Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:16, курс лекций
Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).
«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.
В последнюю треть века бурно развертывается русская общественная мысль. Наиболее ярким и значительным выражением всей европейской умственной жизни XVIII века, который вошел в историю под почетным именем века Разума, эпохи Просвещения, явилась так называемая просветительная философия.
Екатерина II вступив на престол заявляет себя горячей сторонницей просветительских идей. В основу составленного ею «Наказа» депутатам она демонстративно кладет знаменитый трактат Монтескье «Дух законов», подчеркивая, что он является ее «молитвенником». «Наказ» был запрещен во Франции. Екатерина предлагает перевести в Россию издание «Энциклопедии», также запрещенной во Франции. Приглашает д`Аламбера в воспитатели к наследнику престола Павлу Петровичу, приобретает у Дидро, находящегося в тяжелых материальных обстоятельствах, его библиотеку. Фаворит Екатерины граф Григорий Орлов предлагает Руссо, гонимого на родине, переехать в Россию и жить в его имении.
Помимо официального вольтерианства в русском обществе несомненно существовало другое, неизмеримо более серьезное и глубокое просветительное движение, хотя и не так бросавшееся в глаза. Просветительные идеи нашли самую благодарную почву в кругах передовой разночинной интеллигенции. Именно здесь вырабатывались элементы радикально-демократического миросозерцания, складывалась и вызревала особая национальная форма европейской просветительной философии – русское просветительство XVIII века, специфика которого определялась основной задачей, стоявшей перед русской внутриполитической действительностью того времени – борьбой с крепостничеством. Вершиной русского просветительства явился Радищев.
Широкое распространение получила и идеология масонства. «Орден франкмасонов» – «свободных каменщиков» – возник в Англии в 1717 г. Своими задачами он ставил нравственное совершенствование членов, филантропическую деятельность и осуществление всемирного братского союза людей. Вступление в орден было обставлено всякого рода таинственными символическими обрядами. Члены клятвенно обязывались хранить в тайне всё, что они увидят и услышат в Ордене. В России масонская ложа возникает в 1771 г. При Екатерине деятельность русского масонства усиливается. В 80-ые годы в русском, как и в западном, масонстве возникает резкое противодействие просветительным идеям и культу разума вообще, чрезвычайно усиливаются мистические настроения, распространяется увлечение так называемыми «тайными науками» – алхимией, магией.
С помощью масонских
организаций Н.И.Новиков
В русле масонской идеологии сложились особые стихотворные жанры масонского гимна, философической оды, оды морально-нравоучительной. Несомненную роль сыграло масонство с его антирационалистическими тенденциями, углублением в мир человеческой личности, мистической настроенностью, таинственной романтикой обрядов и символов, в формировании русского сентиментализма.
Исключительного расцвета достигает в последнюю треть века русское искусство. Полностью осуществляется патриотическое стремление Петра I иметь «добрых мастеров» – художников и «из нашего народа». Появляется целая плеяда собственных дарований: в области архитектуры – Баженов и Казаков; в области живописи – Рокотов, Левицкий, Боровиковский; в области скульптуры – Шубин, Козловский, Мартос. В Академии художеств увеличивается число русских профессоров и академиков. Появляется ряд выдающихся русских музыкантов и композиторов: Фомин, Хандошкин, Бортнянский. Ведущее место занимает архитектура. В основном сохраняя характер торжественности, архитектура последней трети века отличается большей строгостью, простотой, массивностью. Проявляется также стремление к народности, к возрождению традиций национальной древности.
В живописи на первом
месте стоит искусство
Проникновение в искусство традиций народного творчества с особенной силой сказывается в музыке. Интерес к народному творчеству проявляется в многочисленных записях народных песен.
Стремительный рост национального сознания, усложнение общественной жизни, развитие общественной мысли вызвали небывалый дотоле расцвет (и в количественном и в качественном отношении) русской художественной литературы. Среди писателей находим представителей самых разнообразных социальных кругов и самого различного положения – от императрицы до крепостного крестьянина. «Философ на троне», как называли Екатерину II на Западе, она была и литератором на троне. Все произведения Екатерины выходили без имени автора, однако, литературная деятельность императрицы не являлась секретом для современников, и это несомненно способствовало повышению уважения к литературе, к писательству в сознании общества. Условия, в которые поставлен литературный труд, продолжают оставаться по-прежнему мало благоприятными. Процветает мещанство. Подавляющее большинство даже крупнейших писателей, как Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, по-прежнему занимаются литературой в качестве второй профессии, в часы досуга. Попытки ряда писателей сделать литературу основной профессией кончаются, как правило, неудачей. Чрезвычайно обогащается, усложняется и дифференцируется и сама литература. Расцвета достигает сатира, стремительно возрастает драматургия. Продолжает развиваться классицизм, но он все более утрачивает своё монопольное значение, все более и более сдает господствующие позиции новому большому литературному направлению, выдвигающемуся в конце века на первое место в литературе – русскому сентиментализму.
САТИРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ Н.И.НОВИКОВА
Журналистская деятельность Н.И.Новикова – удивительное явление в истории русской литературы и журналистики. Значение его сатирических журналов не исчерпывается острой полемической и социальной борьбой с Екатериной. Новиков, как писатель, с редкой смелостью нападает на помещиков-крепостников, защищая угнетенное крестьянство.
Николай Иванович Новиков происходил из дворянской семьи и вместе с Фовизиным обучался в дворянской гимназии при Московском университете. Вся многогранная деятельность Новикова, продолжавшаяся в условиях непрерывных царских гонений, была направлена «патриотической ревностью к возлюбленному отечеству», заботой о воспитании и образовании молодых граждан России и желанием отдать все силы России.
Журнал Новикова «Трутень» появился 1мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» («Всякая всячина» - еженедельный сатирический журнал, который выходил с начала 1769 г. по почину Екатерины II и при ее непосредственном участии. Издание осуществлялось личным секретарем Екатерины «по принятию прошений» - Г.В.Козинским, но руководила журналом сама Екатерина). Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» - помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Проповедь на страницах «Всякой всячины» - «человеколюбие» и «снисхождение» к людским порокам, поскольку людей без недостатков не бывает, призывы обличать порок вообще, а не конкретных носителей пороков, вызвали резкую критику издателя «Трутня». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии к первому листу «Трутня» издатель говорит о своем основном намерении – исправить нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. За подписью Правдолюбова Новиков в пятом листе «Трутня» от 26 мая высмеивает «человеколюбие», проповедуемое «Всякой всячиной»: «По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или ... потакает». В статьях «Трутня» Новиков намекает на плохое знание императрицей русского языка. В ряде стаирических статей он показывает подлинное лицо «просвещенного монарха», раскрывет сущность политической игры Екатерины II. Новиков упрекает Екатерину в том, что она хочет показать себя единственным наставником молодых людей, но как ни старается «неограниченный самолюбец» переодеться в тогу наставника, мудрого государя, он «из-за сего смиренного покрова кусает всех...»
Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины», «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, рассматривая эти проблемы, как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и ... возвратился уже совершенно свиньею». В «Трутне» создан ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников. Таковы Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.
Н.И.Новиков, воспитанный на принципах просветительства, еще верит в силу слова, его всемогущество, в то, что страстное, убеждающее слово может пробудить «уснувшую совесть». Видя все зло в крепостном праве, Новиков еще не поднимается до отрицания самого института крепостничества. Обличая злоупотребление помещиками своей властью, он надеется на «побуждение людей к исправлению» и в этом видит исполнение «должности истинного гражданина».
Публикацией писем к издателю, сатирических заметок, рецептов, сатирических объявлений, литературных произведений и т.д. издатель «Трутня» говорил, что крепостничество пагубно, аморально. В этом журнале перед нами проходят два мира: забитые, измученные Филатки и «дворяне-тунеядцы». Избрав форму документов, форму писем, Новиков с большой правдивостью и безыскусственностью передает ужасающую картину бедственного положения крестьян, их экономического бесправия, нищеты и безысходности. В своей статье «Русская сатира в век Екатерины» Добролюбов писал об этой переписке: «Эти документы так хорошо написаны, что иногда думается: не подлинные ли это?» В письме Филатки впервые в русской литературе была показана правдивая и страшная картина крестьянской жизни. Жизненная правда, обыденность и будничность, с которой эти документы были написаны, таили в себе огромную силу обличения крепостничества.
На XVII листе «Трутень» прекратил свое существование: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь», – писал Новиков. Обстоятельства, на которые намекал Новиков, крылись в правительственной цензуре.
В июне 1770 г. Новиков попытался через подставное лицо издавать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере, в котором Новиков напечатал перевод с китайского «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну» и стихотворение Д.И.Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В первом говорилось об обязанностях государя и его приближенных. Китайский император, избрав наследником престола сына, указывает, что он установил твердое законодательство, опираясь на своих вельмож. В этой статье можно было найти намек на современность, в частности желание аристократической оппозиции ограничить единовластное правление Екатерины дворянским советом, на который она должна опираться в выработке законов.
Фонвизинское «Послание к слугам» носило остро сатирический, антиклерикальный характер и также не могло понравиться императрице.
Третий сатирический журнал «Живописец» Новиков начал издавать в 1772 году. Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». Сатирические портреты содержат в себе более тонкую психологическую и социальную характеристику. Авторское описание перемежается с откровенными высказываниями персонажей, наделенных речевой характеристикой, что способствует созданию жизненных, во многом типизированных характеров. Перед нами проходят Наркис, Волокита, Худовоспитанник, Кривосуд, Щеголиха. Последняя говорит: «... как глупы те люди, которые в науках прекрасные лета погубляют.» В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря щегольского наречия». Жанр сатирического словаря не был новым для русской журналистики, его использовал Сумароков в «Трудолюбивой пчеле». Отличительной чертой словаря Новикова является то, что, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, автор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Он раскрывает психологию, обычаи, нарвственный облик «благородных невежд». Их характеризует отчужденность от национальной культуры, презрение к родному языку, душевная никчемность, нравственная распущенность.
Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1769-1774гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности».
На страницах «Живописца» вновь, еще с большей художественной силой и убедительностью, развертывается крестьянская тема. Критика крепостнического дворянства, произвол помещиков и тяжелое положение крестьянства являются основным идейным стержнем таких произведений, как «Отрывок путешествия в «И***Т***», «Письма к Фалалею». Критикуя крепостническую действительность, Новиков не думал о возможности ее уничтожения с помощью народного восстания. Только Радищев поднимется до осознания прав народа насилием отвечать на насилие, признав в нем главного двигателя истории. Если в «Отрывке путешествия...» была показана нищенская, вызывающая глубокое сострадание жизнь крестьян, то в «Письме к Фалалею» – жизнь помещика-крепостника, жестокость и невежество которого вызывают негодование у читателя.
В июле 1773 г. издание «Живописца» было прекращено.
В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек». Он уступает предшествующим журналам в широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Сказалось и время издания – пугачевское восстание было в разгаре. Основная тема нового журнала – борьба с дворянским «чужебесием». Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал «Кошельком», Новиков, по его собственным словам, хотел показать своим журналом «превращение русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины, чувство национального достоинства. «Кошелек» имел и другое значение: кошельком назывался мешок из кожи или тафты, куда убирали косу парика щеголи. Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности.