Образ бабочки в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходства у разных народов, он имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………1
I Символ бабочки в разных странах мира…………………………………2-3
II Бабочки в нашей жизни ………………………………………………….....4-6
III Бабочки в японской литературе……………………………………... ..7-8
IV Образ бабочки в русской литературе…………………………………… 9-10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова…………………………..11-14
Заключение………………………………………………………………….......15
Литература……………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………..17-21
Дневник наблюдения……………………………………………………….. ….22

Файлы: 1 файл

НП образ бабочки.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Описанные в научной литературе форма, окраска и поведение бабочки, становятся в художественном образе Набокова костюмом, гримом и мимикой. «Откуда ни возьмись, бабочка-полигония, сев на верхнюю ступеньку веранды, расправляя плашмя свои вырезные бронзовые крылья, мгновенно захлопывала их, чтобы показать белую скобочку на аспидном исподе, вспыхивала опять и была такова» [15].

Целую коллекцию бабочек можно встретить в стихотворении-воспоминании «Ночные бабочки» (1922). Поэт вспоминает, как он ловил бабочек, усыплял их, любовался своей коллекцией. Оживает мир прошлого, необычайно дорогого, одухотворённого, незабываемого. Поэт ведёт диалог:

«Для вас, ночные бабочки, приманку я готовлю: предчувствуя с утра удачливую ловлю, я пиво пьяное мешаю пополам с согретой патокой,

12

потом прибавлю рому» [16]. Это говорит Набоков – исследователь. Он с профессиональной точностью описывает, как приготовить приманку, чтобы привлечь бабочек.

 В строках «И липким золотом я мажу по сырому дубовому стволу, и с кисти каплет сок,  по трещинам ползет, блестящий и пахучий...  Шафранный шар луны всплывает из-за тучи…» образ учёного сливается с образом поэта. Переплетаются два стиля, два языка, два взгляда на мир: «Я жду в лиловой мгле, и он (дуб) со мною ждет» [17]. Бабочки появляются таинственно, рождаются из темноты. Они кажутся дымчатыми, седыми, призрачными. Но начинает звучать  голос учёного-исследователя:

… пять ночниц вбирают сок дурманный, 
   блаженно выпустив витые хоботки 
   и крылья серые на розовой подкладке 
   подняв, оцепенев, – и вдруг, взмахнув крылом, 
   скрываются во мрак - и вновь на запах сладкий 
   слетаются легко. Стою перед стволом, 
   внимательно слежу наряд их полуявный, 
   окраску и узор, и, выбрав мотылька, 
   над самою корой я всплескиваю плавно 
   белесой кисеей широкого сачка [18].Два голоса – поэта и учёного – словно перебивают друг друга, торопятся рассказать о своём, наиболее важном, но того и другого объединяет ощущение радости, волнения и счастья свершившегося чуда:

Чудесные часы! Восторг воспоминанья! 
Волнуется душа... Латинские названья 
    Кружатся в голове, а ночь тепла, мутна... 
                     Висит в набухшей мгле лимон луны огромный [19].

Учёный, усыпляющий бабочку, поэт – в следующих строках: «Усните, крылышки, глазастые головки,   тончайшие сяжки!». Какое нежное, ласковое, трепетное отношение звучит в этом обращении к близким и дорогим существам: «Вот пухлый шелкопряд, рябой, как палый лист» [20]. 

 

В энциклопедии

У Набокова

Крылья в размахе 40-60 мм, беловатые. Тело массивно

Окраска сравнивается с рябым палым листом, а тело названо пухлым

Размах крыльев - 35-42 мм. Окраска - от сероватой  до красновато-коричневой. Характерное светлое пятно контрастирует с темным пятном в виде галстука-бабочки. Задние крылья с узкой коричневой каймой. Бабочка в покое плоско складывает  крылья над телом.

«вот крылья черной совки с жемчужной ижицей на жилке узловой».

метафоры: «веер крохотный», «кроткий старичок», «монашек в тёмной рясе» « царевна, невеста ветерка»!


13

Образ бабочки вызывает ассоциацию с дамой в чёрном платье с жемчужным ожерельем. Это прекрасный образ, удивительной красоты: «фламинговый пушок», «на розовом атласе», «две ленты бархата». Удивительным образом сочетается цвет, блеск и ощущение мягкости.  Заключительная часть стихотворения обращена к бабочкам. Поэт обращается к ним  с нежностью и благодарностью, это признание в любви.

