Люди-гротески в цикле рассказов Ш.Андерсона "Уайнсбург, Огайо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

цель – раскрыть специфику образной системы в книге Ш. Андерсона «Уайнсбург, Огайо».
Задачи ВКР:
1Определить эстетическую платформу американского писателя;
2Выявить художественные задачи, решаемые в цикле новелл «Уайнсбург, Огайо»;
3Раскрыть пути создания образов лучшей книге Андерсона.

Файлы: 1 файл

лия введение.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

                                                        Введение

 

                        Шервуд Андерсон (1876 – 1941) – один  из наиболее выдающихся американских           прозаиков  начала XX века.

                        Творчество этого художника, писавшего в разных жанрах, неоднородно и неравноценно. Главным образом своими рассказами он внес неоценимый вклад в американскую литературу XX века.

                        По справедливому утверждению  Б. Гиленсона, этот писатель  «сделался своеобразным художественным ориентиром для первого послевоенного поколения писателей», людей двадцатых годов ( Хемингуэй, Фицджеральд, Фолкнер). [ 13, с. 335 ]

                       Своим творчеством Андерсон прежде всего способствовал обогащению психологической ветви реалистической прозы, убедительно представившей неблагополучие «благополучной Америки».

                       В. Толмачев имел основание  утверждать, что Шервуд Андерсон  одним из первых американских  прозаиков XX века «вслед за Г. Адамсом осознал изжитость значительного историко – культурного отрезка жизни США и трагически осмыслил свое  промежуточное положение на рубеже двух несходных эпох: как писатель и стихийный эстетик он слишком далеко ушел от одной, о вместе с тем связан с патриархальным прошлым своими корнями». [ 14, с. 17 ]

                      Действительно, в центре многих произведений этого последователя Г. Спенсера, Г. Джорджа, популистов – переживание исторического и психологического сдвига, на фоне которого персонаж неотвратимо стоит перед проблемой возрастного или идейного роста, приводящего к неотвратимым последствиям. Этим определено внимание писателя к трем особо интересующим его проблемам: влияние индустриализации и социального отчуждения на человеческую психику; бессознательное в человеческих поступках и межличностных отношениях; возможности преодоления одиночества.

                     Андерсон трагикомически истолковал  повседневную жизнь, полную символического  подтекста. Как большой художник  он предложил богатые возможности  для обновления языка американской прозы за счет символизации конкретного, будничного, сиюминутного.

                     Далеко не сразу творческие  заслуги Андерсона перед американской  и мировой литературой были  замечены и оценены. В письме 1938 года писатель вспоминал о  тм, что сборники его новелл изымались из библиотек, а в одном из городов Новой Англии они даже были публично сожжены.

                    Критик Поль Розенфельд писал,  что произведения писателя «осудил  Бостон», т.е. наиболее чопорные, учено – интеллигентские круги северо – востока США. Его могли сознательно «не замечать», трактовать исключительно фрейдистски или указывать на заинтересованность локальным – проблемами быта Среднего Запада США.

                   Однако время позволило восторжествовать  справедливости. Сегодня Шервуд Андерсон по праву относится к классикам литературы XX века, а его новеллы ценятся лучшими критиками как новаторские по форме и универсальные по содержанию. Тем не менее разноречивость суждений об андерсоновском наследии делает востребованной проблему, исследуемую в данной выпускной квалификационной работе.

                   Ее цель – раскрыть специфику  образной системы в книге Ш.  Андерсона «Уайнсбург, Огайо».

                  Задачи ВКР:

   1Определить эстетическую  платформу американского писателя;

   2Выявить художественные  задачи, решаемые в цикле новелл  «Уайнсбург, Огайо»;

   3Раскрыть пути  создания образов лучшей книге  Андерсона.

                  Объект исследования – эстетическая  и художественная малая проза  американского реалиста.

                  Предмет исследования – цикл  рассказов «Уайнсбург, Огайо» и  его центральные персонажи.

                  Новизна выпускной работы –  в выборе аспекта исследования, позволяющего анализировать текст  рассказов в единстве с эстетическими  высказываниями автора, до этого не становившимися предметом специального изучения.

                 Актуальность ВКР – в непрехдящем  интересе литературоведов к открытиям  мастеров малой прозы США.

                 Практическая ценность – результаты  исследования могут использоваться при изучении малой зарубежной прозы в элективных курсах профильных гуманитарных классах средней школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава первая                                 Эстетические позиции Шервуда  Андерсона.

                   Для понимания творчества Андерсона  важна его автобиографическая  «История рассказчика» с неслучайным  подзаголовком: «Повесть американского  писателя о его странствиях  в мире его собственной фантазии  и в мире фактов, иллюстрированная многочисленными эпизодами и замечаниями о других писателях». В этой книге дана широкая картина жизни Америки на рубеже XIX и XX веков, органично соединенная с личным аспектом.

