Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:16, курс лекций
Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).
«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.
Тесная связь
с современностью и обличительная
направленность стали характерными
чертами отечественного классицизма.
Обличительный элемент
В-третьих: развитие русского классицизма пришлось на XVIII век, что расширило его философскую базу сравнительно с философскими основами французского классицизма, связало его в большей степени с идеологией просветительства, чем с идеологией абсолютизма. Неразрывная связь русского классицизма с просветительством привела не только к расширению образования и знания, установлению твердых законов, обязательных для всех, но и к одному из самых значительных завоеваний русского классицизма – утверждению естественного равенства людей, внесословной ценности человека. Уже во второй сатире Кантемира мы встречаемся с утверждением, что кровь и хазяина и холопа «однолична» (т.е. одинакова).
В-четвертых: если
абсолютизм во Франиции привел к компромиссу
(пусть только временному) между
дворянством и верхушкой
Сочувственное отношение к судьбе закрепощенного труженика, обличение паразитирующего дворянства вместе с признанием внесословной ценности человека – все это вырабатывало антифеодальную мораль, внесло в конечном счете свой вклад в подготовку революционного призыва А.И. Радищева.
Следует также отметить связь с предшествующей традицией и устным народным творчеством, не наблюдаемым в такой степени во Французском класицизме, а также в основном использование материалов отечественной истории вместо обращения к античности, как в европейском классицизме.
Лекция 6
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711-1765)
С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков и в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления.
М.В. Ломоносов родился
8-го ноября 1711 года в деревне Мишанинской,
расположенной на одном из островов
Северной Двины, напротив города Холмогор,
в семье промышленника –
Страстная жажда знаний побудила юношу уйти из дому в морозную ночь, в декабре 1730 года. Предварительно запасшись паспортом, который он получил «неявным образом» в Холмогорах, добрался с рыбными обозами до Москвы и поступил в тогдашнее единственное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.
В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был вытребован в Петербургскую Академию наук, откуда вскоре отправился в Германию, где обучался в Марбурге В 1741 году он вернулся в Россию, где связал всю свою жизнь с Петербургской Академией наук. Наступает наиболее зрелая пора его разносторонней творческой деятельности, выдвинувшей крестьянского сына в число гениальных ученых мира.
В 1748г., после ожесточенных столкновений с академическим начальством, он добивается открытия первой в России научной химической лаборатории, которая как по своему оборудованию, так в особенности по характеру производившихся в ней работ не имела себе равных в тогдашней Европе. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 г. формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии – вязкости, капилярности, кристаллизации, преломления света и т.д. В практику химического исследования впервые вводит микроскоп. Он с опасностью для жизни ведет наблюдение над атмосферным электричеством, которые обобщает в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753г.) Он первый указывает на электрическую природу северных сияний, оставив далеко позади наивные домысли своих современников. Он изобретает громоотвод.
Оригинальны геологические взгляды Ломоносова, изложенные в сочинении «О слоях земных». Главной причиной землетряснений он считает «подземный огонь», действующий независимо от климата. В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет астрономические наблюдения посредством сконструированного им телескопа.
Большой вклад Ломоносов внес в развитие русской исторической науки. Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул».
Его стараниями
в 1755 г. был создан Москвоский университет,
среди студентов и
Ломоносов умер 4 апреля 1765 г. в расцвете сил. Вся его деятельность была направлена к тому, чтобы «выучились россияне», «чтобы показали свое достоинство».
Литературные и научные труды Ломоносова получают международное признание. В 1760г. он избран почетным членом Шведской Академии наук, в 1763г. – почетным членом Петербургской Академии художеств, в 1764 г. – Болонской (Италия).
«Историк, ретор, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец», по словам А.С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Замечательной заслугой Ломоносова в развитии отечественной эстетической мысли и национальной литературы явилось его глубоко осознанное представление о необходимости единства формы и содержания. Процесс ликвидации разрыва между содержанием и формой был связан прежде всего с теоретическим и практическим реформированием российского стихосложения и с разработкой и созданием национальных норм русского литературного языка. И здесь вклад Ломоносова огромен.
С силлабическими стихами Ломоносов познакомился по «Рифмотворной псалтыри» Симеона Полоцкого, «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметике» Магницкого. В дальнейшем изучение силлабического стихотворства связано с пребываением в Славяно-греко-латинской академии, где на занятиях «пиитикой» студенты упражнялись в сложении русских и латинских стихов. Непосредственным толчком к более серьезным занятиям поэзией послужил трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Ломоносов прежде всего оценил и принял новый («тонический») принцип сложения русских стихов и его истоки – устное народное творчество. В 1737 – 1738 гг. Ломоносов изучал теоретические работы по немецкому стихосложению, что еще раз могло укрепить его мнение о том, что силлабическая версификация свойственна далеко не всем языкам. Попытка стихотворной реформы Тредиаковского, по сути еще не вышедшого за пределы силлабики, не могла удовлетворить Ломоносова. В 1739 г. он прислал в Академию наук свою оду «На взятие Хотина» вместе с «Письмом о правилах российского стиховторства», завершив тем самым теоретически и практически реформирование русского стихосложения. В «Письме» Ломоносов прежде всего заявляет, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить», и рекомендует использовать все, «чем российский язык изобилен и что в нем весрификации угодно и способно». Т.е. Ломоносов освобождает русское стихотворство от всех ограничений, которые имелись в трактате Тредиаковского. Ломоносов окончательно и полностью вводит в русское стихосложение силлабо-тонический принцип, отстаивает закономерность употребления не только двусложных, но и трехсложных стоп. Отвергает Ломоносов предпочтение Тредиаковского женским рифмам и его категорический запрет чередования (смешения) женских рифм с мужскими, вводя в права и дактилическую рифму. Отказывается Ломоносов признать хореическую стопу «наилучшей». Для него все стопы равноправны, хотя он и выделяет стихи из «анапестов и ямбов состоящие». В торжественных одах предлагает употреблять «чистые ямбические стихи», но он признавал и другие размеры. В своей поэтической практике Ломоносов в первую очередь разрабатывал четырехстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространенным размером в русской поэзии.
