Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:42, реферат
Живопись. В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».
Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.
На войне сложился и стиль жизни Симонова, основой которого стала работоспособность, собранность и целеустремленность. За четыре военных года – пять сборников очерков и рассказов, повесть "Дни и ночи", пьесы "Русские люди", "Так и будет, " "Под каштанами Праги", дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых с февраля 1942, после того как в "Правде" было опубликовано "Жди меня", ожидала буквально вся воюющая страна. Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза Писателей, автором известных стихов, пьес, прозы, переводимой на разные языки.
После окончания войны Симонов в качестве корреспондента газеты "Правда" много ездит по стране. С 1946-1950 гг. и с 1954-1956 гг. – он главный редактор журнала "Новый мир". С 1950 по 1953 г. – главный редактор "Литературной газеты". В 50-е гг. вышли в свет роман "Товарищи по оружию", повесть "Дым отечества", книга повестей "Из записок Лопатина". В 1959 г. написан роман "Живые и мертвые", в 1963-1964 гг. – продолжение – "Солдатами не рождаются" и в 1970-1971 гг. – "Последнее лето". Кроме того, Симонов продолжал работать в поэзии и драматургии, им написаны пьесы "Русский вопрос", "Четвертый", три книги стихов. Помимо литературной работы Симонов занимался кино- и теледокументалистикой. При его участии были сделаны кинофильмы "Если дорог тебе твой дом... ", "Гренада, Гренада, Гренада моя... ", "Чужого горя не бывает" и др. В 1974 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К. Симонов 28 августа 1979 г. в Москве. Согласно завещанию, прах К. Симонова был развеян над Буйническим полем под Могилёвом.
Илья Эренбург (1891-1967 гг.)
Стихи
Илья Григорьевич Эренбург родился в Киеве 14 января 1891 г. в зажиточной еврейской семье, а детство провел в Москве (в 1895 г. семья переехала в Москву), где Эренбург учился в Первой московской гимназии. Там он познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность. Вместе с Бухариным Эренбург распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. Из шестого класса гимназии И. Эренбург был исключен за участие в работе большевистской организации. Был арестован в 1908 г. и через несколько месяцев эмигрировал во Францию. В Париже он первое время продолжал вести революционную работу. По рекомендации Льва Каменева переезжает в Вену, где работает в газете "Правда", общается с Л. Троцким. Профессиональные революционеры удивили его своей нетерпимостью и замкнутостью на вопросах революционной тактики. Разочаровывается в партийной работе и отходит от большевиков. Круг его интересов – стихотворные опыты, чтение, увлечение католицизмом.
Первые стихи Эренбург опубликовал в 1910 г., хотя сочинять начал намного раньше. В 1911 г. вышел его первый сборник стихов "Я живу". За ним последовали "Будни" и "Детское", изданные в 1913 и 1914 гг. Занимается переводами французской поэзии, в 1914 издает антологию, включившую подборку из 29 поэтов, среди которых Поль Верлен, Артюр Рембо, Гийом Аполлинер. За чтением и сочинением стихов целыми днями просиживает в кафе "Ротонда" на Монпарнасе. Там собирается интернациональный круг друзей – художники Пикассо, Ривера, Модильяни, Шагал, литераторы Аполлинер, Максимилиан Волошин. Много путешествует.
Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Он работает военным корреспондентом московских и петроградских газет "Утро России" и "Биржевые ведомости". В 1920 г. наиболее значительные корреспонденции он объединил в книге "Лик войны". В 1916 г. вышли "Стихи о канунах". После падения самодержавия Эренбург возвратился в Россию. Годы революции и гражданской войны он встречает книгами стихов "Молитва о России" (1918 г.) и "Огонь" (1919 г.). В поэтическом сборнике Молитва о России нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б. Пастернаком и В. Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала "красного террора" в 1918 уезжает в Киев. Позже изданы сборники "Кануны", "Раздумья" (1921 г.), книги "Зарубежные раздумья" и "Опустошающая любовь" (1922 г.).
С 1921 г. начинается творческая деятельность И. Эренбурга-романтиста. Он пишет "Необычайные похождения Хулио Хуренито... ", произведение, выдержавшее множество изданий на разных языках. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922 года. В России вышел в 1923 г.
