Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:33, реферат
Революционность эпохи, соловьевство и ницшеанство – триада, формировавшая философско-эстетическую тезу младших символистов. Безусловно, нужно отметить еще один важнейший фактор, сказавшийся в их теоретических построениях и в художественной практике, – отношение к русской литературной классике всего предшествующего столетия, но оно было в значительной мере избирательным у каждого из художников, их именные приоритеты и ориентиры не всегда совпадали, и этот аспект темы плодотворнее рассматривать в монографическом описании творчества каждого художника.
Начальный период существования
русского символизма (1890-е гг.) характеризовался
некоторой неопределенностью
Наиболее значимые имена среди младших символистов – А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев ), В. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский ), Б. Садовской, М. Волошин. Их появление на литературной арене – самое начало 900-х гг. (литературный дебют Блока и Белого – 1902–1903 гг.; первые именные сборники: «Стихи о Прекрасной Даме» Блока – конец 1904 г., на обложке – 1905 г., «Золото в лазури» А. Белого – 1905 г., «Кормчие звезды» В. Иванова – 1902 г.). Именно с появлением нового отряда молодых авторов символизм в литературной среде стал восприниматься как явление первостепенного значения; даже центральный литературный орган новой школы – журнал «Весы» , – хотя во главе его и стоял «вождь» движения из числа старших В. Брюсов, начал выходить в январе 1904 и непредставим без деятельного и определяющего участия В. Иванова, А. Белого, Эллиса, Блока и Волошина. Эти хронологические подробности – важнейшее обстоятельство в судьбе не только поколения художников-символистов, но и всего движения: их жизнедеятельность, как легко убедиться, и прежде всего начало творческого пути совпали со временем Первой русской революции (1905–1907). Изучение воздействия событий революции на творчество каждого из символистов и характера переживания и отражения их в конкретных произведениях того или иного автора – первостепенно значимо для понимания роли символизма в русской литературе начала ХХ в. и самого факта стремительного и неожиданного для современников, как и для самих сторонников нового искусства, завершения символистского периода литературы уже в 1910 г.
Не менее важным, чем
принадлежность к революционной
эпохе, является в судьбе младших
символистов и то обстоятельство,
что они, вступая в литературу,
были более консолидированы, в сравнении
со старшими, в идейных устремлениях.
Представители поколения
Ко времени становления младших в их распоряжении оказались две новейшие философские доктрины, оказавшие огромное воздействие на умонастроение всей русской интеллигенции, но особенно сказавшиеся в творчестве именно деятелей новой волны русского символизма, – философско–религиозное вероучение Вл. Соловьева и романтическая бунтарская идея переустройства мира Ф. Ницше.
Революционность эпохи, соловьевство и ницшеанство – триада, формировавшая философско-эстетическую тезу младших символистов. Безусловно, нужно отметить еще один важнейший фактор, сказавшийся в их теоретических построениях и в художественной практике, – отношение к русской литературной классике всего предшествующего столетия, но оно было в значительной мере избирательным у каждого из художников, их именные приоритеты и ориентиры не всегда совпадали, и этот аспект темы плодотворнее рассматривать в монографическом описании творчества каждого художника.
Авраменко А.П.
(продолжение) |
Таким образом, героем Чехова
становится человек, действующий механически,
не познавая жизнь и не осознавая
себя в ней. И вся жизнь этого
героя проходит в ожидании некоего
решительного поворота, яркого события.
Но, когда это событие
По материалам: |
Взятые в целом «Сатиры в прозе», объединяющие рассказы, очерки и драматические сцены 1859—1862 годов, — это замечательная по своим идейно-художественным достоинствам, многосторонняя и яркая, картина русской общественной жизни бурного периода 60-х годов. Это вместе с тем и важный этап в идейно-творческом развитии Салтыкова. Характерные особенности освободительной борьбы на рубеже 60-х годов и черты Салтыкова как мыслителя и художника, страстно отдававшегося этой борьбе, с наибольшей полнотой и рельефностью запечатлены в очерках «глуповского» цикла, составивших основную часть «Сатир в прозе».
Сложное идейное содержание этих очерков и их своеобразная литературная форма, богато насыщенная сатирическими метафорами и фигурами эзоповского иносказания, ставят современного читателя перед известными трудностями и потому в первую очередь требуют пояснения.
