Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:43, курсовая работа
А.П.Чехов – великий русский писатель XIX века, написавший немало драматических произведений. Он внес значительные изменения в композицию, в сюжетное развитие драмы, в ее сценическое движение. В его пьесах действуют новые характеры, новые типы, а если и появляются представители прежних социальных групп, то они раскрываются иначе. В ткань пьесы включается символический подтекст [Целкова Л.Н., 2007, с. 156].
«Вишневый сад» - одно из самых лучших произведений писателя, в котором он не только изобразил трагедию одной семьи, но и сумел соотнести судьбы своих персонажей с судьбами целой страны. Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие хронотопа в литературе……………………………….……………..7
2. История создания комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………12
3. Образ прошлого в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………15
4. Образ настоящего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…….…………20
5. Образ будущего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………............32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»)
кафедра литературы и
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»
Выполнена:
старший преподаватель:
Миронова Г.С.
Тула, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие хронотопа в литературе……………………………….……………..
2. История создания комедии А.П.
3. Образ прошлого в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………15
4. Образ настоящего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…….…………20
5. Образ будущего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………25
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В литературе время – основная и непременная предпосылка сюжетного развертывания.
Повествование в литературе всегда расположено
«во времени», всегда развивается по законам внешней (хронологической) последовательности
и внутренней (казуальной) обусловленности
настоящего и будущего — прошлым [http://ru.wikipedia.org/wiki]
Любое литературное произведение, так или иначе, воспроизводит реальный мир. Естественной формой существования этого мира является время.
Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени (в некоторых произведениях хронологический аспект изображения может быть целиком безразличен, либо действие разыгрывается в будущем).
Традиционно под временем понимается промежуток
той или иной длительности, в который что-то
совершается в течение последовательной
смены часов, дней, лет [http://tolkslovar.ru/v6662.
С течением времени значение данного слова вышло за рамки обыденного, расширилось, стало более глубоким. Появились такие понятия как «абстрактное время», «конкретное время», «время художественное», «время реальное».
В организации структуры, стилистического, изобразительного, языкового плана произведения время играет важную роль. Оно выполняет множество функций, которые напрямую зависят от специфики стиля автора, его метода изложения материала, от жанра, в котором он работает.
А.П.Чехов – великий русский писатель XIX века, написавший немало драматических произведений. Он внес значительные изменения в композицию, в сюжетное развитие драмы, в ее сценическое движение. В его пьесах действуют новые характеры, новые типы, а если и появляются представители прежних социальных групп, то они раскрываются иначе. В ткань пьесы включается символический подтекст [Целкова Л.Н., 2007, с. 156].
«Вишневый сад» - одно из самых лучших произведений писателя, в котором он не только изобразил трагедию одной семьи, но и сумел соотнести судьбы своих персонажей с судьбами целой страны. Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века.
Можно утверждать, что помимо основных героев, присутствует и еще один незримый «персонаж» комедии – время. Оно имеет большое значение в произведении: с помощью него мы можем еще глубже понять переданное автором определенное психологическое состояние героев, а так же увидеть колоссальную разницу в мировоззрении трех поколений: прошлого (Раневская, Гаев, Фирс), настоящего (Лопахин) и будущего (Петя, Аня).
Актуальность данной работы состоит в том, что, исследуя время в комедии «Вишневый сад», мы не только изучаем реалии той эпохи, в которой происходит действие, но и получаем возможность глубже проникнуть в смысл произведения, понять, что "завещал" Чехов нам, живущим в двадцать первом веке. Ведь как отмечал Бахтин М.М.: «Всякое вступление в сферу смыслов свершается только через ворота хронотопов» [Бахтин М.М., 1975, с.283].
Цель работы – проанализировать особенности и функции времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Еще раз обратим внимание, что время является одним из центральных понятий для людей, занимающихся анализом текста произведения. Толкование данного слова мы можем найти в словарях русского языка (Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»; Ушаков Д.Н. «Словарь современного русского языка»), в литературном энциклопедическом словаре под редакцией Акаткина В.М., Копыловой Н.И. «Терминологический минимум студента-филолога».
К проблеме художественного времени в отечественном литературоведении обращались неоднократно, отдельные аспекты освещены в трудах Д.С. Лихачева, в частности в «Поэтике древнерусской литературы», а также в работах А.А. Потебни «Теоретическая поэтика», В.В. Виноградова, Б.А. Успенского и других.