В 20-30-е гг. Илья Эренбург становится одним из самых читаемых и популярных писателей не только на родине, но и за рубежом. "Тринадцать трубок", "Жизнь и гибель Николая Курбова", "Трест Д. Е. ", "Рвач", "В Проточном переулке" – эти романы и повести пользовались большой популярностью. 30-е гг. знаменуются в творчестве писателя романами "День второй" и "Не переводя дыхания", а в общественной деятельности – активным включением в антифашистскую борьбу. К этому периоду относятся его многочисленные очерки о Западной Европе, памфлеты "Хлеб наш насущный", "Мой Париж", книги об Испании. В 1932 становится парижским корреспондентом "Известий". Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.
С началом Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты "Красная звезда". Эренбург чувствовал, что советские люди не понимают, с каким противником имеют дело. "У наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой". Бойцы считали, что "солдат противника пригнали к нам капиталисты и помещики…что если рассказать немецким крестьянам и рабочим правду, то они побросают оружие". Эренбург поставил себе задачу развеять эти мифы, научить ненавидеть врага. В газете печатались его пламенные статьи – обращения к солдатам, написанные в духе французского революционного памфлета. С первого же дня Великой Отечественной войны началась активная деятельность Эренбурга-публициста. Статьи военных лет вошли в три тома под общим заглавием "Война". За роман "Падение Парижа" (1941 г.), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 г. Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 г. ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона. Важной частью творчества Эренбурга была и его переводческая деятельность. Он переводил Вийона, Рембо, Верлена и др.
После окончания войны Эренбург присутствует на Нюрнбергском процессе. В 1946 г. совершает поездку в США, страну, которая, как он считал, "меньше всего пострадав, больше всего выиграла от войны". Эренбург вернулся из США с двойственным чувством. С одной стороны, он убедился, насколько американская экономика преуспела во время войны, с другой, он видел демократическую республику, не способную покончить с расовой несправедливостью. В 1949 г. была подготовлена рукопись о Соединенных Штатах – "Ночи Америки" (так и не опубликованная по политическим соображениям), по резкости суждений превосходившая все, что он писал об Америке ранее. По его мнению, поскольку в США мало кто непосредственно испытал на себе, что такое война, там легко и естественно процветает военная истерия, а атомная бомба усиленно рекламируется.
В послевоенные годы вышли сборники "Надежда мира", "За мир" и др., романы: "Буря" – о войне и тех неимоверных усилиях, с которыми Красная Армия одержала победу, "Девятый вал" о движении за мир и интригах, мешающих этому делу. За роман "Буря" Эренбург в 1948 г. получает Сталинскую премию. К этому периоду относятся также пьеса-памфлет "Лев на площади" и повесть "Оттепель" (1954-1956 гг.), давшая название периоду в общественно-политическом развитии страны. Завершающим трудом последних лет И.Г. Эренбурга становятся его мемуары – "Люди, годы, жизнь". Многие встретили мемуары восторженно, но была и критика за "неоправданную идеализацию второстепенных художественных явлений". Хотя главы из "Люди, годы, жизнь" продолжали появляться в печати, последние части Книги седьмой из-за редакторской правки Эренбург снял из официальных журналов и передал в самиздатовский журнал Роя Медведева "Политический дневник". Илья Эренбург умер в Москве 31 августа 1967 г.
Александр Твардовский (1910-1971 гг.)
Стихи
Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье Смоленской области, в семье кузнеца. Отец Твардовского был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца описана Твардовским в поэме "По праву памяти". С 14 лет принимает активное участие в общественной жизни деревни, становится селькором, посылает в смоленские газеты и журналы ("Смоленская деревня", "Западная область" и др.) заметки о субботниках, о злоупотреблениях местных властей. С 1925 г. в печати появляются первые стихи поэта ("Новая изба") и др. В 1928 г. Твардовский переезжает в Смоленск, работает там корреспондентом местных газет, не порывая связей с деревней.
