Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:05, курсовая работа
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. А.А. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений А.А. Фета. Ну, хотя бы «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее не буди…» В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют.
В лирических произведениях (признаниях) Афанасия Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.
Словосочетания, встречающиеся у А.А. Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
Благодаря приёму аллитерации читатель не только представляет яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышит шелест весеннего леса, почувствовать прикосновение ветерка:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет..
Лексика стихотворения поддерживает весеннее радостное настроение: «затрепетало», «встрепенулся», «весельем веет».
Всё стихотворение – одно предложение. Это не случайно, т.к. создаётся целостная картина гармонии природы и чувств человека.
Использование двусложного размера – ямба- и женской рифмы создаёт особую песенную мелодику, благодаря чему стихотворение музыкально, в нём - нежность, мягкость…
Фет – поэт любви, ему удалось передать удивительное состояние героя, настроение передаётся и читателю.
Стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датировано 2 сентября 1885 года.
В нем выражена
часто встречающаяся у
Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта.
В стихотворении мы слышим: "Я тебя не встревожу ничуть". И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и "содроганьями". В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его "сердце цветет", словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.
Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: "Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу".
"Молча твердить"
-это оксюморон (сочетание
Его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом.
Поскольку мы говорим о лирике Фета, посвященной отношению женщине и всей гамме чувств, связанных с этим, необходимо заметить, что в течение всей своей жизни поэт влюблялся неоднократно. Можно, например, вспомнить о том, что, будучи военным, среди сослуживцев он слыл изрядным ловеласом, - и это несмотря на то глубокое чувство к Марии Лазич. То есть, двойственность натуры Фета проявлялась в жизни постоянно, часто он ее выражал и поэзии:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Это стихотворение так же положено на музыку, в частности, Чайковским, и по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем». Что касается Фета, стихотворение «Я тебе ничего не скажу» написано в поздний период его творчества, в 1885 году. К этому времени он много лет (с 1857 года) был женат на Марии Петровне Боткиной, но вряд ли это признание посвящено ей.
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.
Вывод ко второй главе
Стихи это всегда то волнение, которое переживает поэт когда пишет стихи или уроки жизни, которые хочет дать поэт своим читателям через свое стихотворение.
А.А. Фет великий мастер, который смог передать тончайшие оттенки настроения души, любовь и томление, сохранив стройность стиля русской поэзии. Стихотворения с которыми мы познакомились дают нам понять изображение мира как красоты в творчестве Афанасия Фета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.А. Фет – один из крупнейших русских лириков 19 века. Своим творчеством он внес значительный вклад в русскую поэзию.
Он поэт светлых, чистых и жизнеутверждающих чувств. В его устремлении поднять человека над серыми буднями жизни, напомнить ему о «райских селениях» сказывалась не безотчетная, а осознанная позиция. В предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А. Фет писал: «Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».
Впервые возникли стихи, где нет ни одного глагола. Стихотворения Фета состоят из сочетания согласных и гласных звуков, и в результате получается музыка. Слова звучат красиво, завораживающе. Произведения Фета надо читать только вслух! Через звук выражается состояние души. Это не картина, образ или размышление – это настроение. Особенность поэзии Афанасия Афанасьевича Фета заключается в том, что вся его поэзия состоит из «звукописи». Афанасий Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.
Лирика А.А. Фета, обращенная всецело к чувственной, даже подсознательной стихии человеческой души, не поддается анализу, не переводится на логически-понятный язык. Человеческие чувства и природа слиты воедино. Грань между человеком и природой очень тонкая, почти не видимая, а потому прекрасная.
В лирике А.А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Тема любви наиболее широко отражена в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Любовь, так же как и поэзия, по Фету, относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своих стихах о любви Фет выступал не как воинствующий проповедник чистого искусства в противовес шести десятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир Благой. И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениями поэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта.
Пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».
Любовь, природа, поэзия - эти понятия для Фета является родственными, они выражают сущность бытия, ее смысл. Поэт, раскрывая прекрасные черты в природе и человеке, проводит определенную параллель между той природой, которая нас окружает и той природой, что таится внутри каждого из нас - это природа человеческой души, и, действительно, в них можно найти много общего. При этом автор ставит совершенную красоту и мудрость природы в пример как идеал, к которому душой необходимо стремиться.
К концу жизни Фета его лирика все более становилась философской, все более проникалась метафизическим идеализмом. Постоянно звучит теперь у Фета мотив единства человеческого и мирового духа, слияния "я" с миром, присутствия "всего" в "одном", всеобщего в индивидуальном. Любовь превратилась в жреческое служение вечной женственности, абсолютной красоте, объединяющей и примиряющей два мира. Природа выступает как космический пейзаж. Реальная действительность, изменчивый мир движения и деятельности, общественно-исторической жизни с ее враждебными поэту процессами, "базар крикливый", предстают как "сон мимолетный", как призрак, как шопенгауэровский "мир-представление". Но это не греза индивидуального сознания, это "всемирный сон", "один и тот же сон жизни, в который мы все погружены" (эпиграф Фета из Шопенгауэра). Высшая реальность и ценность переносятся в покоящийся мир извечных идей, неизменных метафизических сущностей. Одной из основных у Фета становится тема прорыва в иной мир, полета, образ крыльев. Мгновение, запечатлеваемое теперь, - момент интуитивного постижения поэтом-пророком мира сущностей. В поэзии Фета появляется оттенок пессимизма в отношении к земной жизни; его приятие мира теперь это не непосредственное наслаждение праздничным ликованием "земной", "плотской" жизни вечно-юного мира, а философское примирение с концом, со смертью как с возвращением к вечности. По мере того, как почва ускользала из-под усадебно-патриархального мира, из поэзии Фета ускользало материальное, конкретное, реальное, и центр тяжести переносился на "идеальное", "духовное". От эстетики прекрасного Фет приходит к эстетике возвышенного.
Творчество Фета связано с усадебно-дворянским миром, ему присуща узость кругозора, равнодушие к общественному злу его времени, но в нем нет прямых реакционных тенденций, свойственных Фету-публицисту (если не считать нескольких стихотворений на случай). Жизнеутверждающая лирика Фета пленяет своей искренностью, свежестью, решительно отличаясь от искусственной, упадочной лирики импрессионистов и символистов. Лучшее в наследстве Фета - это лирика любви и природы, тонких и благородных человеческих чувствований, воплощенных в исключительно богатой и музыкальной поэтической форме.
«Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна, прежде всего, ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, — писал Л. Озеров. — Читаешь Фета — и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет».
Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась "тайна его личности". "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты", - признавался он в конце жизни».[4; С. 307, 322]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК