Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

А.П.Чехов – великий русский писатель XIX века, написавший немало драматических произведений. Он внес значительные изменения в композицию, в сюжетное развитие драмы, в ее сценическое движение. В его пьесах действуют новые характеры, новые типы, а если и появляются представители прежних социальных групп, то они раскрываются иначе. В ткань пьесы включается символический подтекст [Целкова Л.Н., 2007, с. 156].
«Вишневый сад» - одно из самых лучших произведений писателя, в котором он не только изобразил трагедию одной семьи, но и сумел соотнести судьбы своих персонажей с судьбами целой страны. Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие хронотопа в литературе……………………………….……………..7
2. История создания комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………12
3. Образ прошлого в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………15
4. Образ настоящего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…….…………20
5. Образ будущего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………............32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ сделаная.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

То же самое в других случаях. Во втором действии Раневская кается в своей грешной жизни, проливает слезы, рвет парижские телеграммы и тем самым проявляет все признаки наконец-таки осенившей ее добродетели. Тут же, однако, как бы случайно она замечает, что неплохо бы пригласить еврейский оркестр, на который она обратила внимание. Где настоящая Раневская? На это отвечает третье действие. Оркестр приглашен, причем в день торгов, что же касается покаянных речей, то все это было действительно несерьезно.

Истинный характер некоторых персонажей проясняется зрителю еще и потому, что в ряде случаев одни герои пародийно дублируют других.

Частенько именно так дополняет Раневскую Гаев. Действительно, все его философствования, рассуждения об общественном благе, о прогрессе тоже звучат как лирические прочувствованные монологи, пустопорожность и вздорность которых, однако, ни у кого не вызывают сомнения.

Дублирование Гаевым Раневской начинается уже в первом действии. Не успела Раневская закончить свое излияние чувств к «шкапику», как с монологом (тоже сквозь слезы), также обращенным к шкапу, выступает Гаев. И то, что не было ясно еще в поступке Раневской, теперь проясняется этим монологом, вызывающим иронические реплики окружающих.

Впрочем, Гаеву принадлежит и прямое разоблачение Раневской: «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, - говорит он, - но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении». И на это раз Гаев серьезен. Именно в эту же редкую минуту просветления единственный раз удается ему взглянуть правде в глаза.

Но Гаев не был бы Гаевым, если бы такие минуты были у него длительными. Появляется Аня, он пытается утешить ее, в этом главная определяющая черта его характера – он уже увлекся, уже сам себе верит, и начинается обычное: «Проценты мы заплатим, я убежден… Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь!» и т. д.

Именно так рисуются Чеховым представители дворянского мира. Это сделано как бы изнутри разоблачение уже непосредственно вводит нас в тот процесс исторического развития России, который Чехов стремится запечатлеть в «Вишневом саде».

Действительно, одной из существенных сторон затронутой пьесой картины жизни дворянского сословия является показ несомненного ухода его в прошлое. Достигается это многими средствами, и отнюдь не только сменой хозяев вишневого сада. Неразрывную связь дворянского мира с прошлым и чуждость его сегодняшнему дню подчеркивает каждое слово Фирса, живого осколка дореформенной старины.

Утрата Гаевым и Раневской усадьбы могла бы быть объяснена их беспечностью или их «благородством», но неустанная «деятельность» Пищика, безрезультатно стремящегося сохранить свое положение, подчер-кивает объективную неизбежность ухода в прошлое мира, представителями которого являются эти персонажи.

Эта «деятельность» Пищика чрезвычайно показательна. Он привык к тому, что деньги регулярно идут откуда-то ему в руки. И вдруг этот устойчивый процесс нарушился. Он оказался достаточно энергичным, чтобы попытаться выйти из положения. Но как? В своей кипучей «деятельности» Пищик предстает столь же пассивным, столь же бездеятельным, как Гаев и Раневская. Радость его по поводу денег, полученных им в связи с тем, что «ан глядь, - железная дорога по моей земле прошла», или после того как англичане открыли на его земле «какую-то» глину, только подчеркивает эту органически присущую ему паразитарность.

В этом свете фигура Пищика приобретает исключительную типи-ческую емкость и освещает дополнительным светом и Гаева и Раневскую. Именно благодаря ему становится окончательно ясно, что их неумение поправить свои обстоятельства связаны вовсе не с презрением к прошлой деятельности. Главное заключается в их органической неспособности к какой бы то ни было практической деятельности.

Таким образом, в «Вишневом саде» показана историческая смена социальных укладов: кончается период вишневых садов с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни. Владельцы вишневого сада нерешительны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них паралич воли. Эти черты наполнены историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. Люди подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Образ настоящего в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»

В своей пьесе «Вишневый сад» Чехов рисует картину общественно-исторических изменений в России. Он стремится показать, что это развитие есть результат человеческой деятельности.

На мой взгляд, Лопахин является примером движения во времени, некой временной прогрессии, что становится особенно заметно в некоторых эпизодах, где особенно контрастно видны бездеятельность Раневской и устремленность к некой цели Лопахина. Лопахин постоянно торопит Раневскую, ждет от неё принятия решения, но Раневская в принципе не способна успевать за реальной скоростью времени, эту способность она утратила еще в детстве, когда ей не требовалось самой принимать решения, действовать не в настоящий момент, а с учетом будущего времени и последствий своих действий и решений. Эта дифференциация показывает отличия в воспитании детей дворян, помещиков и детей их слуг. В данном случае получилось так, что поддержка дочери помещика исчезла, представив её в не самом лучшем свете, в особенности на фоне Лопахина. 

Настоящее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» представлено Лопахиным.

Уходят в прошлое  времена дворянских усадеб, на смену Гаевым приходит делец, коммерсант и практик Лопахин.

Что же характерного в его деятельности?

Лопахин чувствует красоту вишневого сада, но это не мешает ему вырубать сад, хотя ему-то нечего боятся разорения. Он не лишен как будто отзывчивости и чуткости, но это не мешает ему начать вырубку деревьев еще до отъезда Раневской. И вот в этом-то его бестактном поступке (невольном, конечно) и проглядывает лучше всего подлинное его существо.

Что касается красоты, то Лопахин не прочь полюбоваться красотой тысячи десятин, которые он засеял маком. И все же дело здесь не в украшении земли, не в общественном благе, а в тех сорока тысячах, которые он положил в результате этого дела себе в карман.

Стремление к личному обогащению, стяжательство – вот та сила, которая практически руководит поступками Лопахина и делает вполне оправданной сжатую и исчерпывающую характеристику, которую дает ему Трофимов: «Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!».

Лопахин выгодно отличается от Гаева, Раневской и Пищика своей энергией, активностью, деловой хваткой. Его деятельность знаменует собой несомненно прогрессивный исторический сдвиг. Но все это оказывается неполноценным, и именно потому, что деятельность его искажена стяжательством, эгоизмом, почему и превращается в хищничество, оказывается лишенной разумного начала, без которого немыслимо подлинное творчество человека.

Гибель вишневого сада заставляет печалиться, конечно, не в меру мнимой любви к нему его старых владельцев, в меру несогласия с хищническим началом практической деятельности Лопахина. Чехов заставляет не соглашаться с тем, что прогрессивное движение должно приводить к опустошению земли. Он подводит к мысли, что «прогресс», который не украшает землю и жизнь человека, а обедняет и уродует их, не является полноценным и правым, так как задача человека заключается не только в проведении железных дорог, но и в превращении всей земли в цветущий сад.

Однако Чехов в «Вишневом саде» не только протестует против обеднения земли. Он показывает конкретного носителя этого неполноценного прогресса – Лопахина, вскрывает те внутренние причины, которые определяют хищнический характер его деятельности. Драматург показывает не только социальную действительность в ее развитии, но и те силы, которые формируют ее конкретно-историческое лицо, а тем самым указывает и виновников ее несовершенства».

Именно здесь ключ к пониманию подлинных внутренних причин двойственности Лопахина. Характерно и примечательно чувство неловкости, которое не оставляет этого удачливого дельца, его постоянное стремление оправдаться, представить свою деятельность в розовом свете, как якобы деятельность общественно полезную. «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, - говорит во втором действии Лопахин, - как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»

Да так должно быть, это Лопахин понимает, но именно поэтому и чувствует он неправоту своей собственной деятельности, поэтому и конфузится, в связи с этим и пытается парировать обвинения на свой счет, да заодно и утешить, усыпить свою совесть. Таков, в частности, подлинный источник той демагогии, которой занимается Лопахин, развивая мысли о строительстве «новой жизни» путем «размножения дачников». Но эта болтовня не утешает даже самого Лопахина, вот почему в самый патетический момент своей жизни, после монолога в третьем действии, где он упивается своим торжеством, сразу следует похмелье: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь», - говорит со слезами Лопахин.

