Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:29, реферат
Марина Ивановна Цветаева - один из наиболее интересных поэтов Серебряного века. Однако долгое время ее творчество не только было недоступно широкому читателю в Советском Союзе, но и до настоящего времени еще не опубликовано полностью. Это объясняется многими причинами, и в том числе, помимо идеологии, непримиримой позицией самой Марины Цветаевой. Известен ее гордый характер.
Она не принадлежала ни к одному поэтическому направлению или школе, декларативно отказывалась от любых литературных влияний, о чем сама указывала в дневниках, («литературные влияния не испытывала, только человеческие»). В одной из дневниковых записей М. Цветаевой о поэтических вечерах находим афишу: «Символисты, футуристы... и Марина Цветаева».
)3Л.В. Поликовская,М.А. Долгова. Комментарии // ЦветаеваМ.И. За всех-противу всех!: Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах. - М: Высшая школа, 1992. - С. 350.
н
дачи исследования, а также теоретико-методологические предпосылки работы. Формулируется гипотеза, основные положения, выносимые на защиту. Здесь же содержится обзор литературы, необходимой для определения основных понятий, используемых в работе (лирический цикл, сюжет в лирическом цикле, символ, ступенчатая символизация).
Основным положением для работы явилось понятие авторской ступенчатой символизации. Произведение М. Цветаевой на всех уровнях построено по принципу градационных символических рядов.
В первой главе уточнены понятия лирического цикла, сюжета в лирическом цикле, выявляются основные принципы построения лирического цикла, принципы структурной организации сюжета в лирическом цикле, выявляются принципы символизации системы образов.
Теоретической базой исследования
послужили работы символистов-теоретиков
лирического цикла как
Таким образом, основной чертой
символистского лирического цикла
является именно контекстуальная
Сходной точки зрения придерживаются и современные ученые.
И.В. Фоменко в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Поэтика лирического цикла» отмечает, что цикл - это «жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный структурный признак которого - особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов»1 .
М.И. Дарвин отмечает, что
«первые серьезные попытки
Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла
12
впервые осознавшим это явление как новое качество словесно-художественного творчества, - В. Брюсову, А. Белому, А. Блоку»15.
Исследователь, таким образом, признает символистский цикл как бы заново рожденным, несмотря на многовековую зарубежную традицию циклизации. То есть в исследовании цикла начала XX века мы смело можем отталкиваться от понимания лирического цикла русскими символистами, учитывая, конечно, опыт западных поэтов.
Исследователи называют различные черты, отличительные особенности лирического цикла. Из множества определений лирического цикла мы взяли за основу для использования в данной работе три определяющие черты, выделенные МЛ. Дарвиным, по его замечанию, «отмеченные поэтами «рубежа веков»:
1. Под лирическим циклом подразумевается определенная совокупная группа произведений (чаще всего стихотворных), выделенная и композиционно определенным образом расположенная самим автором на основании каких-то общих признаков: тем, мотивов, сквозных образов и т. д. При этом формально-содержательное единство лирического цикла во многом определяется единством его читательского восприятия.
2. Лирический цикл возникает изнутри в результате своеобразной концентрации и разрастания поэтических образов как бы на встречном движении от части к целому... и от целого к части.., Образование цикла используется как следствие действия всеобщего для лирики онтологического закона: каждое отдельное лирическое произведение потенциально может вступать во взаимодействие с другими лирическими произведениями поэта...
3. Лирический цикл всегда
должен представлять собой
Уточнение понятия «сюжет в лирическом цикле» - одна из задач данного исследования.
Различие концепций сюжета в лирике в основном зависит от типа лирики: медитативная, медитативно-изобразительная, описательно-изобразительная, «персонажная», повествовательная17).
Сюжетность в лирике - наращение, не всегда воплощаемое автором. Б.В. Томашевский отмечал существование бессюжетной лирики. «Романтическая поэма, усвоив приемы описательных поэм, переместила роль внефа-бульных и фабульных мотивов; «скелетом» романтической поэмы является
' Дарвин М.Н Циклизация в лирике: Исторические пути и художественные формы. Дне На «щек. Учен Степ. Д-рафилол.Наук. -Кемерово, 1995.-С. Н.
1Л Дарвин МН. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988. -С. 13.
7 Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. -М„ 1976.
13
фабула, излагаемая отрывочно,
«фрагментарно», перебиваемая описаниями
и эмоционально-лирическими
Во многом согласный с Б.В. Томашевским, В.А. Сапогов, однако, считает, что «бесфабульных произведений не существует: между фабулой и сюжетом отношения взаимного соответствия, взаимной выводимости...
Особенностью лирики является не только отсутствие причинно-следственной и временной развертки фабулы (потому для Томашевского лирика чаще всего бесфабульна), но и очень высокая степень ее концентрации, свернутости».19 В лирическом сюжете фабула может быть только обозначена (в заголовке, цепью номинаций и т. д.), причем общую ситуацию по этому
2/\
обозначению реконструировать в большинстве случаев не удается.» , а сюжет в лирическом цикле - это сюжеты отдельных входящих в него стихотворений в динамическом их взаимодействии, со- и противопоставлении - диалоге; сюжет в лирическом цикле, как и в любом тексте, - один из уровней манифестации его художественного смысла»21.
Лирический сюжет в цикле порождается не только внутренними переживаниями лирического героя, но и ассоциативными связями, именно в лирике получающими свое максимальное распространение. Ведущую же роль в возникновении лирического сюжета в цикле играет символизация. Лирическое произведение практически неизбежно существует только в контексте. Контекстуальная расширенность каждого лирического произведения является абсолютной, то есть, по всей видимости, поэтические ассоциации и контекстные взаимодействия распространяются на всю мировую лирику в целом, да и на эпос и драму тоже.