В стихотворении «Бабочка» описана прекрасная траурница:

В энциклопедии

У Набокова

Размах крыльев – 70-90 мм. Окраска крыльев тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая.

«бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей».

Крылья с широкой светло-желтой каймой.

«желтой, как зыбкая рожь».

И рядом синих или голубых пятен перед ней.

«сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен».



      В стихотворении «Vanessa aniiop» воссоздан мир красоты и гармонии: автор  приветствует «грёзу берёзовой северной рощи», явившуюся в земной мир и озарившую его необыкновенным светом. Это явление воспринимается как божественное: «О, как ликуют они, как мерцают божественно!»,  священное, подобное встрече с ангелом: «Я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье» (ангел, приближённый к престолу Бога и Его прославляющий) [22].

Набоков-поэт использует эпитеты: бархатно-чёрна, глубокая ночь в раме двух палевых зорь; метафоры: с тёплым отливом  сливы созревшей, сравнения: жёлтой, как зыбкая рожь, олицетворения: и дышат зубчатые нежные крылья, как ликуют они. Поэт создаёт яркий незабываемый образ этой прекрасной бабочки, воплощающей  «трепет, и смех, и любовь юности вечной».

Таким образом, настоящие бабочки помогают по-новому принять красоту природы. Вымышленные бабочки, украшая титульные листы изданий книг, воплощают мечту писателя и энтомолога найти новое и неизведанное.

Коллекция бабочек для Набокова, как вечная  книга - библия, которую нужно читать и перечитывать, читать и вспомнить счастливые минуты жизни.     

14

 

 

Заключение

 

На примере произведений японской и русской литератур мы рассмотрели образ бабочки. Мы сопоставили представления разных народов о бабочках и увидели, что в разных культурах к этим божественным созданиям относились с почитанием. Подобное отношение сохранилось в японской литературе. В русской литературе образ бабочки нашёл развитие, при этом сохранились мифические представления разных народов. В лирике представлено светлое и доброе отношение к образу. Способность символа порождать новые символические значения наглядно продемонстрирована в художественных текстах.

Проведённое исследование достигло цели, поставленной вначале проекта. Мы рассмотрели образ бабочки в народных представлениях, в литературе, японской и русской, сопоставили мифические представления о предмете нашего исследования с литературным образом бабочки, сопоставили научное описание бабочек с художественным образом чешуекрылых в стихах В. Набокова.

Выдвинутая гипотеза о символическом значении народных представлений, нашедших продолжение в литературных произведениях, нашло подтверждение.

Мы выявили символическое значение образа бабочки в народных представлениях, рассмотрели образ бабочки в русской  и японской литературе,  сопоставили научное описание бабочки с художественной интерпретацией в творчестве писателя и натуралиста В. Набокова.

Обращение к произведениям русских поэтов, к культуре других народов, к японской литературе позволило расширить представления об образе. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходство у разных народов, оно имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.

На основе проведённого исследования мы предлагаем рекомендации: 1) анализ литературных образов проводить с опорой на символическое значение; 2) с целью полного раскрытия образа рассматривать предмет исследования в смежных областях.

Представленная работа имеет практическую значимость, т.к. использованная в исследовании  методика  доступна  каждому, кто занят исследованием, позволяет делать глубокий анализ литературных персонажей в общей сюжетной линии произведения, а также при мотивировке собственных сновидений.

 

 

15

 

 

Литература

1.Гура А. В. Бабочка // SMES

2.  Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: 'душа-предок' и 'демон' // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.III.89-6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989. С. 151-160 < SMES

3. Японская литература. www.ihorg/.pdf

4. Японская литература. www.ihorg/.pdf

5. Брэдбери Р. И грянул гром. М.,2003.

6.  Шварц Е.  Обыкновенное чудо. М., 2010.

7. Фет А. Избранные стихотворения. М., 2008.

8. Бунин И. Настанет день. М., 2005.

9. Пушкин А.С. Избранные стихотворения. М., 2009.

10. Набоков, Владимир Владимирович  // Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/

11. Набоков В.В. Собрание сочинений. 4 том. М., 1990, стр.15.

12. Набоков В.В. Собрание сочинений. 4 том. М., 1990, стр.20.

13. Белокурова С.П. Словарь литературных терминов. СПб. , 2006 .