При написании данной работы мы пользовались статьей М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», где он рассматривает временные и пространственные отношения в их неразрывном единстве, доказывает, что художественное время является ведущим, а пространство выступает как зависимая величина. «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» - утверждает автор. В работе «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтин представил типологию художественного времени [Бахтин М.М., 1975, с.283].
Так же мы использовали статью из учебника В.Е Хализева, «Теория литературы», где автор полно дает характеристику понятию «время», и приводит примеры.
Существует немало статей о самом писателе и его творчестве, например, литературный журнал «Человек без границ» (2010, № 2) предлагает нам ознакомиться с публикацией И. Барабаша «Антон Павлович Чехов. Всматриваясь в жизнь», где автор статьи пишет об интересных фактах биографии и кратком обзоре литературного творчества писателя.
Также в работе Сухих И.Н. известного чеховеда, автора книги «Проблемы поэтики Чехова», мы можем почерпнуть много полезной информации о творчестве писателя.
Но для нас особую ценность представляют работы об истории создания комедии «Вишневый сад», а также ее анализе. Это, например, статья в газете «Литература» (2010, № 1) таких авторов как Шапиро Н. «Второстепенные герои «Вишневого сада», а также Вишняковой Н. «Вишневый сад»: в ожидании катарсиса».
Очень интересна работа Полоцкой Э.А. «Вишневый сад». Жизнь во времени», где она попыталась проследить не только сценическую судьбу персонажей на протяжении всех четырех актов театральной интерпретации пьесы, но и значение времени в произведении.
С течением времени количество литературных очерков и статей по А.П. Чехову «Вишневый сад» растет. Рассматриваются все более значимые вопросы, в том числе вопросы времени в комедии. А это доказывает, что пьеса Чехова актуальна и в наше время.
1. Понятие хронотопа в литературе
Одной из основных проблем, стоявших со времен древности перед человечеством, было понимание времени и окружающего мира – пространства.
Время – одна из основных (наряду с пространством) форм существования мира, возникновения, становления, течения и разрушения всех явлений бытия. Категория времени связана с последовательной сменой этапов жизни природы, человеческой жизни и развития сознания; поэтому восприятие субъективной длительности времени сплетается с отношениями причин и следствий, прошлого, настоящего и будущего, а также с субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания [ Шабанов, Н.К., Тарасова М.М., 2005, с. 81-82] .
Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложнено и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.
Существенную «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе», мы будем называть хронотопом.
Впервые данный термин был введён М.М.Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе» в середине 70-х гг. Само понятие хронотопа было заимствовано Бахтиным из математического естествознания, но между тем, в своей статье он отмечает, что переносит его в литературоведение «почти как метафору».
Хронотоп в исследовании культуры позволяет раскрыть социально-исторические основания формирования и динамики художественных явлений и форм. В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет и характеризуется художественный хронотоп [Бахтин М.М., 1975, с.283].
В литературе ведущим началом в хронотопе является, указывает Бахтин, не пространство, а время. В романах разных типов реальное историческое время отображается по-разному. Например, в средневековом рыцарском романе используется так называемое авантюрное время, распадающееся на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно организовано абстрактно-технически, так что связь его с пространством также оказывается во многом техничной. Хронотоп такого романа — чудесный мир в авантюрном времени. Само время становится до некоторой степени чудесным. Появляется сказочный гиперболизм времени. Часы иногда растягиваются, а дни сжимаются до мгновения.
Бахтин говорит, что коль скоро серьезное изучение форм времени в литературе и искусстве началось недавно, необходимо сосредоточить основное внимание на проблеме времени и всего того, что имеет к ней непосредственное отношение. «Пространство раскрывает время, делает его зримым. Но само пространство делается осмысленным и измеримым только благодаря времени».
В чем значение хронотопов? Прежде всего, очевидно их сюжетное значение. Они являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В хронотопе завязываются и развязываются сюжетные узлы. Можно прямо сказать, что им принадлежит основное сюжетообразующее значение.
Вместе с этим бросается в глаза изобразительное значение хронотопов. Время приобретает в них чувственно-наглядный характер; сюжетные события в хронотопе конкретизуются, обрастают плотью, наполняются кровью. О событии можно сообщить, осведомить, можно при этом дать точные указания о месте и времени его свершения. Но событие не становится образом [Бахтин М.М., 1975, с.283].
Информация о работе Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»