Мистика в жизни и творчестве Н.В.Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Николай Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание.
И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1952г., сразу после смерти Гоголя: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………
II. Основная часть…………………………………………………………..
Глава 1. Н.В. Гоголь – тайна русской литературы…………………….
§1. Автобиография писателя……………………………………………
§2. Н.В.. Гоголь – мистик и поэт русской государственности…...
Глава 2. Мистика в произведениях Н.В.Гоголя…………………….
§1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………
§2. «Вий»…………………………………………………………..
§3. «Нос»……………………………………………………………
Глава3.Смерть Н.В.Гоголя……………………………………………
III. Заключение…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Мысль о близкой смерти не оставляла его. Второй том « Мертвых душ», его заветное произведение, был уже готов к печати, и он хотел оставить его на память друзьям своим.

Об обстоятельствах  сожжения второго тома «Мертвых душ» Д. А. Оболенский рассказывал: « Гоголь кончил «Мертвые душ» за границей – и сжег их. Потом опять написал и остался доволен своим трудом.

Но в Москве стало  посещать его религиозное исступление, и тогда в нем бродила мысль  сжечь и эту рукопись.  Гоголь позвал к себе графа А. П. Толстого и сказал ему: «Пожалуйста, возьми эти тетради и спрячь их. На меня находят часы, когда все это хочется сжечь. Но мне самому было бы жаль. Тут, кажется, есть кое-что хорошего». Граф Толстой из ложной деликатности не согласился, чтобы не показать больному, чтобы  не подтвердить его ипохондрические опасения.

Спустя три дня граф опять пришел к Гоголю и застал его грустным.

«А вот, - сказал ему  Гоголь, - ведь лукавый меня таки попутал: я сжег «Мертвые души». Он не раз  говорил, что ему представлялось какое-то видение. Дня за три до кончины он был уверен в своей скорой смерти».16

Несколько иначе об обстоятельствах  сожжения второго тома «Мертвых душ» вспоминает М. П. Погодин: «В воскресенье  перед постом он призвал к себе А. П. Толстого и, как бы готовясь к  смерти, поручал ему отдать некоторые свои сочинения в распоряжение духовной особы (митрополита Филарета), а другие напечатать. Тот старался ободрить его упавший дух и отклонить от него всякую мысль о смерти.

Долго со слезами молился  он; потом в три часа ночи разбудил слугу, велел ему открыть трубу в камине, отобрал из портфеля бумаги, связал их в трубку и положил в камин. Мальчик бросился перед ним на колени и умолял не жечь бумаги. Углы тетрадей обгорели, и огонь стал потухать. Гоголь велел развязать тесемку и сам ворочал бумаги, крестясь и молясь, пока они не превратились в пепел. Слуга плакал и говорил: «Что вы сделали!»

«Тебе не жаль меня?» - сказал Гоголь, обнял, поцеловал его и  сам заплакал. «Иное надо было сжечь, - сказал он, подумав, - а за другое помолились бы за меня Богу; но, Бог даст, выздоровею и все поправлю». Поутру он сказал графу Александру Петровичу Толстому: «Вообразите, как силен злой дух. Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы Мертвых душ, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти». Вот что до сих пор известно о погибели неоцененного нашего сокровища».17

Ночь, оставшись один, Гоголь снова испытал те ощущения, которые он описал в своей «Переписке с друзьями».

Душа его  «замерла от ужаса при одном только представлении  загробного величия и тех духовных высших творений Бога, перед которыми пыль все величие его творений, здесь нами зримых и нас изумляющих; весь умирающий состав его застонал, почуяв исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся».18

Его произведение представилось  ему, как представлялось часто и  прежде, исполнением долга, возложенного на него Создателем; его охватил  страх, что  долг выполнен не так, как  предначертал Творец, одаривший его  талантом, что писанье его, вместо пользы, вместо приготовления людей к жизни вечной, окажет на них дурное, растлевающее влияние.

По свидетельству А. О. Смирновой, «Гоголь смотрел на «Мертвые души», как на что-то, что  лежало вне его, где должен был  раскрыть тайны, ему заповеданные. – «Когда я пишу, очи мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным, кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет».19

В этом, вероятно, лежит  разгадка смерти Гоголя. «Поделившись малым из несозревшего», прочтя главы  второго тома М. А. Константиновскому и получив от него резко критический отзыв, писатель уверился в том, что нарушил данный свыше завет и теперь должен умереть.

С этого времени он впал в мрачное уныние, не пускал к себе друзей или, когда они приходили, просил их удалиться под предлогом, что хочет спать; он почти ничего не говорил, но часто писал дрожащею рукой тексты из Евангелия и краткие изречения религиозного содержания. От всякого лечения он упорно отказывался, уверяя, что никакие лекарства не помогут ему. Так прошла первая неделя поста. В понедельник на второй духовник предложил ему приобщиться и пособороваться. Он с радостью согласился на это, во время обряда молился со слезами, за Евангелием держал слабой рукой свечу. Во вторник ему стало как будто легче, но в среду у него случился страшный припадок нервной горячки, и в четверг, 21 февраля, он скончался.

Весть о смерти Гоголя поразила всех его друзей, до последних  дней, не веривших страшным предчувствиям. Тело его, как почетного члена  московского университета, было перенесено в университетскую церковь, где оставалось до самых похорон.

На похоронах присутствовали: московский генерал-губернатор Закревский, попечитель московского учебного округа Назимов, профессора, студенты университета и масса публики. Профессора вынесли гроб из церкви, а студенты на руках несли его до самого Данилова монастыря, где он опущен в землю рядом с могилой друга - поэта Языкова.

 Из воспоминаний  русского художника Ф. И. Иордана:  «Стечение народа в продолжение  двух дней было невероятное. Рихтер, который живет возле университета, писал мне, что два дня не было проезду по Никитской улице. Гоголь лежал в сюртуке, - верно, по собственной воле - с лавровым венком на голове, который при закрытии гроба был снят и принес весьма много денег от продажи листьев сего венка. Каждый желал обогатить себя сим памятником».20

Крестьянка, встретившаяся  возле имения Г. П. Данилевскому через  два месяца после смерти Гоголя, утверждала: «То неправда, что толкуют, будто он умер. Похоронен не он, а  убогий старец; сам он, слышно, поехал молиться за нас в святой Иерусалим. Уехал и скоро опять вернется сюда»21.

На надгробном памятнике  Гоголя вырезаны слова пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».

В 1839 году останки Гоголя перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, что породило немало мистических предположений о том, что Гоголь не умер, а был погребен в летаргическом сне. Дух Гоголя еще долго будет тревожить наши земные пределы, и, видимо, не случайны эти предположения.

Умер великий писатель, а с ним вместе погибло и произведение, которое он создавал так долго, с такою любовью. Было ли это произведение плодом вполне развитого художественного творчества или воплощением в образах тех идей, которые выражаются в «Выбранных местах переписки с друзьями»- это тайна, которую он унес с собой в могилу.

В. А. Розанов в своей  работе «Легенда о великом инквизиторе  Ф. М. Достоевского» утверждал: «Свое  главное произведение он назвал «Мертвые души» и, вне всякого предвидения, выразил в этом названии великую  тайну своего творчества и, конечно себя самого.

Идеала не мог он найти  и выразить; он, великий художник форм, сгорел от бессильного желания  вложить хоть в одну из них какую-нибудь живую душу. И он сгорел в бессильной жажде прикоснуться к человеческой душе, что-то неясное говорит о его последних днях, о каком-то безумии, о страшных муках раскаяния, о посте и голодной смерти».

«Он умер жертвою недостатка своей природы, - и образ аскета, жгущего свои сочинения, есть последний, который оставил он от всей странной, столь необыкновенной своей жизни.  «Мне отмщение, и Аз воздам»,- как будто слышатся эти слова из-за треска камина, в который гениальный безумец бросает свою гениальную и преступную клевету на человеческую природу».22

Найденные в бумагах  его и изданные после смерти отрывки принадлежат к более ранним редакциям поэмы и не дают понятия о том, какой вид она приняла после окончательной обработки автора.

Как мыслитель, как моралист, Гоголь стоял ниже передовых людей  своего времени, но он был с ранних лет одушевлен благородным стремлением приносить пользу обществу, живым сочувствиям к человеческим страданиям, и находил для их выражения поэтический язык, блестящий юмор, живые образы. В тех произведениях, в которых он отдался непосредственному влечению творчества, его наблюдательность, его могучий талант глубоко проникали в жизненные явления и своими ярко правдивыми картинами человеческой пошлости и низости содействовали пробуждению общественного самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов».В.Е.Красовский 2005 год
  2. «Новейший справочник школьника».Г.П.Шалаева 2007 год
  3. http://www.slovarik.kiev.ua/biography/g/17840.html
  4. «Гоголь. Энциклопедия». Б. В. Соколов /М. «Алгоритм» 2003г.
  5. «Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений» /М. «Правда» 1984г.
  6. «Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя». А. Н. Степанов /Л. «Просвещение» 1966г.
  7. «Художественный мир Гоголя» С. Машинский/М. «Просвещение» 1971г.

 

 

 

 

1 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.2003, стр.5

2 К.В. Мочульский Духовный путь Гоголя. М.,Республика,1995 стр.42

 

 

5 Н. Гоголь «Повести» М.,1986г., стр.64

 

 

6 Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9, «Аванта+»,1998г., стр.492

 

 

7 Анри  Труайя «Николай Гоголь» М.,ЭКСМО,2004г., стр.76

 

 

8 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М., 2003, стр.155

 

 

9 С.  Машинский «Художественный мир Гоголя» М., изд-во «Просвещение»,1971г., стр.67

 

 

10 В.Г. Белинский «Избранные статьи» М., «Детская литература»,1974г., стр.34

 

 

11 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»М.,2003г., стр.

 

 

12 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.,2003г., стр.

 

 

13 А. К. Вронский «Искусство видеть мир» М.,1987г., стр.11

2

14 А. К. Вронский  «Гоголь» М.,1987г.,стр.37

 

 

15 В. Набоков «Николай Гоголь» ж.  «Новый мир» 1987,№4

 

 

16 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.250

 

 

17 Б. Соколов «Гоголь.  Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.25

1

18Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.196

 

 

19 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М,2003, стр.251

 

 

20 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.,2003,стр.19

2

21 Г. П. Данилевский. Знакомство с Гоголем.

 

 

22 Б. Соколов Гоголь. Энциклопедия. М.,2003, стр.11




Информация о работе Мистика в жизни и творчестве Н.В.Гоголя