Историческая живопись периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Живопись. В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».
Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ИСТОРИИ.docx

— 299.88 Кб (Скачать файл)

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ

"ВСЕ  ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"

ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ

ИСТОЧНИКИ


"ВСЕ ДЛЯ  ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"

Ранним утром 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность  нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для  фронта, все для победы" - эти  слова стали девизом жизни  и работы советских людей.

Советские художники также  почувствовали себя мобилизованными  и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с  первых дней войны были вместе с  защитниками Родины. Идеи патриотизма  определяли содержание искусства этого  периода. Искусство закаляло дух  народа, вдохновляла его на подвиги, поддерживала в нем уверенность  в победе. Таким образом, беспримерный героизм советских людей, проявляемый  на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской  живописи этих лет.

Художники, участники героических  событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость  и мужество народа, его страдания  и муки, великую силу духа и несгибаемое  упорство в борьбе с врагом. Картины  о Великой Отечественной войне  отражают героические битвы на фронтах  нашей Родины, партизанское движение, злодеяния фашистских извергов, призывая народ к ощущению грандиозности  и величественности событий, заставляя  потомков уважать подвиг воинов, побуждая в них патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги.

В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И.М. Тоидзе "Родина-мать зовет!". Много работали в жанре плаката  Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Возрождаются традиции "Окон РОСТА", которые теперь именуются "Окна ТАСС". Военная тема нашла  выражение в станковых произведениях  А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя" (1942 г.), А.А. Пластова "Фашист пролетел" (1942 г.), С.В. Герасимова "Мать партизана" (1943 г.).

Даже после войны развитие живописи по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны  нашла отражение в картинах Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин" 1951 г.), А.И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что  в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу  военного времени. Большое распространение  имели картины, тяготеющие к повествовательности  в духе традиций передвижников.

Искусство не избегало страшной правды войны. Но главным в содержании живописных полотен были мужество советских  людей, гордость за свою родину, ненависть  к врагу. Произведения живописцев укрепляли  в сердцах людей уверенность  в победе над фашизмом.



Пластические искусства в годы

Великой отечественной войны (1941–1945) 

 

Живопись. В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались  газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны  по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий  «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.

Широчайшую известность  приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов).  24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу,  как бы из норы  вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист – договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.

Кукрыниксы. Фашистская псарня.

С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик. С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную  жестокость фашизма: «Не нужна мне  кровь овечья, а нужна мне человечья».

В искусстве плаката  господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные   приемы.  Главари  фашизма  обязательно изображались так,  чтобы  внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить,  изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово –  «Фашистская псарня».

В годы войны  были созданы и крупные произведения живописи и скульптуры, также носящие, пропагандистский характер. Это картины «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, скульптура «Зоя Космодемьянская» М. Манизера. К исторической военной тематике обратились П. Корин, Е. Лансере, А. Бубнов.

А. Пластов. Фашист пролетел.

Современники утверждают, что зрители буквально застывали  перед картиной А. Пластова «Фашист пролетел»  экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Удивительно лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей.

Великая Отечественная  война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования  России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских  институтов,  сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.          

 

Павел Дмитриевич Корин  
Александр Невский

Дмитрий Стахиевич Моор

«Ты чем помог  фронту?», 1941

Кукрыниксы: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов 
Конец

Аркадий Александрович Пластов  
Фашист пролетел, 1942

Весна. В бане, 1954 
Сергей Васильевич Герасимов

Мать партизана

 

17.2. Культура в годы  Великой Отечественной войны  и послевоенное десятилетие

В годы Великой Отечественной войны  наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч  школ, около 2 тысяч высших и средних  специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина  в Михайловском, И.С. Тургенева в  Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского  в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок  пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен  Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств  потребовало проведение эвакуации  и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными  для отечественной культуры оказались  фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли  в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной  войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной  науки и техники. В 1943 году фронт  получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым  и другими. Инженерно-технический  персонал танковой промышленности совместно  с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали  новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.


Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового  автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали  новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная  культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны  искусство стало идейным оружием  борьбы советского народа с фашистскими  захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны  были опубликованы быстро ставшие популярными  повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались  за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время  советская драматургия создала  подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские  люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков  создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось  производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские  кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

Музыка

годы войны было создано  одно из самых великих музыкальных  произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал  писать седьмую симфонию спустя месяц  после начала Великой Отечественной  войны и продолжал работу в  осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в  декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему  родному городу Ленинграду, нашей  борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков  был эпиграф к этому произведению.


ВОдним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет  вошли в золотой фонд советской  песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место  в графике военных лет занимал  плакат. Прослеживаются два этапа  в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны  были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская  фигура на фоне штыков, держащая в руках  текст военной присяги. На плакате  Корецкого изображена женщина, в  ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в  ходе войны, меняется настроение и образ  плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает  образ героя, близкий Василию  Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения  в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко..." (а в  колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).


В живописи военных лет  в первую очередь развивается  жанр портрета. Создавались как предельно  скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала  Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В  этом жанре в годы войны много  работает П.П. Кончаловский. Он создает  жизнелюбивые оптимистические характеры  в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика  И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).


В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с  войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные  годы принадлежит А.А. Пластову. Оба  жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная  по остроте чувств драма разыгралась  в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и  коров, которых он пас. Боль, гневный  протест вызывала эта картина  у зрителей. В последний год  войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил  ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и  кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал  праздничность цветущего луга.

Информация о работе Историческая живопись периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет