"Мысль семейная" в романе в романе Л. Толстого "Анна Каренина"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:43, реферат
Описание работы
"Анна Каренина" занимала творческую мысль писателя в течение более четырех лет. В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего вначале названия "Два брака", "Две четы", "Анна Каренина" превратилась в крупнейший социальный роман, в ярких типичных образах отразивший целую эпоху в жизни России. Еще в начале 1870 года в творческом сознании Толстого наметился
Содержание работы
Содержание. I. Творческий замысел романа 1. История создания 2. Предшественники работы II. "Мысль семейная" в романе 1. Взгляды Толстого на семью 2. Развитие темы в романе III. Значение романа
"Вронский
никогда не знал семейной жизни"
— так начинается глава, рассказывающая
о его отношении к Кити. Фраза ключевая
к образу героя, определяющая и объясняющая
историю любви Вронского и Анны. Именно
здесь надо искать истоки трагедии этих
героев.
Вронский
не получил истинного и хотя элементарного,
но самого необходимого, согласно Толстому,
образования в семье. Того образования,
которое приобщает человека к духовным
основам жизни, не с помощью книг, учебных
заведений, а через непосредственное общение
с матерью, отцом, братьями. Он не прошел
начальную школу воспитания человечества,
где закладывается фундамент личности.
"Женитьба для него никогда не представлялась
возможностью. Он не только не любил семейной
жизни, но в семье, и в особенности в муже,
по тому общему взгляду холостого мира,
в котором он жил, он представлял себе
нечто чуждое, враждебное, а всего более
— смешное".
Толстой,
следуя заветам русского реалистического
романа, рассказал о воспитании героя,
сформировавшем ядро его личности,
которое составляют симпатии, антипатии
и главное — то, что он любит. Только
о воспитании двух героев — Левина и Вронского
— сообщается в романе, что говорит об
особом значении их для раскрытия и понимания
трагедии главной героини. Контрастность
начал, в которых воспитывались Левин
и Вронский, определяет и разнонаправленность
их жизненных путей.
Толстой
не рассказывает подробно, как они
воспитывались, какие читали книги,
кто были их учителя и гувернеры.
Он сообщает только об одном, самом
важном и существенном — о семейной
атмосфере и об отношении Левина
и Вронского к родителям, и прежде всего
к матерям. Вронский "в душе своей не
уважал матери и, не давая себе в том отчета,
не любил ее...". Для Левина понятие о
матери было "священным воспоминанием,
и будущая жена его должна была быть в
его воображении повторением того прелестного,
святого идеала женщины, каким была для
него мать". Линия, связывающая образ
матери с женой, проведена Толстым четко
и определенно. Материнская любовь, выпавшая
на долю ребенка, формирует истинное, глубокое
и серьезное отношение к женщине. "Любовь
к женщине он (Левин) не только не мог себе
представить без брака, но он прежде представлял
себе семью, а потом уже ту женщину, которая
даст ему семью". А если общие, теоретические
взгляды героев романа меняются легко
и порой даже незаметно для них самих,
то чувства, вынесенные из детства, составляют
прочную основу личности. По своей природе
теоретические воззрения и должны меняться,
развиваться, и Толстой жил как раз в эпоху,
когда возникновение и развитие идей в
России сделало качественный скачок, когда
обилие, противоречивость и быстрая их
смена стали новым явлением в русской
общественной жизни. А в понимании семьи
как неизменно необходимого для человечества
института человек должен был руководствоваться
надежным, в глазах писателя, средством
— чувством, приобретенным в жизненном
опыте. Ведь Толстой был убежден: "Человек
познает что-либо вполне только своей
жизнью... Это высшее или, скорее, глубочайшее
знание".
Вронский
был лишен того положительного опыта
счастливой: жизни в семье, которым
обладал Левин. Мать Вронского обвиняла
в несчастьях сына Каренину, но в действительности
вина в большей степени лежала на ней самой.
"Мать его (Вронского)была в молодости
блестящая светская женщина, имевшая во
время замужества, и в особенности после,
много романов, известных всему свету".
Образ матери, чувство семьи, полученное
Левиным в детстве, направляло его в жизни.
Почему он был так уверен, что счастье
достижимо? Потому что оно уже было у него.
Какой должна быть семья, как строить отношения
между мужем, женой, детьми? Левин знал
исчерпывающие ответы на эти вопросы —
так, как строили их его мать и отец. Тяжело
больной, бездомный, скитающийся по гостиницам
Николай заклинает брата: "Да смотри
же, ничего не переменяй в доме, но скорее
женись и опять заведи то же, что было".
"Глубочайшее
знание", обретенное героями в
детстве, во многом предопределило
их судьбы, породило у каждого
особый строй чувств. Толстой
показывает, как то, что было заложено
в чувствах героев, развертывается
в судьбу.
Левин
и Вронский — каждый по-своему переживает,
ощущает свою любовь. Это как бы
два разных, взаимоисключающих рода
любви, не понимающих и совершенно закрытых
друг для друга.
