Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:57, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является выявление мифологических образов и антиномий в текстах Ю.Ю.Шевчука.
Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи: 1) найти мифологические образы и попытаться интерпретировать их 2) узнать, какие антиномии традиционно выделяют в рок-поэзии; 3) найти антиномии в текстах и попытаться интерпретировать их.
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1…………………………………………………………………………стр.6
Глава 2………………………………………………………………………..стр.12
Глава 3………………………………………………………………………..стр.23
Заключение…………………………………………………………...….......стр.27
Библиографический список………………………………………………...стр.28
Здесь образ потопа символизирует конец старой жизни, от которой лирическому герою очень тяжело отказаться. На первый взгляд, это просто смена времен года, зима сменяется весной, однако при более ближнем рассмотрении, можно заметить опять же политическую подоплеку, зима – олицетворение Советского Союза, а весна – России.
Посмотрим на произведение «Я остановил время»:
Я остановил время и все застыло:
Кирпич, летящий мне в темя, в твоей душе мыло.
Я остановил время и все в стране встало:
У голубя в клюве семя, в твоих зубах сало.
Я иду по стране, удивляюсь этому чуду:
Не успели распять Христа, и наградили Иуду,
Не дочитал до этого места в скверике мальчик,
Не успел сделать выводы дурень в желтый журнальчик.
Черной оспой застыли снаряды в небе Кавказа.
Не успели отрубить тепло, не отрезали газа,
Не дорисовал паучка на зеленой рубашке
Мальчик в скверике с книжкой и старый майор на трофейной фуражке.
Я иду по стране я касаюсь застывших прохожих,
Я меняю выражение лиц на их мрачных рожах.
Я нашел для себя работу, я сказал слово:
Все исправить, почистить, помыть и запустить снова.
Я вернул миру реки, я всем нищим вложил в души хлеба.
Я слепым вместо глаз вставил звезды и синее небо.
Я расставил людей посвободней и чтоб всем все хватило,
Прослезясь допечатал рублей и заправил кадило.
Я всем шлюхам раздал по любви, а убийцам - по розе.
На столах депутатов - романы в стихах или в прозе.
Положил я, и долго горели их дурные приказы.
Я спалил всю чуму, не оставил ни капли заразы.
Все! Работе конец, наконец-то все чисто и гладко.
Потрудился Юрец-огурец, не страна - шоколадка.
Только стоит ли мне оживлять эти чудо-фигуры?
Я боюсь, что возьмут власть опять их дурные натуры...
В этом тексте лирического героя можно считать воплощением бога и повелителя времени Крона (Кроноса, Хроноса), сына Урана и Геи, который являлся одним из титанов. В римской мифологии аналог Крона – бог Юпитер.
Лирический герой, как повелитель времени, смог остановить привычной ход событий, изменить то, что ему не нравилось, но в конце он задает себе вопрос: «Стоит ли мне оживлять эти чудо-фигуры?», следовательно, он понимает, что все его труды, по сути, напрасны, т.к. человек (или даже не совсем человек) не может изменить мир в одиночку.
Следующие 3 текста характеризуются наличием христианских и библейских образов.
«В это»:
В это, в это!
В это, в это, в это!
В это, в это!
В это, в это, в это!
В это, в это!
Здесь нет других движений, кроме криминальных,
Не спасает от смерти святая вода,
Нам разрешили встать, да некуда идти,
Ведь никто пока не знает, зачем и куда.
Здесь небо соткано из драк, земля - из проблем,
Тело требует мыла, а души - котла,
И как нам хочется верить, да не ведаем чем,
Здесь нет урожаев, здесь шесть лет - весна.
В это, в это, в это!
Здесь взрывают коров, здесь калеки на завтрак,
Здесь сироты на ужин, и поют не о том
Сексуальные дяди, а липкое завтра
Вновь придавит нас, грешников, жирным постом.
И это полная лажа о завтрашнем дне,
Мудрецы говорят, благотворна для нас,
Мы так привыкли к дерьму, что призыв к чистоте,
Не продует вам уши, не промоет нам глаз.
Время юных законов, и новых зачатий,
Но детская смертность, увы, велика,
И не родившись еще, время пахнет проклятьем,
Как наше море, и ваша река.
И этой ночью замечаешь лишь два цвета глаз,
Стынет в умных страх, а в глупых - ярость,
Здесь стоит вверх ногами активность масс,
Здесь юность мудра, но жестока старость.
В это, в это!
В это, в это, в это, в это!
Когда некуда ползти, есть куда бежать,
Там после пожара вам согреют сердца,
Но мне там нечем жить и мне незачем лгать,
У меня здесь мать и я верю в Христа.
И здесь лежит мой брат, и наблюдаю я,
Как вырастают березы у него на груди,
И пусть гниют враги, пусть предают друзья,
Я продолжаю жить, я продолжаю идти
В это, а-ха! великое время!
В это, а-ха! великое время!
Здесь находим образы святой воды, грешников, поста, Христа. Святая вода – освящённая в церкви вода. В данном тексте автор упоминает святую воду, возможно, для того, чтобы показать, что мы слишком много надеемся на нее, смываем ей грехи, но от такого количества их количества, что совершили люди, никакая святая вода уже не спасет. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Отсюда же вытекает образ грешников. В христианстве пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы. Лирический герой понимает, что он и все остальные люди грешники, и осознает, что, возможно, пост поможет хоть немного облегчить душу. И вообще он религиозен, он верующий («я верю в Христа»).
Рассмотрим текст «Я зажёг в церквях все свечи»:
Я зажег в церквях все свечи, но одну, одну оставил,
Чтобы друг в осенний вечер, да по мне ее поставил,
Чтобы дальняя дорога мне короче показалась,
Чтоб душа, вздремнув немного, вновь в Россию собиралась.
Где порвав к чертям все тело, сберегла ее живою.
Днем дралась, ночами пела, не давала ей покоя.
Грела льдом кормила небом, жизнь с овчину отрыдалась.
Целовала спелым снегом и огнем ласкать пыталась.
Отняла любовь земную, подарив тоску и веру,
Разбавляя удалую жизнь веселием без меры.
Ни кола двора, ни денег - только горечь, да тревогу,
Да закат, где все до фени, где ни двери, ни порога
Я зажег в церквях все свечи, но одну, одну оставил,
Чтобы друг в осенний вечер, да по мне ее поставил,
Чтобы дальняя дорога мне короче показалась,
Чтоб душа, вздремнув немного, снова к дому собиралась.
Отпустил попам грехи я, чтоб они мне отмолили.
Все что мне друзья налили - все тебе, моя Россия!
Здесь нас интересуют образы церкви и свечей. Здесь церковь своего рода пристанище для странника, находящегося далеко от дома. Свеча олицетворяет надежду на возвращение на родину.
Завершает сборник текст «Рождественская» и наверняка не случайно:
Он сказал ей "Пора" и она превратилась в ладонь.
Не сомкнул своих век, в этот век, обручальный огонь.
И решили они, слыша голос костра:
Он начнется с утра.
Он начнется с утра.
В эту древнюю ночь загорелась звезда.
Пожилые ветра положили ключи.
У дверей на печи закипела вода.
Он начнется с утра.
Он начнется с утра.
Только скрипнет рассвет, он войдет в эту дверь
И очистится свет, и отступится зверь
От всего, что всем нам прокричала звезда.
Он начнется с утра.
Он начнется с утра.
Все произведение строится на библейском сюжете Рождества Христова и связанными с ним образами. Самый яркий – Вифлеемская звезда (в тексте просто звезда). Вифлеемская звезда — небесное тело, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.
Возможно, этот текст является последним в сборнике потому, что олицетворяет надежду автора на лучшее (в сравнении с остальными текстами этот самый жизнеутверждающий).
ГЛАВА 3
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ В ТЕКСТАХ СБОРНИКА
В своем исследовании антиномий мы в основном опирались на работу С.Ю. Толоконниковой «Мифологические антиномии в русской рок-поэзии»5.
«Стремление к антиномичности – одна из главных черт русской рок-поэзии. В рок-стихах часто актуализируются такие мифологические антиномии, как космос ↔ хаос, земля ↔ небо, свет ↔ мрак, вечность ↔ время, жизнь ↔ смерть и др.» - пишет С.Ю. Толоконникова. И мы не можем не согласиться с этим утверждением. Примером антиномии земля ↔ небо может служить отрывок из текста «В последнюю осень»:
Голодное море, шипя, поглотило
Осеннее солнце, и за облаками
Вы больше не вспомните то, что здесь было,
И пыльной травы не коснетесь руками
Яркое противопоставление земли и неба, земной жизни и небесной. Земная жизнь описывается малоприятной, автор использует такие эпитеты, как «голодное море», «пыльная трава», также впечатление усиливает деепричастие «шипя», а вот олицетворение «море поглотило осеннее солнце» является смысловым центром антиномии, здесь и происходит столкновение земли и неба, причем в пользу земли, если считать море ее частью.
