История Русской литературы 19-20

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад

Описание работы

Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.

Файлы: 1 файл

русс лит.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

1 Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.

Таким образом,  вторая половина 19 века ознаменована формированием так называемой моноцентрической картины мира (где центр предстает как некая универсальная категория, через сопоставление с которой возможно постичь природу любой вещи, любого явления). Все вещи и явления оказываются «притянутыми» к центру, что порождает упорядоченность – космос.

Но к концу 19 века на статус универсального центра начинает претендовать слишком  большое количество понятий: для  каждого субъекта центр становится все более и более индивидуален. Стройная моноцентрическая картина  разрушается. Воцаряется хаос. Но хаос расценивается как негативная, враждебная человеку категория, поэтому предпринимаются  попытки его преодоления. Это  формирует своеобразную ситуацию полицентризма. Возникающая модель мира называется хаосмос – хаос, тяготеющий к космосу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кризис или упадок европейской культуры был возвещён во второй половине XIX века, прежде всего, Фридрихом Ницше, Фёдором Достоевским и Львом Толстым. Поначалу пророчества кризиса воспринимались как нечто эксцентрическое, однако катастрофические события Первой мировой войны и её последствия сделали кризис реальностью для сотен миллионов носителей европейской культуры. Наиболее значимые концепции, в которых обсуждается проблематика кризиса, принадлежат Освальду Шпенглеру, Карлу Ясперсу, Эдмунду Гуссерлю, Арнольду Тойнби, Мартину Хайдеггеру, Хосе Ортеге-и-Гассету, Николаю Бердяеву, Льву Шестову, Реймону Арону, Теодору Адорно, Мишелю Фуко, Юргену Хабермасу, Петеру СлотердайкуПроблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян.

Нет единства среди мыслителей в  оценке показателей кризисного состояния  социокультурной системы. Если для Ж.-Ж. Руссо такими показателями были широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и потеря его природного начала, то для О. Шпенглера критериями кризиса культуры являются появление "кочевников больших городов", торжество техники и рационализированного мышления, нарушение эмоциональных контактов между людьми. Если для А. Тойнби показателями неблагополучия в сфере культуры являются утрата ею самодетерминации, нарастание конфликтогенности в обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов, появление агрессивной пролетарской массы, то для Ф. Ницше такими кризисными маркерами выступает нарастание декадентских тенденций в искусстве, широкое распространение девиаций, деградация и невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах.

Однако несмотря на разность подходов к осмыслению причин и признаков кризиса современной культуры,  можно выделить общее основание определяющее остроту и пафос философских, культурологических и социологических концепций.

В XX веке культура и искусство столкнулись  с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением  социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.

 1. Ситуация противостояния художественных систем в литературе конца 19 – начала 20 вв.

2. Пестрота  литературной жизни как отражение  ситуации полицентризма.

 

   Основная  черта эпохи конца 19 – начала 20 века – переходность. Реализм,  являющийся эстетическим отражением  моноцентрической картины мира (космос), противостоит нарождающемуся и  развивающемуся беспрецедентно  быстрыми темпами модернизму, являющемуся  эстетическим отражением полицентрической  картины мира (хаосмос).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В конце XIX века намечается бурное развитие капитализма. Укрупняются фабрики и заводы, растет их количество. Так, если в 60-х годах в России крупных предприятий было около 15 тысяч, то в 1897 г. их насчитывалось уже более 39 тысяч. За этот же период вывоз промышленных товаров за границу увеличился почти в четыре раза. Только за десять лет, с 1890 по 1900 гг., проложено было свыше двух тысяч верст новых железных дорог. Благодаря столыпинским реформам продолжался рост производства продукции сельского хозяйства. 

 

Значительными были достижения в области науки и культуры. В это время успешно работали ученые, внесшие огромный вклад в  мировую науку: создатель русской  научной школы физики П.Н. Лебедев; основатель новых наук - биохимии, биогеохимии, радиогеологии -В.И.Вернадский; физиолог с мировым именем И.П. Павлов, первый из русских ученых, удостоенный Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения. Во всем мире получила широкую известность русская религиозная философия Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

Вместе с тем это  был период резкого обострения противоречий между предпринимателями и рабочими. Интересы последних стали выражать марксисты, образовавшие социал-демократическую рабочую партию. Мелкие уступки рабочим со стороны властей, поддерживающих капиталистов, не приносили желанных результатов. Недовольство населения привело к революционным ситуациям в 1905 г. и в феврале 1917 г. Положение усугублялось двумя войнами за сравнительно короткий период: русско-японской 1904 г. и первой империалистической 1914-1917 гг. С честью выйти из второй войны Россия уже не могла. Произошла смена власти.

Сложная ситуация наблюдалась  и в литературе. Дописывали страницы своих книг А.П. Чехов (1860-1904) и Л.Н. Толстой (1828-1910). Им на смену пришли молодые  литераторы и те, кто начинал свою творческую деятельность в 80-е годы: В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский. В литературе наметилось как минимум три направления: литература критического реализма, пролетарская литература и литература модернизма.

Такое деление носит условный характер. Литературный процесс отличался  сложным и даже противоречивым характером. В разные периоды творчества литераторы придерживались порой противоположных  направлений. Например, Л. Андреев начинал  свой творческий путь как писатель критического направления, а заканчивал в лагере символистов; В. Брюсов и  А. Блок, напротив, являлись вначале  символистами, позже перешли на позиции реализма, а затем стали родоначальниками новой советской литературы.  Столь же противоречивым был путь в литературе у В. Маяковского. Такие писатели критического реализма, как М. Горький (1868-1936), А.С.Серафимович (Попов, 1863-1949), Демьян Бедный (Е. А. Придворов, 1883-1945), тяготеющие к крестьянской тематике С. Подьячев (1866-1934) и А.С. Неверов (1880-1923) начинали как писатели реалистического направления, а потом, перейдя на сторону революционного народа, делили новое искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития. 
 
Основные черты философии и эстетики реализма: 
 
1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;  
 
2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам а) социального; б) исторического; в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;  
 
3) народность;  
 
4) историзм;  
 
5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;  
 
6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;  
 
7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;  
 
8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость. 
 
9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.  
 
* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).  

Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (Если во  второй половине XIX века реализм  был центральным направлением  в искусстве, то на рубеже  веков с ним начинает соперничать  модернизм, значительно влияя  на него.);

2) неоднородность (Практически каждый  из авторов-реалистов по-своему  понимает реализм, выражая свои  представления о нем через  обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма  (Л. Андреев), импрессионизма (А.П.  Чехов) и др.);

3) предпочтение отдается малым  эпическим формам (Жанр романа  – центральный для реалистической  прозы второй половины XIX века - практически  вытесняется жанрами рассказа, повести.);

4) тяготение реалистических произведений  эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию символических  образов.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века

Классический

Реализм

«Естественный»  реализм

Философско-психологичес-кий реализм

Героико-романтический  реализм

Экспрессионистический реализм

Поздний

Л.Н. Толстой,

Поздний

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Каждый  отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей  бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности.

С реализмом связаны наивысшие  достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его  традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему  ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.

Наиболее  яркая реализация  идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир  – познай человека. Основа: философия антропокосмизма

Идеологическая  ангажированность и политическая тенденциозность  литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу  угла ставится фактор социальной обусловленности. 

Реалистические  образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное  потрясение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Судьбы реализма в творчестве 

 

А.И. Куприн

Экстенсивный  способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности  сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Романтический и натуралистический компоненты в художественной системе писателя.

 «Гранатовый браслет»

 

Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма

 

Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь  в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного  имеет только счастье и покой  любимого существа. Страдания, причиняемые  любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть  даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в  день ее именин, прощальное письмо.

Любовь  в представлении

 князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько  комичное: ему место скорее в старинных  романах, нежели в реальности, где пылкая страсть зачастую превращается в забавный анекдот. Самый логичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где  помещены иллюстрированные полуанекдотические истории любовных увлечений, героями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь  в представлении

 Веры

Истинная любовь еще не коснулась  ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между  ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь  в представлении

Анны

Главное в жизни – получение  максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в реальности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Васючком, идея подарка для Веры – старинный молитвенник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь  в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой  в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что  жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают  все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание  сути любовного чувства, с точки  зрения генерала Аносова, приведет к  катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).

Информация о работе История Русской литературы 19-20