Любовь
Вронского замыкает его на самом
себе, отъединяя от людей и внешнего
мира, и, по сути, обедняет его. Если и прежде
он "поражал и волновал незнакомых ему
людей своим видом непоколебимого спокойствия,
то теперь... еще более казался горд и самодовлеющ.
Он смотрел на людей, как на вещи. <...>
Вронский ничего и никого не видел. Он
чувствовал себя царем, не потому, чтоб
верил, что произвел впечатление на Анну,
— он еще не верил этому, — но потому, что
впечатление, которое произвела она на
него, давало ему счастье и гордость".
Толстой,
даже говоря о чувствах героя, не просто
передает их, но тщательно анализирует.
Он показывает силу, привлекательность
чувств Вронского и в то же время обнажает
их эгоистическую суть, хотя и не имеющую
в себе в настоящей форме ничего ни отталкивающего,
ни зловещего. Главный предмет изображения
и исследования у Толстого — человеческие
взаимоотношения, что выдвигает в центр
его художественного мира этическую оценку.
И она присутствует даже в описании любовных
чувств героев, в неявном, потаенном виде.
Отметим ударные, несущие в себе этический
смысл слова из приведенного отрывка:
"горд, самодовлеющ", "смотрел на
людей, как на вещи", "ничего и никого
не видел", "чувствовал себя царем".
В мире Толстого человек, оставаясь наедине
с собой, переживая самое личное, глубоко
интимное чувство, раскрывается в отношении
ко всем людям.
Этическая
установка автора "Анны Карениной"
в анализе любовных переживаний
Вронского проясняется в полной
мере при сравнении их с чувствами
Левина, находившегося в особом состоянии
духа после объяснения в любви
Кити. "Замечательно было для Левина
то, что они (окружающие его люди) все для
него нынче были видны насквозь, и по маленьким,
прежде незаметным признакам он узнавал
душу каждого, и ясно видел, что они все
были добрые". Истинная любовь делает
человека мудрее. Левин пребывает не в
состоянии восторженности, опьянения,
когда возникает иллюзия прекрасного
мира, а в состоянии прозрения, открывая
то, что было скрыто от него раньше. У Вронского,
полюбившего Анну, интерес к людям и окружающему
миру уменьшается, мир как бы исчезает
для него, и он целиком поглощается чувством
довольства и гордости собой.
В параллель
к трагической судьбе Анны с ее
несчастной семейной жизнью Толстой
рисует счастливую семейную жизнь Левина
и Кити. Здесь и сведены воедино
различные сюжетные линии романа.
Образ
Кити принадлежит к лучшим женским образам
русской литературы. Кроткие правдивые
глаза, в которых выражались детская ясность
и доброта ее души, придавали ей особенную
обаятельность. Кити жаждала любви как
награды за свою красоту и привлекательность,
она вся охвачена юными девическими мечтаниями,
надеждой на счастье. Но измена Вронского
подорвала ее веру в людей, она теперь
склонна была видеть во всех их поступках
только одно дурное.
На
водах Кити встречается с Варенькой
и воспринимает ее вначале как
воплощение нравственного совершенства,
как идеал девушки, живущей какой-то иной,
незнакомой ей доселе жизнью. От Вареньки
она узнает, что, помимо "жизни инстинктивной",
существует "жизнь духовная", основанная
на религии, но религии не официальной,
связанной с обрядами, а религии возвышенных
чувств, религии жертвования собой во
имя любви к другим; и Кити всей душой привязалась
к своей новой подруге, она, так же как
и Варенька, помогала несчастным, ухаживала
за больными, читала им евангелие.
Здесь
Толстой стремился поэтизировать
религию "всеобщей" любви и нравственного
самоусовершенствования. Он пытается
показать, что только на пути обращения
к евангелию можно спасти себя, избавиться
от власти "инстинктов" тела и перейти
к высшей жизни, "духовной". Такой
жизнью живет Варенька. Но это "существо
без молодости", лишенное "сдержанного
огня жизни", было похоже "на прекрасный...
но уже отцветший, без запаха цветок".
И ровное отношение к людям, и внешнее
спокойствие, и ее "усталая улыбка"
свидетельствовали о том, что Варенька
была лишена сильных жизненных страстей:
она даже смеяться не умела, а только "раскисала"
от смеха. "Она вся духовная", — говорит
Кити о Вареньке. Рассудочность подавила
в ней все нормальные человеческие чувства.
Левин презрительно называет Вареньку
"святошей". И действительно, вся
ее "любовь" к ближним была искусственной
и скрывала отсутствие в ней призвания
к настоящей, земной человеческой любви.
Кити,
разумеется, не стала и не могла
стать второй Варенькой, она была
слишком предана жизни и быстро
почувствовала "притворство" всех
этих "добродетельных" Варенек и
мадам Шталь с их "выдуманной" любовью
к ближним: "Все это не то, не то!.."
Она говорит Вареньке: "Я не могу иначе
жить как по сердцу, а вы живете по правилам.
Я вас полюбила просто, а вы, верно, только
затем, чтобы спасти меня, научить меня!".
Так Кити осудила мертвенность и ненатуральность
Вареньки, показавшейся ей вначале идеальной.
