Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:01, доклад
Первый осознанно переживаемый европейской культурой кризис. Происходит смена картины мира, т.к. меняются представления человека о мире и о себе. Если вторая половина 19 века породила у человека уверенность в том, что он способен познать сущность бытия и себя в бытии, приведя все составляющие этого бытия к единому знаменателю, то к концу 19 века подобные иллюзии развеваются.
22 В
начале 1900-х гг. символизм переживает новый
этап развития, связанный с творчеством младосимволистов – В.И. Иванова,
А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского).
Младосимволисты стремились преодолеть
крайний индивидуализм, абстрактное эстетство,
свойственное творчеству старших символистов,
поэтому в произведениях «младших» присутствует
интерес к проблемам современности, в
особенности – вопрос о судьбе России.
Связано это было в первую очередь с концепцией
исторического развития В.С. Соловьева,
который утверждал, что историческая миссия
России заключается в построении общества,
базирующегося не на экономических или
политических началах, а на началах духовных.
Такой общественный идеал получил название
«вселенской теократии». Соловьев утверждал
также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость Божия. Она –
душа вселенной, она – Вечная Женственность,
воплощение силы и красоты. Понимание
Софии основывается, согласно учению Соловьева,
на мистическом миросозерцании, которое
свойственно именно русскому народу, ибо
истина о Премудрости открылась русичам
еще в одиннадцатом веке в образе Софии
в Новгородском соборе. С этими пророчествами
Соловьева связаны основные мотивы поэзии
А. Блока и А. Белого. Противопоставление
земного и небесного, символические образы
туманов, вьюг, купины, символика цвета
– все это позаимствовано из философских
поэм Вл. Соловьева (в частности, «Три свидания»
и «Три разговора»). Эсхатологические
направления, предчувствие конца истории,
поклонение Вечной Женственности, борьба
Востока и Запада – таковы основные темы
поэзии младосимволистов.
23 В основе философии Соловьева – учение о Софии, Премудрости Божией. В поэме «Три свидания», которую так часто цитировали поэты-символисты, Соловьев утверждал божественное единство Вселенной, душа которой представлялась в образе Вечной Женственности воспринявшей силу божественную и непреходящее сияние Красоты' Она есть София, Премудрость. Мир «сотворенный», погруженный в поток времени, наделенный самостоятельным бытием, живет и дышит лишь отблесками некоего высшего мира. Реальный мир подвержен суете и рабству смерти, но зло и смерть не могут коснуться вечного прообраза нашего мира – Софии, которая оберегает Вселенную и человечество от падения. Соловьев утверждал, что такое понимание Софии основывается на мистическом миросозерцании, свойственном якобы русскому народу, которому истина о Премудрости открылась еще в XI в. в образе Софии в Новгородском соборе. Царственное и женственное начало в фигуре Богородицы в светлом облачении и есть, в трактовке Соловьева, Премудрость Божия или Богочеловечество.
Противопоставление двух
миров – грубого «мира
Для Соловьева есть два мира: мир Времени и мир Вечности. Первый – мир Зла, второй – Добра. Найти выход из мира Времени в мир Вечности –задача человека. Победить Время, чтобы все стало Вечностью,– цель космического процесса.
23
17