Образ бабочки в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

В ходе работы над проектом мы увидели необходимость обращения не только к произведениям русских поэтов, но и к культуре других народов, к японской литературе. Считаем, что такое обращение позволит раскрыть образ бабочки шире, найти общее в разных языковых культурах. Проанализировав материал об образе бабочек, мы пришли к выводу: 1) символическое значение образа бабочки имеет сходства у разных народов, он имеет положительный характер; 2) интерес к образу сохранился и в художественной литературе, японской и русской; 3) в литературных источниках наблюдается развитие мифических представлений о бабочках.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………1
I Символ бабочки в разных странах мира…………………………………2-3
II Бабочки в нашей жизни ………………………………………………….....4-6
III Бабочки в японской литературе……………………………………... ..7-8
IV Образ бабочки в русской литературе…………………………………… 9-10
V Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова…………………………..11-14
Заключение………………………………………………………………….......15
Литература……………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………..17-21
Дневник наблюдения……………………………………………………….. ….22

Файлы: 1 файл

НП образ бабочки.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)


А вот национальный символ Филиппин. Интересен факт:  жена известного филиппинского диктатора Имельда Маркос носила кличку Стальная Бабочка.

Структура web - Всемирной паутины имеет четыре четко выраженных региона (крыла), а в сердцевине – «сильносвязанное ядро». Вид ножа имеет название – бализонг, что значит «бабочка».

Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения появляются на обложках книг, на рекламных плакатах и постерах кинофильмов, на обложках музыкальных дисков и в музыкальных видеоклипах, на керамических и ювелирных изделиях.

Образ бабочек получил преломление и в татуировках. В западной культуре татуировки – символ утончённой красоты, а у азиатских народов – символ удачи, свободы.

Популярность приобретают живые тропические бабочки в качестве подарка. Существуют частные компании, занимающиеся искусственным разведением бабочек. Стали создаваться фермы по разведению бабочек.

Бабочки активно используются в энтомодизайне – оформлении интерьеров.

Итак, образ бабочки сопровождает жизнь человека во многих сферах его жизнедеятельности.  В последующей главе мы рассмотрим литературный материал, в котором представлен образ бабочки.

6

III Бабочки  в японской  литературе

Там, где лежит мягкий покров

Из умирающих опавших лепестков,

Один цветок трепещет,

Дрожа своим засохшим стебельком.

Ах нет, ведь это бабочка

Порхает, словно нежный лепесток!

Аракида Моритакэ

Образ бабочки в японской литературе связан с древними представлениями о том, что бабочка может быть душой как живого, так и умершего человека. Если бабочка влетала в комнату для гостей и садилась за бамбуковой ширмой, то это означало, что человек, которого она представляет, вскоре войдет в дом. Но бабочки могли внушать и опасение, появляясь в огромном количестве, как в случае Тайра-но Масакадо: когда он тайно готовился к бунту, в Киото появился такой огромный рой бабочек, что люди испугались, считая это предзнаменованием грядущего зла.

В пьесе «Тондэ-дэ-ру-Кото-но-Кандзаси» («Летающая шпилька Кото») главная героиня, Коте, кончает жизнь самоубийством из-за ложных обвинений и жестокого обращения. Ее возлюбленный хочет выяснить причину её безвременной смерти. Шпилька для волос, принадлежавшая девушке, превращается в бабочку и порхает над убежищем виновника ее смерти [3].

Существует изящная и трогательная легенда об одиноком старике Такахама. Когда он заболел, к нему приехали невестка с сыном. Как-то в комнату влетела большая белая бабочка и села на подушку умирающего. Племянник Такахамы трижды пытался выгнать бабочку в сад, но она полетела на кладбище, где опустилась на могилу какой-то женщины, затем исчезла. Это была могила Акико, которая умерла в возрасте восемнадцати лет. Как оказалось, она была невестой дяди.  Из-за болезни Такахама не мог ходить на могилу невесты, поэтому она сама прилетела  к нему.

В древней книге «Муси-исамэ» («Наставление насекомому») идёт диалог о бабочках. Все завидуют бабочкам, потому что они самые красивые существа, их облик принимают во сне, после смерти. Во времена императора Гэнсо в императорском дворце были собраны все красивые дамы. Чтобы выбрать самую красивую из них, было решено: та, на шпильку которой сядет бабочка, предстанет перед императором.

Японские поэты и живописцы часто выбирали для своих гэимё, или профессиональных псевдонимов, такие имена, как Тому (Сон бабочки), Ито (Одинокая бабочка) и т. д. И даже теперь такие гэимё, как Тохана (Бабочка-

7

цветок), Токити (Бабочка-удача) и Тоносукэ (Бабочка-помощь) берут себе танцовщицы. Всё еще используются настоящие личные имена (ёбина), такие, как Кото, или То (Бабочка). В провинции Муцу существует любопытный древний обычай называть самую молодую дочь в семье именем Тэкона (бабочка). В классический период это слово также обозначало красивую женщину.

