Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 07:17, реферат
Толстой Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новою, хорошею жизнью, имеющею в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины — все это доводит обаяние имени Льва Николаевича до легендарных размеров.
Война, взятая как эпизод – набег, раскрывает разные типы храбрости. Храбрость Хлопова, храбрость молодого прапорщика Аланина, который гибнет сам в ненужной атаке и губит несколько солдат, хвастливая храбрость офицера Розенкранца, гордая, но показная, храбрая многозначительность генерала Барятинского, который во время разрыва ядра смотрит в противоположную сторону и со спокойной улыбкой говорит что-то по-французски. Все это примеры анализа человеческого поведения на войне.
Толстой учит видеть неправильное в обычном. Анализ показывает не только жестокость войны, но и бессмысленную жестокость разрушения ею труда.
Лев Николаевич дает кратчайшее описание аула: «Длинные, чистые сакли с плоскими земляными крышами и красивыми трубами были расположены по неровным каменистым буграм, между которыми текла небольшая река».
Аул спокоен, своеобразен, красив и совершенно пуст. По приказу, данному с небрежной генеральской улыбкой, начинается его разгром.
Война изображена как бессмысленность. Храбрость поручика Розенкранца и мальчика Аланина основана на разных, но одинаково ложных условностях. Так как капитан показан подробнее всех и от него идет анализ храбрости, составляющий основу рассказа, то эта оценка – окончательная.
Толстой осуждал войну с позиций
вечных моральных истин, отстраняясь от
оценки ее социальной природы. Кругом
была война, но «природа дышала примирительной
красотой и силой. Неужели тесно жить людям
на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым
звездным небом? Неужели может среди этой
обаятельной природы удержаться в душе
человека чувство злобы, мщения или страсти
истребления себе подобных? Всё недоброе
в сердце человека должно бы, кажется,
исчезнуть в прикосновении с природой
- этим непосредственнейшим выражением
красоты и добра» (http://modernlib.ru/book/
Тяготение к народной теме, широкому эпосу вызревало у Толстого уже в повести «Казаки» (1853-63). На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальшь светского общества и отрекается от лжи, в какой жил прежде. Критерием правды социального поведения для Т. становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней.
Патриотическое одушевление, охватившее русское общество во время Крымской войны, подъем освободительного движения в стране оставили неизгладимые следы в умонастроении Толстого, ожидавшего «великих перемен» в России. Отвращение к крепостническому гнету, отрицательное отношение к помещичьему землевладению, укрепившиеся в нем под влиянием общения с добивавшейся земли и свободы крестьянской массой, с одной стороны, и разочарование в западной буржуазной культуре – с другой, по-новому повернули в творческом воображении Толстого казацкую тему.
Роман из кавказского быта, особенностью которого был отказ от традиционной романтической трактовки Кавказа, перерастает в социальный роман, ставящий, наряду с вопросом русско-горских отношений, кардинальный вопрос современности и взаимоотношении дворянства и народа.
Повесть «Казаки» - это повесть о красоте естественной, трудовой жизни на земле, о нравственной высоте русского народа. Мысль о превосходстве народа, его сознания, его трудовой морали над моральным ничтожеством и опустошенностью является главной идеей повести.
Д.Д.Благой, один из исследователей творчества Л.Толстого отмечал: «В поисках положительного идеала народной жизни Толстой, принимавший деятельное участие в спорах о крестьянской общине как форме общественного быта и землеустройства в России, обращается к казацкой общине, в которой он, не замечая её внутренних противоречий, видит классовый мир и гармонию с природой» (стр.146) Исследователь таким образом указал на связь идеи «Казаков» Л.Толстого с идеалом «вольной жизни», якобы осуществленным в казацкой общине, отметив некоторую идеализацию казачьей общины повести.
Исследователями также отмечается фольклорная основа повести. Толстой записывал исторические предания и собирал песни казаков. Первоначальный замысел повести под названием «Беглец» напоминает известную Толстому казацкую народную песню, говорившую «про старинного джигита-казака, который ушел в далекие горы и тужит по своей родине и по своей душеньке, которая за другого вышла замуж». Толстой придал своей повести социальный смысл, сделав причиной бегства казака кровавое столкновение его с офицером.
Глубокий интерес Толстого к жизни родины и к историческим судьбам русского народа обострил его внимание к событиям Кавказской войны, в центре которых он находился.
Особенно много личных мотивов вложено Толстым в повесть «Казаки». Канва этой повести, как установлено биографами, во многом совпадает с действительными фактами жизни писателя: отъезд Оленина из Москвы, неудовлетворенность пустой светской жизнью, стремление к нравственному обновлению, приезд в гребенскую станицу, сближение с казаками, дружба с охотником Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об «опрощении» - все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого Толстого.
