Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:50, реферат
Философия существует уже почти 3 тысячи лет, и на протяжении всего своего существования она занимает исключительное место среди других наук. Но, несмотря на такой долгий период существования общего определения понятия философии так и не существует. Многие определяют ее как науку об абсолютном знании, науку жизни, о жизни и для жизни, как постоянную жажду знания бытия, способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением. Исторически под философией понимается совершенно новое мировоззрение, возникшее в Греции около 600 года до н. э. Впервые термин «философия», означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Еще один мыслитель определял ее так: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно суще
Оглавление
Введение. 3
Историческая характеристика Сократа и Платона. 6
Диалоги Платона. Общая характеристика. 10
Образ Сократа в диалогах Платона. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16
V – IV века до н. э. – период наиболее интенсивного развития греческой философии, создание основных философских идей античности. К этому времени относится и «досократический» материализм Демокрита (несмотря на то, что Демокрит скончался несколькими годами позже Сократа, его философские воззрения ближе к натурфилософам, или досократикам), и идеализм Платона, и колеблющаяся между материализмом и идеализмом система Аристотеля, не говоря уже о других, не менее значительных мыслителях. В это же время создается специфическая форма художественного философского изложения – диалог: мыслитель излагает свои взгляды в форме спора какого-нибудь мудреца с противником или беседы его с учениками.
И. М. Тронский пишет: «Греческая философия с момента своего возникновения пользовалась по преимуществу прозой, но это была деловая проза ионийской науки, не преследовавшая художественных задач. Эти задачи появились только у софистов, популяризировавших достижения философской мысли» [10, с. 179].
Литературными предшественниками философского диалога являются такие виды фольклорной проза, как «пиры» или «состязания» мудрецов, содержащие и сам спор, и его повествовательное обрамление. «Состязания в речах», хорошо известные из греческой драмы, составляют один из видов софистической прозы и нередко оказываются вкрапленными в исторические труды Геродота и Фукидида. Но все же у софистов преобладало «состязание» в связных речах, а не беседа. Такие речи должны были содержать законченное изложение какого-либо взгляда. Диалог как жанр философской прозы окончательно оформился только в школе Сократа.
Ученики Сократа считали форму беседы, чередование вопросов и ответов, характерной особенностью метода своего учителя. Это, по их мнению, и отличало Сократа от софистов. Его ученики обычно составляли свои произведения в форме диалогов, главным действующим лицом которых являлся Сократ. К числу таких, «сократических» авторов принадлежит, например, Ксенофонт. Цикл сократических сочинений был написан им с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Одно из самых знаменитых произведений Ксенофонта - «Воспоминания о Сократе», которые содержат большое количество разговоров Сократа (действительных или мнимых) на различные темы, преимущественно морального содержания. По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо» [4, c.,146].
Диалогический
характер имеет и его «Домострой»
- о ведении домашнего и
Платон (427-347 гг. до н. э.) – основоположник античного идеализма. Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. «Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Но этот обоснователь вероучений часто оказывался также и их коварным врагом. Ведь платонизм в своей основе все же языческое учение» [6, с. 48]. Наступали моменты в истории, когда платонизм вдруг восставал грозной силой против монотеистического вероучения и под его ударами начинали шататься и падать те самые богословские системы, самым верным союзником которых ранее казался Платон. Греки периода классики и эллинизма; древние римляне; арабские мыслители, оппозиционные исламу; позднеантичный иудаизм и средневековая кабала; византийское православие и римский католицизм; византийские мистики XIV в., подытожившие тысячелетний византинизм, и немецкие мистики того же столетия, создавшие прочный мост от средневекового богословия к немецкому идеализму, и прежде всего к Канту; теисты и пантеисты итальянского Возрождения; немецкие гуманисты; французские рационалисты и английские эмпирики; субъективный идеалист Фихте, романтический мифолог Шеллинг, создатель универсальной диалектики категорий Гегель; Шопенгауэр с его учением о мире разумных идей (которое обычно отодвигается на задний план по сравнению с его учением о неразумной мировой воле); русские философы-идеалисты вплоть до Владимира Соловьева и Сергея Трубецкого; новейшие немецкие мыслители вплоть до неокантианцев, гуссерлианцев и экзистенциалистов, математики и физики вплоть до Гейзенберга и Шредингера; бесчисленное количество поэтов и прозаиков, художников и критиков, ученых и дилетантов, творцов, ломающих традицию, и обывателей, трусливо ее защищающих, – все это необозримое множество умов вот уже третье тысячелетие спорит, волнуется, горячится из-за Платона, поет ему дифирамбы или снижает его до уровня обывательской посредственности. Можно сказать, что Платон вместе со своим учителем Сократом оказался какой-то вечной проблемой истории человеческой культуры.
В биографии Платона, как это часто бывало в Элладе с выдающимися людьми, реальные факты перемешаны с легендами. Он родился в богатой семье, возводившей свой род к богу Посейдону. По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но отдаленным потомком последнего аттического царя Кодра. Если иметь в виду литературное наследие Платона, то его царское происхождение, по-видимому, наложило на него свою печать. Не менее интересно происхождение Платона и по матери. Мать Платона происходила по прямой линии от брата знаменитого афинского законодателя первой половины VI в. до н.э. Солона, тоже родовитого аристократа.
Настоящее имя Платона – Аристокл; Платоном он был назван за крепкое телосложение и широкие плечи, а по другой версии – за огромный ум. Семья Платона принадлежала к афинской аристократии. «Все его родственники, люди незаурядные, знатные, влиятельные, находились в гуще политической жизни Афин. Для них история государства была неотторжима от судьбы рода» [6, с. 321].
Как водилось в аристократических семьях, Платон получил прекрасное по тем временам воспитание и образование. Его обучали грамматике, музыке, риторике, гимнастике. Платон являл собой образец гармоничной личности, которая почиталась у эллинов. В этом смысле он напоминал другого великого эллина, Софокла, являвшего в глазах современников идеал совершенства и гармонии нравственных и физических качеств. «Платон был крепок телом, отдавал щедрую дань гимнастике; натура художественная, увлекался живописью, с юности писал стихи, сочинял трагедии» [6, с. 321]
В силу семейных традиций Платон враждебно относился к демократии, особенно после гибели в 399 г. до н. э. своего учителя – Сократа. Так как Платон был долгое время его учеником, он внимательно следил за возбужденным против Сократа судебным процессом. То, что Афины приговорили к смерти своего мудрейшего гражданина, не просто произвело на Платона неизгладимое впечатление, а определило направление его философской деятельности.
Смерть Сократа продемонстрировала Платону огромный разрыв между фактическим состоянием общества и справедливым, или идеальным государством. Первым поступком Платона как самостоятельного философа было обнародование речей, произнесенных Сократом в свою защиту перед судом.
Воодушевленный примером Сократа, он решил сделать собственные идеи достоянием широкого круга. В 387 г. до н. э. он основал философскую школу, которая располагалась в роще, недалеко от Афин. Считалось, что эта роща посвящена местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия. Он собрал вокруг себя своих учеников, разного возраста, неодинакового уровня знаний. Их общение с учителем носило неформальный характер, велись диспуты, беседы. На то время Академия была передовым учебным заведением, В ней преподавались самые разные предметы. Ученики изучали философию, этику, поэтику, риторику, музыку, математику. «Академия была как научным, так и учебным центром, где большое влияние уделялось математике и философии; во время своих странствий по Южной Италии и Египту Платон познакомился с идеалистической, проникнутой мистицизмом пифагорейской философией, в значительной степени повлиявшей на взгляды самого Платона» [2, с. 176].
Таким образом, жизнь Сократа неразрывно связана с жизнью Платона. Мы не можем утверждать, что знаем подлинного Сократа, т.к. его образ дошел до нас только через приму взглядов его ученика, но также не представляется возможным сказать, каким бы был идеализм Платона, без влияния Сократа.
От Платона до нас дошло 41 сочинение, которые обнимают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа» написаны в форме диалога. Это – литературный жанр, сложившийся благодаря Платону. Он строился как столкновение двух точек зрения: одну, близкую к взглядам автора выражает Сократ, или друг мудрец, или друг мудрец, другую – его ученик Платон придавал диалогу внутреннюю напряженность, показывал драму идей, их борьбу. В диалогах очерчивались характеры его участников.
Диалоги Платона являются сочинениями философскими, политическими и художественными одновременно. С. С. Аверинцев пишет: «…их интерпретация от времен Плотина до времен Шлейермахера была ориентирована на реконструкцию некого связного «систематического» изложения, которое якобы предсуществовало в уме Платона, чтобы затем дробиться преломляться в призмах отдельных диалогов с их частными темами и с прихотливыми особенностями их литературной композиции. Чтобы понять диалоги «правильно», требовалось сначала совлечь с них художественный покров» [1, с. 108]. Платоновы диалоги могут быть поделены между историей философии и историей литературы. Например, красивое описание ландшафта с платаном и родником в начале «Федра» неоспоримо литературно, а к философии имеет, по видимому, косвенное отношение; с другой стороны, категориальный анализ Единого и Иного в «Пармениде» - строгая философия. Но все что составляет предмет истории философии, уже тем самым исключается из области истории литературы.
В творчестве Платона можно наметить три периода. В свой первый, «сократический» период Платон еще строго следует методу своего учителя Сократа и ведет исследование главным образом в форме беседы, вопросов и ответов. В дальнейшем, когда у Платона вырабатывается самостоятельная система, рядом с беседой появляется и связное изложение. Философская аргументация чередуется с художественно обработанными «мифами». Появляется своеобразная красота слога. К этому периоду относятся наиболее совершенные по художественному оформлению диалоги (например, «Пир», «Федон», «Федр»). Ведущая роль по-прежнему принадлежит Сократу. Новый поворот во взглядах Платона привел к тому, что, начиная с 60-х годов IV века, Сократу отводиться менее значительное место. В последнем труде Платона, «Законах», образ Сократа и вовсе исчезает. Платон обращается к «чистой философии», поэтому художественный момент в поздних диалогах заметно ослабевает.
Как литературные произведения, диалоги Платона интересны прежде всего искусством портретной характеристики. «Платон, натура артистическая, поэтическая, являл счастливое единство ученого и художника слова» [6, с. 324] В дискуссии сталкиваются между собой не только мнения, но и их живые носители. Действующие лица в диалогах могут быть самые разные: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их настоящими именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников. Многие образы поданы сатирически, в особенности, так критикуемые Платоном софисты, язвительную зарисовку которых можно найти в диалоге «Протагор». «…те, что развозят знания по городам и продают их оптом и в розницу всем желающим, хоть они и выхваляют все, чем торгуют, но, может быть, друг мой, из них некоторые и не знают толком, и хорошо ли то, что они продают, или плохо для души; и точно так же не знают и покупающие у них, разве лишь случится кто-нибудь сведущий во врачевании души» [8, с. 293].
Часто Сократ делает вид, будто сам желает научиться у того, с кем ведет беседу, и что предмет разговора для него самого не ясен. Прикидываясь «простачком», Сократ легко изобличает их бахвальство и лжеученость. Действующих лиц своих диалогов Платон индивидуализирует, не только указывая на их позиции в философских вопросах, но и рисуя их поведение, манеру держаться; наконец, придавая каждому своеобразные стилистические черты, он имитирует и пародирует различные стили. Платон также старается подчеркнуть драматизм своих диалогов сценарием. Стечение публики из-за приезда знаменитого софиста («Протагор»), пирушка после победы на трагических состязаниях («Пир»), прогулка в жаркий летний день («Федр»), предсмертное свидание Сократа с друзьями («Федон») создают обстановку, на фоне которой непринужденно возникает философская беседа. Поэтический характер имеют также и «мифы»: Платон изображает парение еще не воплотившейся души у граней наднебесных пространств (так называемой гиперурании) и созерцание «истины» («Федр»), рисует картины загробного суда («Горгий», «Федон», «Государство»), повествует о сотворении мира («Тимей») или о происходившей в незапамятные времена борьбе между идеальным афинским полисом и затонувшей Атлантидой («Тимей» и «Критий»). Но, может быть, наивысшим художественным достижением Платона является созданный им образ Сократа. Под «силенообразной» наружностью этого иронического мудреца, с легкостью ниспровергающего ложные авторитеты, скрывается интеллектуальное и нравственное обаяние, стимулирующее мысли и поведение всех тех, кто вступает в общение с ним. В более поздних диалогах образ Сократа бледнеет, а вместе с ним и остальные образы платоновских диалогах. Сократ превращается в отрешенного от мира мыслителя.