Мистика в жизни и творчестве Н.В.Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Николай Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание.
И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1952г., сразу после смерти Гоголя: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………
II. Основная часть…………………………………………………………..
Глава 1. Н.В. Гоголь – тайна русской литературы…………………….
§1. Автобиография писателя……………………………………………
§2. Н.В.. Гоголь – мистик и поэт русской государственности…...
Глава 2. Мистика в произведениях Н.В.Гоголя…………………….
§1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………
§2. «Вий»…………………………………………………………..
§3. «Нос»……………………………………………………………
Глава3.Смерть Н.В.Гоголя……………………………………………
III. Заключение…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Он мечтал о государственной  деятельности, которая позволила  бы ему совершить нечто великое «для общего блага, для России» «Холодный пот проскакивал на моем лице при мысли, что, может быть, мне доведется погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом…»- признавался он в письме двоюродному дяде П. Косяровскому.6

В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург. Представления  о Петербургской жизни до такой  степени изменили облик Николая  Гоголя, что из неопрятного гимназиста он превратился в настоящего денди. Без ладно скроенной одежды он не мог бы достичь, как ему казалось, социального преуспевания.

Но первые же впечатления  его оглушили.

 В его мечтах  Петербург был волшебной страной,  где люди наслаждаются всеми  материальными и духовными благами,  где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как опустошается кошелек, казавшийся в Нежине неистощимым!

Дело пошло еще хуже, когда он начал хлопотать об осуществлении  своей заветной мечты – о поступлении на государственную службу. Он привез с собой несколько рекомендательных писем к разным влиятельным лицам и, конечно, был уверен, что они немедленно откроют ему пути к полезной и славной деятельности; но, увы – тут снова ждало его горькое разочарование.

Н.В.. Гоголь –  мистик и поэт русской государственности.

Гоголь пытался найти  свое призвание в актерском, педагогическом труде, а тем временем в его  сознании крепла мысль о писательской деятельности. В 1829г. он опубликовал  под псевдонимом  В. Алов поэму «Ганс  Кюхельгартен», начатую еще в гимназии.

Постоянно  общаясь  с друзьями, он не открылся им в своих  намерениях и не пожелал воспользоваться  их советами. Никто из них не ведал  о его планах издать «Ганца». Все  это объяснялось не его робостью, а желанием напустить на себя некую таинственность. Он фантазировал, что  сам Пушкин прочтет эту поэму и, очарованный музыкой стихов, потребует познакомить его с загадочным автором. Подобного рода фантазии настолько разжигали его безумное воображение, что он порой брал себя в руки, чтобы и в самом деле не поверить, что уже является близким другом поэта.

Критики заметили способности  автора, но сочли это произведение незрелым; читателей оно не привлекло. Гоголь так был потрясен неудачей, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Так было положено начало актам самосожжения, которые Гоголь  повторял не однажды и завершил уничтожением второго тома «Мертвый душ».

Провал поэмы был  сопряжен и еще с одной особенностью поведения, которая в дальнейшем также оказалась постоянной для Гоголя: испытав потрясение, он бросался вон из России. Позднее такие отъезды в моменты кризисов, в разгар споров вокруг опубликованных произведений становились чаще и продолжительнее.

Вдруг Гоголь сорвался с места и отправился на корабле за границу, в приморский город Германии – Любек.

Чтобы предотвратить  упреки матери в трате денег, он придумывает  таинственного друга, который будто  бы хотел заплатить за путешествие, но внезапно умер.

В своих письмах к матери он пишет о причинах своего бегства, каждый раз придумывая новые мистические оправдания. Сначала он обосновал свой отъезд необходимостью лечения сильной золотушной сыпи, выступившей на лице и руках (но лечением водами в Травемунде  так и не воспользовался), затем «предписанием Всевышнего» (будто бы бог указал ему путь в чужую землю), потом встречей с женщиной с «лицом поразительного блистания». В результате Мария Гоголь свела вместе две истории – о заболевании и о любовной страсти и сделала вывод, что ее сын заразился венерической болезнью. Это заключение повергло Гоголя в глубокий ужас. Его ложь обернулась против него самого. Забыв обо всем, что сообщал ранее,  он пишет в очередном письме: « Мне кажется, я вам писал про мою грудную жабу, от которой насилу мог дышать, которая, к счастью, теперь меня оставила».7

Так же как и герой  его поэмы Гоголь бежал из мира, чтобы оказаться лицом к лицу наедине с собой, он бежал от самого себя, от разлада своих высоких  мечтаний с практической жизнью. Жизнь  на чужбине оказалась еще горше, чем в России. Гоголь пробыл здесь недолго. Вскоре, однако, письма матери и собственное благоразумие заставили его одуматься и после двухмесячного отсутствия он вернулся  в Петербург.

