Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа
В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходства у разных народов, он имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.
Введение…………………………………………………………………………1
I Символ бабочки в разных странах мира…………………………………2-3
II Бабочки в нашей жизни ………………………………………………….....4-6
III Бабочки в японской литературе……………………………………... ..7-8
IV Образ бабочки в русской литературе…………………………………… 9-10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова…………………………..11-14
Заключение………………………………………………………………….......15
Литература……………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………..17-21
Дневник наблюдения……………………………………………………….. ….22
А вот национальный символ Филиппин. Интересен факт: жена известного филиппинского диктатора Имельда Маркос носила кличку Стальная Бабочка.
Структура web - Всемирной паутины имеет четыре четко выраженных региона (крыла), а в сердцевине – «сильносвязанное ядро». Вид ножа имеет название – бализонг, что значит «бабочка».
Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения появляются на обложках книг, на рекламных плакатах и постерах кинофильмов, на обложках музыкальных дисков и в музыкальных видеоклипах, на керамических и ювелирных изделиях.
Образ бабочек получил преломление и в татуировках. В западной культуре татуировки – символ утончённой красоты, а у азиатских народов – символ удачи, свободы.
Популярность приобретают живые тропические бабочки в качестве подарка. Существуют частные компании, занимающиеся искусственным разведением бабочек. Стали создаваться фермы по разведению бабочек.
Бабочки активно используются в энтомодизайне – оформлении интерьеров.
Итак, образ бабочки сопровождает жизнь человека во многих сферах его жизнедеятельности. В последующей главе мы рассмотрим литературный материал, в котором представлен образ бабочки.
6
Там, где лежит мягкий покров
Из умирающих опавших лепестков,
Один цветок трепещет,
Дрожа своим засохшим стебельком.
Ах нет, ведь это бабочка
Порхает, словно нежный лепесток!
Аракида Моритакэ
Образ бабочки в японской литературе связан с древними представлениями о том, что бабочка может быть душой как живого, так и умершего человека. Если бабочка влетала в комнату для гостей и садилась за бамбуковой ширмой, то это означало, что человек, которого она представляет, вскоре войдет в дом. Но бабочки могли внушать и опасение, появляясь в огромном количестве, как в случае Тайра-но Масакадо: когда он тайно готовился к бунту, в Киото появился такой огромный рой бабочек, что люди испугались, считая это предзнаменованием грядущего зла.
В пьесе «Тондэ-дэ-ру-Кото-но-Кандзаси» («Летающая шпилька Кото») главная героиня, Коте, кончает жизнь самоубийством из-за ложных обвинений и жестокого обращения. Ее возлюбленный хочет выяснить причину её безвременной смерти. Шпилька для волос, принадлежавшая девушке, превращается в бабочку и порхает над убежищем виновника ее смерти [3].
Существует изящная и трогательная легенда об одиноком старике Такахама. Когда он заболел, к нему приехали невестка с сыном. Как-то в комнату влетела большая белая бабочка и села на подушку умирающего. Племянник Такахамы трижды пытался выгнать бабочку в сад, но она полетела на кладбище, где опустилась на могилу какой-то женщины, затем исчезла. Это была могила Акико, которая умерла в возрасте восемнадцати лет. Как оказалось, она была невестой дяди. Из-за болезни Такахама не мог ходить на могилу невесты, поэтому она сама прилетела к нему.
В древней книге «Муси-исамэ» («Наставление насекомому») идёт диалог о бабочках. Все завидуют бабочкам, потому что они самые красивые существа, их облик принимают во сне, после смерти. Во времена императора Гэнсо в императорском дворце были собраны все красивые дамы. Чтобы выбрать самую красивую из них, было решено: та, на шпильку которой сядет бабочка, предстанет перед императором.
Японские поэты и живописцы часто выбирали для своих гэимё, или профессиональных псевдонимов, такие имена, как Тому (Сон бабочки), Ито (Одинокая бабочка) и т. д. И даже теперь такие гэимё, как Тохана (Бабочка-
7
цветок), Токити (Бабочка-удача) и Тоносукэ (Бабочка-помощь) берут себе танцовщицы. Всё еще используются настоящие личные имена (ёбина), такие, как Кото, или То (Бабочка). В провинции Муцу существует любопытный древний обычай называть самую молодую дочь в семье именем Тэкона (бабочка). В классический период это слово также обозначало красивую женщину.
