Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:25, реферат
Целью своего реферата ставлю: рассмотреть основные мотивы и образы цикла, проследить эволюцию взглядов лирического героя, обратить внимание на цветопись в стихотворениях цикла «Лебединый стан», а так же обратиться к истории создания и издания цикла.
Задачи: рассмотреть критические статьи, жизненные пути поэтессы, основные мотивы и образы стихотворений, составляющих цикл стихов «Лебединый стан».
Это просто, как кровь и пот:
Царь - народу, царю - народ.
Здесь уже библейское понимание назначения Царя. Причем упомянутые «кровь и пот» - это явная аллюзия на моление Христа о чаше в Гефсиманском саду, когда «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (позже эти кровь и пот буду названы святыми). Царство неразрывно связано с Самим Христом, ибо Он дает Царя, Он его благословляет и помазывает, как Истинный Помазанник, на Царство.
Это ясно, как тайна двух:
Двое рядом, а третий - Дух.
В этих строках – мистический смысл существования Царства. Царство благословляется самим Богом, почему и принимается народом, оно руководится Духом, если действительно основана на таинстве со-узничества со Христом.
Божественность Царства подтверждается и следующими строками:
Царь с небес на престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.
И в этом же стихотворении у Цветаевой возникает надежда на воскресение Царства, на то, что Царь еще может вернуться на Престол, что и может быть настоящей Пасхой для верующих людей, т.е. воскресение утраченной России:
Царь опять на престол взойдет -
Это свято, как кровь и пот.
Опять упоминается «кровь и пот», т.е. воскресение царства настолько реально и необходимо, насколько реальны и необходимы были страдания Христа для человечества. Царство теперь свято для Цветаевой.
В стихотворении, датированном тем же числом, народ уже не мыслится без Царя:
Народ обезглавлен и ждет главы.
Уж воздуху нету ни в чьей груди.
Архангел! - Орел! - Гряди!
Это – продолжение темы о святости Царства, когда народ, как «птенцы-сироты», обезглавлен лишен заступления и даже Божией помощи, на что и указывает призывание Архангела – защитника.
В это же время Цветаева осознает истинный подвиг помазанника Божия – Царя. Мистическое понимание Царства переходит на качественно новый уровень: «не в силе Бог, а в правде», т.е. Господь забрал от народа Царя и разрушил до основания Царство для чего-то:
Бог – прав...
Попранным Словом.
Проклятым годом.
Пленом царёвым.
Вставшим народом.
Цветаева увидела истинный подвиг Помазанника только после понимания истинного Монархизма. Здесь проявляется понимание того, что Бог прав «вопреки» и потому и Царь прав, что принимает от Бога потерю власти как должное, своим смирением он уподобляется подвигу Христа и верных Ему. Поэтому уже можно говорить об имплицитном мотиве жертвенности в данном стихотворении [10].
Теперь Цветаева приходит к истинному христианству и надеется на то, что Бог в любом случае будет «прав вопреки», и Он силен остановить творящееся в России:
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом - а лилией в щите!
Появляется символ лилии, который, как правило, указывает на царское достоинство, святость и непорочность и даже на Самого Христа. Только Христом и Богом можно противостоять Содому, который, судя по всему является олицетворением революционной России. Та Россия умерла, и на ее месте лишь «мерзость запустения». И вновь:
Червь и чернь узнают Господина
По цветку, цветущему из рук.
Возникает эсхатологический мотив. Теперь только Пришествие может остановить те события, что происходили в России, только Истинный и Единый Царь Своей святостью может победить «волка»:
Только агнца убоится – волк...
Однако здесь есть и некая историческая проекция. Белый Праведник воплощен в реальности Белым Полком. Цветаева видит в Белом движении благословение Бога (необходимо отметить, что патриарх Тихон благословил Белое движение), ибо только оно может каким-то чудесным образом восстановить утраченное Царство:
Торжество - в подвалах и в вертепах!
И взойдет в Столицу - Белый полк!
После убийства Помазанника Божия в стихотворениях Цветаевой прослеживаются мотивы, противоположные «Царю – на Пасху». Теперь снова возникает великопостный мотив, мотив скорби:
Над черною пучиной водною -
Последний звон.
Лавиною простонародною
Низринут трон.
Царство мыслится неотдельно от Церкви, о чем и говорят слова «последний звон», т.е. Церковь не стоит без Царства и умолкла, в чем мы и убедились исторически. Русь всегда славилась своим колокольным звоном, который был символом благовестия, символом Православного Царства. Теперь же этот звон последний – на погребение. Погребается и сам трон – лавиной, которая не оставляет за собой ничего на своем пути. Мотив скорби нагнетается и определенными красками (черная пучина, кровавый волок):
Волочится кровавым волоком
Пурпур царей.
Греми, греми, последний колокол
Русских церквей!
Вновь «последний колокол», который уже не звонит, а гремит, вновь тревожные мотивы, сочетающиеся уже с красками крови.
И опять неразрывный союз, симфония Церкви и Царства:
Кропите, слезные жемчужинки,
Трон и алтарь.
Крепитесь, верные содружники:
Церковь и царь!
Параллели «трон-алтарь», «Церковь-царь» показывают то, что Цветаева окончательно осознала истинную сущность православной монархии. Одно не может существовать без другого. Низринут Царь – замолк колокол. Однако здесь уже возникает мотив царства не земного, но Небесного. Видя тот Содом, что царил в нецарской России, Цветаева приходит к мысли, что теперь стоит ожидать Царствия «не от мира сего» (вновь эсхатологический мотив):
Цари земные низвергаются.
- Царствие! - Будь!
От колокола содрогаются
Город и грудь [10].