Объяснение этого странного  поступка напрашивается само собой: Гоголю не удается устроиться на службу, изданная им поэма «Ганц Кюхельгартен» не принесла ожидаемой славы, а вызвала резкую критику.

Однако сам  Гоголь говорил о совсем другой причине: о том, «что встретил женщину необыкновенной красоты и, чтобы не погибнуть, не сгореть в огне страсти, должен был бежать…».

 Еще в 1829 году  Гоголь описал встречу с женщиной  на Невском: «но я видел ее…  нет, не назову ее… она слишком  высока для всякого, не только  для меня. Я бы назвал ее  ангелом, но это выражение низко и некстати для нее. Ангел – существо, ни добродетелей, ни пороков, не имеющее характера, потому что не человек, и живущее мыслями в одном небе. Это божество, облаченное слегка в человеческие страсти. Лицо, которого поразительное блистание в одно мгновение печатлеется в сердце; глаза, быстро пронзающие душу. Но их сияния, жгущего, проходящего всего насквозь всего, не вынесет ни один из человеков… О если бы вы посмотрели на меня тогда… правда, я умел скрывать себя от всех, но укрылся ли от себя?

Адская тоска с возможными муками кипела в груди моей… нет, это не любовь была, я, по крайней мере, не слыхал подобной любви. В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. Взглянуть на нее еще раз – вот бывало одно единственное желание, возрастающее сильнее и сильнее с невыразимою едкостью тоски…

Я увидел, что мне нужно  бежать от самого себя, если я хотел  сохранить жизнь, водворить хоть тень покоя в истерзанную душу…

Нет, это существо, которое он послал лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой, не была женщиной. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвести таких ужасных впечатлений. Это было божество, им созданное, часть его самого! Но, ради бога, не спрашивайте ее имени. Она высока, слишком высока».8

Его приятель со школьной скамьи А. С. Данилевский  недоумевал: мол, он прожил с Николаем  в одном  городе и в одной квартире и  ничего не заметил… И все же известна необычайная скрытность Гоголя перед товарищами. Кроме того, переживания влюбленных героев его повестей (например, Вакулы из «Ночи перед рождеством») так напоминают смятение при встрече с красавицей, что напрашивается мысль: все это было знакомо писателю не понаслышке. Показательно также более позднее глухое признание Гоголя, что благодаря силе воли он дважды удерживался на краю «пропасти».

Не подразумевал ли он эпизод с красавицей незнакомкой?

Надо сказать, что тайна  так и осталась тайной. Что произошло  в действительности - неизвестно. И это не  последнее загадочное событие в гоголевской биографии.

Гоголь едва не впал в отчаяние. После смерти его отца жизнь семьи  стала трудной. Появились долги. Помощь от матери становилась все  менее регулярной. Небольшое имение приходилось неоднократно закладывать. Так прошло несколько мучительных месяцев, пока, наконец, не улыбнулось счастье. Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Место было незавидное: работа мелкого канцеляриста, скучная и утомительная.  Оказалось, здесь надо тратить жизнь на то, чтобы «переписывать старые бредни и глупости господ-столоначальников» (из письма к матери).

Постепенно Гоголь находит  свой путь и добивается успеха. Перед  Гоголем открылись двери в  избранное литературное общество: он знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, а в мае 1831г. на вечере у последнего был представлен Пушкину. Прошло еще два-три месяца, и Гоголь стал литературной знаменитостью. В обстановке общения с ними – в Царском Селе – завершает Гоголь произведение, которое сделало его известным России: «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В письмах к матери Гоголь часто намекает на «обширный  труд», над которым он много и  упорно работает. Уже после приезда  в Петербург он начинает донимать своих родных просьбами: регулярно присылать ему сведения и материалы об обычаях и нравах «малороссиян наших», образцы украинского народного творчества – песни, сказки, а также всякого рода старинные вещи шапки, платья, костюмы.  «Еще несколько слов, - пишет он матери, - о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно».9

Эти материалы в дополнение к собственным жизненным впечатлениям были использованы Гоголем в большом  цикле повестей, вышедших под общим  названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». По совету Плетнева Гоголь издал обе части этого сборника под интригующим псевдонимом наивного и лукавого рассказчика пасечника Рудого Панька.

Первая часть «Вечеров»  вышла в свет в сентябре 1831 года. В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота». Через шесть месяцев, в начале марта 1832 года появилась и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»).

Мир, открывавшийся в  «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.

Рассказы словно бы сотканы  из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает  особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».10

В мае 1840 Гоголь уезжал в  Италию и обещал своим друзьям  привезти первый том «Мертвых душ», готовый для печати.

 С. Т. Аксаков, Погодин и Щепкин провожали его и стояли на улице в Перхушково. Они грустно разговаривали, применяя к будущей судьбе Гоголя мрачные тучи, затмившие солнце, но через полчаса внезапно переменился горизонт: сильный ветер рвал на клочки и разгонял страшные тучи, небо скоро прояснилось, солнце явилось в своем блеске и радостное чувство наполнило сердца провожающих.

Так, мистическим образом природа  провожала Гоголя за границу.

Но именно в Риме слабый организм поэта не выдержал нервного напряжения, сопровождающего усиленную творческую деятельность. Он схватил сильнейшую болотную лихорадку.  Острая, мучительная болезнь едва не свела его в могилу и надолго оставила следы, как на физическом, так и на психическом состоянии его. Припадки ее сопровождались нервными страданиями, слабостью, упадком духа. Н.П. Боткин, бывший в то время в Риме и с братской любовью ухаживавший за Гоголем, рассказывает, что он говорил ему о каких-то видениях, посещавших его во время болезни. «Страх смерти», мучивший отца Гоголя в последние дни его жизни передался и сыну.

Гоголь с ранних лет отличался  мнительностью, всегда придавал большое  значение своему нездоровью; болезнь  мучительная, не сразу поддавшаяся  врачебной помощи, показалась ему  преддверием смерти, или, по крайней  мере, концом деятельности, полной жизни.

До этого дремавшие в нем  религиозные чувства начинают приобретать  все большие размеры. Вдохновение, периодически покидавшее и вновь  возвращавшееся к писателю, он тоже начинает рассматривать как божественное осенение.

Серьезные, торжественные мысли, на которые наводит нас близость могилы, охватили его и не покидали более до конца жизни. Оправившись от физических страданий, он опять принялся за работу, но теперь она приобрела для него иное, очень важное, значение. Отчасти под влиянием размышлений, навеянных болезнью, отчасти благодаря статьям Белинского, в нем выработался более серьезный взгляд на свои обязанности как писателя и на свои произведения.

Он, чуть ли не с детства  искавший поприща, на котором можно  прославиться и принести пользу другим, пытавшийся сделаться и чиновником, и актером, и педагогом, и профессором, понял, наконец, что его настоящее призвание есть литература, что смех, возбуждаемый его творениями, имеет под собой глубокое воспитывающее значение. «Дальнейшее продолжение «Мертвых душ», - говорит он в письме к Аксакову, - выясняется в голове моей чище, величественнее, и теперь я вижу, что сделаю, может быть, со временем, кое-что колоссальное, если только позволят слабые силы мои».11

В то же время религиозность, отличавшая его с детства, но до сих пор редко проявлявшаяся наружу, стала чаще выражаться в его письмах, в его разговорах, во всем его мировоззрении. Под ее влиянием он стал придавать своей литературной работе какой-то мистический характер, стал смотреть на свой талант, на свою творческую способность как на дар, ниспосланный ему богом ради благой цели, на свою писательскую деятельность как на предопределенное свыше призвание, как на долг, возложенный на него провидением.

Информация о работе Мистика в жизни и творчестве Н.В.Гоголя