Младосимволизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Революционность эпохи, соловьевство и ницшеанство – триада, формировавшая философско-эстетическую тезу младших символистов. Безусловно, нужно отметить еще один важнейший фактор, сказавшийся в их теоретических построениях и в художественной практике, – отношение к русской литературной классике всего предшествующего столетия, но оно было в значительной мере избирательным у каждого из художников, их именные приоритеты и ориентиры не всегда совпадали, и этот аспект темы плодотворнее рассматривать в монографическом описании творчества каждого художника.

Файлы: 1 файл

МЛАДОСИМВОЛИЗМ.docx

— 308.93 Кб (Скачать файл)

                                      МЛАДОСИМВОЛИЗМ

 

Начальный период существования  русского символизма (1890-е гг.) характеризовался некоторой неопределенностью целей, которые ставило перед собой  новое движение. Одни его сторонники (Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Добролюбов) полагали важнейшей задачей «утверждение истины распятого Христа», а другие (прежде всего В. Брюсов, К. Бальмонт ) под воздействием западноевропейских единомышленников видели в символизме новую эстетическую школу и отдавали предпочтение поиску новых форм для «выражения души современного человека», – и всех объединяла антиреалистическая (главным образом против критического реализма, господствовавшего в русской литературе в серединные десятилетия ХIХ в.) заданность. К моменту рубежа веков, времени наступления нового этапа в развитии символизма, многое уже прояснилось. Новая эстетическая сущность литературы декадентов, как по привычке всё еще называли старших символистов, стала бесспорной. Более того, если в начале 1890-х Мережковский лишь пропагандировал «необходимость усиления художественной впечатлительности» посредством более интенсивного использования импрессионистического элемента, то после стремительного вторжения новой эстетики в литературу (повышенное внимание, которое привлекли к себе сборники К. Бальмонта и В. Брюсова, – лучшее свидетельство тому) фактор ее воздействия на всех писателей, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо группе или направлению, стало невозможным не замечать. Без учета этого обстоятельства нельзя правильно и глубоко понять даже классических реалистов, чья верность традициям никогда не ставилась под сомнение, как старшего поколения (А. Чехов, В. Короленко), так и вновь пришедших в литературу (И. Бунин, А. Куприн). Но если художественная новация символизма достаточно быстро стала общезначимой, то идейная составляющая из вероучения старших из-за ее аморфности, расплывчатости и многозначности не могла восприниматься их последователями столь же обязательной и плодотворной, как поэтика новой школы. К тому же в наступившем историческом периоде стремительно и бурно менялась сама российская действительность, и это обусловило новые подходы к художественному творчеству в среде тех, кто считал себя последователем старших – первопроходцев русского символизма.

Наиболее значимые имена  среди младших символистов –  А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев ), В. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский ), Б. Садовской, М. Волошин. Их появление на литературной арене – самое начало 900-х гг. (литературный дебют Блока и Белого – 1902–1903 гг.; первые именные сборники: «Стихи о Прекрасной Даме» Блока – конец 1904 г., на обложке – 1905 г., «Золото в лазури» А. Белого – 1905 г., «Кормчие звезды» В. Иванова – 1902 г.). Именно с появлением нового отряда молодых авторов символизм в литературной среде стал восприниматься как явление первостепенного значения; даже центральный литературный орган новой школы – журнал «Весы» , – хотя во главе его и стоял «вождь» движения из числа старших В. Брюсов, начал выходить в январе 1904 и непредставим без деятельного и определяющего участия В. Иванова, А. Белого, Эллиса, Блока и Волошина. Эти хронологические подробности – важнейшее обстоятельство в судьбе не только поколения художников-символистов, но и всего движения: их жизнедеятельность, как легко убедиться, и прежде всего начало творческого пути совпали со временем Первой русской революции (1905–1907). Изучение воздействия событий революции на творчество каждого из символистов и характера переживания и отражения их в конкретных произведениях того или иного автора – первостепенно значимо для понимания роли символизма в русской литературе начала ХХ в. и самого факта стремительного и неожиданного для современников, как и для самих сторонников нового искусства, завершения символистского периода литературы уже в 1910 г.

Не менее важным, чем  принадлежность к революционной  эпохе, является в судьбе младших  символистов и то обстоятельство, что они, вступая в литературу, были более консолидированы, в сравнении  со старшими, в идейных устремлениях. Представители поколения Мережковского  и Брюсова, зачинатели движения, объединялись в значительной мере на принципах  общности отрицания тех реалистических канонов литературы, которые достались  им в наследство от ХIХ в. Но общее «нет» реализму, общее желание творить по-другому вовсе не означало общности целей, которые различали в новом искусстве начинающие реформаторы. Тезис Мережковского об усилении мистического содержания в литературе не стал обязательным для всех старших; более того, пожалуй самые значительные художники в их рядах – Анненский, Брюсов, Бальмонт – вполне определенно остались безразличными к манифестациям Мережковского, их духовность совсем не то напряженное религиозное чувство, на господстве которого настаивал идейный руководитель петербургского отряда символистов в программной работе «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1893).

Ко времени становления  младших в их распоряжении оказались  две новейшие философские доктрины, оказавшие огромное воздействие  на умонастроение всей русской интеллигенции, но особенно сказавшиеся в творчестве именно деятелей новой волны русского символизма, – философско–религиозное вероучение Вл. Соловьева и романтическая бунтарская идея переустройства мира Ф. Ницше.

Революционность эпохи, соловьевство и ницшеанство – триада, формировавшая философско-эстетическую тезу младших символистов. Безусловно, нужно отметить еще один важнейший фактор, сказавшийся в их теоретических построениях и в художественной практике, – отношение к русской литературной классике всего предшествующего столетия, но оно было в значительной мере избирательным у каждого из художников, их именные приоритеты и ориентиры не всегда совпадали, и этот аспект темы плодотворнее рассматривать в монографическом описании творчества каждого художника. 

Авраменко А.П. 

 

 

 

 

 

 

 

 
Чехов и традиции русской литературы

(продолжение)

Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий механически, не познавая жизнь и не осознавая  себя в ней. И вся жизнь этого  героя проходит в ожидании некоего  решительного поворота, яркого события. Но, когда это событие действительно  происходит, оказывается, что человек  не может не только действовать, он не способен даже осмыслить происходящее. И в результате жизнь катится  дальше уже проложенным руслом к  тому последнему итогу, который с  полной ясностью докажет, что не состоялся  еще один человек, не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь  прошла впустую... 
      Творческий метод Чехова уникален. Как врач, исследующий неизвестную болезнь, он методично собирает симптомы, осмысливает их, сводит воедино, проверяет и перепроверяет себя. И лишь на основании полной, развернутой картины всех признаков заболевания решается поставить диагноз. Каждый рассказ Чехова свидетельствует о том или ином оттенке общего неблагополучия, духовного оцепенения современников. И все его творчество воспринимается именно как диагноз: утрата чувства личности. 
      Два социальных типа вызывают наибольший интерес Чехова. Привычный русской литературе "маленький человек", но уже преуспевший в жизни, помимо знаменитой шинели обладающий вполне благополучным домом, достатком. И герой-интеллигент, не обремененный материальными проблемами. Чехов любит описывать внешнее благополучие: обильные застолья, красивые наряды, музыкальные вечера, веселые зимние прогулки на санях, летние пикники. И именно здесь, в этой уютной благоустроенности, человека настигает тоска, причины которой он не знает. 
      Вспомним рассказ "Учитель словесности". Никитин женится по любви на прелестной девушке, обретает дом и всё, что нужно для счастья. Но вместо ожидаемого благоденствия, герой внезапно начинает тосковать. Его раздражает и милая жена, и благополучная семейная жизнь - его угнетает все. Не видя никаких причин для своего недовольства окружающим, Никитин поначалу не пытается понять, что с ним происходит, ждет, когда "всё образуется". И полный крах, абсолютную невозможность вернуться к прежнему безмятежному существованию он осознает, лишь когда ничего уже нельзя изменить, когда его чувства к жене выродились в отчетливую ненависть, когда, чтобы жить дальше, он должен без оглядки бежать из своего дома... Трагичный, страшный этот итог, по мнению Чехова, был предопределен: его герой жил, не задумываясь, не осмысливая свое бытие. Жил запрограммированно: понравилась девушка - надо жениться; женился - надо вести хозяйство, обустраивать дом. И все дальнейшее расписано наперед: появятся дети, будут подрастать, они с женой - стариться, будет обычное продвижение по службе, хлопоты о доме, о детях, о здоровье... Не сама эта череда плоха - она-то естественна! Ужасно, что все происходит помимо воли главного действующего лица этой жизни, он становится частностью, второстепенной подробностью собственной судьбы, он ничего не решает: все происходит само собой.  
 
      Такова, с точки зрения Чехова, цена "расплаты" за "счастье". Перед нами абсолютно одинокий человек, духовная жизнь которого кончилась, осталось лишь физическое существование. Неспособность мечтать или способность мечтать только о чем-то пошлом, мелком, ничтожном - это те самые "три аршина земли", которые так ненавидел Чехов, ибо "человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа".  
      Сам Никитин - учитель, человек, по профессии обязанный жить работой мысли, жить осознанно! Но разве он осознавал себя, когда женился? Нет, он восхищался своей возлюбленной, томился и мечтал, не затрудняясь узнать поближе будущую жену, понять самого себя, подумать о том, что настанет после исполнения заветного желания. 
      Персонажи Чехова - люди милые, добрые, порядочные, неглупые. Им недостает одного: умения и желания размышлять, познавать себя и мир. 
На смену череде рефлектирующих героев начала века, которые стремились быть режиссерами не только своей, но и чужой жизни, приходят герои-статисты, не понимающие и не пытающиеся понять ход пьесы. Неизбежность краха такого героя очевидна: жизнь непременно потребует от человека принять решение, к которому чеховский герой всегда не готов. 

 

По материалам:


 

 

САТИРЫ  В ПРОЗЕ

Взятые в целом «Сатиры в  прозе», объединяющие рассказы, очерки и драматические сцены 1859—1862 годов, — это замечательная по своим  идейно-художественным достоинствам, многосторонняя и яркая, картина  русской общественной жизни бурного  периода 60-х годов. Это вместе с  тем и важный этап в идейно-творческом развитии Салтыкова. Характерные особенности  освободительной борьбы на рубеже 60-х  годов и черты Салтыкова как  мыслителя и художника, страстно отдававшегося этой борьбе, с наибольшей полнотой и рельефностью запечатлены  в очерках «глуповского» цикла, составивших основную часть «Сатир в прозе».

Сложное идейное содержание этих очерков  и их своеобразная литературная форма, богато насыщенная сатирическими метафорами и фигурами эзоповского иносказания, ставят современного читателя перед  известными трудностями и потому в первую очередь требуют пояснения.

Очерки о «глуповцах» (1861—1862) тесно связаны с предшествующими им рассказами об «умирающих» (1857—1859). Те и другие объединяет одна общая идея об исторической обреченности представителей старого крепостнического режима, о крушении их политического господства, их нравственном и физическом умирании. Различие в замыслах относилось к пониманию самого процесса «умирания». Когда Салтыков задумал «Книгу об умирающих» (см. об этом в комментарии к «Невинным рассказам»), он полагал, что «ветхие люди» — так сатирик именовал людей крепостнических убеждений — не устоят перед напором общественных демократических сил, что они не сумеют сохранить своих командующих позиций в государстве. Приверженцы старины в серии рассказов об «умирающих» — «Гегемониев» и «Зубатов» («Невинные рассказы»), «Госпожа Падейкова» и «Недовольные» («Сатиры в прозе») — представлены озлобленными, но бессильными; они заканчивают свое существование, спрятавшись в домашнем углу, не проявляя ни воли к организованному сопротивлению, ни способности примениться к новым условиям. Ход событий скоро убедил Салтыкова в том, что его прогнозы относительно перспектив предреформенной борьбы излишне оптимистичны, что трудности решения крестьянского вопроса нарастают. Замысел книги о пассивном умирании «ветхих людей» уступил место циклу сатирических очерков о крепостниках, которые ожесточенно сопротивляются смерти, организованно отстаивают свои классовые привилегии. Считая, однако, это сопротивление исторически обреченным на скорый и неминуемый провал, тщетным и потому глупым, сатирик присваивает теперь «ветхим людям» наименование глуповцы.

Первым после появления рассказов  об «умирающих» был очерк «Скрежет зубовный» («Современник», 1860, № 1). По времени  написания, идейному содержанию и литературной форме он является переходным от цикла  об «умирающих» к «глуповскому». Очерк заканчивается символической сценой шествия «умирающих», своеобразно повторяющей финал «Губернских очерков», и сказочной картиной «Сон», в которой представлено,

583

как Иванушка (олицетворяющий у Салтыкова крестьянство), проводив «ветхих людей» в страну преисподнюю, садится за стол «судить  да рядить» государственные дела. Как известно со слов самого писателя, эта картина, выражающая его мечтания о демократическом государственном  строе, должна была занять место эпилога  в «Книге об умирающих». Отказавшись от завершения последней, Салтыков присоединил «Сон» к очерку «Скрежет зубовный», первая художественно-публицистическая часть которого предвещает стиль, форму и проблематику «глуповского» цикла.

Слово глуповцы в «Скрежете зубовном» еще не произнесено, но именно здесь Салтыков впервые указал на те попытки «ветхих людей» овладеть общественным движением в своих интересах, которые он вскоре обобщит в формуле «глуповское возрождение». Зубовным скрежетом встречают представители привилегированных сословий проекты демократических преобразований. Маскируя свои эгоистические интересы цветами пустого красноречия, на словах они заявляют себя сторонниками гласности, свободного труда, отмены откупов, а на деле горой стоят за сохранение прежних порядков, основанных на крепостном праве, призывают к «постепенности и неторопливости».

