Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:57, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является выявление мифологических образов и антиномий в текстах Ю.Ю.Шевчука.
Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи: 1) найти мифологические образы и попытаться интерпретировать их 2) узнать, какие антиномии традиционно выделяют в рок-поэзии; 3) найти антиномии в текстах и попытаться интерпретировать их.
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1…………………………………………………………………………стр.6
Глава 2………………………………………………………………………..стр.12
Глава 3………………………………………………………………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………...….......стр.27
Библиографический список………………………………………………...стр.28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Филологический факультет
Кафедра русской литературы
Мифологические образы и антиномии в рок-текстах Юрия Шевчука на примере сборника «Чёрный пёс Петербург»
Курсовая работа
студентки 2 курса
очной формы обучения
специальности «Филология.
Русский язык и литература»
Павловой Дарьи Сергеевны
Научный руководитель –
Доктор филологических наук,
Профессор кафедры русской литературы
Бурдина Светлана Викторовна
Пермь 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1…………………………………………………………………………
Глава 2………………………………………………………………………..
Глава 3………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
«Исторически рок развивался из соединения музыкального начала и разных направлений в музыке с текстами, наиболее полно отражающими жизненную реальность людей, прежде всего молодёжи. Культура рока является феноменом, который возникает в социоэкономическом контексте, определенном прежде всего переменами в обществе и переоценкой ценностей, происходящих в обществе»1 (Михаэль Шидер, 2000).
Не секрет, что рок-культура пришла в нашу страну с запада, но отличается тем, что в западном роке основной является музыкальная составляющая, а в русском – текст.
Рок-поэзия возникла в России
в начале 70-х гг. 20 века и за это время сформировалась как особая разновидность
русской поэзии, имеющая свою историю
развития, свои условия существования
и свои эстетические взгляды.
В отечественном роке в середине 1970-х гг. складывается Московская школа, а первыми авторами становятся А.Макаревич («Машина времени»), К.Никольский, А.Романов («Воскресение»). В конце 70-х гг. возникает Ленинградская школа, представителями которой являются М.Науменко, Б.Гребенщиков («Аквариум»), В.Цой («Кино»), А.Башлачёв , К.Кинчев («Алиса») и Ю.Шевчук («ДДТ»). Чуть позже, в середине 1980-х гг. о себе заявляют Свердловская (Уральская), представители – В.Бутусов («Наутилус Помпилиус»), И.Кормильцев, и Сибирская, представители – Е.Летов («Гражданская Оборона»), Я.Дягилева, школы. Все они отличаются друг от друга типом лирического героя, проблематикой, отношением к культурному контексту.
Научный интерес к феномену рок-культуры возник у отечественных исследователей примерно с середины 1990-х гг.; различные аспекты молодежной рок-субкультуры рассматривали социологи, психологи, философы, культурологи, музыковеды и др. В это же время объектом исследования становится вербальная составляющая рок-культуры, т.е. рок-поэзия. «В современном роковедении понятие «рок» разработано в 3х аспектах: 1) формальная сторона явления – это жесткий, четкий ритм, мощный звук; воплощение на сцене феерического, магического шоу; культура, возникшая и сформировавшаяся в пространстве андеграунда; 2) содержательная сторона понятия – это, прежде всего, слово, наполненное экзистенциальными смыслами, романтическими идеями, ярко выраженная гражданская позиция, противостояние посвященного героя и безликой толпы; 3) синтез формы и содержания понятия, позволивший стать русскому року мировоззрением целого поколения, состоянием души и полем зарождения новых мифологических и мифобиографических конструкций»2 (Д.И.Иванов, 2008).
Исследователи-предшественники выделили следующие отличия рок-поэзии от традиционной литературной поэзии:
Целью нашей курсовой работы является выявление мифологических образов и антиномий в текстах Ю.Ю.Шевчука. Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи: 1) найти мифологические образы и попытаться интерпретировать их 2) узнать, какие антиномии традиционно выделяют в рок-поэзии; 3) найти антиномии в текстах и попытаться интерпретировать их.
Материалом нашего исследования является сборник «Чёрный пёс Петербург» (1993г.).
Объект нашей работы – русская рок-поэзия 1970 – 2000-х гг. Предмет исследования – мифологические образы и антиномии.
Новизна работы обусловлена ракурсом исследования, т.е. нет работ, посвященных исследованию именно мифологических образов и антиномий в текстах Ю.Шевчука.
Актуальность обусловлена повышенным интересом к творчеству Юрия Шевчука среди литературоведов, занимающихся роковедением.
Методологическую основу составили работы С.Ю. Толоконниковой «Мифологические антиномии в русской рок-поэзии», Д.И.Иванова «Рок-альбом 1980-х гг. как синтетический текст» и М.Шидера «Язык русского рока».
Метод исследования – анализ и интерпретация, подход – интертекстуальный.
Научно-практическое значение заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также при разработке спецкурсов.
Структура курсовой работы включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1
О ШЕВЧУКЕ, ЕГО ГРУППЕ «ДДТ», СБОРНИКЕ
«ЧЁРНЫЙ ПЁС ПЕТЕРБУРГ» (1993 г.) И О ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ РАБОТАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЕГО ТВОРЧЕСТВУ
В связи с тем, что рассмотрение рок-текста иногда оказывается невозможным в отрыве от личности автора и его творчества в целом, приведем ряд фактов из биографии Шевчука и его группы «ДДТ».
Юрий Юлианович Шевчук родился 16 мая 1957 года в п. Ягодный Магаданской области. Его отец был комсомольским работником, мать – радистом на полярных станциях. Детство Юрий Юлианович провёл в Магадане. В 1975 году поступил на художественно-графический факультет Башкирского пединститута. В институтской среде он — душа компании, активно участвует в студенческом театре. В это же время Юрий начинает разрываться между музыкой и живописью. Побеждает «болезнь» новым увлечением — только что вошедшим в моду рок-н-роллом. Группа исполняла кавер-версии западных рок-групп.
Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу. Даёт уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.
В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре.
В конце 1979 года, по рекомендации некоего общего знакомого, Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так в 1980 году появляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ». К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и домах культуры — практически на любых площадках. Они даже записывают свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием «ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу в песнях начали проявляться фольклорные интонации.
В мае 1983 года «ДДТ» посещают Москву и успешно выступают в программе официального фестиваля «Рок за мир» на стадионе «Лужники», но кадры с выступлением Юрия Шевчука вырезает бдительная цензура и в телеэфир его песни не попадают.
В 1984 году после выхода альбома «Периферия», в котором Шевчук рисует не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьёзных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана» за текст песни «Наполним небо добротой», а группе запрещают записываться на студиях. Некоторые поклонники (в том числе и незнакомая тогда с ним лично будущая жена Юрия — Эльмира) собирают подписи в поддержку группы.
Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99) в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка».
В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьёй в Ленинград, где как и многие представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни.
В канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны).
Весной 1987 года — «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).
Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.
Начало 90-х годов изменило расстановку сил на сцене. Культовые фигуры рок-движения страны становятся менее агрессивны в своих стихах, музыке, чем поп-музыканты, которые в это время занимают основные концертные площадки страны. Но Юрий Шевчук и его группа «ДДТ» продолжает свой курс, записывая новые песни и альбомы — лирические, философские, социальные. В 1992 году жена и вдохновительница Юрия Шевчука — Эльмира умирает от рака.
С этого времени основная цель Шевчука — проведение больших концертных программ («Черный Пес Петербург», «От и до» и др.). 20 мая 1993 года, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В то же время Шевчук остро реагирует на события в стране — обстрел Белого дома 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой в сторону официальной власти, общается в прессе на острые социальные темы. В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседует с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъёмку, где просит солдат представиться и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на пленке, с войны вернулся только один. После подписания Хасавюртовского договора о мире Юрий Шевчук провел концерт на стадионе «Динамо» в Грозном осенью 1996 года для жителей Чеченской республики. Это был его ответ на критику Бориса Гребенщикова, который высказывался против того, что российские музыканты выступают перед солдатами в Ханкале, когда они должны также петь и для людей в Чечне.
Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука — непримиримая борьба с поп-исполнителями, которая выражается в исполнении песен «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений, а иногда даже в физических столкновениях. Так, Филиппу Киркорову Юрий Шевчук нанес «укол» с помощью уволенного звукорежиссёра Филиппа. Вдвоем они распространили запись в Интернете с реальными звуками, которые издаёт Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. Также группа «ДДТ» поучаствовала в составлении законопроекта, регламентирующего использование фонограммы в выступлениях.