"Мысль семейная" в романе в романе Л. Толстого "Анна Каренина"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:43, реферат
Описание работы
"Анна Каренина" занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего вначале названия "Два брака", "Две четы", "Анна Каренина" превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России. Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился
Содержание работы
Содержание. I. Творческий замысел романа 1. История создания 2. Предшественники работы II. "Мысль семейная" в романе 1. Взгляды Толстого на семью 2. Развитие темы в романе III. Значение романа
Общество,
изображенное в романе, враждебно
духовно-нравственному началу человека,
оно не осуждало, а любило прелюбодеяние.
Никто в душе не осуждал ни Анну,
ни Вронского и не сочувствовал Каренину.
Адвокат, к которому обратился за советом
о разводе Каренин, не мог скрыть радости.
"Серые глаза адвоката старались не
смеяться, но они прыгали от неудержимой
радости, и Алексей Александрович видел,
что тут была не одна радость человека,
получающего выгодный заказ, — тут было
торжество и восторг, был блеск, похожий
на тот зловещий блеск, который он видел
в глазах жены". Чувство адвоката, узнавшего
о несчастье клиента, непроизвольно, оно
исходит из самых глубин его существа,
оно настоящее. И эта радость всеобща.
Каренин замечал "во всех этих знакомых
с трудом скрываемую радость чего-то".
Все радуются несчастью Каренина и ненавидят
его за то, что он несчастлив. "Он знал,
что за это, за то самое, что сердце его
истерзано, они будут безжалостны к нему.
Он чувствовал, что люди уничтожат его,
как собаки задушат истерзанную визжащую
от боли собаку". Охрана семьи, бывшей
на протяжении тысячелетий истоком жизни
и школой человечества, не может быть вверена
преходящим государственным институтам
или общественному мнению. Семья сохраняется
силон более могущественной и совершенно
неотвратимой — внутренней природой человека,
абсолютизированной формой которой и
является бог.
III.
Значение романа.
"Мысль
семейная" — это не только
тема "Анны Карениной", но и назидание.
Назидание о том, какой должна быть семья,
а так как семья связана с домом, то это
и назидание о доме. Прочитаем знаменитое
начало романа. В первой же фразе встретится
слово "семья". Следующее существительное
— "дом". Далее идут "жена" и
"муж". И над этими главными действующими
лицами парит отмщение эпиграфа.
"Мысль
народная" в "Войне и мире"
раскрывалась как терпение, стойкость,
ненасилие. Об отмщении не может
быть и речи и с точки
зрения Каратаева, и с точки
зрения Кутузова и Болконского.
"Не думай, что горе сделали люди. Люди
— орудие Его, — говорит Княжна Марья
в "Войне и мире". — Мы не имеем права
наказывать".
По
свидетельству М.С. Сухотина, сам
Толстой так определял смысл
эпиграфа к роману "Анна Каренина":
"...Я выбрал этот эпиграф... чтобы
выразить ту мысль, что то дурное, что совершает
человек, имеет своим последствием всё
то горькое, что идёт не от людей, а от Бога,
и что испытала на себе и Анна Каренина".
"Война
и мир" — учение о ненасилии,
а роман "Анна Каренина" —
художественное произведение о современности,
не претендующее на всеобъемлющее учение
о жизни, но учительное в одном вопросе
— дома и семьи. Однако в этих двух произведениях
общая мысль та, что поднявший меч навлекает
несчастье прежде всего на себя. В "Войне
и мире" это – Наполеон. В "Анне Карениной"
— главная героиня. И меч, который она
подняла, —это её нежелание терпеть,
её вызов судьбе. Свою страсть она поставила
выше всего остального. За что и поплатилась.
Толстой
предстал в "Анне Карениной", как
и в романе-эпопее, гениальным художником-реалистом.
Свой творческий метод, примененный им
для воссоздания в "Анне Карениной"
действительности, Толстой назвал "ярким
реализмом" (62, с. 139). Реализм образов,
в системе которых запечатлена правда
о человеке и эпохе, жизненная достоверность,
подлинная психологическая глубина и
разнообразие неповторимо ярких характеров,
динамичность действия и острота конфликтных
ситуаций, социальная насыщенность содержания,
философская напряженность размышлений
о современности и о жизни в целом — вот
что отличает роман Толстого и делает
его выдающимся явлением русского и мирового
реалистического искусства.
Роман
"Анна Каренина", по оценке Достоевского,
есть "совершенство как художественное
произведение <...>, с которым ничто
подобное из европейских литератур в настоящую
эпоху не может сравниться". В создателе
этого романа Достоевский увидел "необыкновенной
высоты художника" равного которому
невозможно найти в современной литературе.
Исключительно важное значение в. духовном
обогащении и развитии самосознания русского
общества и всего человечества имеют те
социальные, философские и морально-этические
идеи, которые с такой страстностью и художественной
убедительностью проводит в своем романе
Толстой: "Такие люди, как автор "Анны
Карениной", — суть учителя общества,
наши учителя, а мы лишь ученики их...",
— писал Достоевский.
"Анна
Каренина" есть величайший социальный
и вместе с тем семейно-психологический
роман XIX века. Им зачитывались
современники писателя, следившие
по журнальным публикациям за
все возрастающим напряжением человеческой
драмы, в которую вовлечены герои. Время
не стерло удивительной свежести картин
прошедшей жизни, гениально нарисованных
Толстым.
Список
использованной литературы.
1. Толстой
Л.Н. Полное собрание сочинений. – Репринт.
воспроиз. изд. 1928 – 1958 гг. – М.: Изд. центр
"Терра", 1992. – Т. 18, 19, 20. Анна Каренина:
роман.
2. Толстой
Л.Н. Полное собрание сочинений. – Репринт.
воспроиз. изд. 1928 – 1958 гг. – М.: Изд. центр
"Терра", 1992. – Т. 61. Письма. – 421 с.
3. Толстой
Л.Н. Полное собрание сочинений. – Репринт.
воспроиз. изд. 1928 – 1958 гг. – М.: Изд. центр
"Терра", 1992. – Т. 62. Письма. – 573 с.
4. Артёмов
В. М. Свобода и нравственность в педагогике
Л.Н. Толстого. // Социал. - гуманит. знания.
– 2001. - № 3. – С. 133 – 142.
5. Бурсов
Б.И. Лев Толстой и русский роман. – М.-Л.:
Изд-во АН СССР, 1963. – 152 с.
6. Достоевский
Ф. М. Об искусстве. – М.: Искусство, 1973 –
632 с.