Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

А.П.Чехов – великий русский писатель XIX века, написавший немало драматических произведений. Он внес значительные изменения в композицию, в сюжетное развитие драмы, в ее сценическое движение. В его пьесах действуют новые характеры, новые типы, а если и появляются представители прежних социальных групп, то они раскрываются иначе. В ткань пьесы включается символический подтекст [Целкова Л.Н., 2007, с. 156].
«Вишневый сад» - одно из самых лучших произведений писателя, в котором он не только изобразил трагедию одной семьи, но и сумел соотнести судьбы своих персонажей с судьбами целой страны. Три сценических часа в «Вишневом саде» вбирают пять месяцев (май — октябрь) жизни героев и почти целое столетие: от предреформенной поры и до конца XIX века.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие хронотопа в литературе……………………………….……………..7
2. История создания комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………12
3. Образ прошлого в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………15
4. Образ настоящего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…….…………20
5. Образ будущего в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»…………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………............32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ сделаная.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Слова Пети о том, что он и те – другие, что идут с ним и по его пути, должны быть «выше любви», - не обмолвка героя, не причуда и не фраза. Нет, это его убеждение, органически вытекающее из его системы взглядов, в которых есть нечто и от народничества – поздние мысли о вине интеллигенции перед трудовым народом, о необходимости с ее стороны искупительной жертвы. Рассказав Ане о том, как ужасно крепостничество, которое переродило всех их – живших ранее и теперь живущих за счет народа, Петя говорит далее: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Органической частью этих взглядов Трофимова и является его убеждение, что он и его соратники должны быть «выше любви», должны лишь неустанно трудиться во имя светлого будущего.

Таким образом, отречение Пети от любви аналогично его отказу от денег, которые ему предлагает Лопахин. В одном и другом случае Трофимов исходит из убеждения, что он «свободный человек», так как над ним не имеет ни малейшей власти все то, что так высоко ценят люди, живущие, как он убежден, старыми, отжившими понятиями и традициями.

Еще более отчетливо выражена эта тема разрыва с господствующим укладом в образе Ани. Она связана со своим миром и по рождению и по воспитанию. Мало того, она прямо унаследовала некоторые черты своей матери. И это не только внешнее сходство. Трофимов отмечает ее привычку жить за чужой счет, не задумываясь над этим. Но все это не мешает Ане порвать с привычным ей жизненным укладом и пойти за Трофимовым. Новые взгляды ее еще наивны. Эта наивность естественна. Она определенна и тем, что Аня плохо знает жизнь, и происхождением Ани, и ее молодостью, да и несовершенством взглядов ее учителя.

Было бы крайне неубедительно, если бы Чехов наделил ее другими взглядами. Для него, однако, важно показать, что беспокойство Лопахина не случайно, что вопрос о новом этапе исторического развития – живой вопрос современности, что человек не только должен, но и имеет полную возможность пойти не тем путем, который диктуется ему сословной принадлежностью, еще существующими жизненными отношениями и взглядами, а тем путем, который подсказывается сознанием неспра-ведливости и несовершенства современной социальной действительности. Первый шаг, который необходимо для этого сделать, - порвать со своим сословием и с его жизненной практикой. Этот шаг возможен – люди уже делают его, - и Чехов демонстрирует это на примере Трофимова и Ани.

Помимо этого, нужно еще, чтобы люди совсем по-другому жили. Жить и работать надо не во имя своих корыстных целей, а во имя интересов народа, работая, «помогать всеми силами тем, кто ищет истину». Выполняет эту задачу Трофимов? Да, выполняет. Он пробудил новые мысли у Ани; и это ясно, не у одной только Ани.

Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад? 

Неизвестно, хватит ли Ане духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно. 

Таким образом, представители прошлого и настоящего постепенно уйдут и их сменят новые люди, и это будет следующий шаг истории, о котором с радостью говорит Трофимов. Он сам не воплощает будущего, но чувствует его приближение. Каким бы «облезлым барином» и недотепой Трофимов ни казался, он человек нелегкой судьбы: по словам Чехова, он «то и дело в ссылке». Душа Трофимова «полна неизъяснимых предчувствий», он восклицает: «Вся Россия — наш сад».

Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуман-ными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя данное исследование, выполнив поставленные в работе задачи, мы пришли к выводу, что художественное творчество как особый вид деятельности порождает художественные произведения, для каждого из которых характерно наличие времени.

Время отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей. Историческое понимание действительности проникает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, а и в стремлении весь мир воспринимать через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время — его объект, субъект и орудие изображения. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени пронизывает собой литературу [http://ksana-k.narod.ru/Book/poet/index.htm].

Время – важный, неотъемлемый элемент любого литературного произведения. Оно помогает нам более полно понять структурную организацию текста, окунуться в ту эпоху, где развиваются события. Также при помощи времени мы можем более четко представить переданное автором определенное психологическое состояние героев, что еще больше усилит понимание произведения. 

"Всякое  вступление  в сферу   смыслов  свершается только  через  ворота хронотопов", -  отмечал  М. М. Бахтин [Бахтин М.М., 1975, с.283]. Действительно, временная  организация  художественного текста, все более усложняющаяся от древней  литературы  к литературе наших дней,  очень важна для понимания  произведения   в целом.

Своим "Вишневым садом" Чехов разрушает иллюзию, что события делают, выстраивают судьбы людей. Нет, над человеком властвует лишь время, не имеющее начала и конца, в потоке которого важен каждый день, час, минута, мгновение. Это понимал великий художник, интуитивно чувствуют это и его герои. 

