Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:19, реферат
Кюхельбекер Вильгельм Карлович [10 (21) июня 1797, Петербург – 11 (23) августа 1846, Тобольск] — русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею.
Вильгельм Кюхельбекер родился в Петербурге, в семье обрусевших немцев-дворян. Его детство прошло в Лифляндии, на берегу реки Авенорм. С 1808 г. Вильгельм учится в частном пансионе в Верро, который закончил с серебряной медалью. В 1811 году он поступает в Царскосельский лицей (лицейское прозвище — «Кюхля»). Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. С 1815 г. Кюхельбекер публикует стихи в разных журналах.
О Дельвиг!Дельвиг!что гоненья!
Бессмертие равно удел
И смелых, вдохновенных дел,
И сладостного песнопенья!
Так!Не умрёт и наш союз,
Свободный, радостный и гордый,
И в счастьи, и в несчастьи твёрдый,
Союз любимцев вечных Муз!
О вы, мой Дельвиг, мой Евгений!
С рассвета наших тихих дней
Вас полюбил небесный Гений!
И ты-наш юный Корифей, Певец любви, певец Руслана!
Что для тебя шипенье змей,
Что крики Филина и Врана?
Лети и вырвись из тумана,
Из тьмы завистливых времён.
О други!песнь простого чувства
Дойдёт до будущих племён
Весь век наш будет посвящён
Труду и радостям искусства. . .
Это выступление, прозвучавшее как политическая демонстрация, повлекло за собою донос вице-президента Вольного общества любителей российской словесности Каразина министру внутренних дел графу Кочубею. В доносе прямо говорилось, что поскольку пьеса "Поэты" была читана в Обществе "непосредственно после того, как высылка Пушкина сделалась гласною, то и очевидно, что она по сему случаю написана". Далее он доносил, что "изливая превратно своё неудовольствие", Кюхельбекер называл царя именем тирана Тиберия.
Хотя
поэт и не знал о доносе, он чувствовал
себя тревожно. Кюхельбекер писал
Жуковскому: "До сих пор не знаю
я, чем решится судьба моя. Вы можете
себе представить, что беспрестанное
волнение, неизвестность и беспокойство
- это состояние не слишком приятное"(2).
Жуковский, пытаясь ему помочь, предпринял
хлопоты о преподавательском
месте в Дерптском
II. 3 "О Шиллере, о славе, о любви"
Однако судьба благоволит поэту. По рекомендации Дельвига А. Л. Нарышкин приглашает Кюхельбекера в качестве "секретаря и собеседника" в длительное заграничное путешествие по всем странам Европы. Кюхельбекер с радостью соглашается. Его ждёт:
Вооружённая свобода, Борьба народов и царей!
Прощаясь с петербургскими друзьями, он писал:
Прости, отчизна дорогая!
Простите, добрые друзья!
Уже сижу в коляске я,
Надеждой время упреждая.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но верьте! и в странах чужбины,
И там вам верен буду я,
О вы, души моей друзья!
8
сентября Нарышкин, его домашний
врач Алиманн и Кюхельбекер
выезжают за границу.
При
отъезде из Петербурга он получил
задание от Вольного общества любителей
российской словесности присылать
корреспонденцию о своём
Гёте,
интересовался русской
Пытаясь
познакомить парижан с
Парижская полиция запретила лекции. Кюхельбекер был вынужден расстаться с Нарышкиным и покинуть Париж. Он вернулся в Россию.
II. 4 "Поговорим о бурных днях Кавказа"
Однако в Петербурге уже распространились слухи о его политической неблагонадёжности.
После первых неудачных попыток найти службу или организовать курс публичных лекций Кюхельбекер и его друзья поняли, что поэту лучше на время покинуть столицу, не дожидаясь официальных репрессий. 6 сентября 1821 года Кюхельбекер едет с Ермоловым на Кавказ. Пребывание поэта на Кавказе было кратким (с сентября или октября 1821 года по апрель или май 1822), но этот период необыкновенно важен в формировании творческой индивидуальности Кюхельбекера. Здесь он подружился с А. С. Грибоедовым; здесь, занимаясь разбором бумаг в канцелярии наместника Кавказа А. П. Ермолова, он столкнулся с чудовищными фактами угнетения человека человеком, что усугубило его неприятие существующего в России порядка. "Любезный друг, - пишет Кюхельбекер В. А. Туманскому 18 ноября 1821 года, - что сказать тебе о моём положении?. . . Мои занятия здесь ещё собственно не начались, однако же случилось мне уже переписать некоторые бумаги, от которых волос дыбом: тот продаёт людей, как скотов, поодиночке, отводит им жильё в погребах, заковывает в железа; та засекёт двенадцатилетнюю девочку, - спасибо Алексею Петровичу, он приберёт их к рукам" (13). Условия службы под начальством популярного среди будущих декабристов генерала и условия творчества были благоприятными; однако уже через полгода после определения к Ермолову, в апреле 1822 года, Кюхельбекер подаёт прошение об увольнении "по причине болезненных припадков". Истинная причина состояла в том, что как-то на встрече у Ермолова Вильгельм повздорил с родственником генерала, Н. Н. Похвистневым, и вызвал его на дуэль. Тот отказался драться. Тогда, посоветовавшись с Грибоедовым, Кюхельбекер отвесил обидчику пощёчину. Оскорбление со стороны Похвистнева, видно, было серьёзным - иначе Грибоедов, сам пострадавший из-за дуэли, никогда подобного совета не дал бы. В этот же вечер всё было решено: Кюхельбекер отправлен из Тифлиса.
