Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. А.А. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений А.А. Фета. Ну, хотя бы «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее не буди…» В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют.
В лирических произведениях (признаниях) Афанасия Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.
Словосочетания, встречающиеся у А.А. Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
ГЛАВА 2. МИР КАК КРАСОТА В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА
2.1 Изображение любви в лирике А.А. Фета
В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна...
Любовь Фета к природе, знание её, тонкие наблюдения за ней становятся детальнее, конкретнее, чем у предшественников Афанасия Фета. Для А.А. Фета природа – объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Она лучший наставник и советник человека. Поэт сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе.
Рассмотрим
несколько стихотворений
В стихотворении Фета "Шепот, робкое дыханье" три строфы, в каждой из которых по четыре стиха. Написанное разностопным хореем, двусложной стопой с ударением на первом слоге.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи...природа ночью красива.
Автор не использует
глаголы - это придаёт стихотворению
большую выразительность и
Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение. Заканчивается первая строфа и вторая продолжает её, заканчивается вторая, продолжение - третья строфа. Как будто небольшие кадры.
Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть. Вокруг данного стихотворения было очень много споров : люди воспринимали его каждый по-разному : многие считали, что это лирическое произведение "чистой воды", что оно в пору потрясения воспевать трели соловья. стихотворение это четкое, прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, не далеко от ручья, на природе.
Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в легкие. Хочется остаться там навсегда, никогда не уходить оттуда.
"Шепот, робкое дыханье" - само название говорит само за себя. Шепот - это что-то очень тихое, что то, чтобы не нарушить тишину. Робкое дыханье - тихое дыханье...схоже с шепотом. Это все для того, что бы не нарушить "жизнь" природы, её состояние.
Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту необыкновенной природы.
В стихотворении олицетворяется ручей. Этим автор хочет показать то, что природа живет и дышит, дышит каждой травинкой и каждый листиком, каждой капелькой росы или ручья. И то, что люди не считают её живой, это неправильно. Даже когда наступает ночь - все живёт, живёт своей, не каждому понятной, жизнью.
Автор использует
в своем стихотворении
Это одно из самых знаменитых стихотворений Фета, которое в свое время принесло автору немало огорчений, вызвав своим появлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешки приверженцев традиционной поэзии – в общем, целый литературный скандал. Это маленькое стихотворение стало для критиков демократического толка воплощением мысли о бессодержательности и безыдейности поэзии. Более тридцати пародий было написано на это стихотворение.
Следующее стихотворение которое мы рассмотрим называется «Учись у них – у дуба, у березы» написанное 31 декабря 1883 года. Стихотворение состоит из трех строф. Написано пятистопным ямбом, стопа двухсложная с ударением на втором слоге.
Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.
В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы»
Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.
Вначале стихотворение
проникнуто пессимистическими
Данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.
2.1 Изображение любви в лирике А.А. Фета.
Одним из основных тем лирики Фета является любовь. В его произведениях образ любимой находится в одном ряду с природой, употребляя ее прекрасным явлениям, цветам, южной благоухающей ночи. Повторяющимися приметами женского облика становится свет, блеск, сверкание. Поэт с любовью описывает ее «сияющие очи», «блестящий светлый лик», сравнивает ее лицо с днем, любуется блестящим локоном. Любимая женщина в восприятии Фета будто соткана из лучей света: она снится в «короне звездной», от нее исходит сияние.
Особенно часто женщина сравнивается со звездами. Любовь в результате таких уподоблений раскрывается как стремление к постижению бесконечного прекрасного мира. Таким образом, творческое внимание Фета направлено на те стороны жизни человека, которые связывают его с природой, любовью, творчеством и говорят о красоте Вселенной и повседневности.
Из любовной лирики мы возьмем три стихотворения и проанализируем красоту любви в творчестве Афанасия Фета.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» написано 2 августа 1877 года, состоит из четырех строф.
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами.
Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь.
Луной был полон сад.
Лежали
Лучи у наших ног…
Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.
Стихотворение «Я пришел к тебе сприветом» было написано в 1843 г. и представляет собой обращение к возлюбленной. Чувства героя самые возвышенные, из его сердца рвётся песня: «Не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет». Внутренне состояние лирического героя находится в гармонии с природой и окружающим миром в целом. Пришла весна: «лес весенней полон жаждой», яркое солнце «по листам затрепетало», и в душе героя – пробуждение: в каждом звуке, в каждой ветке он находит что-то радостно-томное, ему «отовсюду … весельем веет». И вот он пришёл к своей возлюбленной, чтобы рассказать о том, что переполняет его, чтобы поделиться своим счастьем.
Для лирического героя это весеннее утро – праздник, рождение чего-то нового, светлого, - ожидание счастья. Ликование природы – ликование в душе. Кажется, что слышишь пение птиц, шелест весенней листвы, ощущаешь тёплое прикосновение солнечных лучей и дуновение ласкового ветерка…
Фету удалось передать настроение лирического героя, его герой в полной гармонии с природой, он ощущает себя частью прекрасного светлого мира, в его сердце – любовь.
Как художник красками, Фет словами рисует пейзаж: читатель представляет себе и яркую зелень весеннего леса, пляшущие по листве солнечные блики, слышим щебет птиц…
Все языковые средства помогают создать образную систему стихотворения, передать настроение. Эпитеты («весенняя жажда», «горячий свет»), олицетворения («лес проснулся», «солнце по листам затрепетало»), метафоры («песня зреет», «душа счастью служить готова») создают яркое, праздничное настроение счастья, рождения новой жизни, рождение любви.