Образ Сократа в диалогах Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

Философия существует уже почти 3 тысячи лет, и на протяжении всего своего существования она занимает исключительное место среди других наук. Но, несмотря на такой долгий период существования общего определения понятия философии так и не существует. Многие определяют ее как науку об абсолютном знании, науку жизни, о жизни и для жизни, как постоянную жажду знания бытия, способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением. Исторически под философией понимается совершенно новое мировоззрение, возникшее в Греции около 600 года до н. э. Впервые термин «философия», означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Еще один мыслитель определял ее так: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно суще

Содержание работы

Оглавление
Введение. 3
Историческая характеристика Сократа и Платона. 6
Диалоги Платона. Общая характеристика. 10
Образ Сократа в диалогах Платона. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

рефераТ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Гуманитарный  факультет 
 
 
 

     Кафедра культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Образ Сократа в диалогах Платона 
 
 
 
 
 
 

     Реферат студентки первого курса

     Отделения культурологии

     Специальность – культурология

     (специализация  – германистика и немецкий язык)

     Верниковской  В. А. 
 

     Научный руководитель:

     Кандидат  филологических наук, доцент Г. В. Синило 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск2010.

     Оглавление 

 

      Введение.

     Философия существует уже почти 3 тысячи лет, и на протяжении всего своего существования она занимает исключительное место среди других наук. Но, несмотря на такой долгий период существования общего определения понятия философии так и не существует. Многие определяют ее как науку об абсолютном знании, науку жизни, о жизни и для жизни, как постоянную жажду знания бытия, способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением. Исторически под философией понимается совершенно новое мировоззрение, возникшее в Греции около 600 года до н. э. Впервые термин «философия», означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Еще один мыслитель определял ее так: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему; мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих» [5, с. 437]. На протяжении всего своего существования «человек мыслящий» был занят поиском ответов на вопросы: «кто мы?», «откуда пришли?», «куда идем?» и т. д. Ранее люди получали ответы на все вопросы из религий. Такие религиозные объяснения передавались из поколения в поколение в виде мифов. Но с появлением философии люди стали искать все более и более рационалистическое объяснение вопросам бытия. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. «В отличии от мифологии, объяснявшей мир сказочно-фантастическим образом, философия базировалась на конкретно-чувственном восприятии действительности».[6, с. 318]. Однако пока в Греции окончательно не сформировалась формальная логика, философии в современном смысле не было. Она сложилась уже после гибели классической Греции, в эллинизме. Греческая наука, хотя и была порождена теоретическим мышлением, представляет собой в основе понятийную мифологему. На протяжении тысячелетий по всему свету распространилось множество мифологических объяснений философских проблем. Греческие философы же пытались доказать ненадежность таких объяснений.

     Греков  всегда отличала потребность проникать  в тайны окружающего мира, познавать его глубинные законы, в отличии от римлян, тяготевших к решению более конкретных и утилитарных задач, связанных с этикой, то есть с поведением человека. Однако греческий рационализм – это не черта национальности. «В силу некоторых исторических факторов именно греки первые образовали логические понятия, и в этом их великая роль. Другие народы этой роли уже не должны были повторять. Поэтому нельзя верить в утилитарность практического, трезвого ума римлянина, который не мог творить мифы, а только изобрел акведук» [1, c. 132].

     Начало  своего развития греческая философия  берет на островах Эгейского моря и побережья Малой Азии, где  говорили на ионийском диалекте. Географическое положение ионийских поселений  создавало широкие возможности для знакомства с культурой и наукой восточных стран. Это способствовало зарождению там единой науки, охватывающей все отрасли научного знания с целью постичь мир. Такую науку греки и называли философией. Следует отметить, что при своем зарождении она опиралась не только на наблюдения и исследования самих греков, но и на достижения астрономов, математиков и естествоиспытателей стран более древней культуры – Египта, Финикии, Вавилона.

     В ионийских поселениях зарождается  стихийный материализм (милетская  школа) и основы объективного идеализма (пифагорейская и элейская школы). Эти учения распространились на побережье Балканского полуострова и на южном побережье Аппенинского.