Друзьям
довелось ещё встретиться в 1824-1825
годах в Москве и Петербурге. Весною
1825 года Кюхельбекер проводил Грибоедова
в Грузию, и каждый из них пошёл
своею дорогой, в конце которой
их ожидали страдания и
В июле 1822 года поэт уже находится в имении сестры, Юстины Глинки, Закупе, Смоленской губернии. Он интенсивно занимается литературной деятельностью (лирические стихотворения, трагедия "Аргивяне", поэма "Кассандра", начало поэмы о Грибоедове и т. д. ). Кюхельбекер влюблён в юную Авдотью Тимофеевну Пушкину, однофамилицу или дальнюю родственницу его друга, гостящую в Закупе и собирается жениться на ней. Поэт писал ей:
Цветок завядший оживает
От чистой, утренней росы;
Для жизни душу воскрешает
Взор тихой, девственной красы.
И вместе с тем он мечтает о возвращении из вынужденного уединения в столицу, о возможности вновь служить и издавать журнал. Он пишет отчаянные письма о безденежье, о полной невозможности вновь найти службу.
Друзья пробуют найти Кюхельбекеру место службы, желательно в дальних краях, чтобы его бурная биография забылась. Однако все хлопоты безрезультатны.
II. 5 "Поэт беспечный, я писал из вдохновенья, не из платы"
Кюхельбекер больше не хочет ждать: им овладевает мысль об издании собственного журнала, сразу же пришедшаяся по душе его друзьям-Вяземскому, Пушкину, Грибоедову.
С помощью Грибоедова, в сотрудничестве с новым другом и единомышленником В. Ф. Одоевским, Кюхельбекер начинает готовить альманах "Мнемозина".
17 января 1824 года первая часть альманаха была разрешена цензурой; успех был блестящим.
Вышедший альманах собрал на своих страницах лучшие литературные силы. Там опубликовали свои произведения Пушкин, Баратынский, Вяземский, Языков, Одоевский и другие литераторы. Сам Кюхельбекер напечатал в четырёх его частях отрывки из "Европейских писем", повесть "Адо", большое количество лирических стихотворений, литературно-критические статьи "Земля безглавцев" и "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие", "Разговор с Булгариным" и т. д.
Однако "Мнемозина" принесла Кюхельбекеру не только славу и материальное благополучие, но и новые огорчения. Четвёртая часть альманаха была задержана и вышла с большим опозданием лишь в конце 1825 года. Кюхельбекер вынужден вновь просить денег у матери и искать более надёжных средств к существованию, чем издание альманаха.
Он предполагает уехать за границу, но это остаётся лишь проектом. Напряжённая работа в "Сыне отечества" Булгарина и Греча и в "Благонамеренном" Измайлова даёт скудные заработки. Его голова заполнена творческими планами, которым не суждено было сбыться в связи с событиями 14 декабря 1825 года.
глава3
III. 1 "Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, . . .
Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон"
Ещё в 1817 году Кюхельбекер стал членом священной артели, которая была предтечей Северного общества декабристов. Движение декабристов развернулось на фоне социально-экономических сдвигов, происшедших в России в первые десятилетия XIX века.
Противоречия
отсталого феодально-
Основную часть всего населения страны составляли крепостные крестьяне. Лучшие люди России воспринимали крепостное право не только как тормоз дальнейшего развития страны, но и как нравственный её позор.
Особенно
обострилось отрицательное
Эти перемены и явились почвой, на которой сформировалась идеология будущих дворянских революционеров.
30
июля 1814 года гвардия торжественно
вступила в столицу через
Русские солдаты и ополченцы, освободившие Европу от нашествия Наполеона, после войны снова возвратились под гнёт офицеров и помещиков. Всеобщие ожидания облегчения солдатской службы и свободы крестьянам как платы за кровь, пролитую в боях за родину не оправдались. Ответом на эти ожидания была смехотворная фраза в правительственном манифесте 30 августа 1814 года, посвящённом победному завершению войны: "Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от бога. . . " (15).
"Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа", - роптали бывшие ополченцы (15).
Волнения
стали возникать и в
В армии стали возникать артели. Причины их возникновения сначала были чисто материальные: молодым небогатым офицерам вести хозяйство сообща было гораздо экономнее. Офицеры Генерального штаба также во второй половине 1814 года организовали своё общество под названием "Священная артель". Постепенно артель превратилась в политический кружок, в который входили как военные, так и статские лица. Постоянными посетителями были братья Муравьёвы-Апостолы, М. С. Лунин, И. И. и М. И. Пущины, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и другие. "В артельной гостиной, где было тепло и необыкновенно уютно" (16), разгорались жаркие споры, строились планы и давались клятвенные обещания не щадить жизни для счастья отчизны. Многие члены артели позже приняли самое деятельное участие в организации восстания.
Главным
в деятельности этого общества было
воспитание любви к отечеству. Члены
этой организации были страстными патриотами
России. Это же чувство идейно объединило
с артелью Кюхельбекера - выпускника
Лицея, воспитанного в высоких традициях
преданности Отечеству. Мнение, что
он, далёкий декабристам, случайно ввязался
в их общество накануне восстания
и на площади 14 декабря "сумасбродствовал"
с искренней целью возвести на
престол Константина, - опровергается
всем содержанием его следственного
дела. Сам Кюхельбекер характеризует
этот период своей жизни как время,
когда он ничем принципиально
не отличался от вольномыслящей молодёжи:".
. . до Лицея я был ребёнком и
едва ли думал о предметах