Мир как красота в творчестве А.А. Фета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. А.А. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений А.А. Фета. Ну, хотя бы «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее не буди…» В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют.
В лирических произведениях (признаниях) Афанасия Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.
Словосочетания, встречающиеся у А.А. Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.

Файлы: 1 файл

Мишенкова.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Творчество  Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. А.А. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений А.А. Фета. Ну, хотя бы «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее не буди…» В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют.

В лирических произведениях (признаниях) Афанасия Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.

Словосочетания, встречающиеся у А.А. Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.

Удивляет то, как изображена природа у А.А. Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, «тяготело», не только к поэзии, но и к живописи, к музыке.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его  судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит «отчаянная, рыдающая нота».

Тема любви - старая, более того - вечная! А от стихотворений А.А. Фета веет свежестью и новизной. Правда, сейчас мы уже привыкли к стихотворениям подобного рода, а вот для современников Фета это было ново, подобные лирические откровения, идущие из глубины души, от самого сердца, были в диковинку.

В любовной лирике поэта отсутствует конкретизированный, индивидуализированный образ любимой  девушки. Зато передается радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство со всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она. Образ Ее сливается с трелями соловья, отражается в колеблющейся глади вод, в румянце утреннего неба.

В стихотворениях две основные темы - любовь и природа. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно даже сказать, что большинство его стихотворений. Любовь для А.А. Фета - самое прекрасное чувство в человеческой жизни. И искусство также самое прекрасное в нашей жизни.

А.А. Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к  природе чувствуется уже в  ранних стихах А.А. Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… А.А. Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи А.А. Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. А.А. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов.

Впервые возникли стихи, где нет ни одного глагола. Стихотворения А.А. Фета состоят из сочетания согласных и гласных звуков, и в результате получается музыка. Слова звучат красиво, завораживающе. Произведения А.А. Фета надо читать только вслух! Через звук выражается состояние души. Это не картина, образ или размышление - это настроение. Особенность поэзии Афанасия Афанасьевича Фета заключается в том, что вся его поэзия состоит из «звукописи». А.А. Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.

Лирика А.А. Фета, обращенная всецело к чувственной, даже подсознательной стихии человеческой души, не поддается анализу, не переводится на логически-понятный язык. Человеческие чувства и природа слиты воедино. Грань между человеком и природой очень тонкая, почти не видимая, а потому прекрасная.

Поэт фиксирует  каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в песке. Через  миг он вспорхнет и улетит, и  поэт останавливает для нас этот миг. Или стоит опушка леса « в золотой пыли». Ведь через минуту облако скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес потускнеет. А сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот миг, уловить этот оттенок и стремится поэт. Жизнь состоит из тысяч радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись». В воспевании этой красоты Афанасий Фет видел назначение поэта.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время  безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она  нужна нам, людям XX века, потому что  задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Актуальность  исследования определяется эстетическими  принципами Афанасия Афанасьевича Фета, согласно которым поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте  – мир как красота. Для поэта  красота разлита в мире, но её нужно увидеть, и затем передать в поэзии. Афанасий Фет замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской литературы. В личности А.А. Фета сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха певец красоты и любви.

 Биография поэта - это прежде всего его стихи. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний. В своем творчестве Афанасий Афанасьевич большое внимание уделяет теме назначения поэта и поэзии в жизни. Афанасий Афанасьевич великий импровизатор, ему нравится в стихах единство формы и содержания, та гармония, которая так присуща природе. Он видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям малейшие оттенки настроения, внутреннего состояния природы.

А.А. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом А.А. Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. А.А. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности.

Все внутренне  связано и создается цельная  картина. Читатель не разграничивает внешний  природный и внутренний мир лирического  героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

 «Это не  просто поэт, скорее поэт-музыкант» (Чайковский).

Объект исследования – стихотворения «Шепот, робкое дыхание», «Учись у них – у дуба, у березы», «Сияла ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Я тебе ничего не скажу».

Предмет исследования – художественные особенности и изучение мира как красоты в лирики А.А. Фета.

Цель – изучение творчества А.А. Фета.

Задачи:

  1. изучить понятие и основные жанры лирики как литературного рода;
  2. выявить художественные особенности лирики  А.А. Фета;
  3. рассмотреть изображение мира как красоты в лирике А.А. Фета.

Теоретико-методологическая база: труды Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба, Г.Б. Курляндской, В.А. Кошелева, В.А. Шеншиной, Г.П. Козубовской и ряда других исследователей истории русской литературы XIX века.

Методы исследования – анализ, синтез, исторический метод, сравнение, обобщение.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЛИРИКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД

    1. Лирика: понятие, основные жанры лирики

 

Лирика –  род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество литературных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводится в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора, ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия [4; С. 525].

      Лирическое переживание предстает  как принадлежащее говорящему (носителю  речи). Оно не столько обозначается  словами (это случай частный), сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

      Лирически запечатленное переживание  ощутимо отличается от непосредственно  жизненных эмоций, где имеют место, а нередко и преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмоция - это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. «Самый субъективный род литературы, - писала о лирике Л. Я. Гинзбург, - она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лежащее в основе лирического произведения переживание - это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого достраивания и художественного преобразования того, что испытано (или может быть испытано) человеком в реальной жизни.

      Лирика отнюдь не замыкается  в сфере внутренней жизни людей,  их психологии как таковой.  Ее неизменно привлекают душевные  состояния, знаменующие сосредоточенность  человека на внешней реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. При этом лирическое творчество, одним из предварений которого в европейской литературе являются библейские «Псалмы», может обретать в своих наиболее ярких образцах религиозный характер.

Диапазон лирически  воплощаемых концепций, идей, эмоций необычайно широк. Вместе с тем лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью. Она не способна плодоносить, замкнувшись в области тотального скептицизма и мироотвержения.

Лирика обретает себя главным образом в малой  форме. Хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в  их симфонической многоплановости, в лирике безусловно преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы – «как мотано короче и как можно полнее». Устремленные к предельной компактности, максимально «сжатые» лирические тексты порой подобны пословичным формулам, афоризмам, сентенциям, с которыми нередко соприкасаются и соперничают.

Состояния человеческого  сознания воплощаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях, исповедальных монологах, либо по преимуществу косвенно, опосредованно) в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика). Но едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало. Медитацией (лат. meditatio -обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо: «Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает медитативным «подтекстом». Лирика, говоря иначе, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма (особенно в близкие нам эпохи) обращаются преимущественно к прозе.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко  доводится как бы до максимального  предела. Такого количества смелых и  неожиданных иносказаний, такого гибкого  и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают (особенно в нашем столетии) поэты-лирики, не знают ни «обычная» речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Информация о работе Мир как красота в творчестве А.А. Фета