Методы лингвистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов лингвистического исследования, при написании которой будут выделены следующие частные задачи:
1. сделать краткий обзор о каждом из методов;
2. выяснить на примерах особенность каждого из них;
3. научиться применять их на текстовом материале.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исследовательский метод. Описательный метод………………...…………………4
Глава 2. Сравнительно-исторический метод. Исторический метод..………………………...7
Глава 3. Сопоставительный метод………….…………………………………………………..9
Глава 4. Структурный метод…………………………………………………………………...10
Подглава 1. Дистрибутивный анализ……………………………………………….....10
Подглава 2. Метод анализа по непосредственным составляющим..………………..13
Подглава 3. Метод трансформационного анализа……………………………………15
Глава 5. Метод оппозиций. Метод компонентного анализа ...………………………………17
Глава 6. Метод стилистического анализа. Количественный метод…………………………21
Глава 7. Метод автоматического анализа. Метод логико-смыслового моделирования…...24
Глава 8. Метод морфотемного анализа. Методики исследования……...…………………...25
Заключение…………………………………………………………………..………………….29
Список используемой литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

методы лингвистического исследования - исправленная версия.docx

— 122.69 Кб (Скачать файл)

Таким образом, главный предмет  исследования для сопоставительного  метода – структуры двух языков в их сходствах и различиях. Этот метод требует постоянных и продуманных сопоставлений как отдельных элементов, так и целых участков структуры, например глагола в русском языке и глагола в английском.  

 

Глава 4.

Структурный метод

Этот метод – детище XX века – сложился под воздействием работ русского  и  польского ученого И. А. Бодуэна де  Куртенэ, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра, русского языковеда Н. С. Трубецкого и др. Центральная цель этого метода – познание языка как целостной функционирующей структуры, элементы и части которой соотнесены и связаны строгой системой лингвистических отношений. Структурный метод является продолжением в новом направлении описательного метода: и тот и другой имеют в виду функционирование языка. Однако описательный метод используется для исследования «наборов» действующих в языке частей и элементов, а структурный – для исследования отношений, связей, зависимостей между этими частями и элементами. Эти два метода дополняют друг друга.

Внутри структурного метода существуют его разновидности. В  рамках структурного метода возникли дистрибутивный анализ, метод непосредственно составляющих, метод трансформационного анализа. 

 

Подглава 1.

Дистрибутивный  анализ

Это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом значении этих единиц. Термин «дистрибуция» означает в переводе с латинского языка «распределение». Методика, основанная на учете того, как распределены элементы языка, сложилась в США в связи с развитием так называемой дескриптивной лингвистики – одной из значительных школ лингвистического структурализма. Методика, получившая название дистрибутивной, опирается на явления разной природы: а) сопровождение изучаемого элемента языка другими (или предшествование изучаемому элементу других) в потоке речи; б) языковую способность одного элемента фонетически, лексически или грамматически соединяться с другими элементами. Например, в предложении «Мальчик очень обрадован» элемент «очень» соседствует с элементом «мальчик», однако они не имеют языковой способности связываться друг с другом; эти два элемента в речи соположены, но не связаны (или связаны лишь фонетически). Можно, таким образом, сказать, что слова «мальчик» и «очень» имеют речевую дистрибуцию, но не имеют языковой дистрибуции; в противоположность им слова «мальчик» и «обрадован» имеют языковую дистрибуцию и лишены (в нашем высказывании) речевой дистрибуции.

С точки зрения логического  порядка, логической последовательности описания системы языка, выявление  дистрибутивной структуры предшествует выявлению всех других структур –  оппозитивной, функциональной, импликативной (генеративной). Поэтому понятие дистрибуции должно быть охарактеризовано прежде понятий оппозиции, функции, импликации.

Дистрибуция одного элемента может находиться в различном  отношении к дистрибуции другого  одноименного элемента (например, одной  фонемы по отношению к другой). Обычно устанавливают три или четыре типа отношений между двумя дистрибуциями: 1) взаимодополнение дистрибуций или дополнительной дистрибуции; 2) контрастная дистрибуция; 3) дистрибуция свободного варьирования; 4) дистрибуция частичной эквивалентности.

