки бросают бесовские подарки - перстни, монисто - в воду: "Бросишь в воду - плывет чертовский перстень или монисто поверх воды, и к тебе же в руки…"[Источник 1,С58].

В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям. В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.

В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным миром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары [Источник 1, С16].

Встреча с русалкой - панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой несмотря на возражения отца юноши [Источник 1, С.77].

В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Подшутила над героями этих повестей нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей царицины черевички [Источник 1, С.144]. Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», а также в повести «Вий», вошедшей в другой сборник, «Миргород», нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего, за исключением, может, жуткого Вия. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких. Да и зловещий Вий появляется не просто так. Он приходит к телу ведьмы, чтобы погубить человека, ее убившего.

Можно прийти к выводу, что в произведениях Н.В.Гоголя нечисть зачастую не оказывается такой уж страшной, если сам человек ее не боится. Порой она выглядит даже весьма комично, к примеру, когда был избит черт Вакулой, который находился в мешке у Солохи из повести «Ночь перед Рождеством». Гораздо страшнее и опаснее человек, который способствует проникновению зла в мир людей. Фантастика Н.В.Гоголя зиждется на украинском фольклоре, но сюжеты, взятые из народных преданий, мало похожи на оригинал и имеют искусную художественную обработку. Интерес Н.В.Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Н.В.Гоголь показал и различные результаты от столкновения человека со сверхъестественными силами — от вполне безвредной шутки до страшной трагедии, при этом подчеркнув и роль человеческого фактора в деятельности выходцев из иного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Готические традиции  в повести «Вечер накануне  Ивана Купала».

 

Как мы уже ранее отмечали, сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» - отличный пример романтических произведений ранней прозы Н.В.Гоголя, а также пример использования готических канонов, которые своеобразно переплетаются со славянской мифологией и мастерством художественного слова писателя.

На наш взгляд, наиболее приближенной к готическим традициям повесть «Вечер накануне Ивана Купала». Впервые повесть была напечатана в февральской и мартовской книжках «Отечественных записок» за 1830 год, без подписи автора. В журнальном тексте повесть озаглавлена «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийкая повесть (из народного предания),рассказанная дьячком Покровской церкви». В основу сюжета повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купало. В «Книге всякой всячины» имеется запись Н.В.Гоголя, послужившая, вероятно, источником для сюжета повести: «Папороть (по-русски — папоротник, или кочедыжник, bilix) цветет огненным цветом только в полночь под Иванов день, и кто успеет сорвать его и будет так смел, что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад» [12].

Далее мы будем анализировать произведение с точки зрения готических традиций. Намек на готическую литературу начинается с самого начала повествования и роднит его с одним из особенностей готического романа, а именно с тем, что сюжет строится вокруг тайны. Дело в том, что нам так и неизвестно, кому принадлежит эта история, так как  Фома Григорьевич, предполагаемый рассказчик, отрекается от нее. Писатель намеренно отправляет происходящее в прошлое, во времена деда Фомы Григорьевича, который любил рассказывать внуку всякое, впечатление от которых у него были таким: «Иной раз страх, бывало, такой заберет от них, что все с вечера показывается Бог знает каким чудищем. Случится, ночью выйдешь за чем-нибудь из хаты, вот так и думаешь, что на постели твоей уклался спать выходец с того света..» [1,С.55]. Так что тайной вполне реально считать происхождение этой истории, которая наводит страх на окружающих, о чем свидетельствуют комментарии пересказчика Фомы Григорьевича.

Самой главной отличительной чертой готического произведения является наличие в сюжете злодея. В повести имеется такой, зовут его Басаврюк: «В этом хуторе показывался часто человек, или, лучше сказать, дьявол в человеческом обличие» [1,С.57].  В том, что это центральная фигура и однозначно злодей, – вне сомнений. Ведь даже название первоначальное повести, где упоминается его имя, указывает на сюжетообразующую роль этого персонажа. Басаврюк не просто злодей, а именно мистицированный, представляется народу как дьвол. На окружающих этот герой наводит неподдельный страх: люди боялись принимать от него подарки, но принимали, так как «…всякого проберет страх, когда нахмурит он, бывало, свои щетинистые брови и пустит исподлобья такой взгляд, что, кажется, унес бы ноги Бог знает куда…»[1, С.58]. Басаврюк – персонаж, приближающийся к высокому рангу демонологических персонажей. В журнальной редакции он назывался Бисаврюком, что, видимо, должно было прямо указывать на его соотнесенность с демоническими силами. Это имя, в котором просвечивают мифологические значения, указывает на его статус. Оно восходит к венгерскому boszorkany  (дух умершего, колдунья). От boszorkany происходят наименования трансильванских вариантов оборотней bosorcoi, принимающих вид волка и других животных[13,C87]. А это наблюдение отсылает нас непосредственно к готическому роману, где мы встречаем оборотней, которые могут менять свое обличие. Образ это злодея крайне готичен. Он превращался и в мертвеца: «На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем…»[1, С64]. Знаменательна и первая встреча Басаврюка с Петрусей, так как напоминает искушение дьяволом человеческой души, что свойственно для готических романов  и вообще романтизма.

Следующей точкой сближения готического романа с повестью Н.В.Гоголя является одно из мест действия – Медвежий овраг. Это то место, где Пеструсь срывает папоротник, убивает ребенка и забирает клад. Писатель так описывает это место: «…собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом…Темно, хоть в глаза выстрели. Рука об руку пробирались они по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу» [1,С66].  Лес недоброжелателен к Петру. По народным поверьям, дерево может быть местом обитания демонологических персонажей [13,C221]. Они с Басаврюком отправляются на поиски клада и бредут по топким болотам. А болото -  это опасное и нечистое место, где водятся черти по преданиям. Во-первых, действо происходит ночью, что типично для готической литературы. Во-вторых, по славянским поверьям, людям ночью в лесу делать нечего,  а это действие  проходит именно там. Именно ночью это место становится зловещим и таинственным, что поддерживает атмосферу страха и ужаса, которое свойственно многим готическим произведениям. В этом месте происходят разные фантастические вещи, которые тоже поддерживают атмосферу страха. После срывания Петром папоротника,  описывается чисто готическое поведение окружающего: «…послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья зашумели сыпучею бранью…»[ 1, С64].  Появление бабы-Яги тоже навивает на героя ужас: «Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотишись в кошку, кинулась в глаза им…и мурашки пошли по спине его» [1, С66].

За получение клада Петру пришлось убить Ивася. Здесь проливается кровь, причем очень много, что напоминает нам реалии готического романа. Н.В.Гоголь доводит эту сцену до наивысшего напряжения: «…ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи…Дьявольский хохот загремел перед ним. Ведьма, вцепившись руками в обезглавленный труп, как волк, пила кровь…Все покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали…» [1, С67]. Кровь, упоминание о которой в небольшом отрывке припоминается три раза, четко указывает на то, что автор этим хотел напугать читателя – также действуют авторы и в написания готического романа. Кровь сама по себе явление во многом пугающее, придающее готическому произведению страх и беспокойство читателей за героев.

Надо отметить, что  произведение пестрит сценами, которые наводят страх на героев,  причем это чувство часто  комментируется. Сама же повесть имеет рамочную композицию, которая только и поддерживает присутствие страха во всем произведении. Петро боится Басаврюка. Его страхи движут героями, они значимы для развития сюжета. К примеру, когда произошло исчезновение Петруся: «…Выпуча глаза и разинув рты, не смея пошевельнуть усом, стояли козаки, будто вкопанные в землю. Такой страх навело на них это диво» [1,С73].  На нечистую силу реагируют не только люди, но и животные: «…так схлипывал жалобно в своей конуре (Басаврюк), что испуганные гайвороны стаями подымались из ближнего дубового леса и с диким криком метались по небу» [1, С77]. Чувство страха одолевает девушек, которым Басаврюк дарил подарки. Пидорку пугает зловещий хохот Петра и привидение. Страх – неотъемлемая часть готического романа, поэтому это тоже сближает повесть с готическими произведениями.

Информация о работе Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя