"Мысль семейная" в романе в романе Л. Толстого "Анна Каренина"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:43, реферат
Описание работы
"Анна Каренина" занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего вначале названия "Два брака", "Две четы", "Анна Каренина" превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России. Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился
Содержание работы
Содержание. I. Творческий замысел романа 1. История создания 2. Предшественники работы II. "Мысль семейная" в романе 1. Взгляды Толстого на семью 2. Развитие темы в романе III. Значение романа
Образцом
тех "приемов и языка", которые
Толстой в эту пору стал применять
в своем творчестве и был намерен
также и в будущем пользоваться при написании
произведений не только для детей, но и
"для больших", сам писатель признавал
повесть "Кавказский пленник" (1872).
Повесть была написана специально для
"Азбуки". Выполненное в новой стилевой
манере, это произведение явилось выдающимся
художественным созданием Толстого начала
70-х годов. Повестью "Кавказский пленник"
и циклом рассказов в "Азбуке" Толстой
положил начало реалистической прозе
для детей в русской литературе.
Одновременно
с писанием "Азбуки" Толстой отдавал
много сил и таланта делу народного образования
и школьно-педагогической деятельности,
которую он возобновил после десятилетнего
перерыва. Своим долгом писателя и человека
Толстой считал энергичное практическое
содействие тому, чтобы сделать все население
России грамотным, приобщить весь народ
— и, прежде всего, конечно, крестьянство
— к образованию и культуре. Он был убежден
в том, что в России дело образования народных
масс можно и должно "поставить на такую
ногу, на которой оно не стоит и не стояло
нигде в Европе". Этой насущно важной
проблеме Толстой посвятил статью "О
народном образовании" (1874), которая
была напечатана в некрасовских "Отечественных
записках". Статья вызвала оживленную
дискуссию. В яснополянском имении Толстой
открыл в январе 1872 года школу. Занятия
с учениками вели всей семьей — и сам Лев
Николаевич, и его дети Сережа, Таня, Илья.
Толстой
был встревожен тем ненормальным
положением, при котором из-за нищеты
и повсеместной неграмотности в
русском народе гибнут несомненно талантливые
люди! Их надо как можно скорее спасать,
всячески помогать ем проявить свои природные
способности. В конце 1874 года Толстой писал:
"Я не рассуждаю, но когда я вхожу в школу
и вижу эту толпу оборванных, грязных,
худых детей, с их светлыми глазами и так
часто ангельскими выражениями, на меня
находит тревога, ужас, вроде того, который
испытывал бы при виде тонущих людей. Ах,
батюшки, как бы вытащить, и кого прежде,
кого поело вытащить. И тонет тут самое
дорогое, именно то духовное, которое так
очевидно бросается в глаза в детях. Я
хочу образования для народа только для
того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,
Остроградских, Филаретов, Ломоносовых.
А они кишат в каждой школе". Этими мыслями
и настроениями, не дававшими писателю
ни дня покоя, было пронизано самое большое
его художественное произведение 70-х годов
— роман "Анна Каренина".
II. "Мысль
семейная" в романе.
1.
Взгляды Толстого
на семью.
Семья
всегда была и будет "онтологическим"
центром любых общественных и
личных потрясений и катаклизмов: войн,
революций, измен, ссор, вражды так же,
как и мира, любви, блага, радости и т.п.
Сам Толстой называл свой "семейный
опыт" "субъективно-общечеловеческим".
Семейную модель человеческих отношений
он рассматривал в качестве универсальной,
общезначимой основы братства, любви,
прощения и т.д., так как именно родным людям
мы склонны прежде всего прощать, терпеть
от них обиды, забывать причиненное ими
зло и жалеть их за это зло, ибо само родство,
сама совместная жизнь превращает их "зло"
в их "слабость", неумение быть добрыми,
делает нас как бы "соучастниками"
этого "зла", поскольку нормальный
в нравственном отношении человек просто
не может не чувствовать своей вины в том,
что близкий, родной ему человек "плох".
И вместе
с тем только в рамках семейной
жизни, родственных связей могут возникать
явные отклонения от "закона любви",
вопиющие нарушения принципов человечности
и нравственности, которые в других ситуациях
не выглядят столь шокирующими (например,
зависть сына к отцу, от которой страдал
Толстой, ненависть жены к мужу и т.п.),
когда с полным основанием можно сказать,
что "враги человеку домашние его".
И Толстой глубоко переживал все эти ситуации,
познав и агрессивность, и лукавство, и
многообразие такого зла. Оставаясь в
семье до последних дней своей жизни, Толстой
поступил последовательно и принципиально.
Его жизнь в условиях контраста роскоши
и нищеты, рабства и свободы, "ненависти"
и "любви" протекала в самом напряженном,
центральном пространстве нравственного
бытия человека. Ни война, ни изгнание,
ни социальные бедствия и т.п. не могли
дать ему столько опыта соприкосновения
с пороками жизни, сколько дали "семейная
война", "семейное изгнанничество"
и "семейная беда".
В семье
человек рожается и умирает, в
ней проходит вся его жизнь. Здесь
он впервые сталкивается с требованиями
"общего", проходит первую школу отношений
с людьми и узнает с полной очевидностью
к неопровержимой достоверностью, что
его счастье неотделимо от счастья других
и что другие и есть он сам.
Толстой
был убежден, что "род человеческий
развивается только в семье". Следовательно,
ее разрушение в его глазах было чревато
самыми страшными последствиями для всего
человечества. Семья есть основание, исток
и рода, и личности. Она необходима для
существования как "общего", так и
"личного". Если "общее" — человеческий
род, народ, общество, государство — не
может обойтись без семьи, то и отдельный
человек, согласно Толстому, только в семье
живет полноценной, серьезной жизнью.
Общая необходимость в форме глубокой
личной потребности. А у современников
писателя исчезло должное понимание семьи,
ее глубочайшего значения в жизни отдельного
человека и общества.
2.
Развитие темы
в романе
Толстой
дает в романе целый ряд взглядов
на семью. Яшвин и Катавасов —
герои эпизодические, но со своими определенными
и характерными воззрениями на брак. Оба
смотрят на семью как на помеху чему-то
более важному: один — игре в карты, другой
— науке. Для Серпуховского, молодого,
преуспевающего генерала, "женитьба
— единственное средство с удобствами
без помехи любить и заниматься своим
делом". И наконец, наиболее полно развернуто
отношение к семейной жизни светской молодежи,
к которой принадлежит Вронский. Он и его
друзья видят в ней нечто низменное, прозаически-скучное,
удел серых и обыкновенных людей. Толстой
показал в романе множество очень разных
людей: Облонский, Яшвин, Катавасов, Серпуховской,
Вронский, Петрицкий, которые относятся
к семье как к делу второстепенному. Причем
их взгляды на семью носят не теоретический,
а чисто практический характер. Герои
руководствуются ими в жизни, поэтому
их убеждения настоящие, хотя и неверные,
с точки зрения автора. Они создают духовную
атмосферу, указывающую на глубокое неблагополучие
современного общества, трагически выразившееся
ярче всего в судьбе Анны Карениной.
Толстовская
"мысль семейная" раскрывается
в сложном соединении всех эпизодов,
событий, описаний героев, но все же
стержень ее образуют две сюжетные
линии: Анна — Вронский, Кити — Левин.
Не надо забывать, что, хотя роман назван
именем одной героини, ее история занимает
только около трети всего объема произведения.
Левину, не имеющему прямого отношения
к судьбе Анны, уделено не менее внимания,
чем ей.
Истории
героев, очевидно, развиваются параллельно
и разнонаправленно: Кити и Левин
от разочарования, тяжелых переживаний
приходят к прочному и спокойному семейному
счастью. Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо
движутся навстречу трагедии. Связь Кити
и Левина, есть жизнь, отношения Анны и
Вронского развиваются под знаком смерти.
"Как счастливо вышло тогда для Кити,
что приехала Анна, — сказала Долли, —
и как несчастливо для нее, Вот именно
наоборот, — прибавила она, пораженная
своею мыслью. — Тогда Анна так была счастлива,
а Кити себя считала несчастливою. Как
совсем наоборот!". Наоборот чему? Наоборот
представлениям о счастье и благе, которые
царят в обществе. Причина противоположности
судеб героев — в различном отношении
их к семье и браку. Эти взгляды не сталкиваются
на публичной арене споров и диспутов,
поэтому и невозможна, принципиально невозможна
событийная, сюжетная связь двух линий.
Но суть воззрений героев вполне раскрывается
их жизнью, их судьбой. Здесь Толстой следует
философским традициям русского реалистического
романа: Пушкина, Лермонтова, Гончарова,
Тургенева. Так же как его предшественники
и современники, автор "Анны Карениной"
показывает воздействие среды на человека,
используя те же приемы расстановки положительных
и отрицательных начал: исследуя, как хорошие,
честные, справедливые люди преступают
нравственный закон.
Брак
Анны и Каренина — это совершенно
очевидно — был чуть ли не случайным для
нее и невольным для ее мужа, да и для них
обоих, один из тех браков, которые редко
бывают прочными и не дают людям счастья,
потому что совершаются без живого участия
сердца, без взаимной любви. О таких браках
сама Анна позднее услышит частые разговоры
в салоне Бетси Тверской. Жена посланника
высказала распространенный в светском
обществе взгляд: для счастливого брака
не нужны чувства, страсти, не нужна любовь.
"Я знаю счастливые браки только по
рассудку",— сказала жена посланника.
Вронский, участвовавший в споре, возразил
на это: "Да, но зато, как часто счастье
браков по рассудку разлетается как пыль
именно оттого, что появляется та самая
страсть, которую не признавали...". Именно
это и произошло в семье Карениных.
Анна
и Алексей Каренины прожили вместе
восемь лет, но об их брачной жизни
в романе сказано совсем мало, а
первые годы их супружества и вовсе
не упомянуты. Неизвестно, например, как
долго Анна была "губернаторшей"
в провинции и когда она
с мужем переехала в Петербург. Поселившись
в столице, Анна свободно и легко вошла
в высшее аристократическое общество.
Ей был открыт доступ в три различных кружка
избранных лиц петербургского света, где,
по словам автора, она "имела друзей
и тесные связи". Один состоял из высокопоставленных
правительственных чиновников, тесно
связанных по службе с Карениным и потому
часто бывавших в его доме, но этот "служебный,
официальный круг ее мужа" был довольно
скучен, и Анна по возможности избегала
его. С гораздо большей охотой Анна появлялась
в том кружке, центром которого была графиня
Лидия Ивановна; туда Анна обычно приезжала
в сопровождении своего мужа, высоко ценившего
графиню. Особенно же тесно Анна была связана
с людьми "партии крокета" — с кружком
княгини Бетси Тверской. В этот салон,
объединявший сливки петербургского света,
Анну ввела его хозяйка княгиня Бетси,
которая была дальней родственницей Анны
— женою ее двоюродного брата — и являлась
двоюродной сестрой Вронского. Анна охотно
и часто посещала этот салон, который впоследствии
был местом ее встреч с Вронским.
Очевидно,
что Анна в замужестве предавалась
обычным светским развлечениям и
удовольствиям, для которых у
нее было много свободного времени.
Но она но походила на барышень и
дам петербургского света тем, что
отличалась скромностью своего поведения
и безусловной супружеской верностью.
Хотя и было заметно что-то "фальшивое
во всем складе их семейного быта", однако
внешне жизнь Анны с Карениным выглядела
вполне благополучной, однообразно-спокойной,
что называется, без бурь и потрясений.
