История Русской литературы 19-20

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад

Описание работы

Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.

Файлы: 1 файл

русс лит.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

«Естественный»  реализм

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

С реализмом связаны наивысшие  достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его  традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему  ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Героико-романтический  реализм

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Идеологическая  ангажированность и политическая тенденциозность  литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу  угла ставится фактор социальной обусловленности. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Философско-психологичес-кий реализм

И.А. Бунин

Наиболее  яркая реализация  идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир  – познай человека. Основа: философия антропокосмизма


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Экспрессионистический реализм

Л. Андреев

Реалистические  образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное  потрясение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

В конце XIX - нач. XX вв. философы находили, что западноевропейская цивилизация также переживает культурный упадок. По их мнению, европейцы погрязли в эгоизме, потребительском отношении к вещам, в их мире царит посредственность, и их духовная жизнь находится в застое. Они искали причины упадка и возможную панацею от него, чтобы началось культурное возрождение, при этом часто заглядывая в прошлое в попытках там найти ответы на их вопросы. Последователь Шопенгауэра, Ницше, ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев.

Интерес к древности, а  также к жизни и учению Шопенгауэра, у Ницше не случаен. Он непосредственно  вытекает из его критики европейской  культуры, которой он пытается противопоставить естественную жизнь, какой, по мнению Ницше, люди жили в далекие времена. В  Европе естественное бытие он видит  в жизни греков досократической эпохи, изучением которой он сильно увлекался.

В отличие от Шопенгауэра, Ницше считает, что если культура сковывает индивидуальную волю, становясь  цивилизацией, то именно поэтому следует  отказаться от культуры. Если Шопенгауэра  возмущала ее агрессивность и  индивидуализм, то Ницше раздражает вырождение и упадок. Самые существенные понятия, связанные с ницшеанством, - это антихристианство, сверхчеловек, ценностный перспективизм, аморализм, воля к власти, переоценка ценностей, нигилизм и, конечно, аполлоническое и дионисическое начала. Ницше - это ниспровергатель кумиров, его учение нельзя уложить в научные рамки, его работы написаны на подсознательном уровне.

 понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц.moderne- новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

МОДЕРНИЗМ- общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.(Большой Энциклопедический Словарь)

Русская литература продолжала играть исключительно  важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и  влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских  группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических  идей в общественном сознании привело  к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре.

В годы реакции усиливаются различные  модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный  немецкий философ Ф. Ницше, но и русские  писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами  которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Глубокая  враждебность революционным, демократическим  и гуманистическим идеалам, доходящая  до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907) , который пользовался  большой популярностью как самый  “модный” роман. Его герой издевался  над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции” . С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных  философских, психологических и  исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821—81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819—92) (Листья травы) (1855—91);Бодлер (1821—67) (Цветы зла), А. Рембо (1854—91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849—1912), особенно его поздние пьесы.

Философами, повлиявшими  на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел  возможные литературные формы.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Аполлоновское и дионисийское

Диалектически взаимосвязанная пара понятий, специально введенная в  эстетику Ф.Ницше (наиболее полно в  работе «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру» — 1872) для обозначения основных глубинных принципов искусства и культуры. В соответствии с мифологическими характеристиками античных богов Диониса (бога виноделия, земных плодов) и Аполлона (водителя муз) Ницше видел в дионисий-ском стихийное иррациональное природное начало, которое вызывает в человеке состояние животного ужаса и блаженного восторга одновременно, близкое к состояниям алкогольного опьянения или наркотической эйфории. В искусстве оно выражается наиболее полно в музыке, танце, вакхических оргиас-тических плясках. Аполлоновское Ницше связывал с пластическими искусствами и поэзией и усматривал его суть в упорядоченности, гармоничности, миметичности (см.: Мимесис), иллюзорности, восходящим к особого рода сновидениям, в которых, согласно древним легендам, людям являлись образы богов, а художникам и поэтам являются прообразы их творений. В античных искусствах эти принципы, согласно Ницше, фактически противоположны и ведут постоянный диалог, а нередко и борьбу друг с другом. Однако они тяготеют друг к другу и достигают своего гармонизирующего единства только в аттической трагедии. Аполлоновское находит свое наиболее полное выражение в произведении художника (словесном, в картине, в скульптуре), напротив, дионисийское наиболее полно выражается в самом художнике, который фактически в экстатическом танце или при исполнении музыки перестает быть художником, а превращается в свое собственное произведение. «Человек уже больше не художник, — писал Ницше, — он сам стал художественным произведением; художественная мощь целой природы открывается здесь, в трепете опьянения, для высшего, блаженного самоудовлетворения Первоединого». В новоевропейской культуре со времен Возрождения Ницше видел опасное преобладание аполло-новского начала и сознательное вытеснение дионисийского. Поэтому в своем радикальном требовании «переоценки всех ценностей» он стоит за восстановление прав дионисийского в культуре и искусстве, как важнейшего жизненного творческого принципа. Ницше связывал дионисийское также с глубинными восточными влияниями на греческую культуру. Если в классической античности он усматривал преобладание аполлоновского или некую гармонию А. и д., то эллинизм для него пронизан духом дионисийского. В XX в. антиномия А. и д. оказалась созвучной глобальной культурно-духовной ситуации. Применительно к искусству концепцию Ницше активно использует О.Шпенглер, заменяя дионисийское термином «фаустовское». При этом в его интерпретации «аполлонический язык форм вскрывает ставшее, фаустовский — прежде всего становление». Отсюда далеко идущие последствия в культуре, философии, эстетике, искусстве XX в., особенно в новаторских («продвинутых») художественных потоках — авангарде, модернизме, постмодернизме, ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-) в целом. Здесь на первый план выдвигается иррациональное дионисийское начало. Оно преобладает в таких направлениях, как дадаизм (см.: Дада), экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, алеаторика, конкретная музыка, театр абсурда, литература потока сознания, во многих перформансах и хэппенингах и в ряде других самых современных арт-проектов и практик. Фактически глобальное новаторское направление в художественной культуре XX в. может быть без преувеличения охарактеризовано как проходящее под знаменем дионисийского. Этим в какой-то мере объясняется и пристальный интерес современной художественной культуры, начиная со времен импрессионизма и постимпрессионизма, к восточным культурам и культам, во многих из которых дионисийское начало было преобладающим.

Концепция немецкого мыслителя  о дуализме аполлоновского и

дионисийского начал бытия и культуры продиктовала повышенный

интерес символистов (прежде всего  К. Бальмонта, Вяч. Иванова,

А. Белого) к феномену дионисийства как мировой игре созидания и

разрушения — аналогу становления, вечного возрождения и торжества 

жизни, беспрестанно умирающей и  воскресающей. Дионис (Дионисий) у 

Ф. Ницше «являет в себе опьянение  жизнью, восхищение ею»

, это 

символ «вечного круговращения  мировой жизни, вечного возвращения 

всего существующего, радостное явление  всемогущей силы жизни…»

.

Дионис — «представитель музыки, но музыки не как реальной формы 

искусства, а как метафизического  понятия… Познание сущности мира

дает только Дионис, Аполлон же как “principium individuationis”, такого

познания дать не может»

, — вслед за Ф. Ницше считали  символисты.

Вяч. Иванов видел в Дионисе «божественное всеединство Сущего в его

жертвенном разлучении и страдательном пресуществлении во вселикое,

призрачно колеблющееся между возникновением и исчезновением…»

.

 Доминанта модернистского искусства  — дионисийская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Н. Минский «При свете совести» 
 
А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

Концепция:

Выдвигается концепция человека в  современном мире: одинокий пловец, на утлой лодчонке оказавшийся посреди бушующего океана бед. 
 
Единственный шанс на спасение «чувство любви к самому себе» - принцип «аристократического индивидуализма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Д. Мережковский «О причинах упадка и новых течения в русской поэзии 

Главная причина кризиса русской  литературы, начавшегося в 1860-е гг. – господство материалистических взглядов на мир и реалистические тенденции  в литературе. 
 
Путь преодоления кризиса: борьба за победу «божественного идеализма». 
 
«Новое искусство» (символизм) может быть определен через три основные черты: 
 
- мистическое содержание; 
 
- символическую природу; 
 
- «изощренный импрессионизм» в области формы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе История Русской литературы 19-20