Обратимся к хокку, которые помогут проиллюстрировать интерес японцев к эстетической стороне предмета.

Ах, бабочка продолжает попадаться на пути сачка ловца птиц // Сев на храмовый колокол, бабочка спит. // Даже когда она спит, ей снится игра – ах, эта травяная бабочка! // Бабочка, не спи! Ну, проснись же поскорее – давай с тобой дружить! // Какое грустное выражение в глазах этой посаженной в клетку птицы! – Завидует бабочке!// Даже при том, что день безветренный, бабочки трепещут! // Я видел, что упавший цветок вернулся на ветку – но это просто была бабочка! // (Как бабочка хочет сравниться в легкости с падающими цветами!// Вот бабочка на пути женщины – то порхает позади нее, то впереди!// Ах! Бабочка! – Она преследует человека, который украл цветы!// Бедная осенняя бабочка! – Оставшись без товарища, она следует за человеком!// Ах, эта бабочка! Даже когда ее преследуют, она не спешит. // Что касается бабочек, они все выглядят на семнадцать-восемнадцать лет. // Как веселится бабочка – будто нет никакой вражды в этом мире! // Ах, бабочка! Она веселится, будто ей в этой жизни ничего больше не надо! // Посчитала трудным сесть на похожую на цветок пену волн – бедная бабочка! // Если мы родимся в телах бабочек, порхающих над вересковым полем, то, может быть, мы будем счастливы вместе. // На розовом цветке сидит белая бабочка: интересно, чья это душа?// Жена на один день наконец появилась – пара бабочек!// Приближаясь друг к другу, они танцуют, но, встретившись, замирают. Ах, эти бабочки! // Вот бы у меня всегда было желание гоняться за бабочками! // [4].

В приведённых примерах хокку о бабочках мы видим нежное отношение к этим существам, восхищение, желание уберечь её.

На основании анализа мы можем сделать вывод: в японской литературе, основанной на древних традициях, образ бабочки имеет мифический характер. Отношение к  бабочке носит почтительный характер. Каков образ бабочки в русской литературе? Этот вопрос мы раскроем в последующих двух главах: 1) обзор темы, 2) бабочки в творчестве                         В. Набокова.

8

 IV Образ бабочки в  литературе (обзор)

 

Художественные изображения бабочек с давних времён существуют во многих мировых культурах. В картинах художников бабочек: «Охотник за бабочками» Карла Шпицвега, «Бабочки»  В. фон Каульбаха (ок. 1860), «Бабочки» В.Д. Поленова представлены наглядные изображения. Мимо образа бабочек не прошли и писатели, в том числе американский писатель Эдгар По. Прекрасная и жутковатая бабочка-бражник «мёртвая голова» описана им в рассказе «Сфинкс»: бабочка ползала по паутине на окне, а герою казалось, что существо двигается по далёким склонам холмов. Бабочка с прозрачными крыльями стала центральным символом романа Томаса Манна  «Доктор Фаустус»: герой, композитор Адриан Леверкюн, отождествляет эту бабочку с любимой женщиной, роман с которой оказался пагубным для его жизни, но послужил вдохновением для творчества.

«Мертвая бабочка» в рассказе «И грянул гром»  Рэя Брэдбери –  изящное маленькое создание – нарушает равновесие времени потому, что охотники острых ощущений нарушают правило «не сходить с тропы», один из них случайно давит бабочку. «Из-за такой малости! Из-за бабочки!» закричал Экельс [5].

У Е. Шварца в  «Обыкновенном чуде» администратор говорит:                           «Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями бяк, бяк – дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых» [6]. В рассказе советского фантаста Александра Беляева «Мёртвая голова» учёный-энтомолог Морель обнаруживает огромнейшего бражника и так описывает его: спина не бурая с серовато-голубым отблеском, а золотистая, с тёмно-синим рисунком черепа и скрещённых костей. А задние ноги - лазоревые.

В поэзии бабочки чаще выступают в качестве символа свободы, любви и надежды. Так воспринимали этих насекомых Василий Жуковский, Иван Бунин, Афанасий Фет, Василий Жуковский, Аполлон Майков и другие русские поэты.


 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Так, у Афанасия Фета в стихотворении «Бабочка» читаем:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу [7].Иван Бунин в стихотворении «Настанет день»пишет:

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой [8].

