Лекции по "Литературе XVIII века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:16, курс лекций

Описание работы

Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).
«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

Файлы: 1 файл

KursL1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

В августе 1782 года Радищев пишет «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». Письмо вызвано открытием памятника Петру I в Сант-Петербурге. Это событие дало возможность высказаться о самодержавной власти. В первой части «Письма» Радищев рассказывает о памятнике, как произведении изобразительного искусства. Подробно описав памятник работы Фальконе, Радищев дает истолкование каждой детали: «Но позволь отгадать мне мысли творца образа Петрова. Крутизна горы суть препятствия, кои Петр имел, производя в действо свои намерения; змея, в пути лежащая, коварство и злоба, искавшие кончины его за введение новых нравов».

Преобразовательную  деятельность Петра I Радищев сумел оценить исторически верно, указывая, что Петр «дал первый стремление столь обширной громаде...» , но Радищев увидел в Петре и «властного самодержавца, который истребил последние признаки дикой вольности своего отечества». Радищев глубоко убежден, что «нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь уступил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле».

В 1789 году анонимно была напечатана книга Радищева «Житие Федора Васильевича Ушакова». Этим произведением Радищев утверждал  мысль о том, что сама действительность, жизненный опыт могут воспитать  в человеке чувство собственного достоинства, способность к протесту против произвола и насилия. Здесь он также выступает против теории Руссо, показывает зависимость человека от общества, связь с ним. Он пишет: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами – мусульманин, с куклами – кукла общества, в коем мы обращаемся». В центре внимания автора – реальные картины жизни русских студентов в Лейпциге и образ Федора Ушакова, одаренного человека и гражданина. Он впервые создает образ минисамодержца, майора Бокума, наставника студентов. Это прообраз русского самодержца, описанного в «Путешествии из Петербурга в Москву». Радищев здесь утверждает мысль о праве человека на самоубийство, если человек жизнь свою признает бессмысленной. Радищев проводит мысль, что есть убийца, «избавляющий страждущего от конечного бедствия или скорби». Обращаясь к Кутузову с многочисленными призывами об особого рода помощи, одновременно укрепляет себя воспоминаниями о «вожде» своей «юности», «учителе в твердости» Ушакове, «подавшем некогда пример в мужестве», своей решимостью добровольно покончить несносную жизнь. Сходство предсмертной ситуации Ушакова с возможным положением самого Радищева подчеркивается в «Житии». Радищев утверждает в «Житии» о том, что в самой тяжести притеснения, непомерности гнета, заключены залог и возможность освобождения.

В 1781-1783 гг. Радищев  пишет оду «Вольность» где  впервые звучит теория народной революции.

Судьбы родины и народа в центре внимания автора, передового человека, способного сопоставить  факты и события исторические с современностью, прийти к обобщающим философским выводам о закономерности возникновения революции в России, народ которой способен ответить насилием на насилие.

В отличие от просветителей XYIII века, Радищев, говоря о свободе, имел в виду не только естественное, но и социальное равенство, которого надо добиться путем борьбы за права народа. Он обличает законы, установленные самодержавной властью, он разоблачает опасный для народа союз царской власти и церкви, выступает против монархии как таковой. Вера в будущую победу народной революции одушевляет поэта. Ода впоследствии была включена в «Путешествие из Петербурга в Москву», написанную во вторую половину 80-ых годов.

В 1789 году Радищев  написал статью «Беседа о том, что есть сын Отечества», которую начинает с утверждения, что далеко не всякий достоин «величественного наименования сына Отечества – патриота», подчеркивая, что имя «сын отечества» принадлежит человеку как существу свободному, следовательно так не мог называться находящийся под игом рабства. Таким образом, Радищев теоретически исключает из числа «сынов отечества» крепостных крестьян, отмечая при этом, что это ранящее всякое чувствительное сердце жестокое исключение понадобилось для того, чтобы лишний раз страстно и негодующе выступить против крепостничества. Радищев останавливается на качествах, которыми должен обладать истинный сын отечества: честь, благонравие, благородство, но он, в отличие от других просветителей, отрицает, что носителями чести могут быть только дворяне.

