"Привычка всех считать нулями,
а единицами -- себя" рано или поздно
должна была привести к разрыву. Онегин
вынужден убить Ленского. Презирая свет,
он все-таки дорожит его мнением, боясь
насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного
чувства чести, он губит невинную душу.
Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского,
если б он остался жив. Возможно, он стал
бы декабристом, а, может быть, и просто
обывателем.
Онегину и Ленскому в романе противопоставлена
Татьяна, она близка родному народу, русской
природе, ее образ помогает раскрыть основную
идею романа: только общение с народом
может спасти общество, сделать его жизнь
содержательной, труд -- полезным.
10 Роман "Капитанская дочка" - "прощальное"
произведение А.С. Пушкина, он вырастал
из его трудов по истории России. Работая
над историческим романом, писатель опирался
на опыт английского романиста Вальтера
Скотта и первых русских исторических
романистов (М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова).
Но широта проблематики, затронутой в
"Капитанской дочке" не позволяет
этому произведению называться чисто
историческим. Пугачевский бунт - это лишь
материал для сочинения. Здесь есть и семейная
хроника Гриневых, и биография самого
Петра Гринева, и нравственный роман (мораль
в эпиграфе: "Береги честь смолоду").
А критик Н.Н. Страхов выдвинул оригинальную
версию, что ""Капитанская дочка"
есть рассказ о том, как Петр Гринев женился
на дочери капитана Миронова".
"Капитанская дочка" имеет
заметное отклонение от принципов
жанра исторического романа. Историческая
проза вообще представляет собой
сочинения историков (или просто
людей, увлекающихся историей), ставивших
своей задачей не только установление,
осмысление фактов прошлого, но
и яркое, живое их изображение.
Этот жанр предполагает рассказ
об эпохе или каком-то отдельном
эпизоде, здесь может быть освещена
жизнь одного исторического деятеля
или описано событие и люди,
оказавшие на него влияния
или принимавшие в нем участие.
А если обратиться к античности,
то мы увидим, что там существовало
деление исторических произведений
на большие формы исторического
повествования, т.е. историю всех
событий за сравнительно большой
период времени, и малые формы
- монографии, посвященные какому-либо
событию или лицу. Понятно, что, согласно
этой античной классификации, роман
"Капитанская дочка" стоит относить
к последнему разряду. Так или
иначе, в нем присутствуют только
реально существовавшие персонажи.
В "Капитанской дочке" же мы
видим реальное событие - Пугачевский
бунт - глазами выдуманного героя
- Петра Гринева.Роман охватывает гораздо
больший период, чем восстание Пугачева.
Это становится ясно из разговоров персонажей,
в которых мы встречаем множество упоминаний
о событиях других времен: от Смутного
времени (Гришка Отрепьев) до "кроткого
царствования" Александра I.В романе
одинаково важны и тесно переплетены история
государства и история жизни человека.
Рассказ Петра Гринева о своей жизни как
бы подтверждает подлинность и объективность
его свидетельств об историческом событии.
И его точка зрения господствует в романе,
все события даны его глазами. Однако при
внимательном прочтении мы обнаруживаем
и другие мнения, хотя и не столь явно выраженные.
Так, например, центральная историческая
фигура - Емельян Пугачев. Его характеристика
дается двумя разными группами: бунтовщиками
(т.е. народом) и дворянами. В романе мы
видим столкновение этих двух лагерей,
столкновение их мнений, образов жизни,
мировоззрений. И выразителем взглядов
бунтовщиков по большей части является
именно Пугачев; из его уст мы слышим эту
известную сказку про орла и ворона, как
нельзя лучше выражающую стиль жизни и
самого Пугачева, и его приспешников. Кстати,
эта сказка, на наш взгляд, является, помимо
композиционного компонента, еще и своеобразной
стилизацией Пушкина под классическую
историческую прозу. Так, известно, что
для подобной литературы эпохи Средневековья
была характерна нерасчлененность с фольклором,
т.е. в ней присутствовало множество сказаний,
преданий, сказок.