Во второй глав? подробно рассматривается сюжет в лирическом цикле М. Цветаевой «Лебединый стан».
Сюжет лирического цикла М. Цветаевой «Лебединый стан» обладает особенностями, характерными для лиро-эпического сюжета. Отдельные стихотворения связаны между собой не причинно-следственными, а ассоциативными связями, а также при помощи хронотопа: все герои находятся, все события происходят в одной пространственно-временной ситуации, несмотря на обилие анахронизмов, переходов (опять же с помощью ассоциаций) в разные
Тошпнжжнй Б. Теория литературы. Поэтика. - Л., 1925. - С. 210.
19 Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложекие в русской литературе. Сб статей. - Даугав-пвлс,1980.-С, П.
20 Там же.
21 Там же.
14
исторические эпохи, а также выходов из земного времени (в вечность, в «просторы голубиные»).
Так называемый «скрытый» сюжет - те реальные события, которые стоят за событиями цикла, намек или прямое указание на которые содержится в текстах стихотворений, в заголовках, в сносках, примечаниях автора, а прежде всего - в датировке текстов, входящих в цикл «Лебединый стан». Реальные события, с разной степенью трудности реконструируемые из текста, - это события Революции и гражданской войны: отречение царя от престола, демонстрации на улицах Москвы, винные бунты в Феодосии, расстрел юнкеров в Нижнем, формирование Белой армии, уход Сергея Эфрона на правую войну, смерть дочери Ирины и т. д. Опора на эти события и определила данный текст как пример гражданской лирики Марины Цветаевой.
" Образ лирической
героини динамичен. Динамика
1.Конкретный план: Марина, мать, жена.
2.Фольклорно-исторический: Стрельчиха, воительница, белая лебедь, журавль, луна, Ярославна, Русь.
3.Вневременной, вечный: Поэт, Богородица, Мать, Жена.
Образ лирической героини в конкретном плане практически тождествен личности самой Марины Цветаевой. Этот вывод сделан на основе сопоставления стихотворений цикла «Лебединый стан» и дневниковых записей Марины Цветаевой.
Фолъклорно-исторический план полон анахронизмов, из чего следует, что для М, Цветаевой были важны не конкретные воплощения образа лирической героини, а их смысловое наполнение, отношение к происходящим событиям (битве Игорева войска с половцами, стрелецкому бунту, Октябрьской революции). Этот план частично символизирован в контексте цикла: ипостаси образа лирической героини формально адекватны не историческим личностям, а представлениям о них М. Цветаевой и их собственному культурно-историческому контексту. Образы-символы птиц, также относящиеся к лирической героине, стремятся по смысловому наполнению к выходу из данного пласта художественной действительности в следующий - символический.
В символическом плане лирическая героиня превращается в так называемый «вечный женский образ», включающий в себя все соответствующие функции (Мать, Жена) и, дополнительно (но по степени наполненности - в основном), - функцию Поэта. Предельно символизируясь, образ лирической героини переходит во вневременное состояние, то есть в вечность, соединяясь со всеми «ушедшими» и с Богом.
По этому принципу символизируются и все другие лирические образы цикла, кроме образов, относящихся к миру бунта, миру революции. Им Цве-
15
таева не придает той завершенности, которой обладают герои Белого стана, переходящие в вечное время - в вечную жизнь.
Структура образа лирической героини в этом цикле нова для Цветаевой. В ранних произведениях лирическая героиня всегда одна, здесь же она многолика, образ имеет множество коннотаций, что предполагает неоднозначность ее облика и ее восприятия.
В третьей главе выявлены типы деталей, представленных в «Лебедином стане», подвергнут анализу символический план цикла, рассмотрены принципы цветообразования у Цветаевой, авторская семантика образов птиц и ветра.
Символизация образов и событий наряду с их введением в культурно-историческую традицию (мифологизация) - занимает ведущее место в лирическом цикле Марины Цветаевой. Поиск фольклорных корней в произведениях Цветаевой имеет все основания. Внешний план символических образов цикла находится в одном понятийном пласте образов птиц (и образа ветра). Это способствует образованию в цикле через взаимодействие внешнего и внутреннего планов стройной системы символических образов.
Сплетение различных культур можно, пожалуй, назвать одним из творческих методов М. Цветаевой. Именно этот синтез и творческое усвоение культур разных народов легли в основу оригинальной цветаевской мифологии.
Оппозиция цветов, представленная в «Лебедином стане», не свойственна поэтическому миру Цветаевой. Обозначаются два полюса: мир лирического субъекта (белый) и мир, противостоящий лирическому субъекту (черный). В цикле «Лебединый стан» на вполне сложившуюся у Цветаевой авторскую концепцию цветообозначения оказывает влияние новая семантика цветов, возникающая в реальной действительности. Цвета получают политическую окраску, разделяясь, как обычно у Цветаевой., на два противоположных лагеря - Добро и Зло, формально адекватных Белой гвардии и носителям Революции.
В заключении отмечается, что проведенное исследование доказало перспективность намеченных разработок в анализе лирического цикла, а также указываются возможные дальнейшие пути исследования по данной теме: литературный контекст цикла в России и за рубежом, проблемы рецепции цикла «Лебединый стан» в среде эмиграции первой волны, в российской литературной среде. Не вполне ясными представляются все интертекстуальные связи цикла с зарубежной поэзией и прозой.
К сожалению, за рамками нашего исследования осталась книга стихов «Ремесло», многие циклы из которой являются с нашей точки зрения прямым продолжением цикла Лебединый стан» и не могут рассматриваться вне контекста с ним. Книга «Ремесло» организована по таким же законам поэтического мира М. Цветаевой, что и «Лебединый стан». Итак, изучение этого целостного текстового единства является задачей будущего исследования.