Она излечилась от своей нравственной
болезни и почувствовала вновь всю прелесть
настоящей жизни, не загнанной ни в какие
искусственные "правила".
В последующих
эпизодах романа (неожиданная встреча
кареты, в которой ехала Кити,
встреча Кити с Левиным у Стивы,
объяснение, новое предложение, венчание)
писатель раскрывает всю силу душевного
очарования своей героини. Глава, посвященная
венчанию, проникнута глубоким сочувствием
Толстого к девичьей судьбе и девичьим
мечтам о счастье, которые жизнь нередко
так безжалостно разбивала. Присутствовавшие
в церкви женщины вспоминали свои свадьбы,
грустили о том, что надежды на счастье
у многих из них не оправдались. Долли
подумала о себе, вспомнила Анну, которая
так же девять лет назад "чистая стояла
в померанцевых цветах и вуале. А теперь
что?" В реплике простой женщины: "А
как ни говорите, жалко нашу сестру",—
выражены скорбные думы миллионов женщин,
которые в условиях частнособственнического
общества не могли обрести подлинного
счастья.
В первые
же дни своей семейной жизни Кити
занялась хозяйством, "весело свивая
свое будущее гнездо". Левин мысленно
упрекал ее в том, что "у нее
нет серьезных интересов. Ни интереса
к моему делу, к хозяйству, к мужикам, ни
к музыке, в которой она довольно сильна,
ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно
удовлетворена" (19,55). Толстой, однако
защищает свою героиню от этих упреков
и "осуждает" Левина, который еще
не понимал, что она готовилась к важному
и ответственному периоду своей жизни,
когда "она будет в одно и то же время
женой мужа, хозяйкой дома, будет носить,
кормить и воспитывать детей". И ввиду
этого предстоящего ей "страшного труда"
она имела право на минуты беззаботности
и счастья любви.
После
родов Кити — "величайшего события
в жизни женщины" — Левин, едва
сдерживая рыдания, стоял па коленях
и целовал руку жены, он был безмерно
счастлив. "Весь мир женский, получивший
для него новое, неизвестное ему
значение после того, как он женился, теперь
в его понятиях поднялся так высоко, что он
не мог воображением обнять его".
Культ
женщины-матери лежит в основе и
образа Дарьи Александровны Облонской.
Долли в молодости была столь
же привлекательной и красивой, как
и ее сестра Кити. Но годы замужества изменили
ее до неузнаваемости. Все свои физические
и душевные силы она принесла в жертву
любви к мужу и детям. Измена Стивы потрясла
ее до глубины души, она уже не могла любить
его по-прежнему, все интересы ее жизни
теперь сосредоточились на детях. Долли
была "счастлива" своими детьми и
"гордилась ими", здесь она видела
источник своей "славы" и своего "величия".
Нежность и гордость матери за своих детей,
ее трогательные заботы об их здоровье,
ее искренние огорчения, когда они совершали
дурные проступки, — вот что определяло
душевную жизнь Долли.
Но
однажды тихая, скромная и любящая
Долли, измученная многими детьми, домашними
заботами, неверностью мужа, задумалась
над своей жизнью, над будущностью
своих детей и на минуту позавидовала
Анне и другим женщинам, которые, как ей
казалось, не знали никаких мучений, а
наслаждались жизнью. Она думала, что могла
бы жить так же, как эти свободные от детей
женщины, не зная горечи жизни; но уже признание
молодайки на постоялом дворе, сказавшей,
что она рада смерти своего ребенка —
"развязал бог",— показалось ей "отвратительным".
А когда Анна заявила, что не желает иметь
детей, Долли "с выражением гадливости
на лице" ответила ей: "Это не хорошо".
Она ужаснулась безнравственности ее
суждений и почувствовала свою глубокую
отчужденность от Анны. Долли поняла, что
жила правильно, и вся прошлая ее жизнь
выступила перед ней "в новом сиянии".
Так эта "очень прозаическая", по
понятиям Вронского, женщина обнаружила
свое нравственное превосходство над
"поэтическим" миром Вронского —
Анны.
Такие
толстовские героини, как Наташа
Ростова, Марья Болконская, Долли, Кити,
несут в себе много очарования,
они пленяют своей подлинной
женственностью, верностью супружескому
долгу, они хорошие матери — и
в этом положительное содержание лучших
женских образов Толстого.
Итак,
мы видим две силы, совершенно различные
и, более того, противоборствующие:
грубую силу общественного мнения внутренний
нравственный закон. Именно последний
олицетворен в боге и за нарушение
его человека постигает неотвратимая
кара, что и выражено в эпиграфе к роману:
"Мне отмщение, и аз воздам". Будем
ли мы понимать под "аз" человека,
преступившего закон и самого себя за
это наказывающего, или бога, карающего
преступника, и то и другое будет верно.
Дело не в том, что Анна не может быть подвержена
людскому суду, поскольку люди слабы и
грешны, а в том, что их суд — недостаточная
и ненадежная охраняющая закон инстанция.
Общественные идеалы меняются, имеют исторический
характер и потому не могут руководить
человеком в том, что, по убеждению Толстого,
носит на себе печать вечности.