Таким образом, возвращаясь к теме, становится
очевидным, что Пушкин затронул вопрос,
в некоторой степени философский, - о том,
на каком принципе должно основываться
государство. Так что можно говорить о
противопоставлении не дворян и крестьян,
а шире - власти и народа. А не это ли является
центральной темой произведений на историческую
тему со времен зарождения этого жанра
в античный период и до современных сочинений?
Народ для Пушкина - это и Пугачев с его
сподвижниками, "господами енералами",
и изуродованный башкирец, и капитан Миронов,
и Маша, и Савельич, и многие другие. Все
они разные: кто-то стремится к мирной
семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием
в руках всеми силами добивается своей
не очень понятной цели. Различаются они
и своим отношением к власти, символами
которой в романе являются Екатерина I
и Пугачев. Те, кто следовал за Пугачевым,
видели в нем "народного царя", воплощающего
их мечту о сильной, мудрой и справедливой
власти; другие же видели разбойника и
душегуба, оставаясь верными Екатерине.
Но и те, и другие стремились к одному -
к милосердной и гуманной власти. Можно
было бы считать за основу закон, но он
не может полностью удовлетворить обе
стороны (и дворян, и крестьян), кто-то будет
обязательно недоволен. Если же найти
в своем роде среднее арифметическое в
применении закона к противоборствующим
сторонам, то недовольными останутся обе.
По Пушкину, история - некая сила, действующая
независимо от людей, неподвластная им
и даже иногда враждебная им. Для обитателей
Белогорской крепости и Гринева она оказалась
именно враждебной, она разрушила их мирный
быт, подвергла суровым испытаниям, которые
для кого-то обернулись гибелью (капитан
Миронов, Василиса Егоровна). История,
эта стихия, проверяла на прочность волю,
мужество, верность долгу и чести. Однако
для двух влюбленных, которые уже не верили
в возможность совместного счастья, - Маши
Мироновой и Петра Гринева - она стала
той силой, которая свела их снова вместе.
Таким образом, Пушкин показал тесное
сплетение индивидуального, частной жизни
с общим историческим процессом, что, как
мы понимаем, является неотъемлемой частью
нашего реального бытия.
То есть Пушкин видел в истории две стороны
- темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую.
Именно исторические испытания выявляют
скрытые качества: героизм и стойкость
(Гринев) или подлость (Швабрин). Через
историю, как через сито, просеиваются
герои, и тот, кто честен и милосерден,
- выживает и награждается счастьем, а
того, кто низок душой, настигает кара.
Стоит, однако, отметить, что Пушкин немаловажную
роль в истории отдавал воле случая. Вспомнить
хотя бы случайную встречу в буран Гринева
с бородатым мужиком, который совершенно
неожиданно в дальнейшем будет иметь непосредственное
влияние на судьбу молодого человека.
Так понимал Пушкин историю - как столкновение,
борьбу враждующих сторон, без них история
не существует. Без ложного пафоса можно
с уверенностью утверждать, что писатель
в полной мере сумел изобразить это в своем
романе. Как утверждают исследователи
творчества Пушкина, в период написания
произведения он был увлечен утопической
мечтой об обществе, построенном на принципах
гуманности. Эта идея была тогда, что называется,
"в моде" и, следовательно, овладела
умами многих, таким образом, Пушкину удалось
передать настроение, "дух" как того,
пугачевского времени, так и своего.
3Место Жуковского и Батюшкова
в поэзии
Начало романтизма в русской
поэзии неразрывно связано с именами знаменитых
поэтов В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова.
Творчество поэтов невозможно назвать
ни тождественным, ни кардинально противостоящим
друг другу. (Творческие судьбы
Жуковского и Батюшкова)
Основным различием в их творческих
путях остается то, что произведения В.