В плане антиномии вечность ↔ время интересен текст «Я остановил время»:
Я остановил время, и все застыло:
Кирпич, летящий мне в темя, в твоей душе мыло.
Я остановил время, и все в стране встало:
У голубя в клюве семя, в твоих зубах сало.
Я иду по стране, удивляюсь этому чуду:
Не успели распять Христа, и наградили Иуду,
Не дочитал до этого места в скверике мальчик,
Не успел сделать выводы дурень в желтый журнальчик.
Во-первых, время и вечность как бы сливаются воедино (кстати, о вечность = время и подобном поговорим чуть позже). Все, что есть время, мгновение, краткий миг, благодаря усилиям лирического героя, сумевшего остановить время, становится вечностью. Этот эффект также усиливается манерой исполнения автора и сопровождающей музыкой. Также здесь мы видим образы Христа и Иуды. На наш взгляд они несут больше политизированную смысловую нагрузку, т.к. даны они в контексте того, что происходит в стране. Не секрет, что Юрий Шевчук очень остро реагирует на политический строй в стране, а если учесть и время написания (начало 90х), то становится ясно, что у него двоякое отношение к той действительности: Христа еще не распяли, а Иуду уже наградили, т.е. совсем все не развалили, надежда есть, но миром правят сребролюбие и деньги, деньги, деньги.
Также примером этой же антиномии может быть текст «В последнюю осень»:
Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть, заколочены ставни.
Остались дожди и замерзшее лето.
Осталась любовь, и ожившие камни.
«Последняя осень» - олицетворение вечности, «В последнюю осень» синонимично «Кануть в Лету». Дожди, лето, любовь – это все время. Однако здесь, в отличие от предыдущего примера, есть четкая граница между вечностью и временем – это «заколоченные ставни».
Здесь, на наш взгляд, стоит сказать и об особенностях мифологических антиномий в русской рок-поэзии. Об этом в своей работе «Мифологические антиномии в русской рок-поэзии» С.Ю. Толоконникова писала следующее: «Вообще, почти все мифологические антиномии в русской рок-поэзии укладываются в оппозиции тогда ↔ сейчас, там ↔ здесь, ты ↔ я, они ↔ мы, которые зачастую срабатывают как тогда = сейчас, там = здесь, ты = я, они = мы или тогда → сейчас, там → здесь, ты → я, они → мы».
Примером антиномии ты ↔ я является текст «У тебя есть сын»:
У тебя есть сын, у меня - лишь ночь,
У тебя есть дом, у меня - лишь дым,
Над отцом-огнем улетая прочь,
Он клубится льдом по глазам седым.
У тебя поют, у меня - луна,
У тебя тепло, у меня - к нулю.
За спиной - стена, а в стене - стекло.
Вот и весь уют, вот и вся война.
В этом плане текст можно назвать прозрачным. Антиномия ярко выражена самими местоимениями «ты» и «я». «Ты» олицетворяет что-то доброе, светлое, уютное, теплое («У тебя есть дом», «У тебя тепло»), а «Я» наоборот – разруху, призрачность, разочарование («У меня – лишь дочь», «У меня – к нулю. За спиной – стена, а в стене - стекло»).
Оппозицию там ↔ здесь можно увидеть в тексте «Я зажёг в церквях все свечи»:
Я зажег в церквях все свечи, но одну, одну оставил,
Чтобы друг в осенний вечер да по мне ее поставил,
Чтобы дальняя дорога мне короче показалась,
Чтоб душа, вздремнув немного, вновь в Россию собиралась.
Где порвав к чертям все тело, сберегла ее живою.
Днем дралась, ночами пела, не давала ей покоя.
Грела льдом, кормила небом, жизнь с овчину отрыдалась.
Целовала спелым снегом и огнем ласкать пыталась.
«Здесь» представлено образом России, «там» - неясный образ, но, в принципе, он и не нужен. Главное здесь – образ России, а также образ души лирического героя, которая, по его мнению, должна драться за свою страну и спасти ее. Опять же прослеживается любовь автора к своей стране. Да, он не принимает никакой политический строй, но он патриот своей родины!