В дополнительной дистрибуции  находятся варианты одной фонемы (аллофоны): каждый из них встречается лишь в тех позициях, в которых не встречается другой. Например, гласный [и] в русском языке встречается после гласных (армии, герои), но не может стоять после твердых согласных: «шило» нельзя произнести [ш` ило]. Отсюда [и]  и [ы] находятся в отношении дополнительной дистрибуции.

Элементы находятся в  контрастной дистрибуции, если они могут встречаться в одних и тех же окружениях, но неся различные значения. При этом различна реакция говорящих, и поэтому такие элементы являются представителями разных единиц, в данном случае фонем. В контрастной дистрибуции находятся [о] и [а]: ток и так, том и там, Соня и Саня.

Если же два звука (элемента) языка могут заменять друг друга  в любом окружении так, что  значение при этом не меняется, то они находятся в отношении свободного варьирования. Например, слово «город» можно произнести с [г] (взрывным) и [х] (щелевым), но смысл высказывания не изменяется. При свободном варьировании два элемента языка могут заменять друг друга, и смысл высказывания при этом не меняется.

В дистрибуции частной  эквивалентности находится, например, русское [г] взрывное и русское [γ] фрикативное, потому что в норме русской речи оно может быть свободным вариантом взрывного [г] лишь в части окружений последнего – в словах «бога», «благо» и производных от них4.

В современном языкознании  дистрибутивный анализ был дополнен другими экспериментальными приемами и числовыми методами обработки языкового материала. Общие основания дистрибутивного анализа были уточнены на базе теории множеств, результатом чего явилась теоретико-множественная концепция языка.

В дополненном и уточненном виде дистрибутивный анализ применялся для исследования всех уровней языка, включая морфологию, синтаксис и семантику.

«Задачей морфологического анализа является достижение удобного способа регистрации материала в виде обобщенных формул, сводящих весь многообразный лингвистический материал к неким повторяющимся единицам функционирования. При этом морфема становится основной единицей грамматического исследования…»5 Морфологический анализ, согласно нормам дескриптивной лингвистики, имеет те же стадии, что и фонологический анализ. Процедура морфологического анализа включает:

1) выделение минимальных значащих элементов речи (морфемных сегментов);

2) определение их функционирования  в разных лингвистических окружениях;

3) объединение морфемных  сегментов в морфемы и, наконец, группировку морфем в грамматические разряды6.

В первой стадии выделяются морфы. Во второй стадии каждая морфа соотносится с морфемой. Морфа, соотнесенная с определенной морфемой, становится алломорфой (разновидностью морфемы). Каждая морфема состоит из одной или нескольких алломорф (алломорфем).

Понятие дополнительной дистрибуции  в морфологии (как и в фонологии) означает, что две алломорфемы никогда не встречаются в одном и том же окружении. Ср. алломорфы множественного числа английских существительных [s], [z], [iz],[en] (books, girls, classes, children) употребляются лишь в определенных позициях. «Дополнительная дистрибуция в морфологии также противопоставляется контрастной (или контрастирующей) дистрибуции, т. е. употреблению в одном и том же окружении, что является признаком отдельных самостоятельных морфем. Ср. делаю – делал – делала»7

 

Подглава 2.

Метод анализа  по непосредственным составляющим

Метод анализа по непосредственным составляющим (НС) – метод представления словообразовательной структуры слова и синтаксической структуры словосочетания или предложения в виде иерархии вложенных друг в друга элементов. Метод НС был разработан в рамках американской дескриптивной лингвистики. Его основные принципы были сформулированы Л. Блумфилдом в 20-х годах XX века в работе «Язык». Авторами НС являются также Р. Уэллз («Непосредственные    составляющие»,    1949),    Ю. Найда    («Морфология»), З. Харрис  («От  морфем  к  высказыванию, 1946).  Этот  метод  первоначально применялся в синтаксисе. Метод непосредственно составляющих основан на допущении, что всякая сложная единица языка или текста складывается из двух более простых и линейно-непересекающихся единиц – ее непосредственно составляющих. При методе НС происходит постепенное членение высказывания на составные части до тех пор, пока не получатся неделимые далее элементы – морфемы, которые являются конечными НС.

