Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа
В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходства у разных народов, он имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.
Введение…………………………………………………………………………1
I Символ бабочки в разных странах мира…………………………………2-3
II Бабочки в нашей жизни ………………………………………………….....4-6
III Бабочки в японской литературе……………………………………... ..7-8
IV Образ бабочки в русской литературе…………………………………… 9-10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова…………………………..11-14
Заключение………………………………………………………………….......15
Литература……………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………..17-21
Дневник наблюдения……………………………………………………….. ….22
Образ бабочки в литературе
Содержание
Абстракт
Введение…………………………………………………………
I Символ бабочки в разных странах мира…………………………………2-3
II Бабочки в нашей жизни ………………………………………………….....4-6
IV Образ бабочки в русской литературе…………………………………… 9-10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова…………………………..11-14
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Дневник наблюдения……………………………………………………
Абстракт
Актуальность. Обычно при упоминании насекомых человек ощущает себя не совсем уютно. Однако при упоминании бабочки мы вспоминаем детство, когда с удовольствием рассматривали раскраску пойманного мотылька. И бабочка не ассоциируется в нашем сознании с насекомыми. Таинственный рисунок и раскраска волнует воображение человека. Рисуя природу, мы чаще всего рисуем именно бабочку. А коллекционеры бабочек не менее страстны, чем иные жаждущие заполучить редкостный экземпляр произведений искусства. Так в чём же секрет этого божественного создания? В нашем исследовании мы сделали попытку найти ответ на этот вопрос, обратившись к символическому прочтению образа бабочки в художественных произведениях русской литературы. В этом состоит новизна нашего исследования.
Цель исследования: рассмотреть образ бабочки в народных представлениях, в литературе, японской и русской, сопоставить мифические представления о предмете нашего исследования с литературным образом бабочки, сопоставить научное описание бабочек с художественным образом чешуекрылых в произведениях В.В. Набокова.
Гипотеза: если в представлениях разных народов образ бабочки несёт символическое значение, то этот факт должен иметь продолжение в литературных источниках.
Задачи: 1) выявить символическое значение образа бабочки в народных представлениях; 2) рассмотреть образ бабочки в японской литературе; 3) рассмотреть образ бабочки в русской литературе; 4) сопоставить научное описание бабочки с художественной интерпретацией в творчестве писателя и натуралиста В. Набокова.
Методы исследования: обзорно-аналитический, исследовательский.
В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходства у разных народов, он имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.
На основе проведённого исследования мы предлагаем рекомендации: 1) анализ литературных образов проводить с опорой на символическое значение; 2) с целью полного раскрытия образа рассматривать предмет исследования в смежных областях.
Данная работа имеет практическую значимость, т.к. использованная в исследовании методика доступна каждому, кто занят исследованием, позволяет делать глубокий анализ литературных персонажей в общей сюжетной линии произведения, а также при мотивировке собственных сновидений.
Введение
Образ бабочки в сознании человека не ассоциируется насекомыми. Эти создания будоражат воображение. При их упоминании мы вспоминаем детство, когда с удовольствием рассматривали раскраску пойманного мотылька. Таинственный рисунок вызывает массу ассоциаций, вызывает непонятное волнение. Когда мы рисуем природу, то часто изображает именно бабочку. Коллекционеры также страстно охотятся за редкостными экземплярами этой особи. В разных сферах жизни человека мы встречаем бабочек. Поэтому изучение образа достаточно актуально. В нашей работе мы сделали попытку найти ответ на вопрос: в чём секрет божественного создания? Мы обратились к символическому прочтению образа бабочки в художественных произведениях русской литературы. В этом состоит новизна нашего исследования. Мы поставили перед собой цель: рассмотреть образ бабочки в народных представлениях, в литературе, японской и русской, сопоставить мифические представления о предмете нашего исследования с литературным образом бабочки, сопоставить научное описание бабочек с художественным образом чешуекрылых в произведениях В.В. Набокова.
Гипотеза, выдвинутая нами, сведена к следующему: если в представлениях разных народов образ бабочки несёт символическое значение, то этот факт должен иметь продолжение в литературных источниках.
Исходя из цели и гипотезы, мы определили следующие задачи: 1) выявить символическое значение образа бабочки в народных представлениях; 2) рассмотреть образ бабочки в японской литературе; 3) рассмотреть образ бабочки в русской литературе; 4) сопоставить научное описание бабочки с художественной интерпретацией в творчестве писателя и натуралиста В. Набокова.
Методы, использованные в исследовании: обзорно-аналитический, исследовательский.
В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Мы остановились на культурных воззрениях разных народов относительно предмета исследования, а также обратились к биологическим характеристикам бабочки, чтобы лучше раскрыть образ, увидеть грани: научные и художественные. Цель такого подхода: объяснение некоторых истоков образных/символических представлений. Мы использовали иллюстрации с изображением бабочек в качестве огранки, способствующей позитивному принятию образа сознанием читателя/слушателя.
Предмет исследования: образ бабочки.
Объект: художественные произведения, в которых описываются бабочки.
Методы исследования: обзорно-аналитический, исследовательский.
1
I Символ бабочки в разных странах мира
Большинство людей восхищаются бабочками, как восхищаются красивыми цветами. Ещё в древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки, таковые имели и скандинавские эльфы (духи воздуха). Изображения бабочек сохранились на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой – от зарождения сознания до просветления, воскрешения души [1]. У древних греков бабочка была символом бессмертия души [Приложение 1].