А. Жуковского в большой мере подданы монархическому
влиянию, в них живет старая добрая эпоха
классического сентиментализма: грусть
о несбывшихся надеждах, меланхолическое
томление сердца. Стихи Батюшкова наполнены
новым влиянием: поэт наслаждается настоящим,
ценит все хорошее, что ему посылает жизнь
и с огромным оптимизмом видит будущее.Особенности
поэзии Жуковского
Литературный мир считает Жуковского
классическим представителем эстетического
гуманизма, наполненным идеями немецких
романтиков. В своих стихах он предавал
колоссальное значение эстетике морали,
общественных отношений, религии. Также
как и немецким романтикам, Жуковскому
было свойственно находить религиозный
смысл во всех окружающих вещах, будь то
искусство или романтические отношения.
Темы поэзии Жуковскогосвязаны
с прородой, в его стихотворениях приобретает
мистический смысл и скрытую таинственность.
Лирическим героям поэзии Жуковского
свойственно наслаждение собственными
страданиями, которые, однако, не уничтожают
его сердце, а наоборот, наполняют, понимаем
скрытого смысла человеческой сущности,
необыкновенной гармонией и безмятежностью.
Но вопреки этому, открытый трагизм в его
стихах звучит только в конце его творчества,
когда автор узнает о своей болезни, и
в произведение дает выход своей личной
печали.Особенности поэзии Батюшкова
Наполнение творчества Батюшкова
абсолютно противоположно творчеству
Жуковского. Его произведения были наполнены
мощными страстями и энергией. Батюшкову
было свойственно с небывалой силой отдаваться
как радостям, так и печалям в своих стихах.
Лирический герой, переживая душевные
трагедии, не ищет философский смысл, а
опьянен верой в то, что его драма со временем
перерастет в личное счастье. Константина
Батюшкова считают своеобразным предтечей
Александра Пушкина. Ведь в его творчество
легли основы классицизма и сентиментализма,
которые со временем будут отшлифованы
Пушкиным и станут основными характерными
чертами русской классической поэзии.Первым
стихотворениям Батюшкова свойствен эпикуреизм:
лирический герой безумно и неистово наслаждается
жизнью. Он нашел новый способ выражения
чувств лишенный сентиментальности и
излишнего морализма. Трагизм в его стихах
звучит только в конце его творчества,
когда автор узнает о своей болезни, и
в произведение дает выход своей личной
печали. К огромному сожалению, поэт закончил
свой путь на много раньше, чем жизненный.
Из-за душевной болезни он не смог творить
после сорока лет.
Начало романтизма было вызвано
общенациональным подъемом сознания русского
народа, в связи с историческими событиями
1812 года. Русская литература в начале 19
века начала становиться частью европейского
литературного развития. Творчество Батюшкова
и Жуковского обобщали общеевропейские
тенденции Просвещения и классицизма,
в особенности идеи гармоничной эстетической
созидательности сочетающейся с культом
чувственности и меланхолии.10тематика
и проблематика повести белкина пиковая
драма дубровский капитанская дочь«Повести
покойного Ивана Петровича Белкина» А.
С. Пушкина положили начало русской реалистической
повести XIX века. Под общим названием объединены
пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
В «Выстреле» и «Метели» романтические
ситуации и коллизии разрешаются просто
и счастливо, в реальной обстановке, не
оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим
концовкам, которые были так популярны
в романтической повести. В «Барышне-крестьянке»
казавшийся романтическим герой, носивший
даже перстень с изображением черепа,
оказывается простым и добрым малым, находящим
свое счастье с милой, обыкновенной девушкой,
а ссора их отцов, не породив ничего трагического,
завершается добрым миром. В повести
«Гробовщик» всевозможные чудесные и
таинственные ситуации, связанные с загробным
миром, присущие романтическим балладам
и повестям, сведены к весьма прозаичной
торговле гробами. Появление привидений
оказалось лишь сновидением подвыпившего
гробовщика Адриана. Таинственное становится
комическим, теряя весь свой романтический
ореол. Повесть «Станционный смотритель»
положила конец влиянию сентиментально-дидактической
повести о «маленьком человеке», ведущей
начало от «Бедной Лизы» Карамзина. Идеализированные
образы, сентиментальные сюжетные ситуации,
нравоучение сменяются реальными типами
и бытовыми картинами незаметных, но всем
хорошо знакомых уголков русской действительности.