В «Казаках», какими они сложились, в конечном счете, молодой московский дворянин Дмитрий Оленин, никем не гонимый и не утесняемый, покидает, как ему представляется, навсегда Москву, свет. Покидает потому, что в Москве ему не любится и не живется, молодость проходит напрасно. Он едет на Кавказ, чтобы полюбить там «женщину гор», начать все заново и совсем по-другому.
Толстой отправляет своего героя в подобном настроении именно на Кавказ, помня, что здесь природа обладает особенной силой воздействия на человека, а простые люди не испытывали крепостной зависимости, совместная, общая жизнь их не была порушена, от горьких впечатлений от отношений с «господами» они свободны. Таким образом, встреча Оленина с жителями казачьей станицы могла явить собою поставленный в самом чистом виде и при наилучших условиях опыт сближения человека из «образованного сословия» с миром простых людей.
Поначалу все в «Казаках» складывается вроде бы благоприятно, даже счастливо. Горы Кавказа, а потом природа сразу же очищают душу Оленина. Он становится вольней, естественней во всех своих поступках, в поведении. Казаков, представленных Толстым как человеческое единство, он многим привлекает к себе: Ерошку тем, что проявляет интерес к его рассказам, Марьяну – нежностью, мягкостью своего обращения с нею. Их даже тянет к Оленину – замкнутость, ограниченность собственного бытия, по всей видимости, уже не вполне может их самих удовлетворить. Однако стена непонимания отделяет Оленина от казаков. Он совершает добрый, самоотверженный поступок – дарит Лукашке коня, а у станичников это вызывает удивление и даже усиливает недоверие: «Поглядим, поглядим, что из него будет»; «Экой народ продувной из юнкирей, беда!...Как раз подожжет или что». Его восторженные мечты сделаться простым казаком не поняты Марьяной, а ее подруга, Устенька, поясняет: «А так, врет, что на ум взбрело. Мой чего не говорит! Точно порченый!». И даже Ерошка, любящий Оленина за его «простоту» и, конечно, наиболее близкий ему из всех станичников, застав Оленина за писанием дневника, не задумываясь, советует оставить пустое дело: «Что кляузы писать!».
Образ Ерошки был создан Толстым на основе длительного общения со старогладковским казаком Епишкой, постоянным его собеседником и спутником на охоте. В лице Ерошки представлено старое поколение казаков, сложившееся в определенных конкретно исторических и социальных условиях. Его рассказы о традициях, быте и нравах гребенцев соединяют в себе живую историю, фольклор и этнографию казачества. Старинные русские обычаи встают как живые в его красноречивой передаче, хватают за душу старинные казацкие и горские песни в его исполнении.
Ерошка – представитель вольного казачества, не знавшего рабской приниженности, человек жизнедеятельный и жизнерадостный. «Все Бог сделал на радость человеку», - развивает он перед Олениным философию жизнеутверждения. В лице Ерошки простой человек поднимается до проповеди высокой гуманности, уважения к людям без различия веры и состояния, сословных и национальных ограничений. «Я бывало со всеми кунак: татарин – татарин, армяшка – армяшка; солдат – солдат, офицер – офицер».. (страница текста) Он воплощает в себе народную мудрость, присущую народу силу духа и богатство мысли.
Образ Лукашки дан Толстым в движении. Писатель показывает нарастание в нем удали, воинского опыта, превращение его из «малолетка» в главаря казаков. И его Толстой рисует человеком труда, действия. «Всякая работа, крупная и мелкая, спорилась в руках Лукашки». Трудолюбие и деловитость соединяются в Лукашке с жизнерадостностью, жаждой веселья и разгула. Любовь не занимает исключительного места в его духовном мире, хотя он и серьезно любит Марьяну. Лукашка, как и подобает казаку, любит сдержанно и властно, не растворяется в своем чувстве. В его отношениях к Марьяне сказывается свойственная ему сила и самоуверенность молодости.
Критики, после выхода повести в свет, обвиняли Толстого в воспевании «дикаря-зверя» и в унижении представителя цивилизованного общества. Но исследователями подчеркнуто, что Толстой противопоставлял в повести не «диких» людей «цивилизованным», а людей труда – представителям паразитического сословия. В образах казаков Толстой выразил деятельное, активное начало в противовес началу созерцательному.
Очень ярко и красочно писателем создан образ Марьяны. Красота и естественность казачки, ее физическое и душевное здоровье, трудолюбие и жизнерадостность противопоставлены в повести фальши и лицемерию скучающих салонных женщин с их фальшивыми буклями и «спрятанными и изуродованными слабыми членами». Марьяна по-своему так же обаятельна, как непосредственная и жизнерадостная «барышня-графинюшка» Наташа Ростова.
Под величавой красивой внешностью казачки скрывается богатый внутренний мир. При всей своей непосредственности и простоте – она натура своеобразная и глубокая. В повести отмечена и сила характера, и самостоятельность мысли, и способность к сильному чувству, и нравственная чистота, и глубокое чувство человеческого достоинства, присущие ей.
