Конвенция ООН о правах ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:45, доклад

Описание работы

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребенка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Файлы: 1 файл

права учащихся.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

 

 На примере отдельно  взятых ситуаций, встречающихся  на практике в жизни учащихся, Вашему вниманию предлагается  ряд рекомендаций по защите  прав несовершеннолетних детей  в школе. 

 Правомерность сбора  денежных средств с учеников 

 

 Каждый имеет право  на образование – эти слова  из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе  «Об образовании» говорится о  том, что школьное образование  является бесплатным. Это значит, что если ты учишься не в  частной, а в обычной школе,  то ты имеешь полное право  не сдавать никаких денег. 

 

 Вносить ли деньги  в фонд школы или класса, на  новые компьютеры или ремонт  крыши, на охрану или учебные  пособия – это может решить  только твоя семья. Школа не  имеет права приказывать тебе  и твоим родителям сдавать  деньги. Она может только об  этом просить. А вы решаете  – пойти на встречу просьбе школы или нет.

 

 Если в ответ на  то, что ты не сдал деньги, школа  начинает тебя преследовать –  в этом случае можно говорить  о нарушении твоего права на  образование. Свои права ты  можешь защищать. Ты можешь обратиться  с жалобой к школьному начальству, и это, скорее всего, поможет.  Школе запрещено вымогать деньги  у учеников, а скандалы никому  не нужны. 

 

 О праве на охрану  здоровья 

 

 Школа несёт ответственность  за жизнь и здоровье детей  во время учебного процесса. Если  ученик освобождён врачом от  физических нагрузок и об этом  имеется справка, то учителю,  в частности – физкультуры  можно объяснить, что бегать  и прыгать после операции –  опасно для твоего здоровья. Если  такая «физкультура» нанесёт  вред твоему здоровью, то учитель  получит все шансы пойти под  суд. Если учитель всё-таки  не внял голосу разума, обратись  за помощью к классному руководителю  и завучу. Твоя «двойка» должна  быть отменена, и в будущем  таких случаев повторяться не  должно. Если не помогают устные  обращения – пиши заявление  директору школы с требованием  провести по этому факту дисциплинарное  расследование. 

 

 О дополнительных занятиях 

 

 В каждой школе есть  учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш  класс и сколько на эти предметы  уделяется времени. Все дополнительные  занятия, такие как кружки или  факультативы, могут быть только  добровольными. Если в учебном  плане нет «геометрии в задачах»  как обязательного предмета, вы  можете на этот спецкурс не  ходить. Никто не может заставить  вас посещать дополнительные  занятия. 

 

 Что касается использования  знаний, полученных на спецкурсе,  при сдаче экзамена по основному  предмету, например, геометрии –  это только пойдёт вам на  пользу. Любой преподаватель высоко  оценит ученика, который имеет  дополнительные знания. Но при  этом на уроке геометрии вам  должны дать все необходимые  знания для того, чтобы вы смогли  успешно сдать экзамен по этому  предмету. Если вы опасаетесь, что  это не будет выполнено, обсудите  ситуацию с завучем школы. 

 

 О запрете принудительного  труда 

 Статья 37 Конституции  России гласит: «Принудительный  труд запрещён». То же самое  записано и в статье 50 Закона  «Об образовании»: «Привлечение  обучающихся, воспитанников гражданских  образовательных учреждений без  согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

 

 Это означает, что школа  не имела права приказывать  девушкам 9-11 классов брать тряпки  в руки и отправляться вытирать  лужи в школьных коридорах.  Обратите внимание на жёсткую  формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только  согласие самих учеников на  помощь школе своим трудом, но  и согласие их родителей. Если  следовать букве закона, то даже  если бы сами ученики стояли  с тряпками в руках и умоляли  бы разрешить им спасать школу,  то директор не смог бы им  этого позволить, пока они не  принесут письменное согласие  родителей. 

 

 Как же поступать  школе в этих условиях? Если  школе действительно требуется  экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но  это должна быть именно просьба,  а не приказ. Школьники вправе  самостоятельно решить, откликнуться  на просьбу школы или нет. 

 

 При этом школа должна  учитывать, что даже если ребёнок  трудится на благо школы по  своему собственному желанию,  родители могут быть с этим  не согласны. В этом случае  у родителей будут все основания  жаловаться на школу или даже  подать в суд. Поэтому школе  полезно заранее, не дожидаясь  потопа, выяснить позицию родителей  по вопросу привлечения их  детей к труду. Это относится  не только к экстренным случаям,  но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим  «трудовым десантам». 

 

 О гендерном равенстве 

 

 Каждый человек имеет  равные права, независимо от  того, принадлежит он к мужскому  или женскому полу. Это называется  гендерным равенством. Если человека  ограничивают в правах и возможностях  по половому признаку, то это  ни что иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

 

 Школа не может налагать  больше обязанностей на девочек,  чем на мальчиков. В нашей  истории это произошло, когда  девочкам было приказано мыть  полы, а мальчиков отпустили домой.  Собственно, почему не наоборот? Мальчиков нельзя принуждать  к труду, а девочек – можно?  Это и есть типичный пример  нарушения гендерного равенства. 

 

 Как было бы лучше  поступить школе? Очень просто  – не делить старшеклассников  на юношей и девушек, а обратиться  за помощью ко всем ребятам. 

 

 Школа вне религии 

 

 Каждый человек имеет  право на свободу совести и  вероисповедания. Это означает, что  каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и  какую религию выбрать. Каждый  имеет право не только верить  или не верить, но и поступать  так, как диктуют ему вера  или убеждения. 

 

 Представим, что среди  учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или  последователи других религий.  Посещение православного монастыря  может противоречить их религиозным  убеждениям. Нужно учитывать, что  по разным причинам не все  могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

 

 Закон «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  гласит: «Запрещается вовлечение  малолетних в религиозные объединения,  а также обучение малолетних  религии вопреки их воле и  без согласия их родителей  или лиц, их заменяющих». 

 

 Школа не может проводить  никаких мероприятий, связанных  с религией, тем более собирать  пожертвования на нужды религиозных  общин или вовлекать учеников  в религиозные обряды, т.к. этим  нарушается норма Закона о  светском характере образования. 

 

 В свою очередь, ученики  имеют полное право отказаться  участвовать в мероприятиях, имеющих  отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

 

 О юридической ответственности  учеников 

 

 Юридическая ответственность,  в том числе и уголовная,  по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни  возбудить уголовное дело, ни  подать гражданский иск на  группу граждан, например на  школьный класс, невозможно. Привлекать  к ответственности можно только  каждого в отдельности, но не  коллектив школьников.

 

 Характерно, что, понимая  бесперспективность «возбуждения  уголовного дела в отношении  класса», педагоги ставят вопрос  о сборе с ребят денег, т.е.  пытаются решить проблему не  правовым способом. Понятно, что  подобные поборы незаконны. И  последнее – в данном случае  школьники, бездоказательно обвинённые  в краже, и их родители могут  ставить вопрос о возмещении  причинённого им морального вреда. 

 

 О дежурстве учениками в школе

 

 Статья 37 Конституции  России гласит: «Принудительный  труд запрещён». Статья 50 Закона  «Об образовании» запрещает привлекать  учеников к труду, не предусмотренному  образовательной программой, без  согласия их родителей и их  самих. 

 

 Это означает, что школа  не может приказывать ученикам  участвовать в дежурстве. Если  школа принуждает ученика дежурить, то он может обжаловать действия  школы. Для начала можно обратиться  к директору с письменной жалобой  на действия классного руководителя, который заставляет вас заступать  на «пост номер один». Если  директор откажется освободить  вас от дежурств – пишите  жалобу в управление образования  и органы по защите прав  ребёнка. Если и это не поможет,  ваши родители могут подать  на школу в суд. 

 

 А что делать, если  обязанность дежурить записана  в Уставе школы? Во-первых, прочитайте  этот устав и убедитесь, что  такая норма там действительно  есть. Очень вероятно, что её там  не окажется. Но в любом случае  помните, что устав школы не  может противоречить закону и  Конституции. Если противоречие  есть, то нужно руководствоваться  не уставом (или приказом директора,  или неким положением), а именно  Конституцией и законом. 

 

 У проблемы дежурств  есть и другая сторона –  попытка наделить дежурных полицейскими, властными функциями. Мы считаем  это недопустимым. Нельзя возлагать  на учеников административные  обязанности: дети не могут  отвечать за поддержание дисциплины  и порядка просто потому, что  они дети. Этим могут заниматься  только специально подготовленные  взрослые, например, педагоги или  милиционеры. Если ребёнок-дежурный  всерьёз займётся наведением  порядка, это может привести  к ещё большему беспорядку. Во-первых, никто не гарантирует, что ретивый  дежурный не перегнёт палку,  а во-вторых, что на его слова  и действия правильно отреагируют.  Школа не должна провоцировать  ситуации, ведущие к конфликтам  между учениками. 

 

 Так нужны ли в  школе дежурства? На наш взгляд, дежурства – это не священная  корова, которую нужно сохранить во что бы то ни стало. «Посты» в коридорах и другие явно абсурдные традиции мы бы посоветовали убрать. Но есть проблемы самообслуживания, которые так или иначе нужно решать. Например, понятно, что очень трудно накормить учеников в школьной столовой за 15-минутную перемену, если за 10 минут до конца урока в ней не появятся дежурные. Искать решение этих проблем нужно вместе с учениками, при этом необходимо руководствоваться принципом добровольности. О практике отстранения учеников от уроков

 

 Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права  не пускать ученика на урок  или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят  снова и снова. 

 

 У учителя нет права  произвольно решать: пускать или  не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом  виде или начал громить школьную  мебель – тогда учитель обязан  реагировать: вызывать администрацию  школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут  ученика у педагога и продолжат  с ним работать. Но когда поведение  школьника не представляет никакой  опасности, учитель обязан пустить  его в класс. 

 

 Ученица пела на  перемене, учительнице что-то послышалось,  и она обиделась. И что, если  у учителя – конфликт с учеником, то он может его не учить?  Извините, это его обязанность,  работа, за которую ему платит  деньги государство. 

 

 Ученик опоздал. Накажите  его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав вашей школы,  и увидите, какие меры наказания  разрешены в вашем учебном  заведении. Но на урок Вы  обязаны его пустить. Нет такого  наказания – отстранение от  урока, и быть не может. 

 

 Как поступать ученику,  если его по той или иной  причине не пустили на урок  или выгнали с урока? Напишите  жалобу директору школы. Если  после этого ситуация не изменится,  подайте жалобу в управление  образования с ходатайством о  проведении дисциплинарного расследования. 

 

 Закон «Об основных  гарантиях прав ребёнка в РФ»  даёт ученикам право ходатайствовать  перед администрацией школы о  проведении дисциплинарного расследования  по фактам нарушения прав ребёнка.  Ученик может подать директору  школы заявление примерно такого  содержания:

 

 Директору школы №  177

 Сидорову П.П. 

 от учащегося 11-а  класса 

 Петрова Петра 

 

 ЗАЯВЛЕНИЕ 

 

16 октября 2003 года учитель  физики Иванов Иван Иванович  отстранил меня от занятий  по своему предмету. Поводом к  отстранению стало то, что учителя  не устроил мой внешний вид.  В связи с этим, к настоящему  времени я лишён возможности  проходить обучение по предмету  «физика» в течении 10 дней. Считаю, что, вследствие действий Иванова И.И., нарушено моё право на образование (статья 43 Конституции России), право на уважение человеческого достоинства (статья 50 закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребёнка (статья 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

Информация о работе Конвенция ООН о правах ребёнка