Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:38, реферат
Николай Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание.
И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1952г., сразу после смерти Гоголя: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».
I. Введение……………………………………………………………………
II. Основная часть…………………………………………………………..
Глава 1. Н.В. Гоголь – тайна русской литературы…………………….
§1. Автобиография писателя……………………………………………
§2. Н.В.. Гоголь – мистик и поэт русской государственности…...
Глава 2. Мистика в произведениях Н.В.Гоголя…………………….
§1. «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………
§2. «Вий»…………………………………………………………..
§3. «Нос»……………………………………………………………
Глава3.Смерть Н.В.Гоголя……………………………………………
III. Заключение…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Мысль о близкой смерти не оставляла его. Второй том « Мертвых душ», его заветное произведение, был уже готов к печати, и он хотел оставить его на память друзьям своим.
Об обстоятельствах сожжения второго тома «Мертвых душ» Д. А. Оболенский рассказывал: « Гоголь кончил «Мертвые душ» за границей – и сжег их. Потом опять написал и остался доволен своим трудом.
Но в Москве стало посещать его религиозное исступление, и тогда в нем бродила мысль сжечь и эту рукопись. Гоголь позвал к себе графа А. П. Толстого и сказал ему: «Пожалуйста, возьми эти тетради и спрячь их. На меня находят часы, когда все это хочется сжечь. Но мне самому было бы жаль. Тут, кажется, есть кое-что хорошего». Граф Толстой из ложной деликатности не согласился, чтобы не показать больному, чтобы не подтвердить его ипохондрические опасения.
Спустя три дня граф опять пришел к Гоголю и застал его грустным.
«А вот, - сказал ему Гоголь, - ведь лукавый меня таки попутал: я сжег «Мертвые души». Он не раз говорил, что ему представлялось какое-то видение. Дня за три до кончины он был уверен в своей скорой смерти».16
Несколько иначе об обстоятельствах сожжения второго тома «Мертвых душ» вспоминает М. П. Погодин: «В воскресенье перед постом он призвал к себе А. П. Толстого и, как бы готовясь к смерти, поручал ему отдать некоторые свои сочинения в распоряжение духовной особы (митрополита Филарета), а другие напечатать. Тот старался ободрить его упавший дух и отклонить от него всякую мысль о смерти.
Долго со слезами молился он; потом в три часа ночи разбудил слугу, велел ему открыть трубу в камине, отобрал из портфеля бумаги, связал их в трубку и положил в камин. Мальчик бросился перед ним на колени и умолял не жечь бумаги. Углы тетрадей обгорели, и огонь стал потухать. Гоголь велел развязать тесемку и сам ворочал бумаги, крестясь и молясь, пока они не превратились в пепел. Слуга плакал и говорил: «Что вы сделали!»
«Тебе не жаль меня?» - сказал Гоголь, обнял, поцеловал его и сам заплакал. «Иное надо было сжечь, - сказал он, подумав, - а за другое помолились бы за меня Богу; но, Бог даст, выздоровею и все поправлю». Поутру он сказал графу Александру Петровичу Толстому: «Вообразите, как силен злой дух. Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы Мертвых душ, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти». Вот что до сих пор известно о погибели неоцененного нашего сокровища».17
Ночь, оставшись один, Гоголь снова испытал те ощущения, которые он описал в своей «Переписке с друзьями».
Душа его «замерла от ужаса при одном только представлении загробного величия и тех духовных высших творений Бога, перед которыми пыль все величие его творений, здесь нами зримых и нас изумляющих; весь умирающий состав его застонал, почуяв исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся».18
Его произведение представилось ему, как представлялось часто и прежде, исполнением долга, возложенного на него Создателем; его охватил страх, что долг выполнен не так, как предначертал Творец, одаривший его талантом, что писанье его, вместо пользы, вместо приготовления людей к жизни вечной, окажет на них дурное, растлевающее влияние.
По свидетельству А. О. Смирновой, «Гоголь смотрел на «Мертвые души», как на что-то, что лежало вне его, где должен был раскрыть тайны, ему заповеданные. – «Когда я пишу, очи мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным, кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет».19
В этом, вероятно, лежит разгадка смерти Гоголя. «Поделившись малым из несозревшего», прочтя главы второго тома М. А. Константиновскому и получив от него резко критический отзыв, писатель уверился в том, что нарушил данный свыше завет и теперь должен умереть.
С этого времени он впал в мрачное уныние, не пускал к себе друзей или, когда они приходили, просил их удалиться под предлогом, что хочет спать; он почти ничего не говорил, но часто писал дрожащею рукой тексты из Евангелия и краткие изречения религиозного содержания. От всякого лечения он упорно отказывался, уверяя, что никакие лекарства не помогут ему. Так прошла первая неделя поста. В понедельник на второй духовник предложил ему приобщиться и пособороваться. Он с радостью согласился на это, во время обряда молился со слезами, за Евангелием держал слабой рукой свечу. Во вторник ему стало как будто легче, но в среду у него случился страшный припадок нервной горячки, и в четверг, 21 февраля, он скончался.