14.  Набоков В.В. Собрание сочинений. 4 том. М. 1990, стр. 24.

15. Набоков В.В. Собрание сочинений. 4 том. М. 1990, стр. 32.

16. Набоков В.В. Собрание сочинений. 4 том. М. 1990 г., стр. 33.

17. Набоков В.В. Стихотворения. «Новая библиотека поэта», Спб., 2002, с. 9.

18. Набоков В.В. Стихотворения. «Новая библиотека поэта», Спб, 2002, с.9.

19. Набоков В.В. Стихотворения. «Новая библиотека поэта», Спб., 2002, с.10.

20. Набоков В.В. Стихотворения. «Новая библиотека поэта», Спб., 2002 ,с.10.

21. Белокурова. С.П. Словарь литературных терминов. СПб., 2006.

22. Гладкова А. Образ бабочки в русском и англоязычном творчестве В. Набокова // www.nabokovmuseum.org/+/Gladkova_Butterfly.pdf 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

Приложение 1.  Символика бабочки в разных культурах и странах

Античность

 

Аристотель: указывает на её (как и у птицы) «одушевленность».

Ночные бабочки (мотыльки) – символ секретной мудрости, сокрытой во тьме (невежество).

Стадии развития бабочки соотносится со ступенями инициации (посвящения):

от яйца до личинки – невежественный, беспомощный, «ещё мёртвый» человек;

от личинки до куколки (гробницы мистерий) – ищущий и размышляющий человек;

от куколки до взрослой особи – развившаяся, совершенная и просветлённая душа инициированного, покидающая могилу своей изначальной природы.


 

«Русская» бабочка

 

Россия: Душа. Душечка.

Цикл развития:

  • прожорливая мирская гусеница — жизнь;
  • тёмная куколка, пережившая зиму — смерть;
  • беспечальная и беззаботная бабочка, которая не ест,  не пьет и предназначение которой только любовь - возрождение, полёт души.

Символ смерти: куколка, запеленатая в саван, цикличности и бессмертия, возрождения жизни.

Метафора легкомыслия и ветрености, жизнерадостного и беспечального восприятия и образа жизни, красоты, нередко пустой и обольстительной. Ср.: «бабочка-однодневка», порхать как бабочка».

Итак, основные значения: легковесность, непостоянство;  душа, бессмертие, возрождение и воскресение, обновления и бессмертие; нечто возвышенное.


 

 

Северная традиция. Славяне

Кельты: душа и огонь.  Трепещущие крылья – солнечный жар

Польша. Душа.

Белорусы. На рукав старой женщины села бабочка: «Смерщчка ты мая», в ночь она умирает

Болгары, сербы и хорваты: душа ведьмы во время сна покидает ее тело в облике бабочки.

Ирландия. «Сватовство к Этайн», бабочка  – власть. Из ревности первая жена Мидира превращает Этайн в лужу воды: появляется червь, превратившийся в бабочку, которую защищает бог Маг-Ок (Оэнгус)


 

17

 

Христианская культура

 

в романском искусстве раскаленный уголёк

христианский символ как благословения,  благословенности

очищение души огнем,

пророк в образе любви, подносящей бабочку к огню

символ Воскресения Христова

Бабочка на изображениях Мадонны с Младенцем

символ смерти и воскресения

на древних надгробьях  - б.  над черепом и пр.,  на ряде пиратских флагов

Бабочка - душа освобождающейся  от оков плоти 


 

 

Отрицательное значение

Положительное значение

Символ души, души умерших людей

Если в лугах много бабочек-капустниц – много мёда

Бабочка в доме – болезнь или смерть, её надо выпустить на волю

Кружащая над человеком красивая бабочка – хорошие новости

Бабочка – к войне

Бабочка села на голову – поездка, приятная встреча с давними друзьями.

Бабочка на левом плече - встреча с  врагом

Бабочка на правое плечо – встреча гостей

Бабочка – ведьма

Три бабочки – добрый знак

Бурая, чёрная бабочка – к неудачливому году

Англ. белая бабочка – год есть белый хлеб

 

Бабочка золотистая – добрый знак для умирающего

 

Бабочка – Великая Богиня, небо и землю, жизнь и смерть, птицы и летающие насекомые

Бабочка – к зачатию

 

Бабочка – преходящий характер радости

Информация о работе Образ бабочки в литературе