Очерки о «глуповцах» (1861—1862) тесно связаны с предшествующими им рассказами об «умирающих» (1857—1859). Те и другие объединяет одна общая идея об исторической обреченности представителей старого крепостнического режима, о крушении их политического господства, их нравственном и физическом умирании. Различие в замыслах относилось к пониманию самого процесса «умирания». Когда Салтыков задумал «Книгу об умирающих» (см. об этом в комментарии к «Невинным рассказам»), он полагал, что «ветхие люди» — так сатирик именовал людей крепостнических убеждений — не устоят перед напором общественных демократических сил, что они не сумеют сохранить своих командующих позиций в государстве. Приверженцы старины в серии рассказов об «умирающих» — «Гегемониев» и «Зубатов» («Невинные рассказы»), «Госпожа Падейкова» и «Недовольные» («Сатиры в прозе») — представлены озлобленными, но бессильными; они заканчивают свое существование, спрятавшись в домашнем углу, не проявляя ни воли к организованному сопротивлению, ни способности примениться к новым условиям. Ход событий скоро убедил Салтыкова в том, что его прогнозы относительно перспектив предреформенной борьбы излишне оптимистичны, что трудности решения крестьянского вопроса нарастают. Замысел книги о пассивном умирании «ветхих людей» уступил место циклу сатирических очерков о крепостниках, которые ожесточенно сопротивляются смерти, организованно отстаивают свои классовые привилегии. Считая, однако, это сопротивление исторически обреченным на скорый и неминуемый провал, тщетным и потому глупым, сатирик присваивает теперь «ветхим людям» наименование глуповцы.
Первым после появления
583
как Иванушка
(олицетворяющий у Салтыкова крестьянство),
проводив «ветхих людей» в страну
преисподнюю, садится за стол «судить
да рядить» государственные дела.
Как известно со слов самого писателя,
эта картина, выражающая его мечтания
о демократическом
Слово глуповцы в «Скрежете зубовном» еще не произнесено, но именно здесь Салтыков впервые указал на те попытки «ветхих людей» овладеть общественным движением в своих интересах, которые он вскоре обобщит в формуле «глуповское возрождение». Зубовным скрежетом встречают представители привилегированных сословий проекты демократических преобразований. Маскируя свои эгоистические интересы цветами пустого красноречия, на словах они заявляют себя сторонниками гласности, свободного труда, отмены откупов, а на деле горой стоят за сохранение прежних порядков, основанных на крепостном праве, призывают к «постепенности и неторопливости».
Администратор Зубатов, выступающий в конце очерка в роли вежливого «дядьки», увещевающего пробудившегося Иванушку, — это сатира, разоблачающая лицемерные заигрывания царской бюрократии с народом, ее попытки приручить посмелевшего и строптивого Иванушку, превратить его в прежнего верного слугу.
Написанные после «Скрежета зубовного» рассказы и очерки «глуповского» цикла, кроме трех запрещенных цензурой («Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Каплуны»; они вошли в т. 4 наст. изд.), размещены в сборнике «Сатиры в прозе» без соблюдения хронологической последовательности. Два очерка, появившиеся в 1862 году («К читателю», «Наш губернский день»), выражавшие более зрелый взгляд автора на изображаемые явления, поставлены раньше трех очерков, опубликованных в 1861 году («Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела»). Рассмотрим их не в порядке размещения в сборнике, а в порядке их написания и появления в печати. Это позволит лучше уяснить эволюцию в общественных воззрениях сатирика и движущуюся картину отразившейся в его произведениях острой социально-политической борьбы, связанной с подготовкой и проведением крестьянской реформы.
Местом действия «Губернских очерков» и целого ряда произведений, написанных Салтыковым вслед за ними, был город Крутогорск. Это вымышленное название первоначально не заключало в себе иного смысла, кроме условного географического определения, и в связи с местом ссылки Салтыкова нередко воспринималось читателями в значении псевдонима Вятки. Неудобство такого ограничительного понимания Салтыков все более осознавал по мере того, как его сатира углублялась в общий «порядок вещей» крепостнической монархии. И недаром образ города Глупова впервые появляется именно в очерке «Литераторы-обыватели» («Современник»,
584
1861, №
2), где Салтыков выразил
Таким образом, пришедший на смену Крутогорску город Глупов явился той ядовитой художественной метафорой, которая сопротивлялась локальному истолкованию и сатирически клеймила весь самодержавно-крепостнический режим.
В «Литераторах-обывателях»
В очерке «Наши глуповские дела» («Современник»,
1861, № 11), где образы глуповского мира обрастают
новыми подробностями, Салтыков приходит
к тому же самому выводу об обреченности
Глупова, что и в «Клевете», но приходит
уже более сложным путем. Новое здесь:
появление рядом со староглуповцем новоглуповца (