В 1931 г. в Москве в издательстве "Молодая гвардия" вышла поэма "Путь к социализму" – первое крупное произведение Твардовского. Теме организации колхозов посвящены очерки Твардовского "Дневник председателя колхоза" (1932 г.) и поэма "Вступление" (1933 г.). В 1934-1936 гг. написана поэма "Страна Муравия". В "Автобиографии" Твардовский писал: "Со "Страны Муравии", встретившей одобрительный прием читателей и критики, я начинаю счет своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора". Выход этой книги в свет послужил причиной значительных перемен и в моей личной жизни. Я переехал в Москву, в 1939 г. окончил МИФЛИ (Московский Институт Истории, Философии и Литературы), выпустил книгу новых стихов "Сельская хроника".
В 1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В предвоенные годы вышло несколько сборников стихотворений Твардовского: "Про деда Данилу", "Загорье" и др. В годы войны отличительной чертой лирики поэта является публицистичность ("Возмездие", "Я убит подо Ржевом... " и др.). Вершиной поэтического наследия Александра Твардовского стала поэма "Василий Теркин" (1941-1945 гг.). С 1941 г. Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок "Книга про бойца". Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. В статье "Как был написан "Василий Теркин" Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 г. для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины".
Случайно найденный образ, писал Твардовский, "захватил меня без остатка". Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора "моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю". В поэме "просто парень сам собой" Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954 г. "Теркин на том свете" он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: "Откуда пришел – туда и уходит". Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946 г.), и высокую оценку современников. И. Бунин писал о ней: "Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!"
Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание "Дом у дороги", начатую в 1942 г. Крупнейшие послевоенные произведения поэта – "За далью – даль" (1950-1960 гг.), "Теркин на том свете" (1954-1963 гг.), "По праву памяти" (1966-1969 гг.). В 1950-1954 гг. А. Твардовский – главный редактор "Нового мира". 11 августа 1954 г. был снят с этого поста. В резолюции Президиума правления Союза писателей отмечены в качестве причины снятия – позиции редакции, "противоречащие указаниям партии, содержащимся в ее решениях... о журналах "Звезда" и "Ленинград". С 1958 по 1970 гг. Твардовский – главный редактор "Нового мира". В 1970 г. опять был снят с этой должности. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – "неофициальным оппозиционером". Несмотря на официальное признание поэмы "За далью даль" (1950-1960 гг., Ленинская премия, 1961 г.), поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Теркин на том свете" не были опубликованы. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 г.
Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)
Стихи
Родилась 3 (16) мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине – Невской заставе, в семье заводского врача. Окончив в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, О. Берггольц стала разъездным корреспондентом и литературным сотрудником республиканской казахстанской газеты "Советская степь". Вернувшись в конце 1931 г. в Ленинград, работала в многотиражной газете завода "Электросила", публиковала статьи и заметки, писала и редактировала историю завода. Первое стихотворение "Пионерам" было напечатано в газете "Ленинские искры" в 1925 г., первый рассказ "Заколдованная тропинка" – в журнале "Красный галстук". В 1926 г. О. Берггольц вошла в литературную группу "Смена". В 1929 г. появилась ее стихотворная книга для детей "Как Ваня поссорился с баранами".
Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т.ч. первые сборники "Стихотворения", 1934 г., и "Книга песен", 1936 г., с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", счастливой комсомольской семье) с одобрением встретили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.А. Ахматова, М. Горький. В 30-е гг. выходят книги поэзии и прозы: "Пионерская лагерная", "Углич", "Книга песен", "Мечта" и др. C 1936-1937 гг. она работает секретарем газеты "Литературный Ленинград". В 1938 г. погиб первый муж Берггольц, известный комсомольский поэт Б.П. Корнилов, репрессированный по ложному обвинению; саму ее заключают в тюрьму, где она находилась с декабря 1938 г. по июнь 1939 г. О. Берггольц исключили из партии, в 1939 г. она была освобождена и полностью реабилитирована. Ноты трагизма появляются в стихах конца 1930-х годов, большинство которых опубликовано в сб. "Узел" (1965 г., в т.ч. "Не может быть, чтоб жили мы напрасно!.. "), а наиболее острое, посвященное тем, кто "обманулся... любя" свою страну и декларированные ею идеалы, – "Нет, не из книжек наших скудных" (1939 г.) – вышло в свет только в 1987 г.