Толстой не скупится на эпитеты, возвышающие его героиню, «величавую женщину в той первобытной красоте, в которой должна была выйти первая женщина из рук своего Творца» (страницу). Он рисует ее величавую осанку, она «чистая, неприступная, величавая». Эту величавость, подчеркивает Толстой, придает ей трудовая жизнь на лоне природы. Труд – родная стихия Марьяны, первое условие ее существования, сделавшее ее такой могучей, здоровой и прекрасной. «Веселой и не усталой» выглядит она в самую горячую пору уборки винограда. Толстой, вскрывая «диалектику души» своей героини, показывает разные, подчас противоречивые, её душевные состояния. Но это не нарушает целостности образа, - Марьяна все время остается сама собой.
Марьяна равнодушна к богатству Оленина, ей чужды мелкие, корыстные побуждения Устеньки. Прислушиваться к словам Оленина заставляет ее жажда духовного развития. Её неразвитому, но пытливому сознанию нужна духовная пища, и она слушает всем существом своим, когда он о казачьих делах, о соседях, о России. Почтительное отношение Оленина к ней, в отличие от грубоватого отношения Лукашки, нравилось гордой, однако ее обещание выйти за него замуж звучит полушутливо. Он для неё всё же остается барином, человеком «белой кости».
Героический подвиг Лукашки, так трагически закончившийся, подняв казака на большую моральную высоту, восстанавливает нарушенное равновесие. Чувство истинной любви к родному ей по духу и складу человеку вспыхивает в Марьяне с новой силой, и она с отвращением и злобой отворачивается от офицера, чуждого интересам станицы.
Но и Оленин, искренне восхищаясь жизнью казаков, чужд их интересам и не приемлет их правды. В горячую пору уборки, когда тяжелая, непрестанная работа занимает станичников с раннего утра до позднего вечера, Оленин, приглашенный отцом Марьяны в сады, приходит с ружьем на плече ловить зайцев. «Легко ли в рабочую пору ходить зайцев искать!» - справедливо замечает бабушка Улита. И в конце повести он не в состоянии понять, что Марьяна горюет не только из-за раны Лукашки, а потому, что пострадали интересы всей станицы – «казаков перебили».
Но Толстой ясно дает понять нам, что в повести не показано превосходство казаков над Олениным, это неверно.
В конфликте Оленина с казачьим миром обе стороны правы. Обе утверждают себя: и эпически величавый строй народной жизни, покорный своей традиции, и разрушающий все традиции, жадно стремящийся к новому, вечно неуспокоенный герой Толстого. В конфликте между ними Толстой, верный себе, подчеркивает прежде всего моральную сторону.
И ни Ерошка, ни Марьяна даже не взглянут вслед покидающему станицу Оленину. Да и Оленин не может и не должен, по Толстому, отрешиться от органической для него потребности в постоянном самоанализе, от присущей человеку «образованного состояния» сложной «моральной механики», неприемлемых в казачьем мире, герой возвращается в свой круг, сознавая, что обрекает себя этим на неизбежное душевное опустошение, но ничего иного перед ним сейчас нет.
Историческая повесть «Хаджи-Мурат» написана Л.Толстым на 74 году жизни и повесть эта – итог 50-летнего творческого опыта и поэтому одно из совершеннейших произведений.
Судьба повести необычна. Еще не написав её, Толстой решил не публиковать повесть при своей жизни. Ни одно свое произведение заранее он на это не обрекал. Толстой работал над повестью чрезвычайно много, добиваясь её наивозможного совершенства и руководствуясь главным образом потребностью в поэтическом творчестве.
Место действия повести – Кавказ «с его величественной и нежной природой», который Л.Толстой смолоду очень любил. Эта повесть – до некоторой степени воспоминания Толстого о лучшей поре его жизни, проведенной на Кавказе.
Очень была близка сердцу Толстого и основная идея повести – идея борьбы.
Изначально повесть носила название «Репей». Тему названия Толстой буквально «увидел» на прогулке в поле - одинокий куст росшего татарника (чертополоха), изрядно изломанного, но стойко боровшегося за жизнь. Репей и всплывший в его воображении образ Хаджи-Мурата послужили ему поучительным примером. «Так и надо! Так и надо!» - писал Толстой – надо каждому в тяжелые минуты бороться, биться, не сдаваться – упорно, несокрушимо, до последних сил, как упорно, несокрушимо боролись, бились, не сдавались репей и Хаджи-Мурат». В «Репье» и в последующих редакциях, а также в окончательном тексте повести он неизменно относится к Хаджи-Мурату положительным образом.
Информация о работе Кавказа в творчестве Л.Н.Толстого 1840-1850 годов