Лекции по "Литературе XVIII века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:16, курс лекций

Описание работы

Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).
«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

Файлы: 1 файл

KursL1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

 

ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА

 

М.В.Ломоносов  был первым русским поэтом, произведения которого и по своему идейному содержанию и по форме явились выражением национального самосознания. Он первым открыл те стороны поэзии, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в творчестве передовых писателей: гражданственность и оптимизм, интерес к историческому прошлому страны, вера в ее светлое будущее. Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Поэтическая задача Ломоносова была подсказана самим процессом исторического развития – прославить силу и внешнеполитическую мощь русского национального государства, прославить дела Петра Великого, начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры. Эти задачи определили героический жизнеутверждающий пафос поэзии Ломоносова, которая была определена В.Г.Белинским как «идеальная», «риторическая». Белинский писал, что в лице Ломоносова русская поэзия «обнаружила стремление к идеалу, поняла себя как оракула жизни высшей, выспренной, как глашатая всего высокого и великого».

Своеобразие тематики поэзии Ломоносова обуславливалось  тем, что поэзия была для него частью его общепросветительской деятельности. Начав с легких интимно-лирических стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к гражданским стихам, к поэзии больших государственных тем. Особенно ярко гражданские мотивы поэзии Ломоносова прозвучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Это своеобразное произведение было написано в последние годы его творческой деятельности. Оно состоит из четырех пар стихотворений. Вначале Ломоносов дает перевод оды Анакреонта, затем свой стихотворный ответ, в котором он развивает свои гражданские взгляды. «Разговор» полемичен. В ответах Ломоносова звучит ясное понимание задач поэзии, которая осознавалась им прежде всего как выполнение гражданского долга. Легкая лирика, «анакреонтика» (по имени древнегреческого поэта Анакреонта, в транскрипции Ломоносова – Анакреон) воспевала частную жизнь, житейские радости, любовь и вино. Она была далека от насущных государственных важных дел.

Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику.

В первой группе стихотворений ставится вопрос о  выборе предмета, достойного воспевания. Анакреон, по его собственным словам, пробовал петь о троянской войне, о подвигах Алкида, т.е. Геракла, но каждый раз возвращался к любовным песням.

Ломоносов четко  разделяет личную жизнь поэта  и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только героические подвиги:

 

Хоть нежности сердечной

В любви я  не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

 

Во второй паре стихотворений гедонистические  взгляды Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзогадм. Ломоносову не нравятся суровые «правила» Сенеки, и он отдает в этом вопросе предпочтение Анакреону:

 

Возьмите прочь  Сенеку,

Он правила  сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил?

 

В третьей оде  Анакреона говорится о цели жизни. Девушки напоминали поэту о его  преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс  и сед». Но его мало смущает это. Мысль о близости смерти только усиливает  в нем жажду наслаждений:

 

Лишь в том  могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше веселиться,

Чем ближе видит  рок.

 

Ломоносов в  ответном стихотворении снова прибегает  к сравнению. Но на этот раз он противопоставляет  Анакреону не философа-стоика, а  республиканца Катона, который после  победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он вместе с тем с явным осуждением пишет о его безумном эгоизме. Как суровый приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял свое с собой». Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Однако самоубийство Катона не вызывает у Ломоносова сочувствия: «Его угрюмством в Рим не возвращен покой». Поэтому он не отдает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:

 

Несходства  чудны вдруг и сходства понял  я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

 

Собственная позиция  Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть на картине точное подобие своей любимой, со всеми ее прелестями:

 

Дай из рос в  лице ей крови

И как снег представь  белу,

Проведи дугами брови

По высокому челу.

 

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой, красивой.

 Россия предстает  исполненная духовных и физических сил, воплощением природных богатств:

 

Изобрази ей возраст зрелой,

И вид в довольствии  веселой,

Отрады ясность  по челу

И вознесенную  главу.

 

Вот символический  образ могущества России:

 

Возвысь сосцы, млеком обильны,

И чтоб созревша красота

Являла мышцы, руки сильны,

И полны живости уста

В беседе важность обещали...

 

Служение матери – Родине Ломоносов понимает не как отказ  от радостей жизни, а как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Всем строем своего стихотворения  Ломоносов утверждал гражданственность  поэзии. В этом цикле нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Ломоносову одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.

Задачи, которые ставил перед  поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды.

Он писал свои торжественные  оды с 1739 по 1764 гг. и написал 20 од.

Ода – это  обширное стиховторение, состоящее  из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). В оде  соединялись воедино лирика и  публицистика, необходимые для выражения  общегосударственных идей. Каждая из ломоносовских од была своеобразной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной. Она вмещала несколько тем, в целом дававших поэтическое обобщение и обозрение задач, стоявших перед страной. Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки, верному служению Отчизне. Специфическая тематика од, их устойчивая строфика – десять стихов четырехстопного ямба, - своеобразный величественный и напряженный стиль – все это было оригинальным созданием Ломоносова.

Каков же стиль  од Ломоносова? Какова художественная форма, которая полностью отвечала идейному содержанию его произведений?