Для выяснения сущности НС рассмотрим следующий пример: «Старый человек, который живет там, пошел к дому своего  сына». Синтаксический анализ этого предложения предполагает рассмотрение отношений каждого входящего в нее слова с каждым другим или же со всеми словами. Но это длинный и нецелесообразный путь. Экономнее характеризовать отношение каждого слова с каждым другим, «такие пары слов, между которыми ощущается наиболее тесная связь. При этом каждое слово может быть членом только одной пары»8. Так, приведенную выше фразу можно попарно расчленить на следующие группы: «Старый человек» и «который живет» там  «подошел к дому» «своего сына». Далее предполагается, что каждая пара слов функционирует в высказывании как единое целое. Подтверждением этому считается возможность замены любого из сочетаний слов одним словом: «старый человек» = «старик», «который живет» = «живущий», «к дому» = «туда», «сына своего» = «Мориса» и т. д. Таким образом, анализ сводится к постепенному сокращению числа единиц путем объединения их в пары до тех пор, пока число это не будет равно двум, что видно из следующей схемы:

Старый

человек,

который

Живет

там,

пошел

к дому

Своего

сына.

Старик

Живущий

Туда

Мориса

       Тамошний

Отправился

               Он


 

 

 

Анализ по НС можно записать и в символах. Возьмем пример: «Маленький мальчик бросил резиновый мячик». Если обозначить первое и четвертое составляющие (прилагательные) через А, второе и пятое (существительные) – через N, третье (глагол) – через V, а всякую группу составляющих – через P, то получится, что наше предложение состоит из следующих конструкций: AN, AN, VP, NP9.

Достоинствами анализа по НС считается то, что он 1) побудил  интерес к структурированию семантики; 2) породил создание трансформационных правил, которые полезны для проведения эксперимента в языкознании; 3) предложил построение модели объекта; 4) в 60-е годы стал применяться для анализа и синтеза предложения в системах автоматического перевода.

К важнейшим недостаткам  метода НС относятся: 1) невозможность  с его помощью фиксировать  очевидные различия в синтаксической структуре предложения; 2) неразличение активных и пассивных конструкций; 3) громоздкость и т. д.

Метод анализа по НС используется в исследовательской практике и сейчас, однако возможности его довольно ограничены.  

 

 

 

Подглава 3.

Метод трансформационного анализа

Предложен впервые данный метод    сторонниками    структурного    метода              З. Хэррисом    и Н. Хомским (1957 г.). Первоначально применен в синтаксисе. При этом методе происходит замена изучаемого факта «отмеченным» (т. е. допустимым с точки зрения требований общения, осмысленным) его вариантом, имеющим иную форму, на близкое к заменяемому значение. При этом должна быть обеспечена стандартность таких замен, по крайней мере, в нескольких случаях. Например, словосочетание «чтение Шолохова» допускает две трансформации – «Шолохов читает» и «Шолохова читают» (аналогично «встреча друзей» дает трансформации «друзья встречаются» и «друзей встречают»).

Принципиальное отличие  трансформационного метода состоит  в том, что он основывается на правилах преобразования и правилах перераспределения элементов. Считается общепринятым, что трансформационный метод имеет дело с двумя типами правил: 1) правилами порождения глубинных структур и 2) правилами преобразования глубинных структур в поверхностные. Следует заметить, что метод НС имеет дело с описанием поверхностной структуры, а метод трансформационный – глубинной. Так, предложения «Полиция разгоняет демонстрантов» и «Демонстранты разогнаны полицией» при всем различии их поверхностных структур обнаруживают одну и ту же глубинную структуру. «С помощью трансформационного метода пытаются найти ответ на вопрос, из какого предложения или предложений выведено путем структурных преобразований данное конкретное предложение»10.

В трансформационном анализе применяются понятия конструкций, трансформов и трансформаций.

Применение трансформационного метода предполагает точное определение направления трансформаций, которое намечается следующим образом. Вся синтаксическая система языка разбивается на производные. При этом ядерная подсистема характеризуется как набор элементарных предложений.

Ядерное предложение тоже входит в класс трансформов простого предложения. Ядерным называется простейший из всех трансформов данного предложения, т. е. трансформ, который 1) имеет форму предложения и 2) содержит наименьшее число грамматических морфем. В терминах «категорий» этот трансформ есть предложение в изъявительном наклонении, настоящем времени, активном залоге, утвердительной форме, не содержащее модальных и эмфатических слов11:

1) Профессор осматривает  пациента.

Информация о работе Методы лингвистического исследования