Подобно тому как к началу века начал расшатываться уклад старой жизни, началось и падение первончальной чистоты языка старого книжного типа с его архаической славянщиной. Стремление выразить свои впечатления от нахлынувших факторов новой жизни стнавилось весьма тяжелой задачей, а выразить все эти впечатления средствами только старого языка оказывалось задачей просто невозможной. Начались поиски новых языковых средств.
Ломоносов уже в ранних своих произведениях стремится к ясному изложению мыслей и определенной стилистической и синтаксической упорядоченности, что совсем не является характерным для общего состояния литературного языка того времени.
В литературных
произведениях наблюдается
Из филологических трудов Ломоносова первой по времени создания и публикации была «Риторика», дошедшая до нас в двух редакциях (рукописной – 1744г., и печатной – 1748г.). Ломоносов преследовал прежде всего практические цели – вооружить рядовых русских читателей основами стройного, логического, аргументированного и вместе с тем выразительного изложения. Здесь он слагает гимн науке, напоминает о труде крестьянина, высказывает свои сокровенные мысли о назначении и качествах властителя. Монарх должен заботиться о своих подданных и защищать их, а не разорять. О Петре Великом он говорит, что русские люди не должны никогда забывать его. Воспевает мир – одно из непременных условий процветания его родины. Подчеркивается ценность активного человека-труженика. Достаточно аквтивно было высказано требование Ломоносова высокой идейности литературы, ее гражданской направленности. «Риторика» несла читателю важнейшие элементы логики как учебной дисциплины, разъясняла формальные законы мышления, учила строить силлогизмы, рассуждать, доказывать, делать правильные умозаключения. Она была превосходным для своего времени и первым доступным для широких читательских кругов руководством по вопросам теории литературы, поэтической стилистики. Основная задача «Риторики» – утвердить системы художественной образности, способной воздействовать на эмоциональную сферу человеческого восприятия. Сухим рационалистическим требованиям превратить слово в однозначный термин Ломоносов противопоставляет слово во всей его многозначности с его переносно-метафорическим употреблением.
Вторая часть «Риторики» – «О украшении» – содержит достаточно полный перечень тропов и поэтических фигур. Ломоносов рекомендует пользоваться переносным значением слов, так как метафоризация украшает речь «великолепием» (т.е. повышает ее образность), при этом предупреждает «метафор не употреблять чрез меру часто». Ломоносов первым сделал попытку раскрыть выразительную роль звуков русского языка. Конечно, эта оценка звуков в целом носила субъективный характер, но здесь впервые был поставлен вопрос о звукописи, словесной инструментовке. Здесь же были намечены основные положения теории трех стилей.
Итоговым произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке», опубликованный им в качестве предисловия к собранию сочинений 1757г. Здесь Ломоносовым были решены важнейшие взаимосвязанные литературно-языковые проблемы его времени: установление пропорции церковно-славянских и русских, народных элементов в русском литературном языке, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров.
Одно из основных положений Ломоносова состояло в требовании существенно ограничить и упорядочить включение церковно-славянских элементов в состав русского литературного языка. Он разделил все слова русского языка на «три рода речений». К первому относятся слова, «которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны» (бог, слава, рука, ныне, почитаю). Ко второму – относятся мало употребительные (особенно в устной речи) славянские слова, но «всем грамотным людям понятные – отверзаю, господень, насажденный, взываю. К третьему роду относятся исконно русские слова (говорю, ругай, который, пока, лишь). Отсюда исключаются «презренные слова» (т.е. низкие, просторечные). Соотношением церковнославянской и исконно русской лексики определяются Ломоносовым «три штиля»: высокий, посредственный и низкий, за каждым из которых закрепляются определенные поэтические и прозаические жанры.
Высокий стиль должен состоять из «речений» первого и второго рода, этим стилем должны писаться «героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях».
Средний стиль включает в себя преимущественно «речения», больше в российском языке употребительные, но в нем могут быть в меру использованы славянизмы, а также «низкие слова». Средним стилем предлагал писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги и элегиии, а в прозе – «описание дел достопамятных и учений благородных» (т.е. исторические и научные произведения).
Низкий стиль состоит из «речений третьего рода» совместно с речениями среднего рода, из него полностью исключаются «обще не употребительные» славянизмы, но могут использоваться «простонародные низкие слова». Низким стилем следует писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описания обыкновенных дел.