Рассмотрим стихотворение.
Перед нами монолог лирического героя,
романтического, мечтательного человека,
который влюблен в природу, наверное, родного
края. С волнением ожидает он весну, грезит
о ней, словно о чуде:
« Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти...»
Весна -- создание изящное,
тонкое, хрупкое, легкое. Именно это, я
думаю, раскрывает нам метафора в первых
строчках. Богатство чувственному образу
весны придает аромат. Автору это удается
показать с помощью эпитета «душистой».
Желания героя непременно
сбудутся, потому что даже отрицания в
этом стихотворении («не успела», «не смеет»),
я думаю, наоборот утверждают весну, законность
ее благодатного прихода, который вот-вот
пасту пит, осталось совсем немного.
Финальная строфа произведения
открывается глубокой философской мыслью,
которая заключена в метафоре:
« Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях...»
Просыпается от зимнего сна
природа, и возвращаются птицы. Они -- радостные
вестники весны, приносящие ее на своих
крыльях. Курлыканье журавлей также оживляет
все вокруг, поэтому их с полным правом
можно назвать символами возрожденья
природы.
« И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках
»
В последних строчках произведения
перед нами неожиданно предстает лирический
персонаж -- «степная красавица». Я думаю,
этот образ не случаен. Он -- отражение
весны. Интересно, что у «красавицы» румянец
«сизый», а не розовый или красный. Почему?
Наверное, это опять черта импрессионистического
стиля. Фет изобразил, зафиксировал как
бы не сам цвет щек, а свое впечатление,
мгновенное, изменчивое, которое эта деталь
произвела на него. «Сизым» румянец мог
стать, например, под воздействием ярких
солнечных лучей.
Так постепенно перед нами
возникает полная картина. Основная мысль
стихотворения предчувствие весны. Лирический
герой будто растворяется в природе, очарованный
предстоящим обновлением мира, которое
одновременно уже свершается на его глазах.
Эта одновременность происходящего, противоречивость,
постоянное движение, развитие создают
необыкновенное, особое чувственное пространство,
раскрывающее человеческую душу.
Здесь, как и во многих других
произведениях, Фет выступает смелым новатором,
который познает мир интуитивно.
Стихотворение «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...»
Стихотворение «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...» - один из
лирических шедевров А. А. Фета. Созданное
2 августа 1877 года, оно было навеяно пением
Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны
Толстой), описавшей этот эпизод в своих
воспоминаниях. Произведение открывает
целый цикл стихов в сборнике "Вечерние
огни", который Фет назвал «Мелодии».
Конечно же, это не случайно. Стихотворение
действительно написано в романсово-песенном
ключе, необыкновенно музыкально. Поэт
считал, что красота -- основная идея лирики
-- выражается не в линиях, не в изысканных
словах, а прежде всего « тонко звучит».
Значит, одной из важнейших характеристик
поэзии должна быть мелодичность. Музыкальность
этого произведения достигается с помощью
повторов на разных уровнях поэтического
текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют
анафоры ( И...И..., Что...Что...) параллельные
конструкции в пределах строфы («Что ты
одна -- вся жизнь, что ты одна -- любовь;
А жизни нет конца, и цели нет иной»....).
Фет сопоставляет близкие по звуковому
составу слова -- «вздохах звучных» - придающие
стихотворению дополнительные смысловые
и эмоциональные «обертоны». Здесь используются
фонетические приемы ассонанса (повтор
звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука
[р] в строке «Рояль был весь раскрыт и
струны в нем дрожали»).
Композиция стихотворения
также способствует его мелодичности.
В этом лирическом монологе автор использует
прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять
и плакать над тобой», которая обрамляет
произведение, Фет выражает главные чувства
героя: восторг и преклонение перед силой
вокального искусства.
Безусловно, музыкальность
стихотворения продиктована и его темой.
Ведь это произведение не только о любви
и о природе, оно прежде всего о чудесном
пении, о голосе, который рождает множество
ярких переживаний:
« Сияла ночь. Луной был полон
сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной
без огней.
Рояль был весь раскрыт, и
струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею
твоей.
Ты пела до зари, в слезах
изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет
любви иной,
И так хотелось жить, чтоб,
звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать
над тобой.»
Фет не изображает определенный
пейзаж или интерьер, но все сливается
у него в прекрасной гармонии. Поэт создает
целостную динамичную картину, в которой
сразу предстают впечатления и зрительные,
и слуховые, и осязательные, и чувственные.
Обобщение и соединение образов природы,
любви, музыки помогают поэту выразить
всю полноту радости восприятия бытия.
Стихотворение автобиографическое.
Его лирический герой -- сам Фет. В этом
произведении рассказывается о том, как
поэт переживает две встречи с возлюбленной,
между которыми -- долгая разлука. Но Фет
не рисует ни единым штрихом портрет любимой
женщины, не прослеживает все изменения
их взаимоотношений и своего состояния.
Он фиксирует только то трепетное чувство,
которое охватывает его под впечатлением
от ее пения:
« И много лет прошло томительных
и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос
слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах
этих звучных,
Что ты одна -- вся жизнь, что
ты одна -- любовь.»
Само чувство тоже сложно
описать словами. Лирический герой передает
неповторимость, глубину и сложность своих
переживаний с помощью «глобальных» метафор
в последней строке.
Это стихотворение лишний
раз убеждает нас в том, что только искусство
способно по-настоящему облагородить
человека, очистить душу, раскрепостить
и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным
произведением, будь то музыка, живопись,
поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах
и неудачах, отвлекаемся от будничной
суеты. Человеческая душа вся открывается
навстречу красоте, растворяется в ней
и таким образом обретает силы, чтобы жить
дальше; верить, надеяться, любить. Об этом
пишет Фет в последней строфе. Волшебный
голос певицы освобождает лирического
героя от «обид судьбы и сердца жгучей
муки», представляя новые горизонты:
« А жизни нет конца, и цели
нет иной,
Как только веровать в рыдающие
звуки,
Тебя любить, обнять и плакать
над тобой! »
Говоря о лирическом персонаже
стихотворения, автор невольно затронул
и тему творца, его миссии. Голос певицы,
пробудивший в герое целую гамму чувств,
звучит так восхитительно, потому что
героиня отдается своему занятию страстно
и сама очарована магией музыки. В момент
исполнения песни, должно быть, ей кажется,
что нет в мире ничего более важного, чем
эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные
в произведение. Забыть обо всем, кроме
творчества вот доля истинного творца:
поэта, художника, музыканта. Об этом тоже
говорится в произведении.
Стихотворение «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...» поражает
разнообразием тематики, глубиной и яркостью
образов, необыкновенной мелодичностью,
а также своей идеей, которая, на мой взгляд,
заключается в удивительном стремлении
автора передать красоту искусства и мира
всеохватно.
19Творчество: Герцен Александр
Иванович
Литературная деятельность Герцена началась
ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1830 год (II
т.) его имя встречается под одним переводом
с французского. Первая статья, подписанная
псевдонимом Искандер, была напечатана
в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому
же времени относится «Речь, сказанная
при открытии вятской публичной библиотеки»
и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны:
«Записки одного молодого человека» и
«Ещё из записок молодого человека» («Отечественные
записки», 1840-41; в этом рассказе в лице
Трензинского изображен Чаадаев). С 1842
по 1847 год помещает в «Отечественных записках»
и «Современнике» статьи: «Дилетантизм
в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех
учёных», «Буддизм в науке», «Письма об
изучении природы». Здесь Герцен восставал
против учёных педантов и формалистов,
против их схоластической науки, отчуждённой
от жизни, против их квиетизма. В статье
«Об изучении природы» мы находим философский
анализ различных методов знания. Тогда
же Герценом написаны: «По поводу одной
драмы», «По разным поводам», «Новые вариации
на старые темы», «Несколько замечаний
об историческом развитии чести», «Из
записок доктора Крупова», «Кто виноват?»,
«Сорока-воровка», «Москва и Петербург»,
«Новгород и Владимир», «Станция Едрово»,
«Прерванные разговоры». Из всех этих
произведений, поразительно блестящих,
и по глубине мысли, и по художественности
и достоинству формы, — особенно выделяются:
повесть «Сорока-воровка», в которой изображено
ужасное положение «крепостной интеллигенции»,
и роман «Кто виноват», посвященный вопросу
о свободе чувства, семейных отношениях,
положении женщины в браке. Основная мысль
романа заключается в том, что люди, основывающие
свое благополучие исключительно на почве
семейного счастья и чувства, чуждые интересов
общественных и общечеловеческих, не могут
обеспечить себе прочного счастья, и оно
в их жизни всегда будет зависеть от случая.
Из произведений, написанных Герценым
за границей, особенно важны: письма из
«Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике»,
все четырнадцать под общим заглавием:
«Письма из Франции и Италии», издание
1855 года), представляющие замечательную
характеристику и анализ событий и настроений,
волновавших Европу в 1847—1852 годах. Здесь
мы встречаем вполне отрицательное отношение
к западноевропейской буржуазии, её морали
и общественным принципам и горячую веру
автора в грядущее значение четвёртого
сословия. Особенно сильное впечатление
и в России, и в Европе произвело сочинение
Герцена: «С того берега» (первоначально
по-немецки «Vom andern Ufer», Гамбург, 1850; по-русски,
Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870),
в котором Герцен высказывает полное разочарование
Западом и западной цивилизацией — результат
того умственного переворота, которым
закончилось и определилось умственное
развитие Герцена в 1848—1851 годах. Следует
ещё отметить письмо к Мишле: «Русский
народ и социализм» — страстную и горячую
защиту русского народа против тех нападок
и предубеждений, которые высказывал в
одной своей статье Мишле. «Былое и думы»
— ряд воспоминаний, имеющих частью характер
автобиографический, но дающих и целый
ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих
характеристик, и наблюдений Герцена из
пережитого и виденного им в России и за
границей.
Все другие сочинения и статьи Герцена,
как, например, «Старый мир и Россия», «Le
peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и
др. представляют простое развитие идей
и настроений, вполне определившихся в
период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных
выше.