Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 07:17, реферат
Толстой Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новою, хорошею жизнью, имеющею в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины — все это доводит обаяние имени Льва Николаевича до легендарных размеров.
Тема Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого 1840-1850 годов
1. Введение
Толстой Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новою, хорошею жизнью, имеющею в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины — все это доводит обаяние имени Льва Николаевича до легендарных размеров.
В юности, решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение. Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.
Уже в ту пору у Льва Толстого обнаружились исключительные способности к изучению иностранных языков. Позднее сестра писателя рассказывала, что профессор Казембек, с которым Толстой занимался турецким и татарским языками, находил его способности к усвоению языков необыкновенными».
Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
В большой биографии Л.Толстого военная служба занимает немного времени: в армии Толстой провел менее пяти лет. Но прожитое и пережитое за годы войны имело большое значение в дальнейшей его жизни, в становлении человека и писателя.
Военная деятельность Л.Толстого неразрывно связана с его литературной работой. Жизнь на Кавказе, вдали от суеты и светских соблазнов Москвы и Петербурга, помогла ему найти себя как писателя и свое призвание - литературу. Военная жизнь не только способствовала созданию благоприятных – до некоторой степени, конечно – условий для писательского труда, она давала и материал для него.
В это время Толстой опубликовал не только повести «Детство» и «Отрочество», но и рассказы из военного быта: «Набег», «Рубка леса», «Севастополь в декабре» и «Севастополь в мае», «Разжалованный». Эти произведения принесли ему заслуженную славу и поставили его имя уже тогда в один ряд с лучшими именами русской литературы.
Впоследствии он не раз возвращается к «кавказской» тематике, пишет повесть «Казаки», а на склоне лет – повесть «Хаджи-Мурат». Практическое знакомство с военной службой, приобретение военных знаний и навыков позволили ему правдиво и с пониманием дела изобразить ведение боевых действий, а также картины мирного и военного быта войск в романе-эпопее «Война и мир». Батальные сцены написаны там не только высокохудожественно, но и со знаниями истинно военного человека.
Ряд исследователей рассматривают литературные произведения о Кавказской войне в контексте формирующихся в русском обществе представлений о том, что же такое Кавказ, с кем Россия имеет дело, почему приходится вести эту войну. В 1820-1830 годах художественные произведения, в которых доминирует тема Кавказской войны, были ориентированы на решение подобного рода проблем. Разумеется, сама Кавказская война рассматривалась многими русскими писателями в интересующий нас период в контексте более широкой проблемы осмысления исторического пути России, ее места в ряду Западной и Восточной культур. Кавказская война как процесс, влиявший на формирование философско-исторический представлений о России, проходила это осмысление в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.А.Бестужева-Марлинского, А.И.Полежаева, М.Ю. Лермонтова. К этому стоит добавить, что в творчестве этих и многих других писателей Кавказская война связывалась с текущими политическими процессами, происходившими в России.
Исторической предпосылкой начала Кавказской войны становится включение в 1801 году Грузинского царства в состав Российской империи, в результате чего северокавказские народы, жившие между Россией и государствами Закавказья оказались, без их ведома, в составе империи. Большая война на Кавказе стала необратимой с назначением на Кавказ в 1816 году генерал-губернатором А.П. Ермолова. С его приходом включение Северного Кавказа в состав Российской империи становится неизбежным. Именно с конца 1810-х годов в связи с началом Большой Кавказской войны, как называют ее некоторые историки, Кавказ начинает особенно интересовать русское общество.
Однако не меньше, чем причинами историческими, интерес к Кавказу мотивирован причинами и эстетическими. В 1820-х годах в русской литературе активно формируется романтизм. Именно благодаря романтизму Кавказ, воспринимавшийся как край дикой воинственной свободы, попадает в художественную литературу, и уже через нее становится «видимым», доступным осмыслению современников. Кавказская война, по мнению исследователей, появляется в русском общественном сознании во многом благодаря творчеству русских романтиков, и прежде всего молодого А.С. Пушкина. Романтизм оказался именно тем литературным направлением, который позволил «уловить», «увидеть» Кавказскую войну. Смена стиля изображения Кавказа и Кавказской войны становится особенно заметной по сравнению со способом изображения войны в 1800-1810-х годах, когда для ее описания применялась античная образность. Именно в романтизме формируется как таковая тема Кавказской войны, герой русской «кавказской» литературы и уникальная система жанров.
Исследователи-литературоведы так или иначе обращались к этой теме и в работах по творчеству отдельных писателей (В.Б. Шкловский, Ю.В. Томашевский, М.П. Алексеев, М.В. Нечкина, В. Васильев, С.А. Андреев-Кривич, И.Д. Воронин, И.К. Ениколопов, А.В. Попов, И. Дзюба), и в работах более общего характера (И.Л. Андроников, Д.Л. Ватейшвили, Н.Б. Веленгурин, Б.С. Виноградов, В. Базанов, Н.Я. Эйдельман, Р.Ф. Юсуфов, С.В. Чекалин, Ф.З. Канунова), раскрывающих те процессы, которые происходили в русской литературе. При этом в ряде исследований сделаны ценные наблюдения. Прежде всего, это касается образа горца в русской литературе, особенностей национальной культуры горских народов в восприятии русских писателей.
Выбор темы обусловлен тем, что именно на Кавказе произошло становление творческой личности Л.Н. Толстого. Тема Кавказа породила его первые литературные произведения и поставила его в ряд знаменитых писателей и поэтов того времени.