Обратимся к хокку, которые помогут проиллюстрировать интерес японцев к эстетической стороне предмета.
Ах, бабочка продолжает попадаться на пути сачка ловца птиц // Сев на храмовый колокол, бабочка спит. // Даже когда она спит, ей снится игра – ах, эта травяная бабочка! // Бабочка, не спи! Ну, проснись же поскорее – давай с тобой дружить! // Какое грустное выражение в глазах этой посаженной в клетку птицы! – Завидует бабочке!// Даже при том, что день безветренный, бабочки трепещут! // Я видел, что упавший цветок вернулся на ветку – но это просто была бабочка! // (Как бабочка хочет сравниться в легкости с падающими цветами!// Вот бабочка на пути женщины – то порхает позади нее, то впереди!// Ах! Бабочка! – Она преследует человека, который украл цветы!// Бедная осенняя бабочка! – Оставшись без товарища, она следует за человеком!// Ах, эта бабочка! Даже когда ее преследуют, она не спешит. // Что касается бабочек, они все выглядят на семнадцать-восемнадцать лет. // Как веселится бабочка – будто нет никакой вражды в этом мире! // Ах, бабочка! Она веселится, будто ей в этой жизни ничего больше не надо! // Посчитала трудным сесть на похожую на цветок пену волн – бедная бабочка! // Если мы родимся в телах бабочек, порхающих над вересковым полем, то, может быть, мы будем счастливы вместе. // На розовом цветке сидит белая бабочка: интересно, чья это душа?// Жена на один день наконец появилась – пара бабочек!// Приближаясь друг к другу, они танцуют, но, встретившись, замирают. Ах, эти бабочки! // Вот бы у меня всегда было желание гоняться за бабочками! // [4].
В приведённых примерах хокку о бабочках мы видим нежное отношение к этим существам, восхищение, желание уберечь её.
На основании анализа мы можем сделать вывод: в японской литературе, основанной на древних традициях, образ бабочки имеет мифический характер. Отношение к бабочке носит почтительный характер. Каков образ бабочки в русской литературе? Этот вопрос мы раскроем в последующих двух главах: 1) обзор темы, 2) бабочки в творчестве В. Набокова.
8
IV Образ бабочки в литературе (обзор)
Художественные изображения бабочек с давних времён существуют во многих мировых культурах. В картинах художников бабочек: «Охотник за бабочками» Карла Шпицвега, «Бабочки» В. фон Каульбаха (ок. 1860), «Бабочки» В.Д. Поленова представлены наглядные изображения. Мимо образа бабочек не прошли и писатели, в том числе американский писатель Эдгар По. Прекрасная и жутковатая бабочка-бражник «мёртвая голова» описана им в рассказе «Сфинкс»: бабочка ползала по паутине на окне, а герою казалось, что существо двигается по далёким склонам холмов. Бабочка с прозрачными крыльями стала центральным символом романа Томаса Манна «Доктор Фаустус»: герой, композитор Адриан Леверкюн, отождествляет эту бабочку с любимой женщиной, роман с которой оказался пагубным для его жизни, но послужил вдохновением для творчества.
«Мертвая бабочка» в рассказе «И грянул гром» Рэя Брэдбери – изящное маленькое создание – нарушает равновесие времени потому, что охотники острых ощущений нарушают правило «не сходить с тропы», один из них случайно давит бабочку. «Из-за такой малости! Из-за бабочки!» закричал Экельс [5].
У Е. Шварца в «Обыкновенном
чуде» администратор говорит:
В поэзии бабочки чаще выступают в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет, Василий Жуковский, Аполлон Майков и другие русские поэты.
9
Так, у Афанасия Фета в стихотворении «Бабочка» читаем:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу [7].Иван Бунин в стихотворении «Настанет день»пишет:
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой [8].
А.С. Пушкин показал их ветреный характер бабочек:
Мы их любви в награду ждем,
Любовь в безумии зовем,
Как будто требовать возможно
От мотыльков иль от лилей
И чувств глубоких и страстей! [9].