В своей поэзии Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его  времени, не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности. Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в своем творческом методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности. Поэту важно силой своего поэтического воображения вызвать у читателя «возбуждение страстей», вызвать определенные чувства: радость, патриотическое воодушевление, стремление к осуществлению мечты. Отсюда и выбор тех поэтических средств, тех поэтических фигур, которые могли бы передать торжественное, гражданское содержание од Ломоносова. Отсюда и та напряженная метафоричность, аллегорическая абстракция, гиперболизм, яркость красок, характерные для его поэзии. Оды Ломоносова были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике».

В силу того, что  оды Ломоносова по своей природе и жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по единому композиционному плану, им свойственна была определенная монотонность и однообразие. Этому способствовали одинаковость метра ломоносовских од, повторяемость одних и тех же образных средств (эпитетов, метафор, сравнений и т.д.). особенность синтаксической структуры стиха. Вместе с тем стиль од Ломоносова торжественный, приподнятый, патетичный, полностью соответствовал высокому содержанию его поэзии. Поэтическая речь должна была передать тот восторг, «великолепие», «стремление», которые вызывают у Ломоносова начертанные им грандиозные картины будущих преобразований. В его одической речи много славянизмов, которые и должны передать «пышность», «парение». Красочность стиля создают и разнообразные эпитеты, искусно применяемые поэтом: «пламенные звуки», «багряное око», «жаркие часы», «хладные руки» и др. Например в оде 1742 года Ломоносов так живописует картину доблести русских воинов, сражающихся со шведами:

Там кони бурными ночами

Взвивают к  небу прах густой,

Там смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй,

И алчну челюсть  отверзает,

И хладны руки простирает,

И гордый исторгая дух,

Там тысящи валятся  вдруг...

 

Приверженность  Ломоносова, поэта-мечтателя, к метафорическим образам, гиперболам, сложным ассоциациям, риторическим вопросам и восклицаниям, стремление к «украшению» поэтической речи вызывали критику и насмешки среди части литераторов-современников и, прежде всего, Сумарокова. Сумароков требовал от писателя-классициста рационалистической строгости, ясности языка. Ему было чуждо «великолепие» языка Ломоносова. Он бранит поэтов, которые «словами нас дарят, какими никогда нигде не говорят».

Основной период творчества Ломоносова совпал с царствованием  Елизаветы Петровны, которой он посвятил много восторженных похвал, но похвалы эти были прежде всего гимном русской петровской государственности в лице ее главы – дочери Петра I.

Идея просвещенного  абсолютизма была основой политического  мышления Ломоносова. Считая, что это свойственно было первым русским просветителям, что монарх стоит выше заинтересованности в делах любой из социальных групп, что он свободен в своих действиях, Ломоносов видел в монархе того, кто способен разумом, обличенным властью, понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Вера эта покоилась на примере деятельности Петра I, наследницей которого он хотел видеть Елизавету. Но так как жизнь разбивала надежды Ломоносова, он писал в своих одах о той просвещенной власти и о тех преобразованиях в России, о которых мечтал. Будучи убежденным защитником «заветов» Петра, Ломоносов под этим влиянием создавал и образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения:

 

Молчите пламенные  звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

 

И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей  во время ученых бесед, которым она  предпочитала развлечения, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета – наследница дел Петра.

В глазах Ломоносова Петр – создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель. Образ Петра, начиная с «Оды на взятие Хотина», появляется в каждой новой оде, неизменно обогащая ее содержание. Достоинство монархов измеряется тем, насколько их деятельность приближается к деятельности Петра:

 

Он жив, во все  страны взирает,

Свою Россию обновляет,

Полки, законы, корабли

Сам строит, правит и предводит,

Герой в морях  и на земли.

     (Ода, 1757г.)

 

В оде 1752 г. Ломоносов  говорит о том, что Петр «свет  открыл России всей», в оде 1761 г. –  видит в Петре «защитника», «отца», «героя». Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только две песни (задумано было 24). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова – «строитель, плаватель, в полях, морях герой». Монументальный образ Петра повлиял на изображение Петра I А.С.Пушкиным в «Стансах»(1826), «Полтаве»(1828), «Медном всаднике» (1833). Поэма Ломоносова целиком повернута к современности. Основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, - неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними, внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Изображая борьбу Петра с оплотом невежества – расколом, Ломоносов подразумевает и собственную борьбу с реакционным духовенством. Наиболее сложными врагами по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говрит и о военной мощи России, как залога процветания в стране наук и искусств. Поэма названа героической и написана по традиционному плану, характерному для поэм классицизма: обращение к музам, мифологические образы, торжественный александрийский стих. В поэме сильная лирическая струя, вызванная личным восторженным чувством к Петру. Величие Петра, величие просвещенного монарха, олицетворялось для Ломоносова с величием России.

Прославляя  военную мощь России, необходимую  для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», что они хотят «войнами укратить войну». Теме «тишины», при которой только и возможно достичь расцвета в науке, культуре, посвящена замечательная ода Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747г.»:

Информация о работе Лекции по "Литературе XVIII века"