Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:29, реферат
Марина Ивановна Цветаева - один из наиболее интересных поэтов Серебряного века. Однако долгое время ее творчество не только было недоступно широкому читателю в Советском Союзе, но и до настоящего времени еще не опубликовано полностью. Это объясняется многими причинами, и в том числе, помимо идеологии, непримиримой позицией самой Марины Цветаевой. Известен ее гордый характер.
Она не принадлежала ни к одному поэтическому направлению или школе, декларативно отказывалась от любых литературных влияний, о чем сама указывала в дневниках, («литературные влияния не испытывала, только человеческие»). В одной из дневниковых записей М. Цветаевой о поэтических вечерах находим афишу: «Символисты, футуристы... и Марина Цветаева».
(включающий микроцикл «На поле Куликовом»), текст «Слова о полку Иго-реве».
Не случайно наше обращение к лирическому циклу Марины Цветаевой «Лебединый стая». Этот цикл является одним из интереснейших произведений Марины Цветаевой. «Лебединый стан» выполняет функцию интерпретационного «ключа» к последующим циклам («Марина», «Разлука», «Георгий», «Благая весть», «Ханский полон»). Именно в этом произведении формируются новые этико-эстетические координаты художественного мира поэта. Существует и тематическая перекличка между «Лебединым станом» и циклами из книги «Разлука». Такое разветвление, продолжение и развитие той же темы в следующих произведениях характерно для Цветаевой. Эту особенность отмечает Аридана Эфрон, дочь и первый критик Цветаевой, вместе с ней пережившая реалии, отраженные в поэзаи: «С основными своими темами Марина не расставалась всю свою творческую жизнь, и они, переходя из одной ипостаси в другую, как бы кустились, давая все новые ответвления от ее ствола я корней» .
Обращение к лирическому циклу «Лебединый стан» определяется сравнительно малой изученностью анализируемого произведения, тогда как этот объемный цикл (состоящий из 60 стихотворений, 10 из которых объединены дополнительно в микроциклы «Москве», «Дон», «Андрей Шенье», «Памяти А.А. Стаховича») требует подробного изучения как эстетический феномен, построенный по уникальным законам цветаевского поэтического мира.
Уникальность лирического цикла «Лебединый стан» состоит в сочетании традиционных приемов циклизации с оригинальными авторскими способами символизации. Говоря о традиции циклического образования, мы имеем в виду понимание лирического цикла символистами в качестве мета-жанровой крупной формы, способной выразить все мировоззрение поэта.
Все вышесказанное определяет актуа
Таким образом, ровизна исследование состоит в том, что впервые подвергнут полному анализу цикл М. Цветаевой «Лебединый став». Пристальное внимание уделено авторским способам символизации и их реализации в конкретном тексте, принципам построения детали (образа-символа), авторской символике цветообозначения в контексте творчества М. Цветаевой. Особенно тщательно рассмотрены все восхождения в цикле к мировой мифологии и народным верованиям. Выдвинута концепция о преобладании лирических и символических структур в данном цикле.
Основная пель данного исследования заключается в анализе сюжета, системы образов, детали и авторского цветообозначения в цикле с опорой на исследования в области теории и истории литературы.
Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. -М.: Советский писатель, 1989. -С, 170.
В связи с этим основными задачами исследования явились:
1. уточнение понятия лирического цикла, лирического сюжета, сюжета в лирическом цикле, символа с точки зрения философии и теории литературы;
2. выявление путем подробного
анализа лексики, синтаксиса
Методологической базой исследования являются сравнительно-типологический, историко-генетический и структурно-семантический методы литературоведческого анализа. Применен комплексный метод анализа литературного произведения как художественного феномена.
Цикл «Лебединый стан» построен согласно основному символистскому принципу: предельная контекстуальная обусловленность отдельных стихотворений в цикле. Неразрывное единство, которым является цикл, его целостность определяется уже авторским принципом построения: ступенчатой символизацией. По этому принципу построен сюжет цикла, система образов, так организована деталь. Таким образом, цикл на всех уровнях выстроен в градационные символические ряды. Особенно это касается системы образов, в которой образы героев развиваются на протяжении всего произведения, выстраиваясь в своеобразные линии судьбы. Так, каждый образ в своем развитии в цшше проходит три ипостаси: конкретную, исторический план и вечность (последняя как неизменное, конечное состояние всего).
Циклизация сыграла важную
роль в творчестве М. Цветаевой. Именно
циклизация явилась для нее «излюбленным
структурным принципом
Уделяя в работе большое внимание символизации, считаем обязательным уточнить термин. Трактуя понятие «символ», мы отталкиваемся от определения, данного А,Ф. Лосевым в «Очерках античного символизма и мифологии»: «Символ есть неразличимое тождество общего и особого, идеального и реального, бесконечного и конечного. В нем ни одна сторона не перевешивает другую, и обе они находятся в равновесии. В символе идеального ровно столько, сколько надо для реальности; и в нем ровно столько реального, сколько требует его идеальная заданность»10. То есть, как интерпрети-
Коркнна Е.Б. Трнаогия Цветаевой // Марина Цветаева. Симпозиум, посвященный столетию со дня рождения. - Нортфндц, Вермонт, 1992.-С. 111. 9 Там же.-С. 112.
Лосе» А.Ф. Очерки античного символизма н ыифо.тогнв - М, 1993.-С. 20-21.