У Лопахина добрые чувства к нынешним хозяевам усадьбы, особенно Раневской, однако помимо этих личных добрых отношений с незлобливой Любовью Андреевной, когда-то, в детстве, пожалевшей и приласкавшей его, есть у него и иные – классовые чувства внука и сына крепостных рабов. И как бы ни было искренне его доброе отношение к Раневской, побеждают, как это показывает его воцарение в усадьбе, соображения и эмоции классовые. Упиваясь своей победой, торжествуя, Лопахин кричит: «Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где мой дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».

Необычны у Лопухина не только его добрые чувства к Раневской. Многое своеобразно в его облике, и не только внешнем, но и духовном. У него тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у него тонкая, нежная душа.

Именно духовная тонкость Лопахина порождала его сетования на «нескладную, несчастливую жизнь», делала возможным тоску по настоящей жизни, которая у него тем острее, чем полнее оказывается он в стихии своей предпринимательской деятельности. Столь неожиданный и неоправданный на первый взгляд облик купца, купца, казалось бы, совсем нетипичного, был необходим Чехову, чтобы показать, насколько капиталистическое хищническое предпринимательство античеловечно по самой природе своей, насколько чуждо и красоте, и созиданию, и справедливости, то есть для того, чтобы сказать о существе такого рода деятельности [Бердников, Г.П., 1957, с. 246]. Образ «нетипичного» купца оказался исполнен глубокого социально-исторического содержания. Духовная драма Лопахина явилась не только личной драмой совестливого человека. С неподражаемой, только ему доступной лаконичностью Чехову удалось нарисовать квинтэссенцию духовной драмы вчерашнего мужика, сына крепостного, попавшего «не на свою улицу» - на иссушающую стезю капиталистического предпринимательства.

Осознает ли Лопахин свою вину или пытается оправдаться – в любом случае все говорит и о его виновности и о несправедливости его деятельности, укрепляя тем самым мысль об объективной необходимости другой деятельности и иных деятелей.

Таким образом, Лопахин, «новый хозяин» жизни, олицетворяет новое время. Он - единственный, кому дано приблизиться к пониманию сущности эпохи, но в его жизни нет места настоящей красоте, душевности, человечности, и потому Лопахин - символ только настоящего. Будущее же за другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Образ будущего в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» 

В «Вишневом саде» Чехов показывает представителей разных поколений, представителей разного времени. Рассматривая прошлое, которое должно уйти, отжить свое, настоящее, с которым драматург не согласен и не хочет принимать такое настоящее, Чехов желает видеть другую действитель-ность, других деятелей, которых может дать только будущее.

Образы Ани и Трофимова не только подтверждают эту мысль, но и говорят о том, что вопрос этот назрел, что новая жизнь не только должна быть, но и будет, что она уже близка, ощутима.

И общественное положение Трофимова – он «вечный» студент, и его студенческая одежда давали основание именовать его, в отличие от мужика и мастерового, барином. Однако многое уже и во внешнем облике этого бедняка, который, как зима, так и «голоден, болен, встревожен, беден, как нищий», заставляет людей с сомнением называть его барином. Видимо, поэтому какая-то, может быть, как и Варя, обратившая внимание на его «грязные старые» галоши, назвала его «облезлым барином». Петя сам рассказывает об этом эпизоде, не боясь, что эта кличка прилипнет к нему.

Порой Трофимов кажется смешным, нелепым человеком. Однако так воспринимают его далеко не все действующие лица. Ничего смешного в словах и поступках Пети не находит Аня. Не склонен иронизировать по его поводу Лопахин. Отказ бедного студента от предложенных ему денег, слова о высшей правде, сопровождающие этот отказ, - все это, казалось бы, может лишь позабавить преуспевающего дельца. Однако слова Пети и его поступок вызывают у Лопахина не усмешку, а глубокое раздумье на важную для него, больную тему – о смысле и цели жизни. Тут не ирония, а зависть, Лопахин явно завидует цельности и убежденности «облезлого барина», тому его богатству, которого так недостает этому богатею.

Иронизирует над Петей Раневская. Пытаясь в разговоре с Трофимовым отстоять свое право на постыдную связь с парижским любовником, переходя от неудавшейся обороны к наступлению, бранясь и иронизируя,  Раневская кричит о том, что она не выше любви, что это он недотепа и не имеет любовницы. Слова Раневской ошеломляют Петю, он возмущен.

Информация о работе Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»