"Вне событийное" время, которое  мы обнаруживаем в "Вишневом  саде", проявляет себя в особой "открытости" пьесы, неотделимости ее действия от потока жизни, находящегося за ее пределами. В. А. Грехнев отмечал, что "исходная и конечная части художественного построения всегда попадают под сильный смысловой акцент. Они ограничивают событие, переживание в безграничном потоке внешней и внутренней реальностей, оттеняя целостность художественного творения". Едва ли в "Вишневом саде" можно найти подобное "отграничение" события [Грехнев В. А., 1997, c. 123]. 

Время в "Вишневом саде" разномасштабно. Мы говорим о времени действия пьесы, совпадающем со временем сценическим. "Развернув" этот уровень, мы видим выступающие на равных время отдельной человеческой жизни, социально-историческое время, время Вечности. При этом каждый из этих временных масштабов имеет свое прошлое, настоящее, будущее.

Читая "Вишневый сад", сразу обращаешь внимание на пестроту временных указаний в пьесе. На два часа опаздывает поезд; Раневская прожила за границей пять лет, и столько же лет ее не видел Лопахин; четыре ночи не спала в дороге Аня; три дня назад приехал Трофимов; шесть лет назад умер отец Ани, через месяц после его смерти утонул ее брат; в третьем часу все расходятся. Это неполный хронометраж лишь первого действия, который можно было бы продолжить. Здесь же мы узнаем, что Ане семнадцать лет, а Гаеву пятьдесят один и он "человек восьмидесятых годов". В первом же действии предлагается отметить столетие "многоуважаемого шкафа" и, наконец, сообщается дата продажи имения. Многочисленные временные указания, помимо того что помогают организовать поток действия, позволяют автору значительно расширить время, которое охватывает пьеса.

Таким образом, в “Вишневом саде” Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само время в его движении. Герои “Вишневого сада” - люди, попавшие в тектонический раскол, образовавшийся во времени, вынужденные жить, то есть любить и радоваться, в этой расселине обстоятельств большой истории. Этот разрушительный момент - время их единственной жизни, которая имеет свои особые частные законы и цели. И они живут над пропастью, обречены жить. И содержание их жизни есть разрушение того, что было жизнью предшествующих поколений.

«Вишневый сад» был написан Чеховым в период предреволюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе «Вишневый сад» этими людьми являются Петя Трофимов и Аня. Революция свершилась, наступило «светлое будущее», но «высшего счастья» народу оно не принесло.

Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев. Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекатель-ные черты личности, которые мне понравились в этом герое [Ревякин, А.И., 1954. с. 36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Балухатый, С. Д. От Трех сестер к Вишневому саду [Текст] / С.Д. Балухатый // Литература. – 1931. – № 1. –109-178 c.
  2. Бахтин,  М.М.  Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975. – 290 с.
  3. Бердников, Г.П. Чехов – драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова [Текст] / Г.П. Бердников. – Л.: Искусство, 1957. – 244 c.
  4. Бушман, Е. Мир дворянской усадьбы / Е. Бушман // Литература: изд. дом Первое сентября. - 252 с.
  5. Грехнев, В.А. Словесный образ и литературное произведение [Текст] / В.А. Грехнев. – Нижний Новгород, 1997. – 123с.
  6. Линков, В.Я. Художественный мир прозы Чехова [Текст] / В.Я. Линков. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128 с.
  7. Лихачев, Д. С. Поэтика Древнерусской литературы: [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://ksana-k.narod.ru/Book/poet/index.htm
  8. Полоцкая, Э.А. А.П. Чехов: движение художественной мысли [Текст] / Э.А. Полоцкая. - М.: Сов. Писатель, 1979. - 338 с.
  9. Ревякин, А.И. О драматургии А.П. Чехова [Текст] / А.И. Ревякин. - М.: Знание, 1954. - 32 с.
  10. Роговер, Е. С. “Вишневый сад” А. П. Чехова: преемственность и новаторство / Е. С. Роговер // Литература в школе. - 2008. - № 8. - 15-20 c.
  11. Турков, А.М. А.П. Чехов и его время [Текст] / А.М. Турков. - 2-е изд.-М.: Сов. Россия, 1987. - 523 с.
  12. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В. И. Тюпа. - М. : Высшая школа, 1989. - 135 с.
  13. Фадеева, Н.И. Новаторство драматургии А.П. Чехова: пособие по спецкурсу / Н.И. Фадеева.-Тверь : Тверский гос. ун-т, 1991. - 84 с.
  14. Федорова, А.С. Проблема человека в творчестве Чехова / А. С. Федорова // Школа. - 2004. - № 1. - 19-20 c.
  15. Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. – 133 c.
  16. Целкова, Л.Н. Введение в литературоведение. Учебник для вузов. [Текст] – М.: Оникс, 2007.
  17. Чехов А.П. в воспоминаниях современников / сост. Н.И. Гитович; вступ. статья А.М. Туркова. - М.: Худож. лит, 1986. - 734 с.
  18. Чехов А.П. Вишневый сад: пьесы [Текст] / А.П.Чехов. – М.: Эксмо, 2012 – 700 с.
  19. Чехов и его время: сборник статей / ред. Л.Д. Опульская. - М.: Наука, 1977.
  20. Шабанов, Н.К. Художественно-педагогический  словарь. Значения слов [Текст]/ Н.К. Шабанов, М. Тарасова. — М.: Трикста, 2005г. – 81-82 c.

 

 

 

 


 



Информация о работе Образ времени в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»