     Примерно  с середины V века до н. э. Афины стали  культурным центром греческого мира. Философия, развивающаяся от первых натурфилософов, обрела новое направление, а значит и новый предмет исканий. Натурфилософы были в первую очередь естествоиспытателями, поэтому они и играют немаловажную роль в истории науки. Но не только к неживой природе обращалась мысль древних философов. Их также волновал и человек, его поведение, особенности психологии. Философы охотно делились своими наблюдениями с учениками и согражданами, давали советы, как достичь истинного счастья, как правильно поступать и как разумно управлять собой. Некоторые крылатые фразы «уходили в народ» и воспринимались как руководство к действию. Авторов этих изречений, философов, поэтов и законодателей греки считали выдающимися, национально значимыми мыслителями.

     Вот некоторые изречения, принесшие им заслуженную славу.

     «Не богатей дурными средствами», «Чем поддержал ты своих родителей, такой  поддержки жди и от детей» (Фалес), «Не советуй угодное, советуй  лучшее», «Ничего слишком!» (Солон), «Только больная душа глуха к  чужой беде» (Биант).

     К сожалению, труды натурфилософов до нас дошли только во фрагментах. История знает немало прецедентов, когда лучшие труды философской мысли предавались огню и всячески уничтожались. Такое происходило и с «досократическими» трудами не только в известную своей нетерпимостью к инакомыслию эпоху Средневековья, но в эпоху античности. Так, Платон на свои деньги приобретал сочинения Демокрита и сжигал их.

     В Афинах же основной интерес уже окончательно сосредоточился вокруг человека и его места в обществе. В этом городе постепенно сложилась демократия с народными собраниями и судами. Непременным условием демократии было получение народом образования, которое нужно было для участия в демократических процедурах. Афинянам, прежде всего, было необходимо овладеть искусством красноречия (риторикой).

     Вскоре  в Афинах обосновалась прибывшая  из греческих колоний группа странствующих  учителей и философов, называющих себя софистами, что в переводе с древнегреческого означает «знатоки мудрости». Софисты зарабатывали себе на жизнь, обучая горожан разным наукам. Их мировоззрение отличалось скептицизмом и агностицизмом. Одним из главных вопросов, которые обсуждали софисты, был: « Что обусловлено природой, а что диктуется обществом?». Таким образом, они заложили в афинском государстве основы общественной критики. Софисты также утверждали, что абсолютных норм правильного и неправильного не существует, тем самым, вызывая в афинском обществе ожесточенные споры. Одним из самых ярых противников софистики был Сократ.

     Сократ  был интересен и нов для греков своим эмпиризмом. Вместе с софистами, которых он активно критиковал, Сократ «cпустил философию с неба на землю» [5. c., 54]. Сфера «идеального» именно у Сократа начинает принимать вид образца, а абстракции, которую он выводит из эмпирики и возвращает эмпирике. И софисты, и Сократ – реакция на метафизику древних философов. Представители нового, формально-логического мышления, Сократ и софисты порывают с диалектикой милетцев и элеатов. «Сократ в отличие от консервативно настроенных деятелей своего времени, например Аристофана, видел средство управления общества, его духовных устоев не в ограждении традиций и заветов отцов критики, от «посягательств» на них со стороны софистов и кого бы то ни было, а в познании человеческих дел, в осмыслении внутреннего мира человека, в поиске первоначал его поступков и поведения» [5. c., 55]. « То изучил дела человеческие, надеется сделать то, чему научился, как себе, так и другим» [4. c., 62].

     Софисты несомненно оставили глубокий след в  истории философии, оказав огромное влияние на последующие философские учения. Но Сократ превзошел всех предыдущих и предвосхитил всех последующих философов. В истории философии нет более загадочной и неординарной личности. В чем же заключается феномен более чем тысячелетней значимости Сократа? Возможно, дело в том, что он первый отошел от изучения внешней природы и обратился к изучению человека как разумного и морально-общественного существа. А для этого ему пришлось проанализировать множества различных понятий, которые раньше выступали у философов в наивном и некритическом виде. «Сократ впервые столкнулся с тем, что слова и понятия, которые мы обычно употребляем в повседневной жизни, требуют глубокого анализа, что в них есть существенная и несущественная сторона, что имеются более общие и более частные понятия и что для философа интереснее всего находить в определенных человеческих представлениях как раз их более общие и более существенные стороны» [5, с., 5].