Весть о смерти Гоголя поразила всех его друзей, до последних дней, не веривших страшным предчувствиям. Тело его, как почетного члена московского университета, было перенесено в университетскую церковь, где оставалось до самых похорон.
На похоронах присутствовали: московский генерал-губернатор Закревский, попечитель московского учебного округа Назимов, профессора, студенты университета и масса публики. Профессора вынесли гроб из церкви, а студенты на руках несли его до самого Данилова монастыря, где он опущен в землю рядом с могилой друга - поэта Языкова.
Из воспоминаний
русского художника Ф. И.
Крестьянка, встретившаяся возле имения Г. П. Данилевскому через два месяца после смерти Гоголя, утверждала: «То неправда, что толкуют, будто он умер. Похоронен не он, а убогий старец; сам он, слышно, поехал молиться за нас в святой Иерусалим. Уехал и скоро опять вернется сюда»21.
На надгробном памятнике Гоголя вырезаны слова пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
В 1839 году останки Гоголя перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, что породило немало мистических предположений о том, что Гоголь не умер, а был погребен в летаргическом сне. Дух Гоголя еще долго будет тревожить наши земные пределы, и, видимо, не случайны эти предположения.
Умер великий писатель, а с ним вместе погибло и произведение, которое он создавал так долго, с такою любовью. Было ли это произведение плодом вполне развитого художественного творчества или воплощением в образах тех идей, которые выражаются в «Выбранных местах переписки с друзьями»- это тайна, которую он унес с собой в могилу.
В. А. Розанов в своей работе «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» утверждал: «Свое главное произведение он назвал «Мертвые души» и, вне всякого предвидения, выразил в этом названии великую тайну своего творчества и, конечно себя самого.
Идеала не мог он найти и выразить; он, великий художник форм, сгорел от бессильного желания вложить хоть в одну из них какую-нибудь живую душу. И он сгорел в бессильной жажде прикоснуться к человеческой душе, что-то неясное говорит о его последних днях, о каком-то безумии, о страшных муках раскаяния, о посте и голодной смерти».
«Он умер жертвою недостатка своей природы, - и образ аскета, жгущего свои сочинения, есть последний, который оставил он от всей странной, столь необыкновенной своей жизни. «Мне отмщение, и Аз воздам»,- как будто слышатся эти слова из-за треска камина, в который гениальный безумец бросает свою гениальную и преступную клевету на человеческую природу».22
Найденные в бумагах его и изданные после смерти отрывки принадлежат к более ранним редакциям поэмы и не дают понятия о том, какой вид она приняла после окончательной обработки автора.
Как мыслитель, как моралист, Гоголь стоял ниже передовых людей своего времени, но он был с ранних лет одушевлен благородным стремлением приносить пользу обществу, живым сочувствиям к человеческим страданиям, и находил для их выражения поэтический язык, блестящий юмор, живые образы. В тех произведениях, в которых он отдался непосредственному влечению творчества, его наблюдательность, его могучий талант глубоко проникали в жизненные явления и своими ярко правдивыми картинами человеческой пошлости и низости содействовали пробуждению общественного самосознания.
Список литературы
1 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.2003, стр.5
2 К.В. Мочульский Духовный путь Гоголя. М.,Республика,1995 стр.42
5 Н. Гоголь «Повести» М.,1986г., стр.64
6 Энциклопедия для детей. Русская литература.Т.9, «Аванта+»,1998г., стр.492
7 Анри Труайя «Николай Гоголь» М.,ЭКСМО,2004г., стр.76
8 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М., 2003, стр.155
9 С. Машинский «Художественный мир Гоголя» М., изд-во «Просвещение»,1971г., стр.67
10 В.Г. Белинский «Избранные статьи» М., «Детская литература»,1974г., стр.34
11 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»М.,2003г., стр.
12 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.,2003г., стр.
13 А. К. Вронский «Искусство видеть мир» М.,1987г., стр.11
2
14 А. К. Вронский «Гоголь» М.,1987г.,стр.37
15 В. Набоков «Николай Гоголь» ж. «Новый мир» 1987,№4
16
Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.
17 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.25
1
18Б.
Соколов «Гоголь. Энциклопедия»,М.,2003г.,стр.
19 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М,2003, стр.251
20 Б. Соколов «Гоголь. Энциклопедия» М.,2003,стр.19
2
21 Г. П. Данилевский. Знакомство с Гоголем.
22 Б. Соколов Гоголь. Энциклопедия. М.,2003, стр.11