Администратор Зубатов, выступающий в конце очерка в роли вежливого «дядьки», увещевающего пробудившегося Иванушку, — это сатира, разоблачающая лицемерные заигрывания царской бюрократии с народом, ее попытки приручить посмелевшего и строптивого Иванушку, превратить его в прежнего верного слугу.

Написанные после «Скрежета  зубовного» рассказы и очерки «глуповского» цикла, кроме трех запрещенных цензурой («Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Каплуны»; они вошли в т. 4 наст. изд.), размещены в сборнике «Сатиры в прозе» без соблюдения хронологической последовательности. Два очерка, появившиеся в 1862 году («К читателю», «Наш губернский день»), выражавшие более зрелый взгляд автора на изображаемые явления, поставлены раньше трех очерков, опубликованных в 1861 году («Литераторы-обыватели», «Клевета», «Наши глуповские дела»). Рассмотрим их не в порядке размещения в сборнике, а в порядке их написания и появления в печати. Это позволит лучше уяснить эволюцию в общественных воззрениях сатирика и движущуюся картину отразившейся в его произведениях острой социально-политической борьбы, связанной с подготовкой и проведением крестьянской реформы.

Местом действия «Губернских очерков» и целого ряда произведений, написанных Салтыковым вслед за ними, был город  Крутогорск. Это вымышленное название первоначально не заключало в себе иного смысла, кроме условного географического определения, и в связи с местом ссылки Салтыкова нередко воспринималось читателями в значении псевдонима Вятки. Неудобство такого ограничительного понимания Салтыков все более осознавал по мере того, как его сатира углублялась в общий «порядок вещей» крепостнической монархии. И недаром образ города Глупова впервые появляется именно в очерке «Литераторы-обыватели» («Современник»,

584

1861, №  2), где Салтыков выразил внутренне  назревшую к 60-м годам потребность  открыто размежеваться с теми  либеральными обличителями, которые,  подчиняясь правительственным нормам  «гласности», не шли дальше  обличения отдельных фактов чиновничьих  злоупотреблений и с которыми  вольно или невольно смешивали  Салтыкова некоторые читатели.

Таким образом, пришедший на смену  Крутогорску город Глупов явился той ядовитой художественной метафорой, которая сопротивлялась локальному истолкованию и сатирически клеймила весь самодержавно-крепостнический режим.

В «Литераторах-обывателях» слово  Глупов встречается просто в качестве названия места действия и в производных от него наименованиях: глуповский городничий, глуповские мещане, наши глуповцы. В следующем очерке того же года — «Клевета» («Современник», 1861, № 10)—сатирик раскрывает нравственную сторону жизни глуповцев, характеризуя их как праздных тунеядцев, изъявляющих «твердое намерение жить без конца». В картину исторической схватки двух сил — господствующих глуповцев и пробуждающихся масс — вводится новый образ: город Умнов, символизирующий лагерь демократической интеллигенции. Свежая струя честности, прилетающая из Умнова, вызвала в глуповце прежде всего ненависть к самому возрождению и вынудила его приспособляться, что выразилось в попытках «глуповского возрождения», которое никаких положительных результатов дать не может. Происходит борьба между сторонниками подлинного, «умновского», и мнимого, «глуповского», возрождения. Первое, по убеждению сатирика, победит, ибо глуповца точит недуг, который неминуемо должен привести его к одру смерти. Глупов умирает, озлобляясь и агонизируя, положение его одно из самых безнадежных. Очерк «Клевета» написан уже после объявления крестьянской реформы. В ее куцем характере Салтыков видел признаки «глуповского возрождения», но считал, что это только начало в конечном счете победоносного процесса обновления.

В очерке «Наши глуповские дела» («Современник», 1861, № 11), где образы глуповского мира обрастают новыми подробностями, Салтыков приходит к тому же самому выводу об обреченности Глупова, что и в «Клевете», но приходит уже более сложным путем. Новое здесь: появление рядом со староглуповцем новоглуповца (так сатирик окрестил дворянских либералов) и рядом с Умновом — Буянова, символизирующего стихийное восстание крестьянских масс. В лице новоглуповца, который сохраняет прежнее крепостническое миросозерцание и отличается только изяществом манер и либеральной демагогией, староглуповец делает попытку продлить свое существование. Общественная борьба принимает все более острые формы, а в связи с этим и первоначальная вера Салтыкова в победу Умнова начинает колебаться и ищет поддержки в Буянове. Указывая на растущую трудность освободительной борьбы, на переход ее в более острый фазис развития, Салтыков, однако, и в «Наших глуповских делах» считает, что дело кончится победой, а не поражением. В новоглуповце, поборнике глуповского возрождения, он видит всего лишь тщетное

Информация о работе Младосимволизм