Лекции по "Литературе XVIII века"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:16, курс лекций

Описание работы

Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).
«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

Файлы: 1 файл

KursL1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Чужда Крылову  «чувствительность» и приукрашенность  природы у писателей-сентименталистов. В «Каибе» Крылов пародирует идиллические картины и приторную «чувствительность» эклог, идиллий, в которых изображается «блаженная жизнь» крестьян на лоне природы, «райская жизнь» прелестных пастушек и пастушков вместо неприкрашенной действительности, сурового и трудного существования крепостных крестьян. Не принимая фальши в любом ее проявлении, Крылов всем своим творчеством ратует за отражение правды жизни, приближаясь тем самым к утверждению реалистических начал в искусстве.

Одним из блестящих  памфлетов в русской сатирической литературе XVIII века является написанная в форме ложного панегирика «Похвальная речь в память моему дедушке». Прием пародийного панегирика, восторженной похвалы, произнесенной в честь так называемых «добродетелей» невежественного помещика-крепостника, вконец разорившего своих крестьян, придает сатирическому обличению особенную беспощадность. В тоне добродушного рассказа, исполненного сочувствия к своему «герою», повествуется о его деяниях, раскрывающих паразитизм, ничтожество, тупость и жестокость принадлежащего к избранному дворянскому сословию помещика Звениголова, имя которого весьма выразительно. За всю свою жизнь Звениголов не прочитал ни одной книжки. Ведя в столице разгульную жизнь, он довольствовался тем, «что имя его знали наизусть во всех трактирах и кофейных домах». Беспробудный пьяница и бездельник, промотав отцовские деньги, оказывается в деревне, где, занимаясь псовой охотой, он окончательно разоряет крестьян поборами и барщиной. Смерть его была подстать жизни: «Гоняясь за зайцем, свернулся он в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею лошадью прямо по-братски... О ком из них более должно нам сожалеть? – спрашивает автор. – Кого более восхвалять?» Таков сей «добродетельный дворянин», сердце которого было, так сказать «стойлом его гнедой лошади».

Развивая реалистические тенденции в русской литературе, Крылов показывает, как среда и  воспитание сделали из Звениголова необузданного и жестокого крепостника. Уже с детства он был приучен к мысли, что дворянин может бить и мучить крестьян как угодно, они всё вытерпят, тогда как собак надо остерегаться. «Собака ведь не слуга, с нею надобно осторожно обходиться, если не хочешь быть укушен», – поучает отец свое великовозрастное чадо.

«Зритель» просуществовал с февраля по декабрь 1792 года. Издание  было прекращено по приказу самой  императрицы.

Третий журнал, издававшийся Крыловым и Клушиным –  «Санкт-Петербургский Меркурий», первый номер которого вышел в 1793 году. Журнал обращается преимущественно к литературно-теоретическим темам, печатаются рецензии, стихи. Здесь были помещены две сатирические статьи Крылова: «Похвальная речь науке убивать время, говоренная в новый год» и «Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей», явившиеся литературной полемикой с Карамзиным и лишенные политического содержания.

После закрытия «Санкт-Петербургского Меркурия» Крылов надолго перестает выступать в литературе, а его журналистская деятельность прекращается навсегда. Но ранние публицистические произведения Крылов во многом предопределили развитие его басенного творчества не только в плане тематики, но и художественного метода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская литература XVIII века явилась важным этапом в жизни русского общества, в становлении его духовной культуры, его национального самосознания. Уже в первые десятилетия были заложены основы идейных представлений, тем, литературных жанров, получивших в дальнейшем развитие в литературе. Важным этапом было утверждение классицизма как литературного направления. Именно в XVIII веке была решена историческая задача преобразования стихосложения. Было начато формирование русского литературного языка.

Классицизм  создал новые литературные формы, соответствующие новому содержанию, новым общественным и гражданским идеалам.

В этот период происходит процесс становления и развития периодической печати. Выходит первая газета «Ведомости», сатирические журналы Сумарокова, Новикова, Крылова, появляются первые научно-популярные, а затем и литературные журналы и альманахи.

Процесс развития русской литературы и русской  общественной мысли XVIII столетия подготовил дальнейший расцвет литературы всего последующего периода. Определяющей тенденцией в развитии литературы было усиление ее связи с жизнью, зарождается реалистическая тенденция в поэзии Державина, в творчестве Фонвизина, Новикова, Крылова, Радищева.

Писательская  и историческая деятельность Карамзина  во многом предвосхитила литературную деятельность Батюшкова, Жуковского и других поэтов начала XIX века.

С середины XVIII века многие произведения русской литературы были переведены на иностранные языки и получили широкую извстность и популярность.

Несмотря на различие мировоззрения и эстетических взглядов, прогрессивные писатели XVIII столетия провозгласили и утвердили в своем творчестве идеал свободного, независимого писателя– выразителя общественного мнения.

Интересные  процессы происходят в области эпической  поэзии: «Богатырская» поэма Карамзина «Илья Муромец», «Бахарьяна» Хераскова, «Бова» Радищева прокладывают путь к поэмам Пушкина «Бова» и «Руслан и Людмила». В области драматургии первым опытом общественной сатирической комедии оказался фонвизинский «Недоросль». Следующими будут «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. В творчестве Карамзина зарождаются предромантические течения. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева начинает монументальную революционную прозу, яркими вехами которой в XIX веке станут «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.

В XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПОСОБИЯ:

 

  1. Благой  Д.Д История русской литературы  XVIII века. М., 1960.
  2. Федоров В.И. История русской литертуры XVIII века. М., «Просвещение». 1982.
  3. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли  XVIII века. Л., 1968  .  

 

ТЕКСТЫ:

 

  1. Русская литература  XVIII века. / Сост. Г.П. Макогоненко. М.-  

       Л., 1970.

  1. Хрестоматия по русской литературе XVIII века. / Сост. А.В.

Кокарев. М., 1965.

  1. Русская литература XVIII века. 1700-1775. Хрестоматия. / Сост.

       В.А. Западов. М., «Просвещение». 1979.

  1. Кантемир А.Д. Собр.стихотворений. Л., 1956.
  2. Ломоносов М.В. Избр.произведения. М.-Л., 1965.
  3. Державин Г.Р. Стихотворения. М., 1963.
  4. Сумароков А.П. Избр.произведения. М.-Л., 1957.
  5. Фонвизин Д.И. Собр.соч. В 2-х томах. М.-Л., 1959.
  6. Радищев А.Н. Полн.собр.соч. М., 1938-1952. Т. I-III.
  7. Карамзин Н.М. Избр.соч. В 2-х томах. М.-Л., 1964.
  8. Русская сентиментальная повесть. / Сост. П.А. Орлов. М., 1979.

 

 

 




Информация о работе Лекции по "Литературе XVIII века"