Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление готических черт в ранней прозе Н.В.Гоголя на примере повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи:
- дать определение готике как жанру, представить его особенности;
- проследить процесс восприятия русской литературой первой трети XIX века готических черт;
- рассмотреть раннее творчество Н.В.Гоголя как пример использования готических канонов в романтических произведениях;
Введение
Глава 1.Готика в литературе как предромантическое явление
1.1. Готика в русской литературе 1800-1830-х годов
1.2 Связь ранней прозы Н.В. Гоголя с романтической традицией
Глава 2.Готика в раннем творчестве Н.В. Гоголя
2.1. Фантастика и мистика в прозе Н.В.Гоголя
2.2. Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала
Заключение
Список используемой литературы
Мы проследили сходство повести с готическими произведениями на сюжетном уровне, и нам удалось найти примеры готических традиций в романтическом произведении. Таким образом, не без оснований можно назвать повесть «Вечер накануне Ивана Купала» произведением готической литературы.
Заключение
Готика – целое миросозерцание, отразившее культ таинственного в природе [16,С.11].Среди замечательных деятелей русской культуры в области готического жанра почетное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Готическая литература как предромантическое явление наиболее показательна в творчестве именно этого художника. Действительно, фигура писателя затмевает даже Жуковского в этой сфере, хотя бы потому, что Н.В.Гоголь продолжил использовать готические традиции и далее, к примеру, повесть «Портрет», или даже «Шинель», где многие исследователи тоже выделяют готические черты.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - не просто сборник с украинскими преданиями, а также, как мы выявили, один из примеров использования в русской литературе готических реалий. Будучи великим мастером романтического письма, Н.В.Гоголь придерживается его принципов и наделяет свои произведения неповторимой готико-романтической атмосферой, смешивая украинский фольклор и проявление бесовщины, при этом принижая последнее и часто пронизывая легким юмором.
Надо помнить, что готика как жанр все же не был явным воплощением зарубежной готики; русская готическая литература обладает своими особенностями. Одна из них заключена в источнике произведения. Как правило, это устное народное творчество и поверья, которые имеют свои корни в еще дохристианских верованиях. Персонажей в языческом мире большое количество, они обладают получеловеческими качествами и чаще всего четко делятся на «добрых» и «злых». Это богатейший материал славянских мифов, сказаний и одновременно отличительная черта русской готики. Под влияние готики, по мнению ученых, попали такие повести как: «Сорочинская ярморка», «Страшная месть» и «Вечер накануне Ивана Купала».
Самыми явными чертами готического романа обладает повесть «Вечер накануне Ивана Купала». Рассмотрев произведение под другим углом, нам удалось выявить параллели с готическим романом. Во-первых, явная схожесть наблюдается в самом повествовании, которое вызывает чувства страха. Боязнью потустороннего окутана вся повесть, бояться и сами герои. Во-вторых, здесь явное наличие злодея, который часто сравнивается с дьяволом, представителем нечистой силы. В-третьих, очень показательным является одно из мест происходящего, Медвежий овраг, а также время кульминационного действия – непроглядная ночь. В повести есть и другие показательные черты, ссылающие нас к готике как жанру: проливание крови, присутствие тайны, готические пейзажи.
Таким образом, мы доказали, что перед нами повесть «Вечер накануне Ивана Купала» не просто образец романтического письма, но и одно из произведений сборника, которое можно не без оснований причислить к готическому.
Список используемой литературы:
1) Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки./ Н.В. Гоголь; [составитель А.Ю. Астахов, примечания В.А. Воропаева, И.А. Виноградова]. –М.: Белый город; 2009. – 352с.-ил.
Источники:
1) А.С. Пушкин. Полн.соб.соч., т.VII. М.-Л., Издательство АН СССР, 1949. – 320с;
2) Булгарин Р. Гоголь- гот.- URL: http://www.proza.ru/2008/04/
3) Вацуро В.Э. Готический роман в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 544с;
4) Гиппиус В.Творческий путь
Гоголя.Русская литература и
обращения: 01.05.2014;
5) Гончаров С.А. Творчество Гоголя
в религиозно-мистическом
6) Громова П. Готика в литературе.
– URL: http://www.lito-tver.ru/N2/
7)Литературное движение 1800-1830-х
годов. Онлайн библиотека. –URL: http://www.plam.ru/hist/
8) Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. –
М.: Изд-во «Художественная литерат
9) Н.В.Гоголь.Собр.соч., т. VI. М., Гослитиздат, 1959. - 458с;
10) Православная энциклопедия. Н.В.
Гоголь. – URL: http://www.pravenc.ru/text/
11) Предромантизм.Русская
12) Рецензия к повести «Вечер
накануне Ивана Купала». Художественный
анализ. – URL: http://www.testsoch.info/
13) Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя/ Л.А. Софронова. – Спб.: Алетейя, 2010. - 296;
14) Тамарченко Н.Д.(ред) Поэтика: словарь
актуальных терминов и понятий.
15) Терехова А.Всеобщая история литературы.Готический роман. – М.: ЭКСМО,2009, - 544с;
16) Шамбинаго С.К. Трилогия романтизма. (Н.В.Гоголь). – М.: Изд-во «Польза»,1911. – 160с.
Информация о работе Готические традиции в повести «Вечер накануне Ивана Купала» Н.В. Гоголя