Актуальность темы в работах исследователей данная тема отдельно не рассматривалась, только в рамках эволюции творчества автора.
Объектом исследования является отражение кавказской темы в литературном творчестве Л.Н. Толстого.
Предмет курсовой работы – художественное пространство и образ Кавказа в произведениях «Набег», «Казаки», «Хаджи-Мурат».
Цель работы – изучение художественного своеобразия произведений Л.Н. Толстого о Кавказе.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- познакомиться с
- рассмотреть творческую биографию писателя и место Кавказа в ней;
- проанализировать произведения Л.Н. Толстого, посвященные Кавказу;
- сделать выводы о своеобразии темы Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении раскрываются актуальность исследования, объект и предмет, основные задачи исследования, цель и практическое значение данной работы. В первой главе рассматривается тема Кавказа в творчестве русских писателей второй половины ХIX века. Вторая глава посвящена исследованию художественных произведений, написанных на Кавказе и ему посвященных. В конце каждой главы приведены выводы, в заключении подводится общий итог исследования.
Метод исследования – описательный подход и литературоведческий анализ избранной темы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в дополнении тех работ, которые отражают эту тему. Материалы исследования могут быть использованы при разработке специальных семинаров по проблемам литературного процесса ХIX века, а также на уроках русской литературы в старших классах общеобразовательных учебных заведений.
Глава 1.Тема Кавказа в творчестве русских писателей
2-й половины 19 века
Русские классики, обращавшиеся к кавказской теме, наиболее продуктивно разрабатывали два сюжета: сюжет о горце, близко столкнувшимся с русской культурой и сюжет о русском, оказавшемся в плену у горцев. Причем как парные эти сюжеты бытуют в творчестве ряда писателей: у А.С.. Пушкина («Кавказский пленник» / незаконченная поэма «Тазит»), М.Ю. Лермонтова («Кавказский пленник» / «Измаил-Бей», особый статус имеет поэма «Мцыри», где пленником оказывается горец), А.А. Бестужева-Марлинского («Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» / «Аммалат-бек»). Позже Лев Толстой, ориентировавшийся на традиции русской литературы 1820-1830-х годов, воспроизводит эти сюжеты также в паре («Кавказский пленник» / «Хаджи-Мурат»).
Военная жизнь Толстого была очень богата впечатлениями, а деятельность – обильна событиями. Он принимал участие в двух походах на Кавказе, в Дунайской и Крымской кампаниях Восточной войны 1853-1856 годов.
На военной службе Толстой впервые сталкивается с такими сторонами жизни, о которых ранее не имел понятия. Армейская среда во многом и существенно отличалась от домашней обстановки барского дворянского поместья, беспечного быта привилегированного студенчества и светского общества; жизнь на окраинах России была вовсе незнакома Толстому.
На Кавказ Толстой вместе с братом Николаем Толстым уехал в апреле 1851 года (впоследствии он признавался, что это решение им было принято «сломя голову»). Попав вместе с братом в станицу Старогладковскую, он вскоре уже принимал участие в набеге на горные аулы.
На Кавказе он получает возможность узнать и прикордонное казачество и как мирных, так и непокоренных горцев. Здесь он начинает понимать все величие «вшивых, сморщенных егерей» - солдат николаевской армии, бездумно, но с величайшим мужеством отдававших свои жизни за Родину. Отсюда, от предгорий Кавказа, придунайских полей и бастионов Севастополя, унесет Толстой отвращение к насилию, войне, которое потом превратится в страстный протест против всякого человеконенавистничества.
Находясь на военной службе, увидит он пустоту и бездарность руководства русской армии, откровенный карьеризм и воровство среди большинства офицеров, обкрадывавших и без того нищего и бесправного русского солдата, поймет всю гнилость и порочность крепостнического строя и придет к выводу, что «Россия должна пасть или совершенно преобразоваться».
В годы военной службы у Толстого зарождаются многие из лучших его качеств, складывается характер, вырабатывается мировоззрение.
Толстой был продолжателем темы Кавказа, начало которой положили Пушкин и Лермонтов. Журналисты того времени сравнивали его со всеми лучшими писателями русской литературы. И вместе с тем, все почувствовали, что автор своими свежими повестями и рассказами, темами и идеями открывает новый мир творчества, новые стороны русской действительности и человеческой психологии. Уже в работе над первым своим крупным литературным произведением Толстой обнаружил то величайшее упорство, трудолюбие и требовательность взыскательного художника, которые характерны были потом для него всю жизнь.
Тема Кавказа в творчестве русских писателей и поэтов 19 и 20 веков занимает особое место. Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой озарены целой плеядой известных имен русских писателей и поэтов.
Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Именно с появлением его «Кавказского пленника» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу, приобретая значение литературной традиции.
Именно на Кавказе родились и развились прежние поэтические замыслы поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью.
Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир.
Поэма «Кавказский пленник» возникла из лирики Пушкина периода пребывания на Кавказе, в Крыму, в Кишиневе и Одессе. В первоначальном варианте поэма начиналась с эпизода пленения героя, причем ясно говорится, что он пленен не в бою как русский офицер, а был простым путником, странником. Наброски «Кавказского пленника» немногим отличаются от чистовых редакций поэмы, поэтому мы можем утверждать, что герой «Кавказского пленника» в представлении Пушкина именно путник:
Отступник света, друг природы
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Постепенно привыкал пленник к унылой жизни раба, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.
Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы упражняются в джигитовке, приучая себя к войне. Ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, которые являются главным богатством черкесского воина.
Информация о работе Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого 1840-1850 годов