                  Основная проблема книги –  судьба художника, судьба писателя  в Америке. Здесь «История рассказчика» перекликается с такими известными произведениями американской литературы, как «Гений» Т. Драйзера и «Деньги пишут» Э. Синклера.

                  Вывод Андерсона сводится к  тому, что капиталистический строй  оказывает разлагающее влияние на искусство, заставляет писателя продавать свой талант. Вспоминая в этой связи об известном американском критике Ван Вик Бруксе, Андерсон пишет: «У него есть своя тема: в Америке человек не может быть художником», и приводит в качестве примера трагические судьбы таких крупных американских писателей, как По, Уитмен, Твен, Хоуэлс. [ 2,с.271]

                Причины появления стандартной  оптимистической литературы Андерсон  видит в особенностях капиталистического  строя. «Нет в мире людей  скучнее и безотраднее, чем авторы радостных, сентиментальных романов и радостных, приятных картинок. Своим отвратительным разложением литература в Америке обязана исключительно этой самой купле – продаже». [ 2, с.212 ]

              Себя он считает писателем, неоптимистично глядящим на мир и использующим опыт З. Фрейда при осмыслении проблем современного человека.

              В теоретических статьях: «Заметка  о реализме» (1924), «Мое понимание  реализма» (1939) Андерсон попытался  изложить свои взгляды на искусство. Суть их сводится к идеалистическому положению об автономности искусства, его независимости от жизни, которая представляется писателю хаосом. К этому присоединяются мысли о первенствующей роли интуиции и фантазии художника для его творчества.

              Так как мир, по представлению Андерсона, не организован разумно, то каждый живущий в нем индивид – особая величина, к тому же находящаяся в противоречии с другими. Поэтому общество писатель рисует как хаотическое скопление индивидуальностей, не связанных друг с другом.

              Через все творчество Андерсона  проходит тема одиночества, изолированности  людей друг от друга. В письме  Драйзеру от 12 января 1936 года он  писал: «В Америке чувствуешь  себя ужасно одиноким… Я живу  большей частью в маленьком городке. Маленький городок в известной мере похож на бассейн с золотыми рыбками: можешь смотреть и видеть. И я часто вижу, как наиболее чувствительные сдаются, становятся пьяницами, разбивают себе жизнь из – за ужасающей скуки и однообразия»,

               Причину всех этих бед писатель усматривает в индустриализации Америки и гибели ремесленного производства, выход – в утопической мечте о возвращении общества назад, к эпохе ремесла, когда человек «находил применение всем своим способностям».

              Эти положения, естественно, ведут к ограничению реалистического изображения действительности, окрашивают его в пессимистические тона. Не видя действенных путей к изменению мира, герои Андерсона могут выразить свой протест лишь в бегстве от него – мотив, который не случайно занимает такое большое место в творчестве писателя.

            «Мои собственные рассказы, рассказанные  и нерассказанные, полны побегами  – ночью по реке в лодке  с течью, побегами от создавшегося  положения, побегами от скуки,  от притязаний, от тяжеловесной серьезности мнимых художников. Какой писатель не бредит побегами! Они – воздух, которым мы дышим», [ 2, с.41]

             Главным объектом своего творчества  Андерсон избирает жизнь американской  провинции, преимущественно Северного  Запада. Он ставит вопрос о судьбе простого, «маленького» человека в условиях противоречий современного ему капиталистического общества.

             До Андерсона жизнь в провинциальных  городках изображалась в американской  литературе чаще всего в идиллических тонах. Перелом намечался постепенно. В 1899 году Марк Твен в своем знаменитом рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг» показал подлинное лицо американской провинции, за парадной благопристойностью скрывающей дух стяжательства и лицемерия.

             Крупным литературным событием в развитии формирующейся новой традиции была «Антология Спун – ривер» Эдгара Ли Мастерса (1915), состоявшая из серии стихотворных эпитафий на кладбище маленького городка. В каждом стихотворении была дана краткая биография покойника. Мастерс разоблачал фальшь и грязь внешне респектабельной жизни обитателей городка, одного из многих в Америке. «Антология» Мастерса обнаружила шаткость утверждений о совершенстве американского образа жизни и незыблемости моральных устоев американцев. Как сама направленность «Антологии», так и ее внешняя форма оказали влияние на первый сборник Андерсона»Уайнсбург, Огайо», большинство новелл которого печаталось в журналах в 1916 – 1918 годах.

                  Андерсон, ставя своей задачей  правдиво показать судьбу одинокого, гонимого или не понятого обществом маленького человека, перенес центр тяжести на его внутренние переживания, отказался от искусственного внешне развивающегося сюжета и стандартных образов, обычных для американской новеллы тех лет.