«Всякому врождено чувствование истинной чести, – пишет он, – но тягчайшие оковы презрения и угнетения искажают природу человека», отсюда вывод – необходимо как можно скорее снять узы крепостничества.

После ссылки он написал трактат: «О человеке, его  смертности и бессмертии». Трактат наглядно свидетельствует об очень большой философской образованности Радищева, об исключительной разносторонности его знаний и интересов. В разрешении поставленной проблемы Радищев рассуждает как материалист, отвергающий бессмертие человека, опираясь на данные опыта и логические выводы.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

 

Расцвет многосторонней творческой деятельности Радищева, который  пишет и в прозе и в стихах, падает на 80-ые годы, время бурного  подъема общественной жизни в  Европе, революционных потрясений и обострения классовых противоречий в самой России.

Раздумья о  судьбах русского народа и родины, публицистический характер его художественного  творчества, развивавшего лучшие традиции просветительской литературы, общение  с русскими прогрессивными деятелями подготовили создание Радищевым своих лучших произведений: оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву».

В 80-ые годы Радищев  работает над очерком «Слово о  Ломоносове», дань гению, которую отдали многие предшественники и современные  Радищеву писатели. Но в отличие  от них, рассказывая о жизненной  судьбе Ломоносова и его национальных заслугах («В стезе российской словесности – Ломоносов есть первый»), Радищев воссоздает образ человека из народа, творческий гений которого, соединенный с волей, силой характера, глубоким патриотизмом, является залогом возможностей и свершений в будущем русского народа. И недаром «Слово о Ломносове» стало логическим завершением главной темы «Путешествия» – темы народа, его творческих возможностей, его права на завоевание свободы. Понимая значение деятельности гениального преобразователя и реформатора, слава которого «есть слава вождя», Радищев-революционер не может не упрекнуть Ломоносова за то, что тот «льстил похвалою в стихах Елисавете».

Теория народной революции получает публицистическое и художественное воплощение в написанной Радищевым в 1781-1783 гг. оде «Вольность», отрывки из которой также были включены в «Путешествие».

Судьбы родины и народа в центре внимания автора, передового человека, способного сопоставить  факты и события исторические с своременностью и прийти к обобщающим философским выводам о закономерности возникновения революции в России, народ которой способен ответить насилием на насилие. Ода «Вольность» – произведение огромной поэтической и ораторской страстности, свидетельствующее о зрелости революционного мировоззрения Радищева. Он доказывает, что «человек во всем от рождения свободен», вольность осознается как «бесценный дар человека», «источник всех великих дел». Далее автор отмечает, что мешает этому. В отличие от просветителей XVIII века Радищев, говоря о свободе, имеет в виду не только естественное, но и социальное равенство, которого надо добиваться путем борьбы за права народа. Страстно обличает он рабство и деспотизм, законы, установленные самодержавной властью, которые являются «препоной свободе»:

 

Воззрим мы в  области обширны,

Где тусклый  трон стоит рабства.

Градские власти там все мирны,

В царе зря образ  божества.

Власть царска веру охраняет,

Власть царску вера утверждает;

Союзно общество гнетут.

Радищев разоблачает  опасный союз царской власти и  церкви, выступая против монархии как  таковой. Монархию надлежит заменить демократическим строем, основанным на социальном равенстве и свободе. В «царстве свободы» земля будет принадлежать тем, кто обрабатывает ее. Вера в будущую победу одушевляет поэта, она основывается на изучении опыта своей страны и на примерах западных революций. Ода заканчивается описанием «избраннейшего дня», когда победит революция и обновит «отечество драгое». Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя он понимает, что «не приспе еще година». Философское, публицистическое содержание оды находит соответствующие стилистические формы выражения. Традиционный жанр оды наполняется революционной патетикой, а употребление славянизмов, придающих торжественное звучание оде, лишь подчеркивает единство художественной формы и содержания.

Императрица Екатерина, прочитав оду, написала: «Ода совершенно и явно бунтовская, где царям грозится плахою». Тема борьбы нашла широкое отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву», написанной в 80-ые годы. Книга поражает широтой охвата событий и лиц, остротой постановки и решения важнейших социально-политических, нарвственных и философских вопросов времени. В посвещении Алексею Михайловичу Кутузову Радищев раскрывает замысел книги: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека. И часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

Радищев – «зритель без очков» учит «прямо взирать» на действительность, ведь только тогда можно понять, что мешает «истинному блаженству».