рует лосевское понимание символа М.Ю. Стояновский в своей диссертации «Символ у Вяч. Иванова: Традиции и специфика» (1996), «символ для Лосева есть «обобщение» вещи, «зовущее за пределы этой вещи»... и «намечаю-щее огромный ряд ее разнородных перевоплощений». Это обобщение, создающее «бесконечную смысловую перспективу» («инородную перспективу»)... Символ заряжен многочисленными смысловыми потенциями и обладает самостоятельной мощью моделирующего обобщения, он есть творческое начало, смысловым образом порождающее многочисленные закономерные и единичные структуры..., функция, которая... закономерно... «разлагается в бесконечный ряд... отдельных единичностей»,.., где каждый член с большим или меньшим приближением стремится выразить изначальную функцию, «предел»..., - и «все они сливаются в одно нераздельное целое, пульсирующее каждый раз по-разному, в связи с бесконечной смысловой за-ряженностью символов, лежащих в его основе...»] 1.
Итак, символизацию применительно к творчеству М. Цветаевой «можно характеризовать как поэтику предельности» . Ярко выраженная в рамках цикла авторская ступенчатая символизация, по сути являющаяся организующим стержнем как сюжетного построения, так и принципом организации детали, позволяет рассматривать основные структурные единицы лирического цикла как построенные по принципу нарастающей ступенчатой символизации.
Символизация в творчестве М. Цветаевой имеет огромное значение. Символизация как принцип разложения слова на смыслы и поиск в том же слове других смыслов, не свойственных ему в непоэтической речи, стада одним из основных принципов построения целого лирического произведения. Речь идет здесь как о малой форме (стихотворение), так и о крупной форме (цикл стихотворений, книга стихов). Слово в поэтическом мире М. Цветаевой принципиально перестает быть равным самому себе, перерастает свое словарное значение. Причем происходит это не мгновенно, не в начале произведения, а постепенно нарастая, ступенчато, при помощи различных поэтических средств (гипербола, градация, антитеза, оксюморон).
Итак ня «я т игу ш^ццигаютср frfigftYqiiflHfr п
1. Авторская ступенчатая символизация (градационные символические ряды) является основным структурным принципом построения целого лирического цикла.
2. По такому принципу
организовано не только само
лирическое произведение, но и
все его структурные элементы
(сюжет, система образов,
Цвт. по: Стояновский М.Ю. Символ в Вяч. Иваяова: Традиции в специфика. - Дне. на совск. учен. степ. канд. фклол наук. - М., 19%. - С. 6 - 7 ;2 Зубова Л В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. - Л.. 1989.-С 4
Принцип построения лирического произведения у Цветаевой един на протяжении всего творческого пути. От этого он вовсе не выглядит однообразным: напротив, нарастая постепенно, символизация открывает каждый раз новые пласты различных культур в одном и том же небольшом стихотворении. Слово, оказываясь вовлеченным в поэтическую систему М. Цветаевой, приобретает несвойственные ему новые смыслы, многократно обогащающие мир одного стихотворения.
Так, сюжет в цикле «Лебединый стан» является лирическим с элементами эпического. Эпический, или событийный сюжет в цикле полностью опирается на реальные события революции и гражданской войны, сыгравшие трагическую роль в жизни Марины Цветаевой. Звенья этого сюжета расположены в цикле в хронологическом порядке и образуют своеобразный скелет произведения, на который нанизан лирический сюжет, построенный уже по принципам авторской символизации. Событиями лирического сюжета являются своеобразные «знаки» войны и революции («кому - так, кому - знак»), переосмысленные автором в рамках его поэтического мира. С этой точки зрения, например, событиями одного порядка являются: революция и гражданская война, французская революция, правление Петра 1, Смутное время и воцарение Лжедмитрия. Осмысление событий сегодняшнего дня в контексте мировой истории и культуры - характерная для Цветаевой особенность. Символами «смутного времени» каждый раз оказываются войска, лишенные песен, разлука, гибель лучших людей (Андрей Шенье - Блок, А.А. Стахо-вич), низвержение святынь. Необходимо отметить, что исторические параллели М. Цветаева проводит не планомерно, а с постоянными нарушениями хронологии. Это, несомненно, показывает, что для нее важны не конкретные даты и исторические ситуации, а ассоциации с событиями минувших дней. Исторические параллели, которые проводит Цветаева на протяжении всего цикла, наполнены горечью предвидения грядущих страшных дней России.
Эти исторические ассоциации, каждый раз вызывающие в памяти читателя события сегодняшнего дня, о которых идет речь в цикле, символизируют их. Сюжет разделен на лирический и эпический. Революция я гражданская война в контексте цикла становятся символами, последовательно реализованными в трех основных планах цикла; конкретном, фольклорнс-историческом, мифологическом (вечном).
Точно так же построена и система образов. Все персонажи разделены на относящихся к Белому стану и противостоящих ему. Последние лишены возможности символизироваться и на протяжении всего произведения остаются такими же, какими были вначале. Все, кто принадлежит к Белому стану, развиваются, символизируются и к концу произведения переходят в вечный план, практически приравниваются к святым и Богу. Так, мы видим уже не образ в его обычном понимании, а линию судьбы героя.
10
По такому же принципу организована и деталь в цикле. Начиная с предметного воплощения, она постепенно превращается в образ-символ, включающий в себя весь ряд предыдущих коннотаций.
Рабочая гипотеза исследования определяется следующим образом:
В лирическом цикле «Лебединый
стан» сюжет является лиро-эпическим
(ассоциативным и событийным) с
явным преобладанием
Особая проблематика «Лебединого
стана» - судьба «старого» мира, вечных
ценностей в нарождающемся «
«Лебединый стан»
Основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлен аналитический обзор теоретических, литературоведческих, биографических работ по теме исследования. Обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна; определяются цели и за-