Как символ души бабочка встречается в Африке, в Заире, в Центральной Азии, в Мексике, в Новой Зеландии, у маори. Цикл человеческой жизни повторяет цикл жизни бабочки: в детстве человек – крошечная гусеница, которая в зрелости становится большой гусеницей, а в старости – куколкой. Из кокона-могилы человеческая душа вылетает в облике бабочки и откладывает [Приложение 1].
В Бирме полагали, что бабочки появляются, когда человек засыпает. Поэтому нельзя будить человека внезапно: бабочка не успеет вернуться в свое тело.
2
Женщины народа дулун делают татуировку на лице, бабочку «бакуйи», «на счастье». А в Мексике, если вы встретили белую бабочку весной, то год будет счастливым, желтую – будет солнечно. Если темная – будет буря. Если пестрая - свадьба. Красная в Шотландии бабочка – ведьма. В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышущегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка – это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем – символ душ женщин, умерших при родах.
В Японии, как и в Сицилии, считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью. Ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает торжественные шествия и праздники. В Японии бабочка - это символ молодой женщины. Две танцующие бабочки - образ японского семейного счастья. С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей проповедью [Приложение 1]. В Китае, в Индии бабочка – символ неизменной любви. В китайском языке «бабочка» - «слива» и «70» - омонимы. «Бабочками» называют бодрых старичков [Приложение 1].
В христианском искусстве бабочка – символ воскресения человеческой души. Кокон – жизнь, смерть и воскресение. Кельты чувствовали в трепетании крыльев солнечный жар. А англичане, если их тошнит от волнения, ощущают трепет крыльев бабочки у себя в желудке – у них есть слово «баттерфляйз». Увидеть три бабочки вместе – к счастью. Если девочка мечтает о новом платье, она должна поймать бабочку нужного цвета и откусить ей голову. Славяне верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса. У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души. Если русский встретит бражника «мертвую голову», бабочку надо убить, чтобы никто из близких родственников не умер. В русском языке слово «бабочка» – от «человеческой» бабки. В диалектное название бабочки – «душечка» [Приложение 1]. Однако у сербов – бабочка не в почете, потому что её считали душой вампира, что означало только одно – надо непременно убить, так как они - причина ухудшения удоя у коров [2].
Итак, в представлениях разных народов образ бабочки имеет мистический характер и связан с мифологическими воззрениями.
3
II Бабочки в нашей жизни
В данной главе мы собрали факты из жизни, где бабочка становится прообразом для самых неожиданных вещей. Мы считаем, что эта глава необходима, так как образ бабочки сопровождает человека с давних времён. И чтобы понять художественный образ бабочки, надо увидеть её лик в жизни человека.
Бабочки стали приносить людям пользу, по крайней мере, около 7000 лет назад. В сочинениях древнекитайского философа Конфуция (около 551– 479 до н. э.) пересказывается легенда о том, как впервые человек узнал о шёлковой нити. Императрица Си-Лин-ши нашла под кустом тутовника кокон, принятый ею за какой-то дивный плод. Он случайно выпал из её рук в чашку с чаем и от жидкости размяк. Стараясь достать его, императрица вытянула шёлковую нить. В благодарность за это нечаянное открытие китайцы возвели Си-Лин-ши в ранг божества Поднебесной империи.
Самый ценный «производитель шёлка» – тутовый шелкопряд (семейство Bombyci-dae). В течение многих тысячелетий в Китае разводят эту бабочку. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. И только в VI в. н. э. двум монахам удалось донести до Европы спрятанные в дорожных посохах яйца тутового шелкопряда и семена тутовника. Тысячелетие спустя Франция стала одним из основных производителей шёлка в мире. Из коконов бабочки китайского дубового шелкопряда получают другое натуральное шёлковое волокно, из которого ткут красивую лёгкую золотистую чесучу.
В XX веке у шёлка появился серьёзный соперник – химические волокна: искусственные, а затем и синтетические. Многие из них превосходят шёлк по прочности, обладают меньшей сминаемостью, устойчивостью к истиранию. Но человек лучше чувствует себя в натуральной шёлковой одежде, чем в изготовленной из химических волокон, благодаря более высокой способности шёлка впитывать влагу и меньшей, чем у синтетики, электризуемости. Тем не менее мировое производство шёлка постепенно падает, а химических волокон — растёт. Китай, бывший основным производителем шёлка, переместился с первого места третье – после Японии и Кореи.
Например, в плавании известен стиль плавания – бабочка. Сравните:
4
Всем известен галстук – бабочка, который годен для торжественных случаев в костюме мужчины. Портновский стежок также имеет такое же название – бабочка. Неожиданно – бабочкой является клапан в трубах, пропускающий воду только в одну сторону. А лёгкий парусиновый стул? А танец полька?
Способ резки в кулинарии: кусок режется на половинки, но не до конца. Получается блюдо вроде «свинина-бабочка».
А вот орхидея. Не правда ли, похожа на бабочку. Посмотрите на этих рыб:
Вот поза хоккейного вратаря: колени вместе, ступни врозь. Посмотрите: порода собаки, у которой высоко поставлены мохнатые ушки.
Есть понятие в метеорологии (и экономике) – «эффект бабочки»: насекомое может слегка махнуть крылышками в одном месте, а через какое-то время в
5
другом из-за этого разразится ураган (научное название – «сильная зависимость от начальных условий». Или туманность, расположенная на
расстоянии 2100 световых лет от Солнца.
На рядом помещённом изображении можно увидеть установку парусов, напоминающих крылья бабочки.