Когда белогвардейские войска под командованием генерала Мамонтова подходили к Москве, на 1-ю годовщину Октября, и, как многим тогда казалось, должны были покончить с большевиками, Цветаева написала стихотворение, призывающее к прощению бунтовщика Стеньки Разина, олицетворявшего собой разгулявшуюся стихию народной вольницы:
Царь и Бог! Простите малым -
Слабым - глупым - грешным - шалым,
В страшную воронку втянутым,
Обольщенным
и обманутым, -
Царь и Бог! Жестокой казнию
Не казните Стеньку Разина! [9]
В этом стихотворении русский народ сравнивается с бунтарем Стенькой Разиным. При этом возникает и образ «красного зверя», явно ассоциирующегося с революцией. Цветаева просит Царя и Бога (вновь неразрывное их сосуществование для лирического героя) помиловать русский народ [10].
Здесь
революция и бунт против Помазанника
Божия сравнивается с воронкой, возникает
образ некой бездны, из которой
выбраться своими силами уже невозможно.
Здесь вновь проявляется
Родина! Исток и устье!
Радость! Снова пахнет Русью!
Просияйте, очи тусклые!
Веселися, сердце русское!
Царь и Бог! Для ради празднику -
Отпустите Стеньку Разина![3]
В стихотворении «Петру» Цветаева делает своего рода экскурс в историю Царской фамилии. Поняв, что есть истинный Монархизм, она теперь видит и корень зла, почему случилась революция, почему был низвергнут трон. Это – реформы Петра Первого:
Ты под котел кипящий этот -
Сам подложил углей!
Родоначальник - ты - Советов,
Ревнитель Ассамблей!
Кипящий котел отсылает нас к довольно явному архетипическому топосу – аду. Цветаева говорит, что Петр работал «бесам на торжество». По сути, в понимании Цветаевой, сам Петр явился первым «цареборцем», поскольку не сохранил завета отца, завета Дома Романовых об удержании истинного Православного Царства.
Родоначальник - ты - развалин,
Тобой - скиты горят!
Здесь возникает образ антихриста, который был расхожим во время правления Петра Первого, особенно среди старообрядцев и ревнителей Православной веры. В бытийном смысловом контексте Революция, по Цветаевой, это не столько классовая борьба, сколько вечная борьба Добра и Зла, Чёрного и Белого, Христа и Антихриста, созидательного и разрушительного начал [6]. Петр показан как разрушитель, что нехарактерно для Помазанника, который должен созидать и направлять ко благочестию. В данном стихотворении Цветаева винит Петра Первого в убийстве его потомка – Царя Николая Второго:
Соль высолил, измылил мыльце -
Ты, Государь-кустарь!
Державного однофамильца
Кровь на тебе, бунтарь!
Итак, теперь сама Цветаева восстает против «цареборчества» и тех, кто способствовал его развитию, даже если таковой оказывался Царем [10].
Одно из завершающих стихотворений "Лебединого стана" ("Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь...") описывает земное противоборство, в котором столкнулись люди одной плоти и крови, как величайшую национальную трагедию - братоубийственную бойню сыновей одной матери - Руси, для которой цвет их не важен:
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила [9].
Заканчивается цикл «плачем Ярославны», где боль за Росси и боль о том, что претерпела сама Цветаева смешивается и больше неразличима... Но:
С пеной у рта пляшет, не догнав,
Красная погоня! [10]
Стихи
"Лебединого стана" пронизаны
чувством страдания за Родину - не только
за гибнущую Белую Россию, за Царя, за
добровольцев, за попираемое благородство
прежних поколений, но мы видим в них и
последующих за "Лебединым станом"
стихами и благородное сострадание к павшему
врагу, и материнскую жалость к погибающим
русским людям, сражающимся на стороне
большевиков. Поэт Марина Цветаева - всегда
на стороне поверженного, ее жалость и
милосердие всегда сильнее ненависти
и гордости [9].
Цветопись в стихотворном сборнике М.И. Цветаевой «Лебединый стан»
Мастерски использовала поэтесса цветопись. Для цикла стихотворений « стан» характерно употребление 3-х основных цветов в их прямом и переносном значении.
Эта закономерность уходит корнями в глубокую древность. Но поэтесса, используя общеязыковые значения слов, переосмысляет их. Придаёт словам белый и красный также политическое значение. Белый цвет, как символ контрреволюционного движения, связанный с понятием чистоты, правды, справедливости, добра, света, святости. Красный цвет, как символ революции, бунта, связан с кровью, но в то же время является символом царской власти (пурпур царей). Чёрный цвет, как символ несправедливости, тьмы, зла. Цветообозначения употребляются: белый-35 раз, красный-33, чёрный-23раза. Самая употребительная группа обозначений белого цвета.
В своих политических стихах, составляющих книгу «Лебединый стан»М.И. Цветаева прославляет Белое движение, с горечью пишет о развязанном с обеих сторон терроре.
/И справа,
и слева/Кровавые зевы,/И
/И справа, и слева,/И сзади, и прямо,/И красный, и белый:/- Мама!/
В
итоге страшного кровавого
Белым был - красным стал:/Кровь обагрила./Красным был - белым стал:/Смерть побелила./
Очень важно противопоставление в книге " Лебединый стан" белого и черного цветов. Как пишет Л.В.Зубова, это «универсальная для всех времён и культур оппозиция, предопределенная антонимическими свойствами данных цветовых слов в их переносных и символических значениях». Белый цвет в данном случае обозначает добро и справедливость (Был твой лик среди этих, тёмных/ До сиянья, до блеска – бел/ Раб худородный увидит - Расу: Чёрная кость - белую кость/ Где лебеди? - А лебеди ушли.-А вьроны? - А вьроны – остались).
Информация о работе Основные мотивы и образы в книге стихов М.И. Цветаевой «Лебединый стан»