А.С. Пушкин показал их ветреный характер бабочек:

Мы их любви в награду ждем, 
Любовь в безумии зовем, 
Как будто требовать возможно

От мотыльков иль от лилей 
И чувств глубоких и страстей! [9].

Символическое значение – гибельная страсть – связана со странной особенностью этих насекомых лететь на свет, приводящий их к гибели. Этот образ нашёл распространение в популярных песнях. Например, у  Э.Рязанова: «Я, словно бабочка, к огню // Стремилась так неодолимо //  
В любовь, в волшебную страну,// Где назовут меня любимой».

Или у С. Аксёненко: «...Слышь… мотылек, тебе будет / /Хуже, // 
Плохо внутри… ты побудь // Снаружи. // Верь, что дорога к цели // Лучше, чем сама цель...». 

Итак, образ бабочки привлекает многих писателей. Мы наблюдаем влияние символики образа в представлениях разных культур на литературный материал. В следующей главе мы проанализируем образы бабочек в текстах В. Набокова, писателя и натуралиста, в чьём творчестве перемежаются биографические сюжеты и поэтические творения. Их объединяет огромная любовь к божественным существам – бабочкам.

 

 

10

V  Бабочки в жизни и творчестве В. В. Набокова

 

Всё началось в имении Выра под Петербургом, где шестилетний Володя Набоков поймал свою первую бабочку.  В восемь лет он начал читать научные книги по энтомологии, а в девять – попытался описать, как ему казалось, неизвестную бабочку.

Одним из наставников Набокова был известный специалист по бабочкам, профессор Н. Я. Кузнецов. Значительное влияние на формирование у Набокова научных интересов оказал его прадед Н.И. Козлов, врач, президент Петербургской медико-хирургической академии.

Набокову-энтомологу была присуща скрупулезность в  измерениях, характеристики пятен и других элементов рисунка крыльев. Но литература заняла первое место в его деятельности, а бабочки стали отдыхом и неизменным источником вдохновения. В творчестве Набокова два метода познания – научный и художественный – образуют синтез.

Бабочки порхают по страницам его 570 произведений, их он рисовал на рукописных сборниках своих стихов, на изразцах печи семейного особняка на Большой Морской. Набоков рисовал вымышленных бабочек с вымышленными именами на титульных листах своих изданий.

Более 20 бабочек современные энтомологи назвали именами его литературных персонажей. Бабочка пяденица-эупитеция носит имя Набокова – Eupithecia nabokovi. Набоков собрал многочисленные коллекции бабочек, но сохранились собранные в Америке и Швейцарии. В музее на Большой Морской экспонируются его бабочки. Он открыл 20 видов бабочек и дал им названия, а свою коллекцию в 4324 экземпляра подарил Зоологическому музею Лозаннского университета (по оценкам экспертов, ее цена – полмиллиона долларов) [10].

Итак, каковы же литературные бабочки Набокова?

В романе «Дар» автор детально описывает бабочку. Он использует уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «седенькие», в метафоре «горящие угольки глаз»  –  сочувствие к их беспомощности: «Начинается лёт ночных бабочек, привлечённых лампой: они описывают бешеные круги вокруг неё, ударяясь со звоном в рефлектор, падают, ползают в кругу света по разложенному полотну, седенькие, с горящими угольками глаз, трепеща, снимаясь и падая снова» [11].

11

Обратимся к повести «Другие берега»: «С детства утренний блеск в окне говорил мне одно: «есть солнце – будут и бабочки». С восторгом описывает Набоков первого пойманного махаона. Само сочетание звуков в этом слове приводило его в трепет: «Великолепное, бледно-жёлтое животное в чёрных и синих ступенчатых пятнах, с попугаичьим глазком над каждой из парных чёрно-палевых шпор, судорожно хлопало своими громадными крыльями». И восторг, и удивление, такие неожиданные эпитеты и сравнения  [12].

Если мы сравним энциклопедическое описание махаона с литературным, то увидим художественное восприятие бабочки из семейства парусников или кавалеров [13].

 

В энциклопедии

У Набокова

Размах крыльев 64-81 мм. Основной цвет фона крыльев интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками,   с широкой чёрной каймой

пятна ступенчатые

Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм, окраска задних крыльев с синими и жёлтыми пятнами

чёрно-палевые шпоры

Красно-бурый глазок, окруженный чёрным, располагается в углу крыла»

 попугаичьи глазки


 

Каждая деталь окраски приобретает у Набокова свой неповторимый образ. Он замечает «хитренькое выражение крыльев», а в полях видит: «воздух переливался бабочками среди чудного обилья ромашек, скабиоз, колокольчиков, - всё это скользит у меня сейчас цветным маревом перед глазами» [14].

Информация о работе Образ бабочки в литературе