Такова почтовая станция, где писатель
находит неподдельные радости и горести
жизни. Пушкин облагородил тип маленького
чела, кот раньше трактовался исключительно
юмористически. Повесть имеет мифологический
контекст. В доме смотрителя на стенах
висят картинки, иллюстрирующие притчу.
История Дуни - история блудного сына.
Пушкин пересказал притчу в своей повести.
Дуня покинула отца по доброй воле. Смотритель
убежден, что дочь в Петербурге погибнет.
В финале Дуня возвращается в отчий дом,
но это противоречит притче. Дуня сама
винит себя, узнав о смерти отца. Она легла
на могилу отца и лежала долго - здесь скрыт
подтекст: она оплакивает и отца и себя.
Подтекст - в литературе скрытый, отличный
от прямого значения высказывания смысл,
который восстанавливается на основе
контекста с учетом ситуации. Повесть
«Выстрел» с первых строк окружает атмосфера
загадочности, «какая-то таинственность
окружала его судьбу», - говорит о герое
повести рассказчик. «Капитанская
дочка» - одно из совершенных и глубоких
произведений. Пиковая дама. Повесть
Пушкина «Пиковая дама» была опубликована
в 1834 г. и была хорошо принята читателями
журнала. Успех повести был предопределен
занимательностью сюжета, в повести видели
«игрецкий анекдот», литературную безделку
- не больше. Все отзывы были похвальными,
но в сравнении с оценками других произведений
Пушкина, отношение к «Пиковой дамы» всё-таки
было прохладное. Пушкина хвалили только
за занимательность сюжета и изящность
стиля, но тем самым упрекали в отсутствии
идеи. Здесь было что-то не так. Это «не
так» заметили тогда же, издатель журнала
Сенковский в письме Пушкину так характеризовал
«Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое,
вы начинаете новую эпоху в литературе
вы положили начало новой прозе, - можете
в этом не сомневаться». Повесть была закончена
в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин
работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин
жил в Петербурге и там, видимо, услышал
историю о княгине Н.П.Голицыной, когда-то
проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся
благодаря знанию трёх выигрышных карт.
Черновики повести хранят следы многочисленных
правок, Пушкин тщательно подбирает имена
персонажей, делает какие-то непонятные
расчёты (похоже, что высчитывает сумму
возможного выигрыша Германа) - очевидно,
что столь кропотливая пятилетняя работа
вряд ли была работой над «безделкой».
Пушкин с интересом следил за читательским
восприятием повести и в дневнике с удовольствием
отметил: «Моя “Пиковая дама” в большой
моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку
и туза…» Читатели оказывались как бы
внутри художественного мира повести
и поэтому закономерно реагировали на
историю с тремя картами. Через два десятка
лет, когда возможные прототипы «Пиковой
дамы» забылись, повесть получила другую
оценку - не игрецкий анекдот, а фантастическая
повесть. Ф.М.Достоевский утверждал, что
Пушкин создал совершенную фантастическую
прозу. Именно с особенностями фантастики
«Пиковой дамы» связаны основные трудности
интерпретации повести Пушкина. Герои
«Пиковой дамы» играли в популярную в
те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке
её называли «фараон», «фаро», «банк»).
Правила игры очень простые. Один или несколько
игроков загадывали карты в колоде, которая
находилась в руках у банкомёта. Банкомёт
«держал талью» или метал, то есть открывал
по одной карте в колоде и поочерёдно раскладывал
их слева и справа от себя. Если загаданная
игроком карта выпадала слева, то выигрывал
игрок, если справа, то выигрыш доставался
банкомёту. В «штосс» играли на деньги.