У Анны появился ребенок, и она искренне
занялась воспитанием своего Сережи, которого
очень любила. К обязанностям и долгу жены
она относилась строго, и у Каренина не
было ни повода, ни причин для недоверия
к ней, для ревности и семейных сцен. В
той части романа, где речь идет об Анне
до ее измены мужу, нет даже упоминания
о столкновениях между ними, о ссорах,
взаимных упреках и оскорблениях, а тем
более — о ненависти друг к другу. Не видно,
чтобы и Каренин но был ей верен в годы
их супружества. Одним словом, до поры
до времени Анна решительно ничем и никак
не выражала неудовлетворенности своей
семейной жизнью с Карениным, своей судьбой
и своим положением в светском обществе.
Каренин
далеко не идеальный муж, и он был
ей не пара. Но все-таки не следует забывать,
что жесткие, уничижительные и уничтожающие
суждения пришли Анне на ум уже после ее
измены Каренину и что ее слова продиктованы
ненавистью к нему, которая рождена вспыхнувшей
страстью к Вронскому. Обвиняя мужа в том,
что он не знает, что такое любовь, вообще
не знает, бывает ли она на свете, Анна
умалчивает о том, что и она сама, честно
и добросовестно исполняя супружеские
обязанности, тоже долго не имела никакого
понятия о любви, пока это чувство не пробудил
в ней Вронский.
И как
раз в это время — в момент резких потрясений
ее души и последовавшего затем крутого
перелома в ее поведении, взглядах и образе
жизни — Анна предстает перед читателем
во всей ее гордой красоте и женской пленительности.
Нередко
в критической литературе можно
встретить мнение о Вронском как о человеке,
недостойном высокой любви Анны, в чем
и видят главную причину гибели героини.
Но Толстой, нисколько не идеализируя
Вронского, все-таки пишет, что он был человеком
"с очень добрым сердцем". Обаяние,
красота, справедливость, духовная и интеллектуальная
незаурядность Анны вне всякого сомнения.
Отсюда мысль чаще всего идет по устойчивой
колее: все лучшее гибнет и должно гибнуть
в этом проклятом мире буржуазного лицемерия
и лжи. Действительно, сколько мы знаем
романов, повествующих о преградах на
пути влюбленных, страдающих из-за разбитых
надежд. В "Анне Карениной" трагическая
ситуация складывается после и в результате
осуществления желаний героев. Центр тяжести
перенесен с ухаживания, соперничества,
ожидания любви на изображение жизни любовников.
Если,
к примеру, в тургеневских романах
герой испытывается любовью, способностью
сделать один решительный шаг
к объяснению с любимой, то у Толстого
суть героя раскрывается в семейной
жизни, в процессе, а не в моменте.
В произведениях, рассказывающих о
стремлении героя к любви, счастье представляется
осуществлением желания, а вся остальная
жизнь как бы лишается ценности и значения.
Толстой полемически отвергал такой взгляд
как извращающий суть жизненного пути
человека. По убеждению автора "Анны
Карениной", жизненная пора человека,
столь излюбленная романистами, есть еще
не жизнь, а только преддверие ее. Для писателя
наиболее ответственный и серьезный период
начинается тогда, когда влюбленные, соединившись,
ведут совместную жизнь, именно тогда
и раскрывается человек и выясняется истинная
цена его идеалов и убеждений.
Несомненно,
общество виновно в трагедии героини,
но не в лицемерном осуждении связи
Анны с Вронским, а в фактическом
поощрении ее. Как и в романах
русских писателей, в "Анне Карениной"
дается анализ воздействия общественных
идеалов на человека и его судьбу. Личность
у Толстого имеет несколько уровней, и
подлинная суть, ее ядро, определяющие
действия и поступки, не осознается героем
в полной мере. Идеалы героев не становятся
предметом рефлексии, обсуждения, споров.
Они носят не теоретический, а органический
характер и воспринимаются героями как
нечто бесспорное, истинное и поэтичное,
что признается всеми передовыми, настоящими
людьми.