     Сократ  не оставил после себя никаких  письменных документов. Все его идеи и философские учения дошли до нас только в трудах его учеников, как например диалоги Платона и Ксенофонта. Но это делает Сократа еще более уникальным: не оставив после себя ни строчки он влиял на почти каждого последующего философа античности и других эпох. На протяжении более тысячи лет люди не устают спорить о нем. Кто-то считал его мошенником и проходимцем, кто-то боготворил, а некоторые и вовсе сомневались в его существовании, но никто не остался равнодушным. Воспоминания, оставшиеся после этого величайшего в истории философа, дошли до нас и до сих пор продолжают вызывать различные споры и дискуссии.

     Я не ставила своей целью исследовать различные философские течения, возникшие под влиянием Сократа, а только исследовать его образ в трудах одного из самых знаменитых учеников Сократа – Платона. Сократ являлся героем почти каждого диалога Платона. Но описание там Сократа и его учений не может быть объективно истинным, так как не исключено, что Платон наделил свого учителя такими деталями, какие были выгодны ему самому и отвечали его литературно-художественным требованиям. Так же возможно, что в уста Сократа Платон вложил некоторые из своих идей и умозрений. Поэтому вычленить реальный образ и взгляды Сократа из платоновских диалогов очень тяжело. Но рассматривать его только как литературного героя невозможно, так как он личность, пусть и загадочная, но реально существовавшая. Поэтому наряду с характеристикой образа Сократа в диалогах Платона ниже будет изложены некоторые исторические факты из его биографии.

       Объектами этой работы являются: диалоги Платона. Особенно детально мы рассмотрим диалоги «Пир», «Федон», «Федр» и «Апологию Сократа».

     Предмет данного раферата: образ Сократа в диалогах Платона.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть общую характеристику диалогов Платона
  2. изучить образ Сократа в диалогах
  3. сравнить Сократа «платоновского» и Сократа исторического.

Историческая  характеристика Сократа  и Платона.

     Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) – одна из наиболее загадочных личностей во всей истории философии, оказывавших наибольшее влияние на европейское мировоззрение. Это не в последнюю очередь объясняется его трагической смертью. Сведений о биографии Сократа сохранилось немного. Нам известно, что он родился в Афинах в семье скульптора и повитухи. Сократ получил обычное по тем временам мусическое и гимнастическое воспитание и образование, принимал участие в Пелопоннесской войне, где проявил себя как доблестный и выносливый воин. В дальнейшем Сократ продолжает дело отца и ему приписывается авторство скульптуры «Три одетые хариты», но затем стал заниматься философией и занимался ею до конца своих дней.

     Большую часть жизни Сократ провел на улицах и площадях своего родного города, разговаривая с прохожими. «Местности и деревья ничему не хотят меня научить», - говорил он. Он мог также простаивать на одном месте, погруженный в раздумья. Сократ еще при жизни был загадочным человеком, а вскоре после кончины его объявили родоначальником сразу нескольких философских направлений. Именно в силу его загадочности и неоднозначности различные течения и могли считать Сократа выразителем своих идей.

     Точно известно, что он был некрасив: невысокого роста, тучный, с курносым носом и  глазами навыкате. Но душа у него, как отмечали современники, была «совершенно потрясающая». «Уже в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих литературных произведений» [5. c.,63]. О жизни Сократа, его личности как человека и как философа мы знаем в первую очередь благодаря Платону – его ученику, впоследствии также ставшему одним из величайших в истории философов. Платон является автором диалогов, или философских бесед, в которых использовал образ учителя для выражения своих взглядов.

Информация о работе Образ Сократа в диалогах Платона