При 2 или 4-кратных увеличениях ставок
можно было выиграть очень большие деньги,
поэтому и банкомёт и понтёры иногда прибегали
к уловкам. Самая обычная хитрость - «крапленые
карты». Для того, чтобы шулерство было
невозможно, особенно при игре на большие
ставки, игроки использовали специальные
правила. Повесть разворачивается по аналогии
с карточной игрой - направо и налево. Как
понтёр постоянно находится между правым
и левым, между выигрышем и проигрышем,
так и читатель на грани двух миров: реального,
где всё объяснимо, и фантастического,
где всё случайно, странно. Этот принцип
двоемирия последовательно воплощён в
повести. В самой природе карт заложено
двоемирие: они простые знаки, «ходы» в
игре и имеют смысл в гадательной системе.
Этот второй символический план их значений
проникает в первый и тогда случайное
выпадение карт превращается в некий текст,
автором которого является Судьба. В карточной
игре виделся поединок с судьбой. Германн
в «Пиковой даме» тоже вступает в этот
поединок. Германн - «сын обрусевшего немца»,
«душа Мефистофеля, профиль Наполеона».
Его имя напоминает о его родине Германии,
но его переводится с немецкого: Herr Mann
- человек. Герман усвоил чисто национальные
качества: расчёт, умеренность, трудолюбие.
Но он не «чистый» немец, он сын обрусевшего
немца - свои три верные качества он намерен
использовать в Наполеоновских целях,
он задумал стать богатым, он вступил в
поединок с судьбой. Он играет с Лизаветой
Ивановной. Играет в любовь, но имеет
ввиду совершенно другую цель. Лизавета
Ивановна поступает по правилам - она влюбляется,
Герман эти пользуется для проникновения
в дом графини. Герман играет и с графиней.
Герман готов «подбиться в её милость
- пожалуй, сделаться, её любовником»; проникнув
в её спальню, он обращается к старухе
«внятным и тихим голосом», он наклоняется
«над самым её ухом», то сердито возражает,
то обращается к её чувствам «супруги,
любовницы, матери», то вдруг, стиснув
зубы, «вынул из кармана пистолет». Герман
ведёт себя не по правилам, сменяя роли.
Весь ему кажется игрой, более того, ему
кажется, что он управляет этой игрой.
Ведь всё получилось: обманул Лизавету,
узнал тайну карт. И вот ходи и всё вокруг
как бы превратилось в карточные знаки.
Эту ситуацию игры с окружающими Герман
пытается перенести на игральный стол:
он имитирует игру по правилам «штосса»,
а на самом деле знает карты. Германн попытался
обмануть саму стихию жизни. Герман всё
рассчитал, но жизнь не поддаётся расчёту,
в ней царит случай. Однако Герман не выдержал
и проиграл. Автомат сломал его и снова
включился: «игра пошла своим чередом»
и жизнь пошла своим чередом. Лизавета
вышла замуж и у нее «воспитывается бедная
родственница» (программа повторяется),
Томский стал ротмистром и женится (эта
программа ожидала Германа). В повести
звучит тема большого города с его различиями.
Герман остро чувствует свою ущербность
и вместе с тем свое внутреннее превосходство
над беспечными прожигателями жизни из
среды аристократической молодёжи.
Повседневная жизнь обыкновенных людей
и составляет у Пушкина основу исторического
процесса. Пушкин вслед за Радищевым положил
начало тому вниманию к крепостному вопросу,
которое с 40-х годов прошлого века становится
ведущим в русской общественной мысли
и в передовой русской литературе.
4ДЕКАБРИ́СТСКАЯ
ПОЭ́ЗИЯ — поэтич. творчество представителей
рус. дворянской революционности, участников
тайных обществ, подготовлявших восстание
против царизма в дек. 1825, и ряда идейно
близких к ним поэтов. Деятели передового
обществ. движения 10—20-х гг. придавали
большое значение поэзии как средству
выражения своих идей. Мн. декабристы были
поэтами: К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский, В.