Впервые основной темой художественного произведения стала тема народа и признание  его главной движущей силой истории. Писатель-революционер нарушил традиционный подход писателей к народу, в котором  они видели прежде всего забитость и терпение, стремясь пробудить к нему чувство сострадания.

Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство  восхищения. Он показывает нравственное здоровье и физическую красоту, высокоразвитое чувство собственного достоинства, трудолюбие, талантливость, он раскрывает в народе дремлющие силы, способные вызвать сопротивление насилию.

Д.Д.Благой справедливо  писал: «Исключительное внимание Радищева-мыслителя  и Радищева-художника к народу, крестьянству и, в особенности, самый характер художественного изображения им людей из народа были совершенно новым и чрезвычайно значительным явлением в нашей литературе»

Эпиграф к произведению взят из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», где под чудищем Радищев подразумевает самодержавие, екатерининскую монархию. Радищев разоблачает самодержавие и лишь во сне путешественник видит то, что хотелось бы ему увидеть в мудром монархе. Глубоко сочувствуя крестьняству, которое для писателя-революционера является основой общества, Радищев, видя степень бесправия крестьян, восклицает: «Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?»

Все, что видит  путешественник на своем пути: дорожные встречи, наблюдения над жизнью разных сословий, – заставляет его глубоко сочувствовать угнетенному народу и наполняет чуством непримиримой вражды к угнетателям, сознанием необходимости революционной борьбы за освобождение народа, борьбы самого народа. Революция возникает как неизбежный результат угнетения. Тема революции звучит во многих главах («Чудово», «Городня», «Зайцево», «Черная грязь»). Радищев верит, что революция в России свершится, но для этого нужно время. «Не мечта сие,– утверждал он,– но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую, я зрю сквозь целое столетие».

По мнению Радищева, русская действительность, объективный  исторический процесс и особенности  русского национального характера  – залог неизбежности революции. «Сатирическим воззванием к возмущению» назвал Пушкин книгу Радищева.

Народ – герой «Путешествия», общение с ним убеждает автора в его светлом будущем. В «Путешествии» много запоминающихся крестьянских образов, олицетворяющих те достоинства, которые раскрыл путешественник в народе. Это и пашущий крестьянин в главе «Любань», который в беседе с барином держится с достоинством, это и крестьяне в главе «Зайцево», проявившие солидарность и заступившиеся за жениха-крестьянина, мужественно вступившего в борьбу с насильниками. Это матрос («Чудово»), героически спасающий гибнущих на море, и глубоко увлекательный образ молодого человека, крепостного, получившего по воле старого барина европейское образование, но оставшегося в крепостном состоянии. В силу своего развития он еще острее, мучительнее воспринимает весь ужас крепостнического существования, предпочитая ему рекрутчину («Городня»).

Воплощением нравственного  идеала Радищева стал образ крестьянской девушки Анюты («Едрово»). Естественную красоту и здоровье, благородство, чистоту чувств видит в своей героине путешественник. Скромность и гордость, строгость и нежность, способность глубоко чувствовать и умение рассуждать, необычайная искренность и цельность натуры – такова Анюта. В ней заключен для писателя идеал народной красоты, рожденной самой природой, и этот идеал стал для него эстетической нормой прекрасного. Следуя своему методу видения действительности, сей «зритель без очков» далек от идеализации. Порой он видит и среди крестьянок испорченных девушек, однако Радищев подчеркивает, что это результат «губительства неволи», результат развращающего влияния крепостнических отношений, но такие среди крестьянок – редкость. Сильное впечатление производит констратсное изображение и связанные с ним рассуждения Радищева о девушках из крестьянских и дворянских семей, об их нравах и морали, поражденных окружающей средой. Нравственной и физической красоте крестьянок, отгороженных от развращающей цивилизации города, противопоставлены барышни, на которых наложила отпечаток ложь и безнравственность, свойственные дворянским кругам. Даже внешность свидетельствует об этом: «На щеках румяна, на сердце румяна, на искренности – сажа».

Информация о работе Лекции по "Литературе XVIII века"