Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад
Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.
1 Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.
Таким образом, вторая половина 19 века ознаменована формированием так называемой моноцентрической картины мира (где центр предстает как некая универсальная категория, через сопоставление с которой возможно постичь природу любой вещи, любого явления). Все вещи и явления оказываются «притянутыми» к центру, что порождает упорядоченность – космос.
Но к концу 19 века на статус универсального
центра начинает претендовать слишком
большое количество понятий: для
каждого субъекта центр становится
все более и более
2. Кризис или упадок европейской культуры был возвещён во второй половине XIX века, прежде всего, Фридрихом Ницше, Фёдором Достоевским и Львом Толстым. Поначалу пророчества кризиса воспринимались как нечто эксцентрическое, однако катастрофические события Первой мировой войны и её последствия сделали кризис реальностью для сотен миллионов носителей европейской культуры. Наиболее значимые концепции, в которых обсуждается проблематика кризиса, принадлежат Освальду Шпенглеру, Карлу Ясперсу, Эдмунду Гуссерлю, Арнольду Тойнби, Мартину Хайдеггеру, Хосе Ортеге-и-Гассету, Николаю Бердяеву, Льву Шестову, Реймону Арону, Теодору Адорно, Мишелю Фуко, Юргену Хабермасу, Петеру СлотердайкуПроблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян.
Нет единства среди мыслителей в оценке показателей кризисного состояния социокультурной системы. Если для Ж.-Ж. Руссо такими показателями были широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и потеря его природного начала, то для О. Шпенглера критериями кризиса культуры являются появление "кочевников больших городов", торжество техники и рационализированного мышления, нарушение эмоциональных контактов между людьми. Если для А. Тойнби показателями неблагополучия в сфере культуры являются утрата ею самодетерминации, нарастание конфликтогенности в обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов, появление агрессивной пролетарской массы, то для Ф. Ницше такими кризисными маркерами выступает нарастание декадентских тенденций в искусстве, широкое распространение девиаций, деградация и невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах.
Однако несмотря на разность подходов к осмыслению причин и признаков кризиса современной культуры, можно выделить общее основание определяющее остроту и пафос философских, культурологических и социологических концепций.
В XX веке культура и искусство столкнулись
с усложнившейся
1. Ситуация противостояния художественных систем в литературе конца 19 – начала 20 вв.
2. Пестрота
литературной жизни как
Основная
черта эпохи конца 19 – начала
20 века – переходность. Реализм,
являющийся эстетическим
3. В конце XIX века намечается бурное развитие капитализма. Укрупняются фабрики и заводы, растет их количество. Так, если в 60-х годах в России крупных предприятий было около 15 тысяч, то в 1897 г. их насчитывалось уже более 39 тысяч. За этот же период вывоз промышленных товаров за границу увеличился почти в четыре раза. Только за десять лет, с 1890 по 1900 гг., проложено было свыше двух тысяч верст новых железных дорог. Благодаря столыпинским реформам продолжался рост производства продукции сельского хозяйства.
Значительными были достижения в области науки и культуры. В это время успешно работали ученые, внесшие огромный вклад в мировую науку: создатель русской научной школы физики П.Н. Лебедев; основатель новых наук - биохимии, биогеохимии, радиогеологии -В.И.Вернадский; физиолог с мировым именем И.П. Павлов, первый из русских ученых, удостоенный Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения. Во всем мире получила широкую известность русская религиозная философия Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.
Вместе с тем это
был период резкого обострения противоречий
между предпринимателями и
Сложная ситуация наблюдалась и в литературе. Дописывали страницы своих книг А.П. Чехов (1860-1904) и Л.Н. Толстой (1828-1910). Им на смену пришли молодые литераторы и те, кто начинал свою творческую деятельность в 80-е годы: В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский. В литературе наметилось как минимум три направления: литература критического реализма, пролетарская литература и литература модернизма.
Такое деление носит условный характер. Литературный процесс отличался сложным и даже противоречивым характером. В разные периоды творчества литераторы придерживались порой противоположных направлений. Например, Л. Андреев начинал свой творческий путь как писатель критического направления, а заканчивал в лагере символистов; В. Брюсов и А. Блок, напротив, являлись вначале символистами, позже перешли на позиции реализма, а затем стали родоначальниками новой советской литературы. Столь же противоречивым был путь в литературе у В. Маяковского. Такие писатели критического реализма, как М. Горький (1868-1936), А.С.Серафимович (Попов, 1863-1949), Демьян Бедный (Е. А. Придворов, 1883-1945), тяготеющие к крестьянской тематике С. Подьячев (1866-1934) и А.С. Неверов (1880-1923) начинали как писатели реалистического направления, а потом, перейдя на сторону революционного народа, делили новое искусство.
4.
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный)
– направление
в мировом искусстве, получившее широкое
распространение во второй половине ХIХ
века, проявляющее себя и в последующие
эпохи культурного развития.
Основные черты философии и эстетики
реализма:
1) мировоззренческие основы - идеи материализма
и позитивизма;
2) стремление к объективному изображению
жизни, что достигается путем следования
принципам а) социального; б) исторического;
в) психологического детерминизма (обусловленности)
образов;
3) народность;
4) историзм;
5) попытка представить мир во всей его
сложности и противоречивости, но вместе
с тем цельным;
6) стремление познать законы действительности
для того, чтобы изменить ее к лучшему;
7) понимание искусства как средства познания
человеком самого себя и окружающей действительности;
8) отсутствие запретных тем, т.к. основные
требования к искусству - достоверность,
точность, правдивость.
9) герой – обычный человек, как правило,
типичный представитель конкретной исторической
эпохи, определенного социального круга.
* Некоторые теоретики литературы отрицают
существование реализма как литературного
направления, полагая, что с конца 18 до
середины 20 века в искусстве бытовал романтизм,
в рамках которого выделяются три стадии:
собственно романтизм, поздний романтизм
(то, что традиционно называют реализмом)
и постромантизм (традиционно – модернизм).
Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:
1) переходный характер (Если во
второй половине XIX века реализм
был центральным направлением
в искусстве, то на рубеже
веков с ним начинает
2) неоднородность (Практически каждый
из авторов-реалистов по-
3) предпочтение отдается малым
эпическим формам (Жанр романа
– центральный для
4) тяготение реалистических
5) стремление к созданию
Типы русского реализма конца XIX – начала XX века
Классический Реализм |
«Естественный» реализм |
Философско-психологичес-кий реализм |
Героико-романтический реализм |
Экспрессионистический реализм |
Поздний Л.Н. Толстой, Поздний А.П. Чехов |
А.И. Куприн, В.В. Вересаев |
И.А. Бунин |
А.М. Горький, А.И. Серафимович |
Л. Андреев |
Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности. |
С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его. |
Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Основа: философия антропокосмизма |
Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности. |
Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение. |
5. Судьбы реализма в творчестве
А.И. Куприн
Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Романтический и натуралистический компоненты в художественной системе писателя.
«Гранатовый браслет»
Жанр: повесть
Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной
Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»
Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма
Концепция любви в повести
Концепция |
Суть концепции |
Примеры из текста |
Любовь в представлении Желткова |
Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку. |
Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо. |
Любовь в представлении князя Василия |
Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в реальности, где пылкая страсть зачастую превращается в забавный анекдот. Самый логичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым. |
Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полуанекдотические истории любовных увлечений, героями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.) |
Любовь в представлении Веры |
Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви. |
Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут. |
Любовь в представлении Анны |
Главное в жизни – получение
максимума впечатлений и |
Например, сцены с Васючком, идея подарка для Веры – старинный молитвенник, переделанный в дамскую записную книжку. |
Любовь в представлении генерала Аносова |
Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям. |
Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви). |