К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский),
А. И. Одоевский. Идейная близость к этому
движению в той или иной мере сказалась
и в творчестве поэтов, непосредственно
не входивших в состав тайных обществ
(А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский,
Н. М. Языков и др.). Будущие поэты-декабристы,
как правило, начинали свой творч. путь,
усваивая традиции Г. Р. Державина, Н. И.
Гнедича, К. Н. Батюшкова. Поэтов-декабристов
привлекал «земной» характер их поэзии,
пафос личной свободы. Но во 2-й пол. 10-х
гг., в условиях зарождения декабрист.
движения, идеал личной свободы перерастал
в идеал свободы общественной. Мотивировка
этого перехода содержится в стих. «Деревня»
Пушкина (1819), в послании Раевского «К друзьям»
(1822). В стих. «Я не хочу любви твоей» (1824)
Рылеев писал:
Любовь никак
нейдет на ум,
Увы, моя отчизна страждет;
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
Выражая
революц. идеи первого этапа освободит.
движения в России, следуя традициям А.
Н. Радищева и близких ему поэтов, Д. п.
ставила перед собой задачу быть прежде
всего гражд. поэзией. Это требование сформулировано
в лит.-теоретич. выступлениях декабристов
(статьи Бестужева, Кюхельбекера, Рылеева
и др.), а также в программных стихах Кюхельбекера,
Рылеева и др. В «Законоположении Союза
благоденствия» членам его вменялось
в обязанность «убеждать, что сила и прелесть
стихотворений не состоит ни в созвучии
слов, ни в высокопарности мыслей, ни в
непонятности изложения, но в живости
писаний, в приличии выражений, а более
всего в непритворном изложении чувств
высоких и к добру увлекающих» (Избр. соц.-политич.
и филос. произв. декабристов, т. 1, 1951, с.
270). На языке декабристов «высокими чувствами»
именовались чувства гражданские, революционные.
В связи с этим возникало требование нац.
самобытности и народности лит-ры. Кюхельбекер
писал: «Да создастся для славы России
поэзия истинно русская; да будет святая
Русь не только в гражданском, но и в нравственном
мире первою державой во вселенной! Вера
праотцов, нравы отечественные, летописи,
песни и сказания народные — лучшие, чистейшие,
вернейшие источники для нашей словесности»
(«Декабристы», сб., 1951, с. 553).
Первоначально
декабристы использовали формы уже существовавшей
лит-ры, трансформируя их в соответствии
со своими задачами. Особенно характерен
для них гражданственный пафос классицизма.
Вслед за последователем Радищева Н. И.
Гнедичем (см. его стих. «Перуанец к гишпанцу»,
1805) поэты-декабристы охотно обращались
к сатирич. оде: Раевский — «Глас правды»
(1815), А. Бестужев — «Подражание первой
сатире Буало» (1819), Рылеев — «К временщику»
(1820) и «Гражданин» (1825); близок к оде свободный
перевод отрывка из «Цинны», осуществленный
П. А. Катениным. В этих произв. бичевались
тираны и рабская покорность общества;
ему противопоставлялся герой, у к-рого
«кипит в груди свобода» (Пушкин), к-рый
«свободен мыслями хоть скованный судьбой»
(А. Бестужев). Декабристы широко использовали
и жанр торжеств. оды: Пушкин — «Вольность»
(1817), Рылеев — «Гражданское мужество»
(1823), «Видение» (1823), Кюхельбекер — «А.
П. Ермолову» (1821), «Грибоедову» (1821), «Пророчество»
(1822), «Смерть Байрона» (1824) и др. В торжеств.
одах прославлялся человек-гражданин,
борец за свободу. Благодаря связи с живой
политич. действительностью ода в Д. п.,
как сатирическая, так и торжественная,
в значит. мере освобождалась от отвлеченности
и высокопарности, хотя и сохраняла условность
антич. материала, образы Древнего Рима,
нек-рую архаичность языка.