                 В своих новеллах Андерсон  опирался на традиции психологического  повествования классиков американской  литературы – Н. Готорна, Г.  Мелвила и особенно М. Твена.  О влиянии последнего писал  сам Андерсон, проводя аналогию  между своим рассказом «Ну и дурак же я» и творчеством Твена.

              Андерсон говорил, что на его  новеллистическое творчество оказали влияние также великие русские писатели, которых он хорошо знал и любил.

              В январе 1923 года Андерсон писал  переводчику П. Ф. Охрименко: «Читая мои рассказы, вы должны были заметить, что я очень многим обязан вашим русским писателям, и я буду очень счастлив, если смогу хоть немного уплатить долг, доставляя эстетическое наслаждение русским читателям, или показать русскому народу более полно жизнь в Америке… До тех пор, пока я не нашел русских прозаиков, ваших Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, я никогда не читал прозы, которая бы меня удовлетворяла. У нас в Америке плохая традиция, идущая от англичан и французов. Наши пользующиеся популярностью рассказы в журналах привлекают остроумным сюжетом, разного рода трюками и фокусами. Естественным результатом этого является то, что описание жизни человека перестает быть важным и становится второстепенным. Сюжет не вырастает из драмы, естественно возникающей из переплетения человеческих отношений, тогда как у ваших русских писателей всюду, на каждой странице чувствуется жизнь». [4, с 91,93]

                 Выступая против сюжетных рассказов,  Андерсон называл их «незаконными  детьми Мопассана, По, О. Генри», а сам сюжет – «ядовитым», так как он, по его мнению, отравлял всю литературу и заменял изображение подлинной жизни условным, фальшивым миром.

                 Андерсон отрицал возможность существования в современности реалистической сюжетной новеллы и принципиально отказывался от новеллы с законченным сюжетом. Поэтому в большинстве его новелл нет действия, в них почти ничего не происходит, в них нет четко обозначенного конца. Центр тяжести Андерсон переносит на описание переживаний и настроений, но здесь он нередко ограничивается описанием узкой сферы пессимистических ощущений своих героев.

                В своих новеллах Андерсон  не всегда рисует реальные  факты жизни. Часто люди в  них приходят и уходят, как  сказано в заглавии одной из новелл «из ниоткуда в ничто», то есть нет зримо изображенных конкретных времени и пространства, лишь в некоторых новеллах упоминается о каких – то конкретных событиях и процессах, происходивших в начале XX века. Например, в новелле «Пробуждение» дано описание района, где жили поденные рабочие, получавшие за свой двенадцатичасовой рабочий день лишь один доллар. В новелле «Опьянение» упоминается о рабочем, «убитом полисменами во время забастовки». В новеллах «Возвращение» и «Неразгоревшееся пламя» говорится о стремлении фабрикантов строить новые предприятия в маленьких провинциальных городках, где у них будет меньше неприятностей с рабочими.

               Только по этим отрывочным  сведениям читатель может представить  себе, что в тихих американских  провинциальных городках происходят какие – то события, строятся новые фабрики и заводы, полицейские стреляют в рабочих и т. п.

                В основе немногих сюжетных  новелл ( таких, как «Я хочу  знать зачем», «Ну и дурак же  я» ) лежит устный рассказ. Писатель – великолепный рассказчик, умеющий передать свое настроение слушателям или читателям. В этих новеллах центральный герой -  «я», от имени которого ведется повествование. Эти новеллы наиболее близки по стилю к М. Твену, одному из любимых писателей Андерсона.

            Неоднозначно высказывается о  творчестве Ш. Андерсона критик  Малькольм Каули.

            Вот, что он пишет о писателе  в своей книге «Дом со многими  окнами»: «Перечитывая Шервуда  Андерсона спустя много лет,  вновь поражаешься неравноценности  его произведений и вместе с тем испытываешь радостное удивление по поводу того, что лучшие из его книг по – прежнему полны ощущения новизны и весенней свежести. Многие, более молодые, чем он, авторы вступали в литературу с большим шумом, но сейчас их книги напоминают уже нечто вроде первых самокатных экипажей, занявших место в музее Генри Форда в Гринфилд – Вилледж. Публикацию «Уайнсбурга, Огайо» в 1919году тоже сопровождала большая шумиха. Критики старшего поколения бранили Андерсона, а молодежь видела в нем предвестника крутых перемен. На деле же оказалось, что эта книга и другие произведения писателя не были привязаны к какому – то определенному периоду времени. На многих рассказах Андерсона лежит отпечаток вечности, и некоторые аспекты американской жизни не только были рассмотрены здесь впервые, но и получили исчерпывающее истолкование.

Информация о работе Люди-гротески в цикле рассказов Ш.Андерсона "Уайнсбург, Огайо"