Символическое значение – гибельная
страсть – связана со странной особенностью
этих насекомых лететь на свет, приводящий
их к гибели. Этот образ нашёл распространение
в популярных песнях. Например, у Э.Рязанова:
«Я, словно бабочка, к огню // Стремилась
так неодолимо //
В любовь, в волшебную страну,// Где назовут
меня любимой».
Или у С. Аксёненко: «...Слышь… мотылек,
тебе будет / /Хуже, //
Плохо внутри… ты побудь // Снаружи. //
Верь, что дорога к цели // Лучше, чем сама
цель...».
Итак, образ бабочки привлекает многих писателей. Мы наблюдаем влияние символики образа в представлениях разных культур на литературный материал. В следующей главе мы проанализируем образы бабочек в текстах В. Набокова, писателя и натуралиста, в чьём творчестве перемежаются биографические сюжеты и поэтические творения. Их объединяет огромная любовь к божественным существам – бабочкам.
10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова
Всё началось в имении Выра под Петербургом, где шестилетний Володя Набоков поймал свою первую бабочку. В восемь лет он начал читать научные книги по энтомологии, а в девять – попытался описать, как ему казалось, неизвестную бабочку.
Одним из наставников Набокова был известный специалист по бабочкам, профессор Н. Я. Кузнецов. Значительное влияние на формирование у Набокова научных интересов оказал его прадед Н.И. Козлов, врач, президент Петербургской медико-хирургической академии.
Набокову-энтомологу была присуща скрупулезность в измерениях, характеристики пятен и других элементов рисунка крыльев. Но литература заняла первое место в его деятельности, а бабочки стали отдыхом и неизменным источником вдохновения. В творчестве Набокова два метода познания – научный и художественный – образуют синтез.
Бабочки порхают по страницам его 570 произведений, их он рисовал на рукописных сборниках своих стихов, на изразцах печи семейного особняка на Большой Морской. Набоков рисовал вымышленных бабочек с вымышленными именами на титульных листах своих изданий.
Более 20 бабочек современные энтомологи назвали именами его литературных персонажей. Бабочка пяденица-эупитеция носит имя Набокова – Eupithecia nabokovi. Набоков собрал многочисленные коллекции бабочек, но сохранились собранные в Америке и Швейцарии. В музее на Большой Морской экспонируются его бабочки. Он открыл 20 видов бабочек и дал им названия, а свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета (по оценкам экспертов, ее цена – полмиллиона долларов) [10].
Итак, каковы же литературные бабочки Набокова?
В романе «Дар» автор детально описывает бабочку. Он использует уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «седенькие», в метафоре «горящие угольки глаз» – сочувствие к их беспомощности: «Начинается лёт ночных бабочек, привлечённых лампой: они описывают бешеные круги вокруг неё, ударяясь со звоном в рефлектор, падают, ползают в кругу света по разложенному полотну, седенькие, с горящими угольками глаз, трепеща, снимаясь и падая снова» [11].
11
Обратимся к повести «Другие берега»: «С детства утренний блеск в окне говорил мне одно: «есть солнце – будут и бабочки». С восторгом описывает Набоков первого пойманного махаона. Само сочетание звуков в этом слове приводило его в трепет: «Великолепное, бледно-жёлтое животное в чёрных и синих ступенчатых пятнах, с попугаичьим глазком над каждой из парных чёрно-палевых шпор, судорожно хлопало своими громадными крыльями». И восторг, и удивление, такие неожиданные эпитеты и сравнения [12].
Если мы сравним энциклопедическое описание махаона с литературным, то увидим художественное восприятие бабочки из семейства парусников или кавалеров [13].
В энциклопедии |
У Набокова |
Размах крыльев 64-81 мм. Основной цвет фона крыльев интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, с широкой чёрной каймой |
пятна ступенчатые |
Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм, окраска задних крыльев с синими и жёлтыми пятнами |
чёрно-палевые шпоры |
Красно-бурый глазок, окруженный чёрным, располагается в углу крыла» |
попугаичьи глазки |
Каждая деталь окраски приобретает у Набокова свой неповторимый образ. Он замечает «хитренькое выражение крыльев», а в полях видит: «воздух переливался бабочками среди чудного обилья ромашек, скабиоз, колокольчиков, - всё это скользит у меня сейчас цветным маревом перед глазами» [14].